Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 02 апреля 2012 г.)
Наука: Медицина
Секция: Онкология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСЛОЖНЕНИЯ ПОСЛЕ ЛОКАЛЬНОГО ЛЕЧЕНИЯ РАКА МОЛОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
Полянчук Марианна Николаевна
студентка 6-го курса медицинского факультета, Ужгородский Национальный Университет, г. Ужгород, Украина
Русин Андрей Васильевич
д-р мед. наук, проф. заведующий кафедры онкологии с курсами радиационной медицины и реаниматологии, Ужгородский Национальный Университет, г. Ужгород, Украина
Е-mail: mpolyanchuk@yandex.ru
Вступление
Рак молочной железы (РМЖ) является наиболее распространенным женским онкозаболеванием. Заболеваемость РМЖ неуклонно растет, являясь одной из главных причин смертности женщин среднего возраста в экономически развитых странах. В среднем, у одной из десяти женщин в течение жизни развивается РМЖ, что делает эту болезнь основной причиной смерти от онкозаболеваний среди женщин Запада [4, c. 191]. К примеру, в Великобритании, этот вид рака настолько распространен, что примерно половина всех раковых пациенток больны раком молочной железы. Но, на современном этапе предоставления медицинской помощи РМЖ достаточно просто диагностировать, а учитывая то, что в настоящее время существует более 6000 вариантов лечения больных РМЖ [2, c. 242], можно сделать вывод о том, что всё внимание врачей, исследователей, научных работников направлено на своевременную диагностику РМЖ, лечение, которое максимально паллиативное и эффективное, а осложнениям после локального лечения РМЗ, придаётся определенно недостаточное внимание.
Материалы и методики исследования
В своем докладе, я хочу обратить внимание на наиболее часто возникающие осложнения после локального лечения РМЗ. Итак, мною было обследовано 120 женщин возрастом от 32 до 45 лет с диагнозом РМЖ, которым сделана одна и та же операция — радикальная мастэктомия по Пейти, после которой половина, т. е. 60 человек получили курсы лучевой терапии. Исследование проводилось на базе Закарпатского обласного онкологического диспансера с февраля 2009 по февраль 2012 года. В итоге можно чётко определить, что наиболее возникаемыми осложнениями после операции являются: лимфоэдема, тугоподвижность плечевого сустава (синдром «замороженного плеча» или капсулит), психологические расстройства.
Лимфоэдема
Лимфоэдема возникает в результате обструкции лимфатических протоков и вен [4, с. 199]. Особенно часто это осложнение наблюдалось у женщин, которые после операции получили курс лучевой терапии (примерно у 55 % — это 35 чел.). К числу других факторов, способствующих ее развитию, относятся инфекции, а также продолжающееся заболевание или наступление его рецидива. Если лимфоэдема возникает через несколько лет после первичного лечения, то наиболее вероятной причиной этого является рецидив опухоли, затрагивающий подмышечные ЛУ. Отек неблагоприятно сказывается на внешности пациентки, причиняя ей значительные неудобства. Отек руки лечится с трудом и часто безуспешно. Для улучшения работы мышечного насоса [1, c. 286] пациенткам предлагался комплекс изометрических упражнений с поднятой рукой и, при этом они, в обязательном порядке, должны были избегать инфекций, следить за тем, чтобы на коже руки не было ссадин или царапин, и носить перчатки, особенно при выполнении работ, связанных с повышенной травмируемостью кожных покровов и возможностью попадания инфекции (например, при садовых работах). Случаи инфекционного воспаления возникли у 25 % всех женщин (32 чел.) им была назначена антибиотикотерапия, после чего продолжение наблюдения. Всем женщинам было предложено ношение компрессионных повязок, которые облегчают отток жидкости от конечности, однако для достижения эффекта их часто приходилось использовать в продолжении нескольких часов, что вызывало у пациенток некоторые дискомфортные ощущения. Во время сна им рекомендовалось фиксировать руку на некоторой высоте, подложив под нее свернутое в рулон полотенце [3, c. 344] или подушку. Более 70 % всех женщин отметили, что после выполнения всех вышеперечисленных рекомендаций, их состояние намного улучшилось, исчезли неприятные ощущения тяжести и онемения в руке.
Тугоподвижность плечевого сустава (синдром «замороженного плеча» или капсулит).
Этот неприятный синдром возник у 6 % пациенток (5 человек). Всем женщинам назначалась программа упражнений, которые увеличивают подвижность плеча и предотвращают ограничение движений с тем, чтобы не допустить развития лимфоэдемы. Целью этих упражнений является восстановление нормальных функций подъема и вращения плечевого сустава. При этом наиболее важны отведение и подъем плеча. Низкий процент возникновения синдрома, обусловлен строгим наблюдением медперсонала за соблюдением всех упражнений.
Психологические расстройства
Любая операция мастэктомии является травмирующей. В первый год после операции у 26 % пациенток (32 чел.) развились депрессивные состояния и расстройства на психо-сексуальной почве. Более тяжелые формы они приняли у женщин возрастом 32—35 лет, поскольку они уделяли особое внимание своей внешности до операции. В данном случае определенную помощь оказала психолог, работающая в диспансере, где проводилось исследование. Пациенток выборочно разделили на 2 группы по 60 чел. Первой группе (А) было предложено пройти по3 консультации до — и после операции, а также по 1 консультации в месяц после выписки из диспансера. Второй половине (Б) рекомендовалось пройти также по 3 консультации до — и после операции, прекратить общение с психологом после выписки. Вывод — наиболее тяжелый период для обеих групп пришелся на первые 6 месяцев после операции. В группе А это подтвердила психолог, а в группе Б опрос провела я сама. Женщины группы А рассказали, что их жизнь изменилась не в лучшую сторону, но это не есть повод для отчаяния, уныния и почти 90 % группы вернулись к прежней жизни и в той или иной степени довольны своим внешним видом, остальные 10 % находятся в состоянии подавленности, недовольны своим внешним видом, часто раздраженны, вернулись к прежнему роду занятости. В группе Б ситуация сложилась намного вариабельнее — 50 % женщин рассказали, что их жизнь разделилась на «до» и «после» операции, они не довольны своим внешним видом, все время находятся в состоянии подавленности часто у них возникают депрессивные состояния, иногда принимают антидепрессанты. У 40 % женщин группы Б возникло психическое расстройство под названием — комплекс неполноценности. Они все время эмоционально зажаты, их внешний вид их не устраивает, часто принимают антидепрессанты. У остальных 10 % — наблюдается активная жизненная позиция, они не довольны своим внешним видом, но вернулись к прежнему роду занятости. Таким образом вывод из проведенного исследования таков — включение обязательной отдаленной психологической поддержки в протоколы предоставления медицинской помощи больным РМЖ.
Выводы:
Таким образом, осложнения после локального лечения РМЖ представлены разными нозологическими единицами, появление которых необходимо предусмотреть, а в случае появления купировать. Поскольку они непосредственно влияют на жизнеспособность и качество жизни оперируемых на РМЖ.
Список литературы:
- Баженова А. П., Островцев Л. Д., Хаханошвили Г. М. Рак молочной железы. — М.: Медицина, 1985. — 286 с.
- Ганцев Ш. Х. Онкология: Учебник для студентов медицинских вузов.— 2-е изд., испр. и доп. — М.: МИА, 2006
- Семинидов В. Ф. и соавт. Опухоли молочной железы (лечение и профилактика). — Алма-Ата, 2001. — 344 с.
- Соухами Р., Тобайс Дж., Рак и его лечение: Пер. с англ. — М.: БИНОМ, 2009. —191 — 199 с.
дипломов
Оставить комментарий