Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: III Международной научно-практической конференции «Современная медицина: актуальные вопросы» (Россия, г. Новосибирск, 30 января 2012 г.)

Наука: Медицина

Секция: Педиатрия

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гурович О.В., Стахурлова Л.И., Снегирева Г.И. [и др.] ОТДЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 ТИПА // Современная медицина: актуальные вопросы: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
 
Выходные данные сборника:

 

ОТДЕЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ С САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 1 ТИПА

Гурович Ольга Викторовна

ассистент, ВГМА им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж

E-mail: galinacollega@mail.ru

Стахурлова Лилия Ивановна

д-р мед. наук, доцент, ВГМА им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж

Снегирева Галина Ивановна

клинический ординатор, ВГМА им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж

Доценко Анна Владимировна

клинический ординатор, ВГМА им. Н. Н. Бурденко, г. Воронеж

 

В подростковом возрасте происходит значительное расширение круга общения. По окончании этого периода личность переориентируется в психологическом плане. На юность приходится так называемый пик межличностного общения. Важнейшая специфическая черта межличностных отношений — эмоциональность. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Эмоции и чувства выполняют регулирующую функцию во взаимодействии между людьми благодаря тому, что предстают как сложная форма поведения, как готовность действовать определенным образом по отношению к тем или иным людям.

Актуальность проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте состоит в формировании особенностей взаимоотношений личности с окружающими людьми, которые влияют на ее развитие и индивидуальность, на определение совокупности норм, правил и форм поведения, на утверждение своего места в обществе.

Важными психологическими характеристиками межличностного общения являются эмпатия и аффилиация. Эмпатия — эмоциональный отклик человека на переживания других людей, проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. Проявить эмпатию по отношению к собеседнику означает посмотреть на ситуацию с его точки зрения, уметь «вслушаться» в его эмоциональное состояние. Аффилиация — эмоциональная связь человека с другими людьми, она характеризуется взаимным принятием и расположением; в ряде случаев термин употребляется для обозначения потребности в общении.

Эмпатия и аффилиация неразрывно связаны между собой, из одной потребности вытекает другая, они дополняют друг друга и как индивидуально-психологические характеристики зависят от многих факторов, таких как пол, возраст, эмоциональный опыт, социальные установки, взаимоотношения в семье, а также от наличия заболеваний, особенно хронически протекающих.

Хронические заболевания оказывают непосредственное влияние на состояние психики человека, в том числе подростка. Одной из важнейших проблем в детской эндокринологии по-прежнему остается сахарный диабет 1 типа, широко распространенный в человеческой популяции. У больных сахарным диабетом неизбежно происходят изменения в эмоциональной сфере, они могут привести к дегуманизации ребенка, к жестокости и неспособности сопереживать другим. Меняется поведение в отношении родителей и сверстников, возрастает ранимость и тревожность, что неблагоприятно влияет на эмоциональные отношения в семье, классе, любых коллективах.

Цель настоящей работы — изучение эмпатии и аффилиации у подростков с хронической эндокринопатией — сахарным диабетом 1 типа. Факт наличия данного заболевания, особенности течения болезни, необходимость пожизненной терапии, бесспорно, оказывают влияние на эмоциональную сферу больного. Изучение эмпатийности и аффилиации у больных сахарным диабетом 1 типа с последующей адекватной всесторонней коррекцией может улучшить их качество жизни. 

Для оценки уровня эмпатии нами был использован опросник «Диагностика уровня поликоммуникативной эмпатии» И.М.Юсупова. В опроснике 36 суждений, по каждому из которых испытуемый оценивает, в какой мере он с предложенным понятием (суждением) согласен или не согласен, используя шесть вариантов ответов: «не знаю», «никогда или нет», «иногда», «часто», «почти всегда», «всегда или да». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: 0,1,2,3,4,5. Методика И. М. Юсупова вначале предполагает определение достоверности полученных данных, после чего оценивает эмпатийность по специальной шкале, приведенной в таблице 1.

Таблица 1.

Оценка уровня эмпатии

Уровень эмпатийности

Количество баллов в целом

Очень высокий

82—90

Высокий

63—81

Средний (удовлетворительный)

37—62

Низкий

12—36

Очень низкий

5—11

 

Для оценки аффилиации мы использовали опросник аффилиации А. Мехрабиана (модификация М. Ш. Магомед-Эминов). В данном опроснике 30 суждений, по каждому из которых испытуемый должен дать ответ, в какой мере он с суждением согласен или не согласен, используя семь вариантов ответов: «полностью согласен», «согласен», «скорее согласен, чем не согласен», «ни да, ни нет», «скорее не согласен, чем согласен», «не согласен», «полностью не согласен». Каждому варианту ответа соответствует числовое значение: +3, +2, +1, 0, -1, -2, -3. После перекодировки ответов в баллы по специальной шкале подсчитывается общая сумма баллов и оценивается собственно аффилиация. Считается, что суммарное значение от 32 до 80 баллов соответствует низкому уровню развития данного мотива, от 81 до 176 — среднему уровню, от 177 до 224 — высокому уровню изучаемой потребности.

В исследовании участвовали 96 подростков, находившихся на госпитализации в эндокринологическом отделении Воронежской областной детской клинической больницы № 1 по поводу сахарного диабета 1 типа. Возраст пациентов был от 11 до 17 лет, средний возраст составил 13,9±1,97 года. Девочек было 46,9 % (n=45), мальчиков — 53,1% (n=51). Число городских (г. Воронеж) и сельских жителей в исследовании соответственно 47,9 % (n=46) и 52,1 % (n=50).

У большинства пациентов (67,7 %) выявлен хороший (средний и высокий) уровень эмпатийности. Они оптимально способны к сопереживанию, понимают чувства и эмоции окружающих и правильно на них реагируют. При этом удовлетворительную (среднюю) эмпатийность показали 63,5 % детей (n=61), высокую — всего лишь 4,2 % (n=4). Подростков с низким уровнем эмпатии оказалось 20,8 % (n=20). Пациентов с крайними вариантами эмпатийности (очень низкий и очень высокий) зарегистрировано не было. Соответственно часть анкетированных (11,5 %) не дали откровенных ответов, в связи с чем соответственно классической методике их результаты были оценены как недостоверные.

По результатам исследования оказались значимыми различия эмпатийности по гендерному признаку. Девочек со средним уровнем сопереживания явно больше, чем мальчиков — 57,4 % против 42,6 %. Высокая эмпатийность выявлена только у девочек. Низкоэмпатийными в большинстве были мальчики — 80 %. Среди детей, результаты анкетирования которых признаны недостоверными, мальчиков в 4,5 раза больше, чем девочек— 81,8 % против 18,2 % соответственно.

Пациенты были разделены на 2 возрастные группы: младшие подростки — от 11 до 13 лет, их 38 (39,6 %) и средние подростки — от 14 до 17 лет — 58 человек (60,4 %). В обеих группах преобладали дети с удовлетворительным уровнем эмпатийности. Высокий уровень эмпатии недостоверно чаще был у больных младшей возрастной группы (5,3 %), чем в средней — 3,3 %. Низкая способность к эмоциональному сопереживанию оказалась одинаково частотой, по 21%, вне зависимости от возраста. Младших подростков, давших при анкетировании недостоверные ответы, в 2,7 раза больше, чем подростков 14—17 лет, более осознанно относящихся к ситуации.

Среди городских жителей средняя степень эмпатийности встречались несколько чаще — 67,3 %, чем среди сельских — 60,0 %. Пациенты с высокой эмпатийностью почти все из села. Подростков с низкой способностью к сопереживанию в 2 раза больше среди проживающих в городе — 28,3 %, из сельской местности таких пациентов было 14 %, урбанизация в данной ситуации явно отрицательный фактор. Обращает на себя внимание, что сельских пациентов, давших неоткровенные ответы, в 10 раз больше, чем городских. Мы полагаем, что это также является отрицательной составляющей для настоящего и будущего молодежи.

Интересными оказались результаты нашего исследования в сопоставлении состояния (уровня) эмпатийности с уровнем образовательных учреждений (средние общеобразовательные школы — 70,8 % подростков, гимназии — 29,2 %). Ситуация следующая: подростков с удовлетворительной эмпатийностью среди обучающихся в гимназиях, значительно больше, чем среди учащихся средних школ (75,0 % против 58,8 % соответственно). Высокая эмпатийность одинаково часто встречалась вне зависимости от вида образовательного учреждения. А вот пациентов с низкой эмпатией, а также давших недостоверные результаты, почти в 2 раза больше среди обычных школьников.

Как известно, психологический климат в семье, внимание родителей, их поддержка и взаимопонимание формируют у подрастающего поколения такие чувства, как гуманность и сострадание, поэтому наше исследование имело социальную составляющую. Проведен анализ некоторых социальных аспектов жизни наших пациентов параллельно с определением уровня их эмпатийности. Учитывались в первую очередь факторы полноты семьи и профессиональной занятости родителей. Средний уровень эмпатии и недостоверные ответы в анкетах встречались у детей из полных и неполных семей с одинаковой частотой. Подростков, способных к высокому эмоциональному отклику, в 2 раза больше среди детей из неполных семей, тогда как дети из полных семей явно чаще показывали низкую эмпатийность — 22,7 % против 16,7 %.при наличии в семье одного родителя Удовлетворительный уровень эмпатии продемонстрировало большинство подростков, чьи родители имеют постоянное место работы (66,7 %). Высокая эмпатия, а также недостоверные результаты выявлены практически в 2 раза чаще в семьях с неработающими родителями.

Значимым оказался фактор известной наследственности по сахарному диабету. Больные с семейным вариантом сахарного диабета 1 типа чаще показывали низкий уровень эмпатии, чем имеющие спорадический сахарный диабет (25,0 % против 15,9 %), а высокая степень эмпатийности преобладала у пациентов, в семьях которых заболевание ранее не регистрировалось. Дети со средней способностью к сопереживанию одинаково часто встречались в обеих группах, вне зависимости от наличия больных сахарным диабетом родственников. Обратил на себя внимание факт, что подростков, давших недостоверные ответы, в 3 раза больше среди пациентов со спорадическим вариантом сахарного диабета.

Сахарный диабет 1 типа на сегодняшний день — заболевание инвалидизирующее, приводящее к развитию специфических осложнений, ранних и поздних. Формирование особого стиля и образа жизни всей семьи, регулярный контроль и самоконтроль течения болезни позволяют отсрочить и снизить риск развития многих осложнений, в том числе приводящих к изменениям в эмоциональной сфере. В нашем исследовании пациенты на первом году болезни в 3,5 раза чаще проявляли высокую эмпатийность, чем подростки со стажем заболевания более 1 года. Число больных с низким уровнем эмпатии возрастало соответственно продолжительности болезни. Также с увеличением стажа заболевания становились значимо более достоверными результаты опроса (неоткровенно отвечали в анкетировании 20,8 % больных в первый год болезни, и только 8,3 % имеющих стаж заболевания более года). Среди подростков, не имеющих осложнений или имеющих только осложнения инсулинотерапии, а не самого диабета, преобладал низкий уровень эмпатии по сравнению с пациентами, имеющими специфические диабетические осложнения, тем более несколько осложнений. Оптимальная степень сопереживания одинаково часто определялась вне зависимости от продолжительности болезни (65,0 % и 64,3 % соответственно).

Все дети поступали в стационар в стадии декомпенсации, с кетоацидозом либо без него. По нашим данным удовлетворительный уровень эмпатии незначительно чаще имел место у больных при наличии кетоацидоза. Пациентов с высокой эмпатийностью среди поступавших в стадии декомпенсации с кетоацидозом и без него одинаковое количество. Низкий уровень эмпатии при наличии кетозоацидоза зарегистрирован в 1,5 раза реже.

При исследовании аффилиации у одного подростка (1,04 %) была зарегистрирована высокая степень данной мотивации (190 баллов), что может свидетельствовать о его сверхобщительности. Остальные 95 человек показали средний уровень аффилиации, от 106 до 156 (при нормативных средних показателях от 89 до 170 баллов).

По результатам обследования наши пациенты, страдающие сахарным диабетом 1 типа, по способности сопереживать, сочувствовать, «слышать» других представляли абсолютно разнородную группу. В то же время потребность в межличностных контактах, в общении оказалась однотипной вне зависимости от индивидуальности подростков и каких-либо дополнительных факторов.

Заключение.

Больше половины обследованных нами больных сахарным диабетом 1 типа подростков имели оптимальный (средний или высокий) уровень эмпатии. Оптимальная эмпатийность девочек вселяет оптимизм — для них сопереживание, сочувствие в дальнейшей жизни являются важнейшими составляющими. Существенных возрастных различий эмпатийности среди младших и средних подростков нами не выявлено. Высокая способность к сопереживанию характерна для пациентов, проживающих в сельской местности. Уровень эмпатии явно выше у гимназистов. Подростки из полных семей чаще высокоэмпатийны. Также высокая эмпатия более характерна для впервые заболевших сахарным диабетом 1 типа и непродолжительно болевших на момент исследования (до 1 года), а также для больных, не имеющих осложнений основного заболевания. При наличии семейного сахарного диабета чаще встречается низкий уровень эмпатии, чем в случае спорадического заболевания, что объясняется достаточно пессимистичным психологическим настроем в семьях диабетиков уже к рождению наших пациентов. На этом фоне проблем межличностного общения у подростков нет.

 

Список литературы

1.        Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии // Вопр. психол. 1993. № 4. С. 61—68

2.        Дедов И. И., Петеркова В. А. Руководство по детской эндокринологии. — М.: Универсум Паблишинг, 2006. — 600 с.

3.        Лакосина Н. Д. Клиническая психология. – М.: МЕДпресс-информ, 2007. — 416 с.

4.        Овчинников Б. В. Основы клинической психологии и медицинской психодиагностики. — СПБ.: ЭЛБИ-СПб, 2005. — 320 с.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.