Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2012 г.)

Наука: Медицина

Секция: Социология медицины

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Барковская А.Ю., Протащик Д.В. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В АСПЕКТЕ ТЕЛЕСНОСТИ // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО В АСПЕКТЕ ТЕЛЕСНОСТИ

Барковская Анна Юрьевна

к. ф. н., доцент, докторант ВолгГМУ, г. Волгоград

E-mail: anna_bark@mail.ru

Протащик Дина Владимировна

аспирант СЗГМУ им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург

 

Обозначив тему статьи как социальное неравенство в аспекте телесности, мы хотим заострить проблему реальных дискрими­национных практик и теоретизаций в отношении людей с инаковой телесностью (т. е. отличной от тела-канона), а именно людей с избыточной массой тела и ожирением. Выбранный нами аспект, безусловно, не является единственным, проблема неравенства в отношении телесности может быть рассмотрена для различных социальных, гендерных, возрастных, этнических групп, субкультур, с выявлением устойчивых стереотипов в сфере «телесного сознания». В самом общем виде социальное неравенство означает такую форму дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей. Социальное неравенство восприни­мается и переживается многими людьми (не только теми, кто имеет проблемы с избыточным весом) как проявление социальной и экономической несправедливости в отношении тучных людей.

Обращение к проблемам полных людей не случайно, поскольку лишний вес в настоящее время является эпидемией мирового масштаба. Приведем некоторые глобальные оценки Всемирной Организации Здравоохранения [4]:

· С 1980 г. число лиц во всем мире, страдающих ожирением более чем удвоилось.

· В 2008 г. 1,5 млрд. взрослых людей страдали от избыточного веса. Из этого числа свыше 500 млн. имели диагноз ожирение.

· В 2010 г. почти 43 млн. детей в возрасте до 5 лет имели избыточный вес.

За последнее десятилетие в России наблюдается рост социально-значимых заболеваний, к которым относятся и болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ. Среди них особое место занимает ожирение, так как половина взрослого населения имеют избыточную массу тела [2]. В связи с этим отмечен рост медицинской, экономической и социальной значимости проблемы ожирения. С медицинской точки зрения, ожирение является ведущим фактором риска артериальной гипертензии, ишемической болезни сердца, сахарного диабета 2 типа, значительным фактором риска смерти. Экономические аспекты избыточного веса обусловлены огромными финансовыми затратами на оказание лечебно-профилактической помощи данной категории больных, которые в развитых странах составляют до 10 % всех расходов на здраво­охранение. Избыточная масса тела служит фактором социальной дезадаптации и низкой самооценки, что в итоге снижает качество жизни, кроме того служит основанием для воспроизводства социального неравенства.

Избыточный вес и ожирение определяются как аномальные и излишние жировые отложения, которые могут нанести ущерб здоровью [4]. Стандартизированным показателем для оценки степени ожирения ВОЗ принят индекс массы тела (ИМТ), который разработан бельгийским социологом А. Кетле еще в 1869 г. и рассчитывается как отношение веса тела в килограммах к квадрату роста в метрах (кг/м2). При индексе более 25 вес считается избыточным, от 30 и более — следует говорить об ожирении.

Организация экономического содружества и развития стран (ОЭСР) представила последние данные по динамике распространения ожирения в мире. Согласно полученным данным, сейчас среди жителей наиболее развитых стран каждый второй человек страдает избыточным весом, а один из шести — ожирением. Возглавляют рейтинг США и Мексика. В этих странах лишний вес — примерно у 70 % граждан, а ожирением страдают более трети населения. Далее следуют такие страны, как Люксембург, Исландия, Чили, Ирландия, Канада, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия. Здесь число людей с лишним весом колеблется от 55 до 65 %, а доля людей страдающих ожирением — в диапазоне от 20 до 30 %. Что касается России, то у нас доля людей с лишним весом составляет 54 %, а с ожирением — 15 % [7].

На глобальном уровне избыточный вес и ожирение относятся к числу пяти основных факторов риска смерти и становятся причиной смерти 2,8 млн. взрослых, ежегодно. Кроме того, они служат причиной заболеваемости: сахарным диабетом 2 типа — 44 %, ишемической болезни сердца — 23 %, онкологическими заболеваниями от 7 до 41 % [4].

Полнота может быть по-разному воспринята самим человеком и окружающими и иметь разные последствия для участников взаимодействия в зависимости от культурных традиций и социаль­ных условий. Несмотря на то, что людей с избыточным весом становится все больше, в современном мире полнота не в моде. С. Гроган пишет: «В богатых западных обществах стройность обычно ассоциируется со счастьем, успехом, молодостью и привлека­тельностью. Чрезмерный вес связывается с ленью, недостатком воли и неспособностью к самоконтролю. Идеальное женское тело хрупкое, мужское — стройное и умеренно мускулистое» [11]. Избыточный вес связывается с отрицательными чертами личности: ленью, глупостью, плохим характером. В то же время, в не-западных культурах худоба продолжает рассматриваться как признак бедности и недостаточного питания, а к полным людям относятся более позитивно. Об этом свидетельствуют результаты опросов, проведенных в Японии и Кении [10].

Тело, прошедшее социализацию, перестает быть просто физическим телом, о нем нужно говорить как о социальной телесности. «Переход от тела как естественно природного к телес­ности как социально сконструированному феномену осуществляется на уровне движения в физическом пространстве и на уровне социального действия в социальном пространстве, определяясь социальным контекстом, культурной ситуацией», — справедливо полагают В.Н. Ярская и др. [8, с. 101]. Телесность определяется не как биологический организм, а как культурно-исторический и семио­тический феномен, т. е. определенный модус тела, своеобразный текст. Интерпретация тела как текста нередко имеет социальные последствия. По телу судят о важных качествах индивида и результаты такого прочтения оказывают влияние на формы социального и личностного взаимодействия, в которые оказывается вовлеченным данный человек. Тело, приближающееся к существующим в данном социокультурном поле эталонам, привлекает, вызывает симпатию, восхищение, стимулирует сближение. И наоборот, тело, противо­речащее этим эталонам, вызывает реакцию отталкивания, желание дистанцироваться, по крайней мере физически, провоцирует злые насмешки. Полные люди встречаются с большим числом негативных стереотипов, чем стройные. Люди с избыточным весом испытывают затруднения не только в поиске сексуальных и брачных партнеров, но и при трудоустройстве, а ряд профессий, в которых параметры тела близки к эталонным, становятся попросту не доступными (телеведущие, модели). Полные люди встречают больше трудностей при приеме в престижные учебные заведения, клубы, на высоко­оплачиваемую работу, при найме жилья, на них не ориентирована индустрия моды, да и потребительский сектор слабо учитывает их потребности.

Социокультурная перспектива анализа устанавливает, что полнотав большинстве случаев производится обществом, стимулируется факторами современного образ жизни: неправильное, зачастую высококалорийное питание и употребление в пищу ненатуральных продуктов, малоподвижный образ жизни (гиподинамия), предубеж­дения профессиональных оценок, неудачная социализация, противоре­чивые нормы и ценности. Многие исследования доказывают и роль генетической предрасположенности — при наличии ожирения у обоих родителей, дети страдают им в 80 % случаев. Можно утверждать, что телесность социально сконструирована, связана с исторически меняющимся контекстом производства и потребления.

Ярлыки — полный, толстый, тучный, жирный (с определенным диапазоном политкорректности) — может приклеить человеку конкретная социокультурная система, в которой данное состояние принято считать отклонением от нормы. Но еще большую проблему представляет, как отмечает Е.Р. Ярская-Смирнова, закрепление в современной повседневности стереотипа идентификации индивида с типом личности, в соотнесении с телом-каноном, которое становится базовым для формирования дискриминационных практик [9, с. 49]. Рассмотрим некоторые из них, а именно: дополнительная плата за авиаперелеты, повышенная медицинская страховка, дополни­тельные налоги, штрафы и увольнения за избыточный вес.

В настоящее время плату за лишний вес с тучных клиентов уже берут индонезийские авиаперевозчики, британская компания Virgin Atlantic, Southwest Airlines США требуют полных пассажиров приобретать сразу два места. Авиакомпания Air France пока только предлагает взимать с толстых пассажиров помимо оплаты за основное место еще и 75 % стоимости дополнительного места. «Чем больше весит пассажир, тем больше топлива необходимо на его перевозку, — полагает бывший высокопоставленный сотрудник австралийской авиакомпании Qantas Т. Уэббер. — В этих условиях логично, что те, кто страдает лишним весом, должен заплатить больше за авиабилет». C ним в полемику вступает глава Австралийского общества по изучению ожирения Т. Гилл: «Заставлять полных людей платить за лишний вес — нечестно. Он и так доставляет немало хлопот. Зачем же заставлять полных людей чувствовать себя изгоями» [1].

Вынужденные дополнительные расходы ожидают полных людей также и в сфере здравоохранения. С инициативой поднять цены на медицинскую страховку для полных людей выступила швейцарская страховая компания Swiss Re, одна из ведущих в мире, которая рекомендует коллегам поднимать стоимость страховки в зависимости от веса клиента [6]. Аргументы просты, подвергая свое здоровье риску, полные люди должны нести сами за него ответственность, однако данный подход не учитывает, так называемое, вторичное ожирение, вызванное другими заболеваниями, в том числе эндокринными.

Шведский политик С. Хана изложил концепцию повышенной справедливости социума [5], в которой предлагает ввести для толстых людей повышенный налог. Объясняется это тем, что диагноз ожирение предполагает дополнительные медицинские услуги в связи большим количеством сопутствующих заболеваний. В настоящее время в Швеции идет дискуссия о целесообразности претворения в жизнь новой социальной доктрины.

В Британии власти решили штрафовать и увольнять полисменов за лишний вес и плохую физическую форму. Например, в Лондоне среди полицейских-мужчин более половины чересчур упитанны, 22 % страдают ожирением, а у 1 % ожирение носит «болезненный» характер [3].

Таким образом, символическая классификация людей относи­тельно заданной нормы способствует реальному воспроизводству структурированного социального и экономического неравенства. Возникает вопрос: насколько оно справедливо? Соглашаясь с юристами и профсоюзами, нужно констатировать, что в отношении тучных людей имеет место нарушение прав человека, дискриминация, оскорбление личности и убытки граждан, связанные с дополни­тельными расходами. Американский теоретик Дж. Ролс сформули­ровал теорию справедливости как теорию честности, утверждая, что социальное и экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно приносит пользу тем, кто имеет наименьшие преимущества. Но о какой пользе для полных людей может идти речь, если они, обладая меньшими преимуществами, оказываются дискриминированы, причем не большинством, а во многих западных странах «худым» меньшинством и созданными социокультурными идеалами и нормами.

 

Список литературы:

  1. Авиакомпании заставляют тучных пассажиров доплачивать за каждый лишний килограмм. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.aviaport.ru/digest/2012/01/16/227972.html(дата обращения: 11.06.2012)
  2. Алексеева Н.С. Совершенствование организации медицинской помощи пациентам с избыточной массой тела и ожирением: диссертация ... кандидата медицинских наук: 14.00.33 Новокузнецк, 2009. 158 c.
  3. В Британии власти решили штрафовать и увольнять полисменов за лишний вес и плохую физическую форму. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.1tv.ru/news/world/201730(дата обращения: 14.06.2012).
  4. Ожирение и избыточный вес. Информационный бюллетень N°311. Март 2011 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs311/ru/(дата обращения: 13.06.2012).
  5. Политики Швеции выступают против толстых людей. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.novostimira.com.ua /news_4191.html(дата обращения: 11.06.2012).
  6. Проблема лишнего веса становится эпидемией мирового масштаба. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.bigsizelife.ru/ index.php?view=article&id=69 %3A2010-06-27-16-17-18&option=com_content&Itemid=67(дата обращения: 11.06.2012).
  7. Россия попала в рейтинг самых «толстых» стран. 02.10.2010 [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=396604 (дата обращения: 13.06.2012).
  8. Ярская В.Н., Яковлев Л.С., Печенкин В.В., Ежов О.Н. Пространство и время социальных изменений. Саратов, 2003. [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://ecsocman.hse.ru/data/337/685/1219/ 2_razdel_yarskaya_so_str..pdf(дата обращения: 18.04.2012).
  9. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов, 1997.
  10. Furnham A., Alibhai N. Cross-cultural differences in the perception of male and female body shapes // Psychological Medicine. — 1983. — Vol. 13. — P. 829—837; Iwawaki S., Lerner R.M. Cross-cultural analysis of body-behavior relations // Psychologia. — 1974. — Vol. 17. — P. 75-81.
  11. Grogan S. Body image: Understanding body dissatisfaction in men, women and children.1999.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.