Статья опубликована в рамках: VII-VIII Международной научно-практической конференции «Естественные науки и медицина: теория и практика» (Россия, г. Новосибирск, 13 марта 2019 г.)
Наука: Медицина
Секция: Технология получения лекарств
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
К ВОПРОСУ О ПРИГОТОВЛЕНИИ ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ
QUESTION ABOUT THE PREPARATION OF HOMEOPATHIC MEDICINES
А.M. Kleiman
PhD, research and production company JSC "PRIZ»
Russia, Moscow
АННОТАЦИЯ
Рассмотрена процедура приготовления гомеопатических препаратов на основе органических соединений по методу Корсакова. Показано, что при приготовлении таких препаратов происходит деструкция макромолекул активного вещества. По мере увеличения числа разведений суммарная молекулярной массы продуктов деструкции в препарате быстро уменьшается до постоянного значения, что соответствует максимальному число возможных разведений препарата. Поэтому, метод Корсакова не может применяться для приготовления препаратов с той высокой степенью гомеопатических разведений, которую указывают изготовители.
ABSTRACT
The procedure of preparation of homeopathic preparations based on organic compounds by the Korsakov method is considered. It`s shown, that the destruction of macromolecules of the active substance occurs in the preparation of such drugs. As the number of dilutions increases, the total molecular weight of the decomposition products in the preparation rapidly decreases to a constant value, which corresponds to the maximum number of possible dilutions of the drug. Therefore, the Korsakov method cannot be used for the preparation of drugs with a high degree of homeopathic dilutions, as indicated by manufacturers.
Ключевые слова: гомеопатия, метод Корсакова, органика, максимальное число разведений.
Keywords: homeopathy, Korsakov's method, organics, maximum number of dilutions.
Начиная с 1796 г., когда немецкий врач Самуэль Ганеман (Hahnemann) изобрёл гомеопатию и до наших дней врачи и фармацевты всего мира ищут объяснение этому феномену, суть которого формулируется следующим образом: если вещество в больших количествах способно вызывать те или иные симптомы, то в мизерных количествах, миллионных и даже намного меньших долях миллиграмма, это вещество сможет излечить такие симптомы. Рассмотрим, что может остаться в гомеопатической крупинке от действующего вещества, после разведения его в неисчислимое число раз с точки зрения классической науки.
Основные элементы технологии приготовления гомеопатических препаратов включают, как правило, следующие признаки: многократное последовательное разведение (потенцирование) активного компонента; интенсивная гомогенизация (динамизация) препарата после каждого разведения; использование для разведения чистой холодной воды; использование для разведения стеклянной посуды, увеличение числа разведений для повышения эффективности препарата.
В гомеопатии используют два метода разведения активного вещества: метод Ганемана и метод Корсакова. По Ганеману каждое разведение препарата готовится в новом чистом флаконе. При этом нужно подготовить столько чистых флаконов, сколько разведений нужно сделать. По Корсакову препарат готовят в одном стеклянном флаконе. Считается, что на стенках стеклянного флакона после его опорожнения всегда остается капля равная 1/100 от объёма раствора, поэтому для разведения вещества в 100 раз нужно вылить исходный раствор из сосуда и вновь наполнять его нейтральным растворителем. В гомеопатии применяются «десятичные» (1:10) и «сотенные» (1:100) разведения, обозначаемые, латинскими буквами - Х или D - для десятичных и C - для сотенных разведений. Буква К - обозначает разведения по методу Корсакова, буква Н – разведения по методу Ганемана. Число разведений при этом обозначается цифрой перед символом разведения [1].
Сырье для производства гомеопатических препаратов включает огромное разнообразие природных веществ: сюда входят растения, грибы, минералы, выделения змей, живые организмы и животные. Порядка 30-35 % гомеопатических препаратов изготавливаются – из минеральных веществ, около 50% из растений, и примерно 15-20 % – из сырья животного происхождения. То есть большинство препаратов готовят из природных высокомолекулярных соединений (ВМС), к числу которых, в первую очередь, относятся белки, крахмал, глюкоза и целлюлоза.
Считается, что наиболее эффективно назначение препарата в максимально высокой потенции. Если у врача отсутствует возможность назначить препарат в высокой потенции, то в такой ситуации используют этот же препарат в низкой потенции, но частыми приёмами и в большей дозе. Однако при тяжёлых заболеваниях это не тождественное лечение, где необходимы именно высокие потенции. Естественно, что для высокой степени разведения наиболее технологичным является метод Корсакова разведения лекарственного вещества в одном флаконе.
При разведении препарата по Корсакову в чистую стеклянную пробирку пипеткой вводят 1 каплю экстракта лекарственного органического вещества и 99 капель чистой холодной воды. Интенсивно взбалтывают вверх-вниз содержимое пробирки и, таким образом, получают 1 % разведение (1:100) лекарственного препарата, обозначаемое 1СК, затем содержимое пробирки выливают. На стенках пробирки остаётся 1/100 препарата 1СК. Добавляют в пробирку 99 капель чистой холодной воды, взбалтывают содержимое пробирки и, таким образом, получают 0,01% разведение 1:10000 лекарственного вещества, обозначаемое 2СК. Многократно повторяют разведения и потенцирование до той конечной потенции (концентрации) лекарственного вещества, которая обозначается на готовом препарате. Для приготовления гомеопатического препарата в твердой лекарственной форме гранулы-крупинки чистого тростникового сахара высшего качества пропитывают до насыщения потенцированным раствором [2].
В 1991 г. доктор Ж. Буарон (компания «БУАРОН» (Франция) в своём докладе на III Конгрессе Международной медицинской гомеопатической организации сделал сенсационное заявление [2], которое, по непонятным причинам, осталось без особого внимания научного сообщества. Как было обнаружено с использованием разведения радиоактивного изотопа, молекулы исходного высокомолекулярного соединения выявляются до 9-го разведения по Ганеману, а в последующих разведениях их уже нет. Вместе с тем, с использованием того же метода доказано, что в разведениях по Корсакову молекулы исходного вещества обнаруживаются после 2000-го разведения. Таким образом, разведения, приготовленные одним и другим способом, абсолютно разные.
Исследования компании БУАРОН» не дали ответ на вопрос, как следы высокомолекулярных соединений могли оказаться в препарате 2000СК, если число Авагадро NА=6,022х1023 моль-1 и, следовательно, после 12-го сотенного разведения во флаконе ничего от активного вещества остаться не может. Эзотерические гипотезы про энергоинформационные взаимодействия, эффект памяти воды, якобы осуществляющей передачу биологической информации, и духовные силы вещества после исчезновения в препарате его последней материальной части – молекулы, необходимо сразу отвергнуть, как антинаучные. Поэтому далее, переходим к обсуждению, что же на самом деле обнаружили в компании «Буарон», и действительно ли нужно и возможно большое количество разведений, чтобы получить препарат с требуемыми свойствами.
Поскольку один из постулатов приготовления препаратов по Карсакову - использование для разведения стеклянной посуды, рассмотрим, что происходит на поверхности стекла в процессе приготовления препарата. У фармацевтов есть поговорка: стекло «помнит», что в нём было. Действительно, в природе практически нет стекла, которое в той или иной степени не реагировало бы с водой, которая проникает в структуру стекла, тем самым формируя пленку, которая обычно имеет несколько слоев молекул воды вместе с содержащимися в ней органическими молекулами или частицами активного вещества [4]. В процессе адсорбции, на стекле всегда и самопроизвольно на границе раздела твёрдой фазы и жидкости происходит увеличение концентрации содержащегося в жидкости органического вещества, которое удерживается силами адгезии [5].
Следующий постулат гомеопатии - интенсивная гомогенизация (динамизация) препарата после каждого разведения, путём многократного встряхивания сосуда. Таким образом, всегда в процессе приготовления препарата слой адгезива на стекле подвергается действию сил, возникающих в результате перемешивания жидкости внутри пробирки при её многократном интенсивном взбалтывании. Прочность адгезии настолько высока, что при механическом воздействии процесс разрыва протекает не по границе раздела фаз, а внутри адгезива. Дело в том, что макромолекулы ВМС обычно имеют линейное, нитевидное строение. Так, например, длина молекулы целлюлозы (C6H10O5)n, которая является одним из основных компонентов клеточных стенок растений, например, может достигать 400-500 нм, в то время как в поперечнике ее размер составляет всего 0,3-0,5 нм. Адсорбция макромолекул ВМС, которые имеют множественные контакты с основой, является необратимой. Необратимость разъясняется многоточечностью закрепления многих секторов макромолекулы на жесткой поверхности. Энергия физической связи каждого такого адсорбционного контакта составляет от 8,4 до 12,5 кДж/моль, и при большом числе контактов общая энергия связи макромолекул становится соизмеримой с энергией химической связи, которая в зависимости от вида частиц, образующих химическую связь, характера взаимодействия между ними, кратности связи начинается уже с 8-10 кДж/моль. Потому сорвать такие молекулы в поток холодной водой практически невозможно. Их можно только деструктировать.
Механохимическая деструкция макромолекул высокомолекулярных соединений, протекает под действием постоянных и переменных механических нагрузок в процессе динамизации препарата. В результате, механические воздействия приводят к расщеплению цепных молекул, оказавшихся в зоне концентрации внутремолекулярных напряжений [6]. Первая стадия этой деструкции – разрыв цепи макромолекул под действием напряжений. Далее происходит распад макромолекул с образованием макрорадикалов. Прирост числа макрорадикалов Х в системе совпадает с количеством связей, разорванных на данный промежуток времени t:
Х=NА/m (1/Рt – 1/Р0),
где: NА – число Авогадро, m – мол. масса звена, Р0 и Рt – среднечисловая степень полимеризации до начала процесса и в момент времени t.
Всегда при снижении степени полимеризации скорость деструкции падает практически до нуля, что является следствием существования предела деструкции Р∞ - минимальной степени полимеризации, при достижении которой механическая деструкция резко замедляется или прекращается совсем. Значение Р∞ зависит от интенсивности подвода энергии и условий деструкции, то есть от числа последовательных разведений (потенцирования) и интенсивности гомогенизации (динамизации) препарата после каждого разведения. Процесс, как правило, протекает до определенного предела макромолекулярного уровня, вплоть до мономера, когда выход продуктов деструкции и их молекулярная масса имеют постоянные значения, и определяются химической природой органического вещества, вне зависимости от того продолжается процесс деструкции при потенцировании препарата или нет.
При приготовлении гомеопатического препарата, когда все вещества с непрочными связями со стенками пробирки будут вымыты и слиты, именно эти осколки ВМС будут насыщать омывающую их жидкость на очередных этапах потенцирования. Но молекула - это последний материальный объект, сохраняющий свойства вещества. Поэтому исходный постулат гомеопатии – минимизация количества вещества, вызывающего негативные симптомы для лечения этих симптомов, касательно приготовления препаратов из органического сырья по методу Корсакова работает до определённого предела. Осколки молекул исходного вещества не обладают свойствами этого вещества.
Почему же учёным из компании «Буарон» с помощью меченого атома удалось обнаружить следы органики после многих сотен разведений. Ведь на какой-то стадии разведения должна была быть смыта последняя молекула? Ответ на этот вопрос связан с одним из основных правил приготовления гомеопатических препаратов - использование для разведения холодной воды. Дело в том, для того чтобы окончательно удалить адгезионный слой на стекле, нужно нагреть стекло выше 2000С. И желательно, также, использовать для этих целей поверхностно-активные вещества, то есть моющие средства. Холодной водой очистить стекло от органических загрязнений невозможно. В связи с этим возникает ещё один вопрос: сколько раз можно разводить препарат?
В аналитической химии существует два понятия разбавление и разведение, близость которых приводит иногда к путанице. При разбавлении исходного вещества в растворе добавлением растворителя сохраняется количество исходного вещества независимо от числа стадий разбавления. В отличие от разбавления при разведении количество исходного вещества после каждой стадии последовательного разведения уменьшается. Если после очередного этапа разведения количество исходного вещества перестаёт уменьшаться, то это означает, что дальнейшее его разведение невозможно. Как было сказано выше, на определённом этапе разведений наступает момент, когда молекулярный вес брутто осколков исходных макромолекул в препарате стабилизируется. Следовательно, при дальнейших попытках его разведения, когда концентрация приготавливаемых препаратов перестаёт меняться, процесс разведения невозможен, по определению.
Анализ состава продуктов деградации и определение массы брутто продуктов деградации высокомолекулярных соединений возможен с использованием целого ряда современных приборов, в том числе, оснащенного УФ-лазером масс-спектрометра Microflex (Bruker Daltonics, Германия), предназначенном для получения информации о молекулярных весах молекул, присутствовавших в анализируемой смеси [7]. Методика такого исследования не представляет большой сложности. В качестве примера рассмотрим приготовление препарата Юниперус сабина (Juniperus sabina) - можжевельник казацкий, сырьём для изготовления которого служат молодые верхушки ветвей можжевельника [8]. Основным органическим соединением в составе такого препарата растительного происхождения является целлюлоза. В стерильном стеклянном флаконе нужно развести 1 часть активного вещества 99 частями чистой холодной воды, с последующим многократным встряхиванием вверх-вниз. Содержимое флакона слить в стерильный медицинский контейнер № 1 для взятия проб. Аналогичным образом приготовить препараты 2СK, 3СK и так далее до 10СК, последовательно наполняя один и тот же флакон 99 частями воды и выливая содержимое пробирки после встряхивания вверх-вниз в соответствующий медицинский контейнер №2, №3 и так далее. Все образцы проб будут исследованы методом масс-спектрометрии для получения информации о молекулярных весах высокомолекулярных соединений, присутствовавших в анализируемой смеси. Проба № 1 возможно насыщена взвесями мелкодисперсных частиц, фрагментами макромолекул различной природы и не имеющими прочной адгезионной связи со стеклом, поэтому значением молекулярной массы фрагментов макромолекул целлюлозы в этой пробе пренебрегаем. Если проба № 2 – показывает, что препарат 2СК насыщен, например, продуктами деструкции целлюлозы: левоглюкозан, 3-дезоксилевоглюкозенон и другими, то суммарную молекулярную массу обнаруженных фрагментов макромолекул лекарственного вещества в пробе № 2, принимаем за 100 %. Измеряя суммарную молекулярную массу фрагментов макромолекул лекарственного вещества в пробах 3 -10, оцениваем их в процентном отношении к пробе № 2. Допустим, что в пробе № 4 их 60 %, в остальных пробах приблизительно столько же. Следовательно, предельное число разведений препарата - 4СК, поскольку дальнейшие процедуры не меняют количество активного вещества в препарате, и, следовательно, и не являются его разведениями с точки зрения аналитической химии. По всей видимости 4-5 СК является пределом числа разведений органических соединений по методу Корсакова, и он не может применяться для приготовления гомеопатических препаратов с той высокой степенью разведения, которую указывают изготовители.
Заключение
Рассмотрен, обнаруженный компанией «БУАРОН», феномен наличия следов высокомолекулярных соединений (ВМС) в приготовленных по методу Корсакова гомеопатических препаратах на основе органического сырья после 2000 разведений. Показано, что при приготовлении таких препаратов на стенках стеклянного сосуда уже после первого разведения активного средства образуется несмываемый слой молекул ВМС, который деградирует на всех дальнейших стадиях разведения препарата с образованием продуктов деструкции ВМС. Число таких стадий практически не имеет ограничений, как и было отмечено в опытах компании «БУАРОН», однако по мере увеличения этого числа суммарная молекулярной массы продуктов деструкции в препарате быстро уменьшается до постоянного значения, что соответствует максимальному число возможных разведений препарата. Поэтому, метод Корсакова не может применяться для приготовления препаратов с той высокой степенью гомеопатических разведений, которую указывают изготовители.
Список литературы:
- Основы гомеопатической фармации: Учебник для студентов фармацевтических специальностей вузов / А. И. Тихонов, С. А. Тихонова, Т. Г. Ярных, В. А. Соболева и др.; Под ред. А. И. Тихонова. - Х.: Издательство НФАУ; Золотые страницы, 2002. - 574 с.
- Ж. Буарон «Несколько уточнений к разным типам гомеопатических разведений». Украинский гомеопатический журнал, Киев, 1992, 2, с. 47-51.
- Гомеопатические лекарственные средства, М., 1967, с. 25-28, перевод с немецкого В. Швабе, Руководство по изготовлению гомеопатических лекарств, 1950 г.
- Краткая химическая энциклопедия. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1967 г. т. IV, с. 1027-1029.
- Краткая химическая энциклопедия. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1967 г. т.I, с.41-48.
- Энциклопедия полимеров. М., Изд-во «Советская энциклопедия», 1974 г. т. 2, с. 217.
- Киреева Г.Х. и др. Масс-спектрометрия продуктов механохимической деградации макромолекул амилозы. ЖФХ. М.: Изд-во «Наука», 2011 г., т. 85, № 7, с. 1293-1295.
- Способ приготовления гомеопатических препаратов на основе органических соединений / Пат. 2679885 Рос. Федерация, МПК G01N33/15/; заявитель и патентообладатель Клейман А.М. – № 2018120188/04; заявл. 31.05.18; опубл. 14.02.19, Бюл. № 5.
дипломов
Оставить комментарий