Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 05 сентября 2012 г.)
Наука: Медицина
Секция: Общественное здоровье и здравоохранение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
КАЧЕСТВО МИКРОСОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ
Петров Валерий Павлович
ст. преподаватель, ГБОУ ВПО ТГМА МЗ РФ, г. Тверь
Е-mail: jucov-tver@yandex.ru
Аронов Александр Борисович
ст. преподаватель, ГБОУ ВПО ТГМА МЗ РФ, г. Тверь
Савостьянов Михаил Юрьевич
Аспирант, ГБУЗ МО МОНИКИ, г. Москва
Формирование здоровья детского населения России является одной из приоритетных задач отечественного здравоохранения. Уровень здоровья индивидуума складывается из трех компонентов — социального, психологического и соматического [5]. И если подходы к повышению уровня соматического здоровья изучены достаточно хорошо и слабо изменяются в зависимости от времени, то состояние социального и психологического компонентов здоровья напрямую зависит от конкретных микросоциальных условий [3]. Период социально-экономических потрясений и политической нестабильности в стране значительно повлиял на уровень здоровья населения [2, 7]. Увеличение информационного потока, появление новых каналов получения информации, интеграция в европейскую культуру значительно изменили поведенческие характеристики детей и подростков. Следует отметить, что современный российский подросток сталкивается с новыми реалиями жизни, не знакомыми старшему поколению [1, 3, 7]. Отсутствие готовых моделей поведения отдаляет ребенка от родителей и заставляет его искать помощи у сверстников или перенимать модели поведения транслируемые по медиа-каналам. Одновременно нарастает экспансия чуждых культурных традиций, обусловленных неконтролируемой миграцией малоимущего и малообразованного населения с территории сопредельных государств [4].
С целью изучения роли микросоциального микросоциальных взаимоотношений в формировании функциональных отклонений у детей было обследовано 2197 детей обоего пола в возрасте
11—17 лет, из них основную группу составили 560 подростков с функциональными отклонениями, контрольную — 72 ребенка I группы здоровья, группу сравнения (популяционная выборка) — 1565 подростков. В ходе обследования была использована социологической анкеты "Микросоциальное окружение современного подростка", ранее разработанная С.В. Жуковым и Е.Г. Королюк и апробированная при обследовании подростков в 2003, 2006 гг. Для верификации наличия хронического социального стресса использовалась компьютерная диагностическая программа [7].
Необходимый объем выборки был рассчитан по формуле Меркова-Полякова. Для оценки достоверности полученных результатов использовался непараметрический критерий — метод угловых отклонений Фишера. Напряженность корреляционных связей рассчитывали с помощью индекса Чупрова.
По нашим данным для детей с функциональными отклонениями характерно инверсия вектора межличностных отношений в сторону внесемейного микросоциального окружения (k=0,38 усл. ед.). Однако формирование устойчивых микросоциальных связей у данной группы детей затруднено. Дети из основной группы в 2,3 раза чаще указывали на отсутствие друзей, по сравнению с детьми из контрольной группы и в 1,3 раза чаще, чем в популяционной выборке (p<0,05). Взаимоотношения со сверстниками у подростков с функциональными отклонениями носили выраженную негативную окраску. Так доля детей, характеризовавших свои отношения со сверстниками, как враждебные была в 1,8 раза больше, чем в контрольной группе (p<0,001). Более, чем в два раза реже подростки с функциональными отклонениями отмечали симпатию во взаимоотношениях со сверстниками. Только каждый шестой ребенок основной группы указывал на взаимную симпатию во взаимоотношениях с окружающими, что значительно меньше, чем в группе контроля (p<0,05).
Наличие общих интересов со сверстниками отличает конструктивный тип общения и свидетельствует о социализации подростка. По нашим данным для детей с функциональными отклонениями было характерно уменьшение доли лиц, имевших общие интересы со сверстниками в 1,2 раза по сравнению с контрольной группой. Каждый пятый подросток основной группе отмечал отсутствие общих интересов со сверстниками (p<0,05).
Значимая корреляционная зависимость с развитием функциональных отклонений характерна и для такого признака, как предпочтение в общении. Прямая корреляционная связь умеренной силы была характерна для подростков, предпочитающих общаться со сверстниками.
Девиантное поведение у друзей подростков с функциональными отклонениями встретилось в 1,3 раза чаще, чем в контрольной группе. Следует отметить, что 4 % обследованных подростков с функциональными отклонениями отмечали алкоголизм (систематическое употребление спиртных напитков, сопровождающееся влечением к ним) у своих друзей, в то время как в контрольной группе таких детей не было. Можно, конечно, объяснить данную ситуацию попыткой подростка искусственно увеличить свою значимость и социальный статус в глазах сверстников за счет преувеличения отрицательных качеств своего окружения. Однако данный показатель основывается на нескольких вопросах анкеты и, скорее всего, отражает истинное положение дел с подростковым алкоголизмом в социально благополучных слоях российского общества.
Таким образом, характер внесемейных взаимоотношений играет определенную роль в формировании функциональных отклонений у современного подростка. Такие факторы, как обилие внесемейных микросоциальных контактов, превалирование значимости внесемейного общения со сверстниками, могут служить факторами риска развития функциональных отклонений. Учитывая характер внесемейного микросоциального окружения детей с функциональными отклонениями (высокая частота девиантного и делинквентного поведения у друзей обследуемых) следует заподозрить нарушение процесса социализации. Наличие положительных ответов по ряду социально-желательных вопросов и выраженная эмоциональная окраска отношения к школьному обучению так же свидетельствуют о нарушении адаптационных процессов, ведущему к хроническому психо-эмоциональному напряжению; а, следовательно, и к развитию функциональных отклонений.
Список литературы:
- Альбицкий В.Ю., Макеев Н.И. Здоровьесберегающее поведение подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2010. № 2. С. 21—24.
- Дербенев Д.П., Коваленко И.Л., Орлов Д.А. Распространенность функциональных психических отклонений среди 15—17-летних учащихся средних учебных заведений Тверской области // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья РАМН. 2006. № 5. С. 22—24.
- Жуков С.В. Социально-психологические детерминанты формирования и прогрессирования синдрома вегетативной дистонии у детей 12—14 лет / Дисс. на соиск … канд. мед. наук. Смоленск, 2004. 163 с.
- Жуков C.B., Королюк Е.Г. Патогенетическая модель формирования уровня здоровья подростков-вынужденных переселенцев, находящихся в условиях хронического социального стресса // Вестник новых медицинских технологий. 2009. Т. 16, № 2. С. 226—228.
- Жуков С.В. Формирование здоровья детей — вынужденных переселенцев в отдаленном периоде после осложненной чрезвычайной ситуации / Автореф. дисс. на соиск. … докт. мед. наук. СПб, 2011. 38 с.
- Королюк Е.Г., Жуков С.В. Программа для экспресс-диагностики хронического социального стресса у детей школьного возраста // Свидетельство государственной регистрации на программу для ЭВМ №. 2011619397 от 13.10.2011.
- Орёл В.И., Середа В.М. Здоровье дезадаптированных детей и пути совершенствования медико-социальной помощи в современных условиях // Вопросы современной педиатрии. 2006. Т. 5. № 2. С. 74—77.
дипломов
Оставить комментарий