Статья опубликована в рамках: LIX-LX Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 17 октября 2016 г.)
Наука: Медицина
Секция: Общественное здоровье и здравоохранение
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
отправлен участнику
ДОСТИЖЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ И ИНТЕГРАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАДИГМ ВОСТОК – ЗАПАД
HEALTH ACHIEVEMENT AND INTEGRATION OF MEDICAL ONTOLOGICAL EAST – WEST PARADIGMS
Olga Ustinova
therapist of sports and recreation center Ltd. “Health Workshop by Ustinova O.I.”,
Russia, Samara
Yuri Pimenov
md, Professor of the Medical University “Reaviz”,
Russia, Samara
Yuri Ustinov
the student of the Medical University “Reaviz”,
Russia, Samara
АННОТАЦИЯ
Западная медицина обращается к достижениям Восточной и наоборот. Важно проанализировать сильные стороны парадигм обеих медицин, чтобы использовать максимально эффективные подходы онтологических реальностей этих систем для улучшения качества жизни и здоровья людей. В этом плане, преимуществом Восточной медицины является то, что она работает со здоровьем в самом широком смысле. Западная медицина серьезно продвинулась в области углубленного изучения организма, знаний о патогенезе заболеваний органов и систем. Данным обзором литературы мы предприняли попытку обосновать значимость и обозначить направления работы для интеграции достижений обеих медицин. Вывод: основная сложность, которую необходимо преодолеть Западной медицине – переключение основного акцента внимания с болезни на здоровье; Восточной медицине надлежит развить свою научную базу и быть подвергнутой тестированию в соответствии с доказательной Западной медициной.
ABSTRACT
Currently, the Occidental Medicine appeals to the achievements of Oriental Medicine and vice versa. It is important to analyze the strong points of the paradigms of both medicine schools in order to use the most efficient approaches of the ontological realities of these systems for improvement of the people's life and health quality. In these terms, the advantage of the Oriental Medicine is that it addresses health in the widest sense. The Occidental Medicine has considerably advanced in the sphere of in-depth study of the organism, the knowledge of pathogenesis of organs and systems' diseases. This literature sources review is intended to substantiate the significance and set out the priorities of the work in order to integrate the achievements of both medicine schools. Summary: the main difficulty that is to be overcome by the Occidental Medicine is to switch the focus from disease to health; and the Oriental Medicine needs to develop its scientific base and to pass testing in compliance with the evidence-based Occidental Medicine.
Ключевые слова: Парадигма; Западная медицина; Восточная медицина; интеграция; здоровье.
Keywords: Paradigm; Occidental Medicine; Oriental Medicine; integration; health.
Введение. «Медицина» (ars medicina, лат.) означает лечебное искусство, искусство исцеления. Исцеление, достижение здоровья – главный приоритет медицинской науки как на Востоке, так и на Западе с древности. Онтология – учение о сущем, о фундаментальных принципах бытия. Медицинская онтология изучает общие сущности, структуры и закономерности исцеления людей. Парадигма – совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в определенный период времени, гносеологическая модель эволюционной деятельности – понятие, введенное в ХХ веке Т. Куном [16]. Парадигма бывает: абсолютной, научной, государственной, личной и общепринятой. Парадигмы Востока и Запада относятся к глобальным общепринятым парадигмам [20; 25]. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух процессов – дифференциацией и интеграцией. Сейчас Западная медицина все чаще обращается к достижениям Восточной и наоборот [42; 43]. Данным обзором литературы мы предприняли попытку обосновать значимость и обозначить направления работы для интеграции достижений обеих медицин с целью использования максимально эффективных подходов медицинских онтологических реальностей обеих систем.
Основная часть. Рассмотрим сущностные различия парадигм Восток-Запад. «Восток» – понятие достаточно условное, не столько географическое, сколько историческое, социальное и политическое. Оно охватывает почти весь неевропейский мир, исключая страны и регионы, которые были заселены выходцами из Европы [5]. «Западная» цивилизация издавна противопоставляла себя «Востоку» как совершенно иному миру. Восток и Запад представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, различающиеся в основных мировоззренческих позициях и образе жизни народов в целом. Опираясь на работы многих авторов [3; 5; 7; 10; 12; 14; 41], мы систематизировали принципиальные отличия двух культур в Таблице 1.
Таблица 1.
Сравнение культурных традиций Востока и Запада
Мировоззренческие позиции |
Восток |
Запад |
---|---|---|
Ценностная ориентация личности и общества |
Духовно ориентированное бытие, высшая ценность – служение высшей трансцендентной сущности |
Потребительски ориентированное бытие («улучшение» жизни человека и человечества) |
Понимание устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса |
Принцип теоцентризма -признание высшей воли; призвание человека – научиться распознавать ее, творить как свою собственную. Через совершенствование своей природы происходит совершенствование общества. Этот процесс устойчив. Смысл человеческого бытия: сердце каждого человека обращено к другим людям. Личность служит коллективному целому. Человек обязан и рад служить другим |
Принцип антропоцентризма. Человек уже совершенен. Рождена идеология гуманизма – правомерность подчинения всего сущего интересам человека. Смысл человеческого бытия: максимально полно удовлетворить свои потребности при жизни. Историческое развитие – рывками, ориентация на новизну. Ценны карьера, индивидуализм, суверенность личности, имидж |
Отношение к миру |
Исходит из не-Бытия (как до-Бытия). Мир - совершенен. Важно изучение структуры мира, роли его частей |
Исходит из Бытия; главное внимание – поиску его основы. Идея о несовершенстве мира; о рациональном его улучшении |
Отношение к природе |
Единство Человека и Природы, «вписывание» в природу через совершенствование души и тела |
Противопоставление Природы и Человека, как ее повелителя - меняет ее под свои потребности |
Трактовка бытийного призвания человека и ориентации |
Духовная ориентация – на изменение самого человека в соответствии с изначальным Высшим замыслом. Приоритет коллективного труда |
Совершенствование мира под потребности человека, в соответствии с человеческими представлениями. Приоритет частного труда |
Отношение к государству, власти, закону
|
Власть выше закона, она не нуждается в обосновании. Человек служит государству и начальству душой и телом. Положение человека обусловлено его социальным статусом в общественной иерархии |
Закон выше власти, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству, положение личности зависит от ее умений, способностей |
Оценка познавательных и преобразовательных возможностей |
От человека зависит не всё, есть нечто непознаваемое. Мышление образно, интуитивно избегает жесткой определенности мысли; слово не так важно, как его контекст, нет особого понятийно-категориального аппарата; логика - пластична |
Безграничная познаваемость мира, всемогущество разума. Мышление рациональное, теоретическое, с разделенными субъектом и объектом. Мысль выражена в языке, поэтому особая роль – логике, формализации |
Сущность и механизмы познания |
Познание – помимо исследования свойств объектов, их духовное постижение вне рационального исследования. Познание – помимо активности субъекта, самораскрывающаяся активность объекта («откровение», медитация) |
Процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего (или иным путем постигающего) свойства объекта. Разум – высшая ценность. Субъект активен, объект пассивен |
Отношение человека к истине |
Истина есть само Бытие, то, что нам дано. Она не зависит от ума и воли постигающего ее. Человек нуждается в истине, которой он мог бы служить, которой он мог бы подчинить свою жизнь |
Истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека, контролируемо им. Человек нуждается лишь в таких истинах, которые служат ему |
Рассмотрим особенности медицинских онтологических реальностей Запад-Восток. Известны три фундаментальные составляющие Западной медицины – патология, клиническая нозология и система лечебно-диагностических мероприятий. Предмет общая патология фундаментально разработан И.В. Давыдовским [11]. Позже работа углублена и философски проработана Д.С. Саркисовым и др. [23]. Фундаментальные основы общей патологии являются базисом для клинической медицины. Представление о нарастании разнообразия и специализации функций органов, тканей, клеток в процессе эволюции, позволило серьезно продвинуться в области изучения организма и знаний о патогенезе заболеваний. Но это же породило разделение организма на множество «частей» в системе лечебно-диагностических мероприятий [24]. Такой «разделяющий» подход теперь является определяющим, и у клиницистов появляется все больше нозологических форм [26]. Компоненты организма мы можем подробно описать. Но где характеристика их взаимосвязи? Синтез расчлененного познанного «неожиданно» оказывается более трудным. Он важен, т. к. организм представляет собой единую целостную структуру. Чтобы прогнозировать последствия, вызванные в организме самыми разнообразными действиями, то есть варианты течения регуляторных ответов, стремящихся вернуть организм к гомеостазу, к гармонии, необходимо начинать не с частного, а с общего [24]. Изучение вопросов заболеваний и долголетия мало результативно, пока не установлены причины и силы, объединяющие массу отдельных структур в единый целостный организм. Это и является насущной задачей Западной медицины. Второй глобальной проблемой развития современной Западной медицинской науки является перекос в сторону изучения патологического. Патологические функциональные изменения могут возвратиться к норме, либо прогрессировать в своем негативном течении. Где граница перехода от физиологического к патологическому и обратно? Не существует понимания границы между здоровьем и болезнью [9; 11; 21; 22; 30]. Поскольку человек – единая целостная система, важно отметить роль психических регуляторных процессов, которые мы только констатируем, но не объясняем. Роль психики должна быть признана хотя бы равнозначной общебиологическим процессам [1; 6; 19]. В Западной медицине уже появилась, пока только теоретически, психосоматическая парадигма. По мнению ряда авторов [4; 11; 13; 17; 32], теория традиционной западной медицины еще не сформирована, сохранение нынешней медицинской парадигмы тормозит развитие наших знаний. Поэтому исцеление, достижение здоровья, как главный приоритет медицинской науки, в настоящее время остается трудно достижимым.
Рассуждения «изнутри» Западной системы о системе Восточных медицинских знаний будут непонятны в силу различий их парадигм. Важно рассмотреть принципы Восточной медицинской парадигмы со стороны. Д. Катчмер называет Китай культурой, основанной на энергетической парадигме [15], где основой мировоззрения является понятие об энергии. Она – творческая энергия божества – определяет, как космические процессы, так и бытие человека в индуизме и буддизме [5; 14]. Многие авторы [3; 5; 14; 34; 40] выявляют сходство основных понятий в Индии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме и других восточных странах: ци и прана, чакры и Дань-Тяны, энергетические меридианы органов и их точки [2; 15; 18; 28; 29; 33; 36; 39]. Три основных источника энергии: пренатальная ци (передается от родителей, хранится в почках), ци пищи и ци воздуха. Прочие источники ци имеют в обычной жизни меньшее значение [29]. Заманчиво и достаточно материально, согласно Западным представлениям, свести понятие энергии к «привычным» – гравитационной, электромагнитной, к энергообмену клеточных мембран и т. д. В физике сегодняшнего дня неизвестно, что такое биологическая энергия. Используемые в Западной медицине Восточные знания об акупунктурных точках, изменения их электропотенциалов при физических и психологических воздействиях, породили представление об иглотерапии, как терапии патологических состояний отдельных органов – просматривается привычный для Западной медицины «разделяющий» подход. Восток же умеет объемно использовать знания о ци-энергии на восстановление физического и психического здоровья человека. Роль ци всеобъемлюща. Она, как гармоничное начало всех процессов организма (микрокосмос) и окружающего мира (макрокосмос), обеспечивает наше существование как формы (тела) и как индивидуума (психики) [29]. Кроме того, сам индивидуум этой энергией может управлять. Традиционная концепция «ведения – привлечения» (Сюнь Юэ) базируется на доставке ци к больному месту. «Мысль – водитель ци, куда приходит мысль, туда приходит ци. В каждом месте тела, где неспокойно, происходит микрозапирание ци. Мыслью привлекают ци в больное место» (Чжан Шуй) [29]. С ци работают не только мыслью, есть энергетические практики управления ци визуализацией. Это камень преткновения для рационального объяснения. Ключ к пониманию практики визуализации ци и всего энергетического мировоззрения заключается в неделимости физического и психического – это разные формы проявления одной и той же энергии [25]. Вся теория Восточной медицины сводится к констатации гармоничного, свободного тока энергии определенного уровня и её чистоты как критерия здоровья. Если поток ограничен, чистота ци нарушена, уровень ци недостаточен или слишком высок – возникают болезни и поражения органов [2; 15; 18; 29; 31; 33; 36; 39]. Взаимодействие энергии в организме осуществляется по системе «У-Син» – универсальной классификационной схеме. «Западного» объяснения концепции «У-Син» нет. Глобальное понятие на Востоке – это Ян-Инь. Ян-Инь имеют смысл только при взаимодействии друг с другом и определены друг через друга. Для Запада в организме это: правое – левое, дистальное – проксимальное, латеральное – медиальное. Функции Инь-органов – производство и накопление основных жизненных субстанций; Ян-органов – прием, расщепление, поглощение и выделение. Функции органов объясняют все проявления жизнедеятельности, включая психику. В определенный период времени (суток, года) одни системы являются максимально «активными», а другие – «пассивны». Внешние и внутренние воздействия, в том числе образ жизни, эмоционально-физические нагрузки, могут стать причинами нарушения энергии и болезней [8]. После проведения диагностики – сбора анамнеза, осмотра, ощупывания, обнюхивания, измерения температуры тела, пульсовой диагностики – интерпретируют полученные данные в системах «Инь-Ян» и «У-Син», с учетом временной активности систем-органов. Вся получаемая информация, позволяет высказать окончательное заключение о природе, выраженности и категории заболевания. Здесь каждая часть влияет на другие, составляя единое энергетическое целое, где причина есть следствие, и наоборот. Лечебный подход в Восточной медицине равноценно направлен и на патогенное начало, и на причину, и на вид проявления, в меньшей степени вычленяя пораженную часть из единого целого. Так сама болезнь становится симптомом. Принципы выбора лечения полностью укладываются в энергетическую парадигму. Задача врача – диагностировать и скорректировать нарушения ци. В арсенале Восточной медицины – питание, травы, акупунктура (прижигание, акупрессура), массаж, методы дыхательной и физической гимнастики и т. д. Вследствие высокой клинической эффективности интерес к Восточным знаниям на Западе возрос.
Заключение. По большому счету, медицинские парадигмы Восток-Запад дополняют друг друга: углубленное изучение частностей (Запад), не выпуская из виду целостность организма, как системы, и окружающей среды (Восток). Восточная медицина идет от общего к частному и имеет больше возможностей включить в себя достижения Западной медицины [25; 35; 37; 38]. Западная медицина, все глубже изучающая детали и патологию, дальше отходит от целого. В результате, ей труднее возвращаться к общему с целью достижения организмом гомеостаза, гармонии, здоровья. Для Западной медицины интеграция с Восточной – более сложная задача. Вторая проблема – трудность оценки эффективности и полная несравнимость как нозологий, так и результатов. Западная медицина является продуктом Западного естествознания, где мысль направлена на внешние явления – объективность в смысле «увидеть, пощупать, измерить, оценить». Наблюдение, гипотеза, прогноз, эксперимент, оценка – стандартная экспериментальная модель в Западной медицине – в соответствии с теорией Т. Куна, применима, когда исследуемые проблемы принадлежат одной и той же парадигме, когда все участники научного сообщества согласны с концептуальными (в нашем случае – медицинскими) утверждениями [27]. Восточная и Западная науки только отчасти одинаковые: обе они эмпирические, обе экспериментальные. Различие в том, что Западная медицина – это исключительно объективное (внешне подтвержденное) знание, а Восточная медицина представляет собой комбинацию объективного и субъективного, мысль ее одновременно двунаправлена на внешнее и внутреннее восприятие. Третьей проблемой интеграции для практикующих Западную медицину является отличие подходов к процессу лечения. В Западной медицине пациенту лечение «дают», а в Восточной – методы дыхательной терапии и физические упражнения требуют усилий. Для этого необходима подготовка пациента к лечению, перестройка его личности.
Выводы. Как показывает история науки, прорыв в теории происходит при расширении обыденного взгляда, выхода за рамки привычного, поэтому:
- Интеграция Восток-Запад важна, т. к. их медицинские парадигмы взаимодополняются;
- Основная сложность, которую необходимо преодолеть Западной медицине – переключение основного акцента внимания с болезни на здоровье;
- Восточной медицине надлежит развить свою научную базу и быть подвергнутой тестированию в соответствии с доказательной Западной медициной.
Этот путь нам важно пройти вместе во имя достижения здоровья человека и человечества.
Список литературы:
- Агажанян Н.А. Экология души: культура, нравственность, духовность. // Экология человека. – 2011. – № 2. – С. 35–38.
- Анатомо-клинический атлас рефлексотерапии / Я.В. Пишель, И.И. Шапиро, М.И. Шапиро. – М.: Медицина, 1989. – 144 с.
- Антология традиционной вьетнамской мысли. Х – начало XIII в. / Сост.: А.В. Никитин, В.В. Зайцев; РАН, Институт философии; Ред. М.Т. Степанянц. – М.: ИФ РАН, 1996. – 241 с.
- Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. – 2-е изд., доп., перераб. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
- Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1988. – 416 с.
- Войнов В.Б. Психофизиологические аспекты здоровья человека // Валеология. – 2009. – № 2. – С. 73–82.
- Ганди М.К. Моя вера в ненасилие // Вопросы философии. – 1992. – № 3. – С. 65–66.
- Гарбузов В.И. Человек. Жизнь. Здоровье. Древние и новые каноны медицины. – СПб: Комплект, 1995. – 429 с.
- Глазачев О.С. Современные подходы к анализу понятия «здоровье» в аспекте формирования экологической культуры. – М.: Мысль, ЭКОЛОГИЯ, 1975. Т. 2. – 558 с.
- Гуссерль Э. Философия как строгая наука // Логос. – 1911. – Кн. 1.
- Давыдовский И.В. Патологическая анатомия и патогенез болезней человека. 3-й изд, перераб. и допол., том 2. Болезни систем и органов. – М.: Медгиз, – 1958, – 692 с.
- Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. – М.: Просвещение, 1986. – 146 с.
- Ильина И.В. Культура здоровья как основа формирования качества жизни // Вестник восстановительной медицины. – 2011. – № 6 (46). – С. 52–54.
- История восточной философии. Учебное пособие / РАН. Институт философии; Ред. М.Т. Степанянц. – М.: ИФ РАН, 1998. – 122 с.
- Катчмер Д. Дао биоэнергетики. – К.: София, 1998. – 256 с.
- Кун Т. Структура научных революций. – М.: АСТ, 2002. – 269 с.
- Малярчук Н.Н. Валеология / Учебное пособие. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2008. – 270 с.
- Лувсан Г. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. – М.: Наука, 1990. – 576 с.
- Павлов И.П. Ответ физиолога психологам // Psychological Rewiew. – 1932. – № 2. – С. 39.
- Принципы и практика интегративной китайской и западной медицины // Традиционная медицина Восток и Запад Международный научно-практический медицинский журнал. 2004. № 1: – [Электронный ресурс]. URL: http://www.ew-journal.ru/online/numbers/article.php?ID=32 (Дата обращения 17.04.2013).
- Разинкин С.М., Толоконкин А.О., Панасенко С.Л., Методологические аспекты оценки уровня здоровья в медицине. Обзор литературы. // Физиотерапевт. – 2012. – № 3. – С. 33–42.
- Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. / Под ред. Ю.П. Лисицына, Т. 1. – М.: Медицина, 1987. – С. 10.
- Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая патология человека. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1997. – 608 с.
- Скупченко В.В., Милюдин Е.С. Фазотонный гомеостаз и врачевание. Монография. – Самара: Самарский государственный медицинский университет, 1994. – С. 220–231.
- Традиционная медицина и современность // Традиционная медицина Восток и Запад Международный научно-практический медицинский журнал. 2004. № 1: – [Электронный ресурс]. URL: http://www.ew-journal.ru/online/numbers/article.php?ID=19 (Дата обращения 17.04.2013).
- Фатенков В.Н. Внутренние болезни: Учебник. – М.: Медкнига, 2008. – Т. 1. – 696 с.
- Чалык Ю.В. Медицина: история, концепции, парадигмы. – Саратов: Аврора, 2005. – 199 с.
- Штефан Палош. Китайское искусство целительства. История и практика врачевания от древности до наших дней. – М.: Центрполиграф 2003. – 356 с.
- Шнорренбергер К. Учебник китайской медицины для западных врачей. – М.: С.E.Т, 1996. – 580 с.
- Щербакова Н. Здоровье и нездоровье. Где грань? Медпортал. URL: http://www.psj.ru/saver_magazins/detail.php?ID=7090 (Дата обращения: 4.04.2013).
- Cheng-Tek Tai M., 2012. An oriental understanding of health. Tzu Chi Medical Journal, V. 24, 2: 92–95.
- Chung V.CH, S. Hillier, C.H. Lau, S. Y.S. Wong, E.K. Yeoh, S.M. Griffiths, 2011. Referral to and attitude towards traditional Chinese medicine amongst western medical doctors in postcolonial Hong Kong. Social Science & Medicine, V. 72, 2: 247–255.
- Eckman P., 2002. The Theory of Oriental Medicine. Contemporary Chinese Medicine and Acupuncture, Р. 12–41.
- Hori T., 2010. Japanese Oriental Medicine. World Neurosurgery, V. 73, 6: 638.
- Imahori K., 1987. Oriental and Modern Western Medicine: The Case for Integration. Education and Health, Р. 283–285.
- Ishida Y., 1997. A theoretical analysis of oriental medicine, 1: Acupuncture. Medical Hypotheses, V. 49, 4: 327–335.
- Julliard K.N., C. Citkovitz, D. McDaniel, 2007. Towards a Model for Planning Clinical Research in Oriental Medicine. The Journal of Science and Healing, V. 3, 2: 118–128.
- Kwang-Ho Heo, Hyun-Woo Cho, Eui-Hyoung Hwang, Ki-Bong Kim, Jin-Hong Cheon, Jae-Uk Sul, Byung-Cheul Shin, 2013. The use of East-West Integrative Medicine in a national university hospital setting in Korea: A review of a new routine integrated hospital dataset. European Journal of Integrative Medicine, V. 5, 6: 501–505.
- Longhurst J.C., 2010. Defining Meridians: A Modern Basis of Understanding. Journal of Acupuncture and Meridian Studies, V. 3, 2: 67–74.
- Nielsen А., T.J. Kaptchuk, 2013. Gua sha and the history of traditional medicine, West and East. Gua Sha (Second Edition), Р. 1–10.
- Pan X., R. Valerdi, R. Kang, 2013. Systems Thinking: A Comparison between Chinese and Western Approaches. Procedia Computer Science, V. 16: 1027–1035.
- Payyappallimana U., M. Serbulea, 2013. Integration of traditional medicine in the health system of Japan – Policy lessons and challenges. European Journal of Integrative Medicine, V. 5, 5: 399–409.
- Robinson N., J. Liu, 2012. Oriental and traditional medicine – Supporting the vision for integrated health. European Journal of Integrative Medicine, V. 4, 4: 363–365.
отправлен участнику
Оставить комментарий