Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVIII Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 08 августа 2016 г.)

Наука: Медицина

Секция: Фармакология, клиническая фармакология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Сманова Д.К., Тилекеева У.М., Алымкулов Р.Д. [и др.] ВЛИЯНИЕ КУРСА ТРАНСДЕРМАЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОФОРЕЗА ЙОДА НА УРОВЕНЬ ЙОДУРИИ ПРИ ПРОСТОМ ЭНДЕМИЧЕСКОМ ЗОБЕ // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. LVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(50). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 49-58.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ КУРСА ТРАНСДЕРМАЛЬНОГО ЛЕКАРСТВЕННОГО ЭЛЕКТРОФОРЕЗА ЙОДА НА УРОВЕНЬ ЙОДУРИИ ПРИ ПРОСТОМ ЭНДЕМИЧЕСКОМ ЗОБЕ

Сманова Джаныл Койчукеевна

канд. мед. наук, доц., Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

Тилекеева Улангуль Муктаровна

канд. мед. наук, доц., Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

Алымкулов Раушанбек Дабулбекович

канд. мед. наук, доц., Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

Саралинова Гюльнара Меровна

канд. мед. наук, доц., Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

Анварбекова Ырысбюбю

канд. мед. наук, доц., Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

Бонецкий Александр Анатольевич

канд. мед. наук, доц., Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева,

Кыргызская Республика, г. Бишкек

EFFECT OF THE COURSE OF TRANSDERMAL MEDICINE ELECTROPHORESIS OF IODINE ON THE LEVEL OF URINARY IODINE BY ENDEMIC GOITER

Jangl Smanova

candidate of medical sciences, associated Professor, the Kyrgyz State Medical Academy named by I.K. Ahunbaev,

Kyrgyzstan, Bishkek

Ulangul Tilekeeva

professor, doctor of medical sciences, the Kyrgyz State Medical Academy named by I.K. Ahunbaev,

Kyrgyzstan, Bishkek

Raushanbek Alymkulov

professor, doctor of medical sciences, the Kyrgyz State Medical Academy named by I.K. Ahunbaev,

Kyrgyzstan, Bishkek

Gulnara Saralinova

senior researcher, candidate of medical sciences, Kyrgyz Russian Slavic University named by B.N. Yeltsin,

Kyrgyzstan, Bishkek

Yrysbubu Anvarbekova

candidate of medical sciences, the Kyrgyz State Medical Academy named by I.K. Ahunbaev,

Kyrgyzstan, Bishkek

Alexandr Bonetskiy

candidate of biological sciences



 

АННОТАЦИЯ

Курс трансдермального лекарственного йод-амплипульсофореза при простом эндемическом зобе повышает уровень содержания йода в моче на протяжении до 3–6 месяцев и по эффективности сопоставим с курсом перорального приема калия йодида. При этом при второй степени увеличения щитовидной железы трансдермальное введение йода имеет преимущества перед пероральным методом: быстрый по времени результат, пролонгированное действие и значительный по выраженности лечебный эффект.

ABSTRACT

Transdermal medicine iodine-amplipulsofores by endemic goiter increases the level of iodine in urine for up to 3–6 months and efficiency is comparable with a course of oral intake of potassium iodide. Transdermal introduction of iodine by the second degree increased thyroid has advantages over oral method: fast time result, prolonged action and significant symptoms.

 

Ключевые слова: йод, эндемический зоб, диффузное увеличение щитовидной железы, трансдермальный электрофорез, амплипульсофорез, йодурия, йоддефицитные заболевания.

Keywords: iodine, goiter, diffuse thyroid enlargement, transdermal electrophoresis, amplipulsofores, ioduria, iodide deficit disease.

 

Актуальность проблемы. Проблема йоддефицитных заболеваний (ЙДЗ) является важнейшей глобальной медико-социально-экономической проблемой современности [1; 2; 3; 8; 11; 12; 27], так как относятся к числу наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека, когда около 2 млрд. жителей Земли живут в условиях йодного дефицита и приблизительно у 740 млн. человек (13 % всего населения мира) диагностирован зоб (Progress towards elimination of iodine deficiency disorders, WHO, 1999). Однако актуальность научного поиска новых технологий профилактики и лечения йоддефицитной эндокринной патологии базируется не только на эпидемиологических данных, а главным образом на фактах сохранения напряженности йодной эндемии [4; 6; 9; 13; 18; 24; 28]. Авторы приводят множество причин не снижающейся частоты зоба, а местами и его повышения [17; 22; 23; 25]. Вероятно, традиционная пероральная терапия тиреоидными гормонами, таблетированным калия йодидом и профилактическое йодирование пищевой соли, муки и других продуктов далеко не всегда оказались успешными [5; 7; 14; 15; 16; 19; 20; 21; 26].

Целью настоящей работы явилось изучение эффективности трансдермального способа введения лекарственной формы калия йодида методом электрофореза при лечении простого эндемического зоба (ЭЗ).

Материалы и методы исследования. Объектом исследования были больные 18–25 лет с диффузным увеличением щитовидной железы (ДУЩЖ) первой (объем ЩЖ по данным ультразвукового исследования (УЗИ) увеличен от 11,0 до 29,9 % при норме для девушек до 18 см3 и для молодых мужчин – до 25 см3) и второй степени (увеличение от 30,0 до 49,9 %). В данной работе представлен анализ результатов наблюдений за 4 группами больных: основные группы (первая и вторая), состоящие из пациентов, получивших курс трансдермального калий йод-амплипульсофореза; контрольные группы (третья и четвертая) – больные, принимавшие пероральный курс таблетированного калия йодида в течение 6 мес. (таблица 1). Все группы рандомизированы между собой.

Таблица 1.

Характеристика групп

Группа

(n – количество человек)

1 (n – 37)

2 (n – 40)

3 (n – 32)

4 (n – 38)

Степень увеличения ЩЖ

Первая

Вторая

Первая

Вторая

Метод лечения

Трансдермальное введение калия йодида

Пероральный прием калия йодида

 

 

Методы исследования: определение процентного содержания йода в суточной порции мочи (концентрацию йода в моче выражали в микрограммах на 1 литр) и УЗИ ЩЖ с расчетом ее объема. Динамика состояния йодурии и размера ЩЖ проводилась по ближайшим и отдаленным результатам лечения, а именно: до лечения, сразу после окончания курса (через 1 мес.), а также через 3, 6 мес. и через 1 год от начала наблюдения. У всех обследованных гормональный фон функционирования ЩЖ был эутиреоидным (уровень гормонов тироксина, тиреотропного гормона и трийодтиронина).

Результаты исследования. Наиболее надежными методом оценки недостаточности йода в организме является определение уровня его экскреции с мочой. По результатам данного метода нами было установлено, что до наблюдения у 2/3 всех наблюдаемых (68,0 %) показатели йодурии колебались от 21 до 90 мкг/л, что свидетельствовало о легкой и средней степени йодного дефицита (соответственно 51–90 и 21–50 мкг/л); у остальных (47 человек – 32,0 %) были в пределах нижней границы нормы от 91 до 110 мкг/л (рисунок 1). Одновременное определение размеров ЩЖ при УЗИ показало, что в половине случаев степень ее увеличения не совпадает с тяжестью йодурии, т. е. при первой степени ДУЩЖ может быть средняя тяжесть йодурии, а при второй степени – первая или даже нижние границы нормативов.

 

Рисунок 1. Частота встречаемости случаев разной степени йодурии до лечения

 

Период наблюдения за больными выявил различную динамику изменений изучаемых параметров в зависимости от группы, т. е. от исходных размеров ЩЖ и метода лечения. Так, уровень экскреции йода с мочой достоверно повысился в первой группе больных только в точке «через 3 месяца от начала наблюдения», во второй – в 3 точках: «через 1, 3 и 6 месяцев», в третьей группе – вновь только в одной точке «через 6 месяцев» и с тенденцией к увеличению в точках «через 3 мес.» и «через 1 год», в четвертой группе в точках «через 3 и 6 месяцев» отмечена лишь тенденция к повышению среднего значения в группе (рисунок 2).

Иными словами, насыщаемость организма йодом при первой степени ДУЩЖ при трансдермальном способе его введения (первая группа) достигает своего максимума через 3 месяца, а при пероральном приеме (третья группа) – только через 6 месяцев (к концу курса лечения). В дальнейшем в обоих случаях уровень йодурии снова снижается, при этом тенденция повышенного уровня отмечается только в третьей группе больных в точках «через 3 месяца» и «через год».

Результаты лечения больных ЭЗ со второй степенью увеличения ЩЖ показывают, что курс трансдермального электрофореза калия йодида повышает значение йодурии на протяжении всего первого полугодия наблюдения с максимумом в точке «через 3 месяца», тогда как пероральный прием этого же препарата с аналогичным изменением объема ЩЖ отмечен лишь тенденцией к увеличению во втором квартале. К концу периода наблюдения в обеих последних группах уровень йодурии вновь становится не отличим от своего исходного значения до лечения. Таким образом, наиболее выраженное и пролонгированное повышение уровня йодурии отмечается во второй группе у больных эндемическим зобом со второй степенью увеличения щитовидной железы.

 

Рисунок 2. Динамика уровня йодурии (среднее значение в группе в мкг/л)

 

Рисунок 3. Частота случаев разной степени йодурии в следующих точках наблюдения: 1 – до лечения; 2 – через 1 мес.; 3 – через 3 мес.; 4 – через 6 мес.; 5 – через 1 год (в %)

 

Рисунок 4. Динамика размеров ЩЖ (в % от исходного значения в 100 %)

 

Рисунок 5. Частота случаев разной степени ДУЩЖ в следующих точках наблюдения: 1 – до лечения; 2 – через 1 мес.; 3 – через 3 мес.; 4 – через 6 мес.; 5 – через 1 год (в %)

 

Аналогичным образом и при этом не менее информативным оказался индивидуальный анализ результатов лечения, при которой регистрировали частоту случаев встречаемости в каждой группе разной степени йодурии в названных точках наблюдения, так как ее цифровые значения менялись у одного и того же больного с переходом в ту или другую степень тяжести, например, из средней в легкую и т. п. (рисунок 3). Во всех группах в течение первого полугодия увеличилось число случаев нормализации значений показателей экскреции йода с мочой. Курс электрофореза йода также сохраняет свой эффект до 6 месяцев от начала лечения. Наибольшее количество таких случаев отмечается при второй степени ДУЩЖ с трансдермальным способом введения препарата йода также количество – до 77 %.

Одновременно с изменением значений йодурии менялись и размеры ЩЖ в обратной зависимости – с нарастанием значений йодурии объем ЩЖ уменьшался. На рисунке 4 размеры ЩЖ представлены в процентном отношении в зависимости от исходных значений, так как в абсолютных значениях данный параметр имеет половые различия и не может быть сравнен по средним значениям по группе.

Обсуждение. Теоретической предпосылкой к применению синусоидальных модулированных токов (СМТ) послужили данные о том, что под их действием улучшается трофика тканей, повышается функциональная активность клеток, увеличивается проницаемость клеточных мембран, что приводит к лучшему усвоению лекарственных веществ, транспортируемых кровью [10]. При использовании йод-амплипульсофореза как трансдермального способа введения лекарства возрастает фармакологическая активность калия йодида, поступающего в общий ток крови в химически активном ионном виде. Немаловажным фактором является и накопление препарата в коже, создание депо и постепенное, медленное поступление в организм. Отчетливая положительная динамика отслеживалась и через 3 месяца и через 6 месяцев после лечения, что подтверждало пролонгированное действие йод-амплипульсофореза и свидетельствовало о достаточном содержании йода в организме.

Разработанная методика доступна для применения практически в любом лечебно-профилактическом учреждении, где имеется физиотерапевтический кабинет, не требует особых материальных затрат и создания специальных технологических условий. Преимуществом перед традиционной пероральной терапии калия йодом являются также короткий курс лечения (20 дней вместо 6 мес.), отсутствие раздражения слизистых оболочек желудка, дыхательных путей и глаз, и дешевизна.

Таким образом, курс йод-амплипульсофореза у пациентов с йоддефицитными заболеваниями увеличивает экскрецию йода с мочой, т. е. оказывает специфическое действие. Достаточный уровень йодурии после курса йод-амплипульсофореза при йоддефицитных заболеваниях сохраняется на протяжении 3–6 месяцев после окончания лечения, при этом эффективность у больных со второй степенью ДУЩЖ выше, чем у аналогичных пациентов при пероральном приеме калия йодида. Предложенный метод лечения является эффективным и альтернативным средством терапии йоддефицитных заболеваний.

 

Список литературы:

  1. Буинов Б.Б. Медико-биологические и хирургические аспекты эндемического зоба: автореферат дис. ... доктора медицинских наук: 14.00.27. – Иркутск, 1994. – 33 с.: ил.
  2. Валдина Е.А. Заболевания щитовидной железы. – М., 2006. – С. 20–22.
  3. Велданова М.В. Проблемы дефицита йода с позиции врача … / Проблемы эндокринологии. – 2001. – Т. 47. – № 5. – С. 10–13.
  4. Витебская А.В. Влияние дефицита йода на детское здоровье. История вопроса и состояние проблемы на сегодняшний день // Медицинский совет. – 2014. – № 14. – С. 6–10.
  5. Герасимов Г.А., Свириденко Н.Ю. Йоддефицитные заболевания, диагностика, методы профилактики и лечения. // Терапевтический архив. – 1997. – № 10. – С. 1–3.
  6. Дедов И.И., Юденич О.Н., Герасимов Г.А. Эндемический зоб: Проблемы и решения. // Проблемы эндокринологии. – 2002. – Т. 48. – № 6. – С. 7–10.
  7. Кочергина И.И. Профилактика и лечение дефицита йода и эндемического зоба // Русский медицинский журнал. – 2009. – Т. 17. – № 24. – С. 1599–1603.
  8. Краснов В.М. Современное состояние проблемы йоддефицитных заболеваний // Педиатрическая фармакология. – 2010. – Т. 7. – № 1. – С. 108–112.
  9. Олина А.А. Состояние репродуктивного здоровья женщин в йоддефицитном регионе – давняя, но нерешённая проблема // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2014. – № 4 (50). – С. 5–8.
  10. Пономаренко Г.Н., Улащик В.С. Инновационные технологии физиотерапии. – СПб., 2012. – 256 с.
  11. Свириденко Н.Ю. Йод-дефицитные заболевания. Эпидемиология, диагностика, профилактика и лечение: автореферат дис. ... доктора медицинских наук: 14.00.03. – Москва, 1999. – 47 с.: ил.
  12. Строев Ю.И., Чурилов Л.П. История зоба // Актуальные проблемы транспортной медицины. – 2012. – Т. 28. – № 2. – С. 149–155.
  13. Султаналиева Р.Б. Йододефицитные заболевания В Кыргызстане. – Бишкек, 2006. – 128 с.
  14. Тозлиян Е.В. Функциональные нарушения щитовидной железы: причины, последствия и возможности эффективной медикаментозной терапии // Практика педиатра. – 2015. – № 3. – С. 61–69.
  15. Трошина Е.А. Диффузный эутиреоидный зоб. Преимущества комбинированной терапии // Эндокринология: новости, мнения, обучение. – 2014. – № 3 (8). – С. 58–62.
  16. Фадеев В.В. Современные принципы лечения эутиреоидного зоба // Трудный пациент. – 2010. – Т. 8. – № 10. – С. 32–39.
  17. Фархутдинова Л.М. Проблема зоба. Геоэкологические аспекты // Вестник Российской академии медицинских наук. – 2005. – № 11. – С. 41–43.
  18. Федяк И.Р. Контрольно-эпидемиологические исследования эффективности региональных программ профилактики йододефицитных заболеваний в РФ // Диссертация ... кандидата медицинских наук: Москва, 2008. – 144 c.
  19. Цой У.А. Простой эутиреоидный зоб: результаты лечения тироксином или йодидом калия: диссертация ... кандидата медицинских наук: – Санкт-Петербург, 2006. – 103 с.
  20. Andersson M., de Benoist B., Rogers L. Epidemiology of iodine deficiency: salt iodization and iodine status // Best Practice & Research Clinical Endocrinology and Metabolism. – 2010. – Т. 24. – № 1. – С. 1–11.
  21. Bost M., Martin A., Orgiazzi J. Iodine deficiency: epidemiology and nutritional prevention // Микроэлементы в медицине. 2014. Т. 15. № 4. С. 3–7.
  22. Fuge R., Johnson C.C. Iodine and human health, the role of environmental geochemistry and diet, a review // Applied Geochemistry. – 2015. – Т. 63. – С. 282–302.
  23. Kapil U., Singh P. Combating iodine deficiency in national capital territory of Delhi, India // Journal of Tropical Pediatrics. – 2005. – Т. 51. – № 1. – С. 62.
  24. Li Mu., Ma G., Guttikonda K., Boyages S.C., Eastman C.J. Re-emergence of iodine deficiency in Australia // Asia Pacific Journal of Clinical Nutrition. – 2001. – Т. 10. – № 3. – С. 200–203.
  25. Lin N.F., Tang J., Bian J.M. Geochemical environment and health problems in Сhina // Environmental Geochemistry and Health. – 2004. – Т. 26. – № 1. – С. 81–88.
  26. Pandav C.S., Yadav K., Srivastava R., Pandav R., Karmarkar M.G. Iodine deficiency disorders (IDD) control in India // Indian Journal of Medical Research. – 2013. – Т. 138. – № SEP. – С. 418–433.
  27. Stewart A.G., Carter J., Parker A., Alloway B.J. The illusion of environmental iodine deficiency // Environmental Geochemistry and Health. – 2003. – Т. 25. – № 1. – С. 165–170.
  28. Valeix P., Zarebska M., Preziosi P. Iodine deficiency in France // The Lancet. – 1999. – Т. 353. – № 9166. – С. 1766–1767.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий