Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: CV Международной научно-практической конференции «Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке» (Россия, г. Новосибирск, 25 сентября 2024 г.)

Наука: Философия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Жигалова Е.А. ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. CV междунар. науч.-практ. конф. № 9(97). – Новосибирск: СибАК, 2024. – С. 53-57.
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭКСТРЕМИЗМ И ТЕРРОРИЗМ КАК ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ

Жигалова Елена Алексеевна

канд. филос. наук, доц., Образовательное частное учреждение высшего образования «Московский инновационный университет»,

РФ, г. Москва

Наше постиндустриальное общество сегодня стоит перед лицом множества глобальных проблем, к которым обращена современная постнеклассическая наука. Среди них немаловажное место занимают проблемы экстремизма и терроризма, поскольку и экстремизм, и терроризм в любой из проявляющихся форм выступают одними из самых опасных общественно-политических явлений.

Именно с таких исходных посылок и начинается исследование обозначенных нами понятий: экстремизм и терроризм – и в политических, и в публицистических, и в научных кругах.

Безусловно, они являются также и предметом философского анализа. В первую очередь, как проблемы экзистенциального характера.

Экзистенциальные проблемы порождены конфронтацией человека с неизбежными данностями его существования в мире. Этими данностями являются свобода, судьба, смерть, одиночество, страх и бессмысленность. Они всегда подспудно присутствуют в нашей жизни, даже если суматоха и скорость повседневности мешают нам соприкоснуться с ними. Часто мы стремимся избежать такого соприкосновения, намеренно погружаясь в вереницу дел. Однако встреча с данностями бытия оказывается неизбежной в жизни каждого. Человек переживает свое существование, и экзистенциальные проблемы, связанные как раз с переживанием его существования, встают перед индивидом во всей своей остроте. И здесь не последнее место занимают всё те же экстремизм и терроризм. Они в своей способности увеличивать агрессию меняют фон существования человека, ломают комфортные условия его жизни, придают ключевым экзистенциалам негативный окрас и минорную тональность, а именно:

  • влияют на свободу человека быть самим собой, а точнее, ограничивают эту свободу;
  • трансформируют ощущение судьбы в убеждение фатальности;
  • актуализируют чувство одиночества перед лицом этой неизбежной фатальности;
  • направляют решимость человека в плоскость крайней непримиримости и аморальности;
  • деформируют смысл жизни, направляя его вектор на преодоление страха за эту жизнь;
  • гипертрофируют чувство страха и безысходности.

Причём представляется, что именно страх имеет наиболее рельефно выраженную сопряжённость с феноменами экстремизма и терроризма, т.к. страх - это внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием. А именно бедствиями и грозят обществу экстремизм (осуществляющий насилие или призывающий к нему) и терроризм (нацеленный на акты массового устрашения).

Всё это указывает на непосредственную связь экстремизма и терроризма, во-первых, между собой, а во-вторых, - каждого из них с иными сопряжёнными понятиями (радикализм, фанатизм, фундаментализм), на которых следует остановиться более подробно – в контексте поставленной выше цели полноценно определить, что есть экстремизм и что есть терроризм.

Итак, мы выяснили, что и экстремизм, и терроризм – это социальные явления, проявляющиеся, как правило, в политике через агрессию, устрашение, насилие и пр. Созвучными с ними по смыслу оказывается ещё целая цепочка феноменов, которые вплетены в контекст экстремистско-террористической деятельности. К ним относятся: крайние фанатизм, фундаментализм и радикализм. У них мы видим определённую взаимосвязь, которая угадывается даже на уровне обыденного мышления. При этом, несомненным является и то, что каждое из них имеет свою специфику, занимает своё особое место в жизни общества. Более или менее чёткое понимание их общих и отличительных черт показывает нам более глубокий теоретический смысл и практическое значение каждого из этих явлений.

Начнём с экстремизма, который понимается как приверженность к крайним взглядам и мерам. Но если это взгляды и меры, то, следовательно, экстремизм проявляется и в теории и в практике. Это первое, на что хотелось бы обратить внимание в данном определении.

Второй момент касается того, что приверженность крайним позициям, превышение меры в русском языке ещё называется и радикализмом, от латинского слова «radix»- «корень». Для того чтобы чётко разделять понятия экстремизм и радикализм, надо всё-таки латинское «extremus» переводить как крайний в смысле наивысший (точка экстремум в математике), и тогда мы сможем чётко отличать его от «radix» - крайность в смысле стойкость, твёрдость. Если мы говорим о взглядах, принципах, а также – действиях, поступках, то экстремистскими мы их называем, говоря о крайности в её количественном измерении, а радикальными – в измерении качественном. Причём сам радикализм мы понимаем, как крайность, предельную агрессивность в идеологии и чрезвычайную решительность в действиях, которые направлены на коренное изменение существующих социальных условий.

Причём, обратим внимание ещё на одну деталь: крайность позиций может проявляться также в стремлении максимально сохранить исходный порядок вещей. И тогда мы говорим уже не о радикализме, а о фундаментализме.

Фундаментализм в строгом смысле слова – это «возвращения к истокам» и чаще всего он определяется как общественные идеологические религиозные движения, провозглашающие приверженность исходным принципам, ценностям, идеям, учениям, доктринам; требующее восстановить их первоначальную чистоту. То есть, фундаментализм выступает за сохранение традиционных основ общественно-политических порядков и означает приверженность неизменности традиционных политических целей и доктрин. Но в случае упрощения идеалов и бескомпромиссности фундаментализм – это одно из идеологических оснований радикализма, который, в свою очередь, связан с экстремизмом. Следовательно, крайний фундаментализм и экстремизм взаимосвязаны. Кроме того, экстремизм можно рассматривать и в качестве следствия крайнего фундаментализма, т.к. в своих крайних формах фундаментализм проявляется как экстремизм (к примеру: экстремизм религиозный – это стремление переустроить мир в соответствии с религиозными крайне фундаменталистскими идеями на основе приверженности адептов к крайним взглядам и мерам через их религиозные убеждения).

Третий момент, который следует разобрать, это оценочная сторона понятия «экстремизм».  Если следовать смыслу дословной интерпретации определения, то экстремизм как проявление крайности может иметь как положительное, так отрицательное значение. И не только с позиций дилеммы: «что одному хорошо, другому может быть плохо», но и с точки зрения общечеловеческих ценностей:

- с одной стороны, доведение до предела возможного творческих способностей, установление рекордов в спорте, развитие абсолютного чувства прекрасного, жертвенности, сверхактивности, совершение подвигов, наконец;

 - а с другой -  насилие, терроризм, вандализм и т.п.

Как же понимать в таком случае экстремизм? Является ли он жизненно необходимым обществу феноменом?

Здесь следует обратить внимание на то, что оценочная сторона экстремизма имеет все-таки негативный акцент, в отличие, например, от термина «экстремальный». Именно экстремальность может проявляться и добре, и зле, и в прекрасном, и в безобразном. А термином экстремизм мы обозначаем, как правило, негативную экстремальность.

Далее, для того чтобы полнее уяснить сущность экстремизма, необходимо также сопоставить его с крайним фанатизмом, с которым его нередко даже отождествляют. Но с тем, что они тождественны, всё-таки нельзя согласиться.  Фанатизм, как правило, нацелен на радикальное преобразование существующего общества в соответствии со своей идеологической установкой. И в этом он становится ближе радикализму, а не экстремизму, и только через посредство именно радикализма мы можем связать крайний фанатизм и экстремизм, т.к. идеологической основой последнего зачастую выступает традиционная идеология, которая принимает радикальную форму.

Но более близкую связь крайний фанатизм и экстремизм проявляют через терроризм. И крайний фанатизм, и экстремизм склонны к использованию чрезвычайных, насильственных, угрожающих и разрушительных действий, то есть - к террористическим актам.

Итак, теперь мы можем в одной дефиниции связать все обозначенные выше понятия. Сделаем это на основе определения феномена экстремизма, который предлагается понимать, как приверженность к максималистски выраженным фанатичным и фундаменталистским взглядам и предельно исступлённым методам их реализации, проявляющуюся в негативных для общества формах терроризма и радикализма.

Полагаем, что данное определение представляется достаточно емким и рельефным, так как оно отражает суть экстремизма, притом, что: радикализм мы понимаем как стойкость и непримиримость (близкие к фундаментализму), а фанатизм (от французского слова «fanatisme» и от латинского «fanaticus» – «исступлённый») - как доведённую до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям, убеждениям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам, что в крайних формах имеет практическое продолжение в терроризме.

При этом терроризм как явление, связанное с насилием, угрожающее жизни и здоровью граждан, можно представить в качестве крайнего проявления экстремизма, когда используются, как правило, акции массового устрашения и демонстративного насилия - с человеческими жертвами и крупномасшабными разрушениями материальных объектов.

 

Список литературы:

  1. Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания // Собр. Соч.: В 4-х т. – Т. 1 – М.: Московский клуб, 1992. – 155 с.
  2. Бердяев Н. О назначении человека.- М.: Республика, 1993.- 383 с.
  3. Волков В. Экстремизм «левый» или «исламский»? //  URL: www.library.rin.ru (дата обращения: 20.09.2024).
  4. Гушер А.И., Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества //  URL: http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html (дата обращения: 15.09.2024).
  5. Добродеев А. Экстремизм как социально-философское явление //  URL: http://www.pobeda.ru/content/view/5472/21 (дата обращения: 17.09.2024).
  6. Камю А. Бунтующий человек.- М.: Издательство политической литературы, 1990. - 415 с.
  7. Конышев В. Вопросы безопасности – под особым контролем// URL: http://www.tumentoday.ru (дата обращения: 15.09.2024).
  8. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг. – М.: Феникс, 1998. – 416 с.
  9. Онлайн энциклопедия// URL: http://www.krugosvet.ru/node/39844 (дата обращения: 03.05.2012).
  10. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989.  - С. 319-344.
  11. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме // Время и бытие. М., 1993. – 315 с.
  12. Экстремизм как социальный и культурный феномен // URL:http://www.shakhty.su (дата обращения: 12.09.2024).
Удалить статью(вывести сообщение вместо статьи): 
Проголосовать за статью
Идет обсуждение
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.