Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XII Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 05 ноября 2012 г.)

Наука: Медицина

Секция: Кардиология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аникин В.В., Изварина О.А. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ У ЖЕНЩИН В КЛИМАКТЕРИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТОНИИ У ЖЕНЩИН В КЛИМАКТЕРИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ

Аникин Виктор Васильевич

д-р мед. наук, профессор ТГМА, г. Тверь

Изварина Ольга Анатольевна

канд. мед. наук, ассистент ТГМА, г. Тверь

E-mail: propedeo_tsma@mail.ru

 

Климактерический период является физиологическим моментом в жизни женщины, во время которого происходит гормональная перестройка организма и переход от репродуктивной фазы к непродуктивной [2, с. 9]. Женские половые гормоны, преиму­щественно эстрогены, обуславливают не только формирование и регуляцию менструальной и детородной функции, но и влияют на все системы человека, в том числе на сердечно-сосудистую. В результате дефицита эстрогенов снижается их кардиопротективное действие, что приводит к нарушениям липидного и углеводного обмена, гиперкоагуляции, гиперсимпатикотонии и эндотелиальной дисфункции, а также изменениям в психоэмоциональной сфере. В связи с этим у женщин в климактерическом периоде часто возникает артериальная гипертония (АГ), общесоматические и кардиогемо­динамические проявления которой снижают как качество, так и продолжительность жизни больных [1, с. 32, 3, с. 12, 4, с. 994].

Для изучения клинико-функциональных и психологических особенностей АГ при климаксе было проведено комплексное обследование 154 женщин, 118 из которых (средний возраст 49,4±5,2 года) имели АГ 1—3 степени, а у 36 климакс протекал без АГ (средний возраст 48,1±2,6 года). Все обследованные были разделены на группы: 1-я группа представлена 58 женщинами с АГ в пременопаузе, 2-я — 60 женщинами с АГ в постменопаузе, 3 и 4 группы — лицами без АГ в пременопаузе (n=19) и в постмено­паузе (n=17). Наряду с углубленным клиническим обследованием, у всех женщин оценивалась выраженность климактерического синдрома (КС) с помощью общепринятого в клинической практике менопаузального индекса Куппермана (в модификации Е.В. Уваровой). Наличие и степень АГ, а также особенности имеющихся нарушений сердечного ритма подтверждались при суточном мониторировании ЭКГ и АД (аппарат Кардиотехника-04-АД фирмы «Инкарт», Санкт-Петербург). Анализировались детали аритмического синдрома, средние значения систолического (САД) и диастолического (ДАД) артериального давления, степень его ночного снижения (СНС), скорость (СУП) и величина (ВУП) утреннего подъема АД. Изучение особенностей вегетативного статуса проводилось при регистрации ритмограммы и ее временном и спектральном анализе с расчетом стандартных показателей. При исследовании психологического статуса использовались методики ЛОБИ, СМОЛ, госпитальная шкала тревоги и депрессии (HADS).

Установлено, что симптомы климактерического синдрома выявлялись у 86,4 % женщин с АГ и 63,8 % — без АГ (p<0,05). Из представленных в таблице 1 данных следует, что нейровеге­тативные и обменно-эндокринные проявления КС оказались не только наиболее выраженными у лиц с АГ, но и заметно нарастали в постменопаузе. В свою очередь характер изменений психо-эмоциональных нарушений, в большей мере отражающих степень личностной дезадаптации больных, свидетельствовал, что переход к постменопаузе сопровождается некоторой стабилизацией психо-эмоциональных расстройств.

Таблица 1.

Средний балл модифицированного менопаузального индекса у женщин в разных группах (M±m)

Вид нарушений

Модифицированный менопаузальный индекс

Женщины с АГ

Женщины без АГ

1 группа

премено­пауза

2 группа

постмено­пауза

3 группа

премено­пауза

4 группа

постмено­пауза

нейровегетативные

22,17±2,4

28,6±2,4*

18,21±2,7

24,63±2,2”

обменно-эндокринные

10,04±1,6

15,92±2,1*

3,82±0,7*

5,4±0,5”#

психо-эмоциональные

16,92±3,0

13,76±1,8

12,35±1,5

8,41±1,6”#

Общий балл ММИ

49,13±4,2

58,28±4,6*

34,38±3,5*

38,44±3,8”#

Примечание: * — p<0,05 по сравнению с 1 группой

# — p<0,05 по сравнению со 2 группой

” — p<0,05 по сравнению с 3 группой

Переход к постменопаузе сопровождался нарастанием степени АГ (рис. 1).

 

Рисунок 1. Выраженность артериальной гипертонии у женщин в разные фазы климакса (%).

Примечание: * — p<0,05 по сравнению с пременопаузой

 

Так, в постменопаузе отмечалось почти двукратное увеличение числа лиц с АГ 2 степени и трехкратное — с АГ 3 степени. Кроме того установлено достоверное нарастание уровня систолического АД у женщин в постменопаузе по сравнению с пременопаузой (с 146,4±6,3 мм рт. ст. до 163,7±5,1 мм рт. ст., p<0,05).

Анализ утренней динамики АД показал, что при переходе к постменопаузе у лиц с АГ достоверно нарастала величина (с 61,4±1,7 до 70,1±2,3 мм рт. ст., p<0,05) и скорость (с 11,2±1,1 до 15,4±1,6 мм рт. ст., p<0,05) подъема систолического АД. Выяв­ленные изменения свидетельствуют о лабильности механизмов регуляции АД, что может стать причиной тяжелых цереброваску­лярных осложнений. Причем, средние значения ВУП САД и СУП САД превышали норму и до и после менопаузы, что позволяет относить всех женщин с АГ независимо от фазы климакса к группе риска развития васкулярных осложнений.

Известно, что степень ночного снижения АД имеет прогностическое значение. Отсутствие или недостаточная СНСАД является причиной поражения органов-мишеней, а также может привести к развитию цереброваскулярных осложнений. Как показало проведенное исследование, циркадный ритм АД оказался нарушенным у большинства обследованных. У женщин с АГ в пременопаузе достаточно часто (в 19,64 % случаев) наблюдалось чрезмерное снижение САД во время сна («overdipper»). После наступления менопаузы увеличивалось число женщин с АГ, систолическое давление которых ночью снижалось недостаточно (с 8,93 % до 41,38 %, p<0,05).

При суточном мониторировании ЭКГ была выявлена большая распространенность нарушений сердечного ритма (таблица 2).

Таблица 2.

Частота встречаемости нарушений ритма у женщин в разных группах (%)

Характер аритмии

Женщины с АГ

Женщины без АГ

Премено­пауза

1 группа

Постмено­пауза

2 группа

Премено­пауза

3 группа

Постмено­пауза

4 группа

ОдН Э/С

100

100

94,3

100

ГрН Э/С

48,2

65,5*

21,1*

41,2#

ПНТ

17,9

36,2*

15,8

35,3

ОдЖ Э/С

85,7

96,6*

78,9

82,4

ГрЖ Э/С

19,6

62,1*

31,6

47,1

ПЖТ

14,3

56,9*

10,5

17,6#

Примечание: * — p<0,05 по сравнению с 1 группой

# — p<0,05 по сравнению с 2 группой

 

Одиночная наджелудочковая (ОдН Э/С) и желудочковая (ОдЖ Э/С) экстрасистолия наблюдались у женщин во всех группах. Обращало на себя внимание, что переход к постменопаузе сопровождался достоверным нарастанием частоты встречаемости групповой наджелудочковой экстрасистолии (ГрН Э/С), пароксизмальной наджелудочковой тахикардии (ПНТ), групповой желудочковой экстрасистолии (ГрЖ Э/С) и пароксизмов желудочковой тахикардии (ПЖТ). Установлено, что у женщин с АГ в пременопаузе одинаково часто встречались аритмии 2 (частые желудочковые экстрасистолы, более 30 в час) и 3 (политопные желудочковые экстрасистолы) класса, а 4 (парные и групповые экстрасистолы) и 5 (ранние желудочковые экстрасистолы) градации наблюдались значительно реже. Однако при переходе к постменопаузе отмечалось достоверное нарастание частоты встречаемости прогностически неблагоприятных вариантов экстрасистолии. Можно предположить, что у женщин с АГ прогрессирующая гипоэстрогения приводит к утяжелению аритмического синдрома, который, возможно, имеет у данной группы больных органическую природу, являясь одним из проявлений формирующейся ИБС.

Для большинства женщин была характерна повышенная активность симпатической нервной системы, что подтверждалось при временном и спектральном анализе ритмограмм. Преобладание симпатических влияний на регуляцию сердечной деятельности отмечалось у 84,4 % женщин с АГ в пременопаузе и 95 % лиц в постменопаузе (p<0,05). Выявленные особенности свидетельствуют о том, что вегетативное равновесие находится под влиянием тесно взаимосвязанных отклонений уровня половых гормонов и выра­женности АГ.

Углубленное психологическое исследование показало, что в климак­терическом периоде на женщин действуют разнообразные психотравмирующие факторы, влияющие на их личностные особенности и течение АГ. Наиболее часто отмечались тревожно-депрессивные расстройства, что подтверждалось повышением профилей СМОЛ по 1, 2 и 7 шкалам и значительным увеличением показателей госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS. Обращала на себя внимание большая распространенность субклини­ческой симптоматики, особенно в постменопаузе, что может привести к несвоевременной диагностике психологических расстройств.

Таким образом, артериальная гипертония у женщин в климак­терическом периоде формируется на фоне снижения кардио­протективных влияний половых гормонов и сопровождается нарушением циркадного ритма АД, сдвигом вегетативного баланса с преобладанием гиперсимпатикотонии, появлением аритмического синдрома, часто протекающего латентно, а также развитием психопатологических расстройств. Выявленные особенности обуслав­ливают необходимость дифференцированного подхода в разработке реабилитационных мероприятий для женщин с АГ при климаксе с использованием ингибиторов АПФ, метаболически нейтральных бета-блокаторов и, в ряде случаев, психотропных средств.

 

Список литературы:

1.Кобалава Ж.Д., Толкачева В.В., Морылева О.Н. Клинические особенности и лечение артериальной гипертонии у женщин. // Обзоры клинической кардиологии. — 2006. — № 5. — С. 31—40.

2.Кулаков В.И., Сметник В.П. Руководство по климактерию. — 2001. — 685 с.

3.Подзолков В.И., Можарова Л.Г., Хомицкая Ю.В. Артериальная гипер­тензия у женщин с климактерическим синдромом.// Обзоры клинической кардиологии. — 2005. — № 1. — С. 12—19.

4.Stramba-Badiale M., Fox K.M., Priori S.G. Cardiovascular diseases in women: a statement from the policy conference of the European Society of Cardiology // Eur. Heart. J. — 2006. — V. 27, N 8. — P. 994—1005.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий