Статья опубликована в рамках: XL Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 09 февраля 2015 г.)
Наука: Медицина
Секция: Токсикология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СУИЦИДОВ В ПРАКТИКЕ ТОКСИКОЛОГИЧКСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ
Хафизов Назир Хасанович
канд. мед. наук, доцент БГМУ, РФ, г. Уфа
E -mail : 151247@ mail . ru
Возовой Михаил Владимирович
врач-суицидолог токсикол. центра МБУЗ ГКБ № 21, РФ, г. Уфа
Загидуллин Шамиль Зарифович
д-р мед. наук, профессор. зав.каф БГМУ, РФ, г. Уфа
.
SOCIAL ASPECTS OF SUICIDES IN PRACTICE OF THE HEALTH-HAZARD UNIT
Khafizov Nazir
cand. med. Chief adjunkt, BGMU, Russia, UFA
Vosovoi Mikhail
handlekurv lege-suicidolog toksikol. sentrum MBUZ GKB nr 21, Russia, UFA
Zagidullin Shamil
dott. honey. Sciences, Professor. BSMU , Russia, UFA
АННОТАЦИЯ
В статье представлен высокий уровень смертности в Республике Башкортостан от внешних неестественных причин, к числу которых можно отнести травмы отравления, дорожно-транспортные происшествия и другие несчастные случаи. Россия является одним из лидеров по количеству самоубийств, где характерен невысокий суицидальный риск среди жителей столичных городов и его рост среди жителей в сельской местности
ABSTRACT
The article presents a high threshold of unnatural deaths, which included poisoning injury, motor vehicle accidents and other accidents. Russia is one of the leaders in terms of the number of suicides, which have low suicide risk among residents of the capital cities and its growth among residents in rural areas. The increase in the number of suicides among the villagers is characteristic only for the part of the regions.
Ключевые слова : смертность; травы; отравления; суицидальный риск.
Keywords: mortality; herb; poisoning; suicide risk.
В настоящее время рост числа самоубийств в нашей стране наблюдался с середины 60-х годов прошлого столетия. Данный рост способствовал тому, что в 80-е годы Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире по уровню самоубийства. Всемирная организация здравоохранения делит все страны по показателям уровня суицида на несколько категорий: с низким (до 10 чел.), средним (от 11 до 20) и с высоким (свыше 20 чел. на 100 тыс. нас.).
В конце прошлого столетия количество суицидов было запредельным: ежегодно совершали самоубийства от 40 до 60 тысяч человек. Хотя тенденция к омоложению самоубийств видна во всем мире, в России она проявилась в наибольшей степени.
Целью данной работы явился анализ суицидов в Республике Башкортостан по данным Львовой И.Н, а также изучение их социально-психологических аспектов по материалам республиканского токсикологического центра (ТЦ) на базе многопрофильной больницы МБУЗ ГКБ № 21.
В Российской Федерации за 2005—2010 гг. наблюдается постепенное снижение интенсивности самоубийств (с 32,2 на 100000 населения в 2005 г. до 23,4 в 2010 г.), причем это относится как к городскому (26,4—18,1), так и сельскому (47,9—38,2) населению.
При рассмотрении ситуации с самоубийствами в Республике Башкортостан (48,3 на 100 000 населения), входящей в Приволжский федеральный округ (34,8 на 100 000 населения) уровень самоубийств характеризуется как высокий.
Только две из всех областей в Приволжском федеральном округе имеют, согласно классификации ВОЗ, в некоторой степени невысокие показатели: Самарская область (k=9,8) и Ульяновская (k=15,1), в 2010 году к ним можно также добавить Нижегородскую область (k=19,2). В Башкортостане указанный ранее экспертами ВОЗ порог высокого значения суицидов даже после значительного падения в предыдущие несколько лет в 2010 году был превышен вдвое — k=40,0 (табл. 4).
Анализ, относимый к смертности населения в г. Уфе от самоубийств в 2010 г. (рис. 1) свидетельствует о том, что наиболее выраженный пик смертности наблюдался у лиц в возрасте 25—29 лет (15,6 на 100 000 населения) и 65—69 лет (13,7 на 100 000 населения).
Рисунок 1. Возрастные коэффициенты смертности от самоубийств по г. Уфе за 2010 г. (на 100 000 человек соответствующего возраста)
Гендерные особенности. Статистика свидетельствует о мужской сверх суицидальности — к самоубийству стремятся 4 мужчин и лишь одна женщина. Более низкий показатель случаев самоубийств у женщин объясняется тем, что они в связи с различными природными факторами и исторически сложившихся условий более привязаны к семье, в меньшей степени проявляют индивидуальность, и их жизнь более устойчива, чем жизнь мужчин. В Республике Башкортостан количество мужских самоубийств в общем соотношении составляет в среднем 87 %.
Возрастные особенности . Если в западных государствах число самоубийств начинает увеличиваться с увеличением возраста, то в России так же, как и в Республике Башкортостан, высоким является число самоубийств лиц, трудоспособного населения. Согласно республиканским данным, 80 % покончивших жизнь самоубийством связано с гражданами в период трудоспособного возраста.
Большое количество покушений на собственную жизнь относится к возрастной группе от 15 до 19 лет (19,7 %). Наибольшее количество суицидальных попыток отмечено у мужчин (31,9 %) в возрасте 20—29 лет, в то время для женщин характерен более молодой возраст — 15—19 лет (43,7 %). Наличие ссор с родителями, которые становятся довольно частой причиной попыток самоубийства у девушек, характерны раньше по времени для юношей. При этом средний возраст суицидентов среди женщин составил 23,2 ±3,7 года, а среди мужчин — 27,5±2,4 года, различие достоверно (р<0,05). Средний возраст девушек, суицид у которых возник в результате ссоры с родителями — 19,8±4,2 года, а у мужчин аналогичный показатель — 24,7±3,7 года.
Семейное положение . Анализ материалов опроса показал, что 49,0 % тех, кто покушался на жизнь, не были в браке (холостые, разведенные, вдовые), причем это характерно в большей степени для женщин, чем для мужчин. Так, женщин, не состоявших фактически в браке к моменту совершения суицида, было 61,2 %, а мужчин — 30,8 %.
Социальное положение инцидентов . Образовательный уровень женщин был несколько выше, чем у мужчин: число лиц с высшим и незаконченным высшим образованием среди женщин почти в три раза выше, чем среди мужчин, — 21,8 против 8,7 %.
Также нужно обратить внимание на высокое процентное значение в анализируемой группе неработающих (38,3 и 39,6 % в 2012 г., среди женщин и мужчин), а также учащихся школ, СПТУ, техникумов, вузов (29 % в 2011 и 22, % в 2012 г.).
В настоящее время, число лиц с аутоагрессивным поведением, как проявлением психической патологии, среди больных, поступивших в ТЦ не превышает 10 %, а среди суицидентов 23—25 %.
Говоря о лицах, пытавшихся кончить жизнь самоубийством в связи с имевшимся у них психическим заболеванием, необходимо отметить, что каждый девятый суицидент не состоял на учете у психиатра. Психиатрический диагноз у этой категории больных был впервые определен в отделении ОО.
Длительность предсуицидального периода . Установлено, что существует достоверная корреляционная связь между возрастом и длительностью пресуицидального периода (коэффициент корреляции г = + 0,68) у женщин в возрасте до 40 лет. Обдумывание возможности суицида в течение суток и в период до 3 дней более характерно для мужчин.
По результатам анкетирования, суицидальные намерения (точнее, «размышления о возможном суициде») высказывали только 7 % респондентов из числа получивших лечение в ТЦ и 4 % респондентов, опрошенных в отдаленном посттоксическом периоде. Однако доверительные беседы с больными после стабилизации их соматического состояния позволили выявить у 17 % больных суицидальные мысли и соответствующие намерения повторного суицида в ближайшее время, что требует активного психотерапевтического и психологического вмешательств 1,2).
Семейное положение. Более половины суицидентов не состояли в браке. В семье не жили 61,6 % лиц, покушавшихся на свою жизнь.
Список литературы:
1.Алтынбекова Г.И. ББк Р645.1 Реабилитационные возможности лиц с зависимостью от психоактивных веществ с точки зрения личностных и поведенческих паттернов. Сибирский вестник психиатрии — 2010 — № 4(61) — С. 29.
2.Амбрумова А.Г. Социальныеи клинико-психологические аспекты самоубийств в современном обществе /А.Г. Амбрумова, Л.И. Постовалова// Обозр. Психиатр.и мед. психол. — 1991. — № 1. — С. 26—38.
3.Андреева Е.Ю. Потери трудового потенциала России: анализ самоубийств в регионах России// Международная экономика. — 2006. — № 9. — С. 43—65
4.Львова И.Н Социодемографические признаки и особенности носителей суицидального поведения в Республике Башкортостан. (электронный журнал), № 2(10), 2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.sisp.nras.ru
дипломов
Оставить комментарий