Статья опубликована в рамках: XXVI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 июля 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Актуальные вопросы противодействия общеуголовной преступности
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСНОВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАРКОБИЗНЕСУ
Струсь Константин Александрович
декан юридического факультета, канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет (филиал) в г. Пятигорске.
E-mail: KonstantinStrus@gmail.com
Долова Диана Альбертовна
магистрант Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г. Пятигорске
E-mail:
MAIN STRATEGY OF COUNTERACTION TO NARCOBUSINESS
Strus Konstantin Aleksandrovich
dean legal faculty, doctor of laws, assistant professor, branch of North Caucasian State University in Pyatigorsk
Dolova Diana Albertovna
magistrant of the North Caucasian federal university
(branch) in Pyatigorsk
АННОТАЦИЯ
Изучаются основные стратегии противодействия незаконному обороту наркотиков. Определяются негативные последствия репрессивной и демократической стратегии противодействия наркобизнесу.
ABSTRACT
The main strategy of counteraction to a drug trafficking are studied. Negative consequences of repressive and democratic strategy of counteraction to narcobusiness are defined.
Ключевые слова: наркобизнес, стратегия противодействия наркобизнесу, незаконный оборот наркотиков.
Keywords: narcobusiness, counteraction strategy to narcobusiness, drug trafficking.
Распространение наркомании в любой стране представляет острейшую национальную проблему, создаёт непосредственную угрозу здоровью населения и безопасности государства» [5]. В России «количество зарегистрированных в 2012 году органами наркоконтроля тяжких и особо тяжких наркопреступлений составило 62 271, что существенно превышает значение аналогичного показателя 2004 года (базовый период) в абсолютном выражении: на 20 349 преступлений, или на 48,5 %. Следует особо отметить, что значение показателя «Увеличение количества преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных в составе преступного сообщества (преступной организации), — в % от данных за 2004 год» составило 151,7 % (437 преступлений), что значительно превышает запланированное значение (на 36,7 п.п.) и значение 2011 года (44,8 п.п.) (в 2004 году выявлено 288 преступлений, в 2005 году — 295, в 2006 году — 406, в 2007 году — 642, в 2008 году — 517, в 2009 году — 803, в 2010 году — 468, в 2011 году — 308). Следует отметить, с 2009 по 2011 годы наблюдалось снижение значений данного показателя, тогда как в 2012 году впервые отмечается рост» [1].
Типы (модели) стратегий противодействия незаконному обороту наркотиков, можно подразделить на: либеральная и репрессивная. Теоретически и исторически они тяготеют к различным видам политического режима — демократическому и авторитарному, в особенности к таким их разновидностям, как либеральный и тоталитарный режимы.
Тоталитарный режим в качестве генерального средства в борьбе с преступностью, включая противодействие незаконному обороту наркотиков, предпочитает уголовную репрессию, демократический — опирается на идею защиты прав человека. Иными словами, в первом случае пусть пострадает невинный, если это будет «способствовать общему благу» — снижению параметров преступности, во втором — лучше оставить без наказания преступника, чем покарать невиновного [4. с. 219].
Главным лозунгом либерализма выступает толерантное отношение к различным поведенческим девиациям, невзирая на их патологический характер, поскольку эти девиации есть выражение «прав человека».
С позиций толерантности интерпретируется нидерландская политика в отношении немедицинского потребления наркотических средств. Как известно, Закон «О голландских генеральных прокурорах» 1976 г. определил следующие стандарты отказа от преследования в случае совершения нарушений, связанных с наркотиками: владение «мягкими» наркотиками до пяти граммов; использование небольшого количества «жестких» наркотиков лицом, не имеющим судимости; нерегулярная торговля наркотическими средствами [2].
По мнению В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова, это «позволяет избежать значительных издержек, толерантно обращаться с лицами, использующими наркотики для собственных нужд и перевести проблему наркотиков в плоскость публично важного явления» [3]. Указанные авторы полагают, что в результате подобной толерантной политики в Амстердаме наркотики получили меньшее распространение, чем, например, в таких европейских городах, как Мадрид, Франкфурт, Цюрих, и предлагают пристально изучить голландский опыт в Российской Федерации. «Отечественные политики не должны бояться трудных вопросов, разрабатывать и осуществлять прогрессивные проекты» [3].
Представляется бесспорным, что подобная политика в любом случае не приведет к уменьшению числа лиц, употребляющих наркотики. Кроме того, наркоманы не перестают быть криминальным элементом голландского общества. Наркомания по-прежнему является серьезной проблемой для Нидерландов.
Репрессивная стратегия противодействия незаконного оборота наркотиков заметно выигрывает при сравнении с либеральной стратегией, однако она содержит ряд угрожающих тенденций. Первая из них заключается в стремлении ввести уголовную ответственность за потребление наркотических средств. Время от времени в России предлагается вернуться к советскому опыту борьбы с наркоманией, в концепции которого наркоман признавался преступником, а не больным человеком. Понятно, что это предложение неприемлемо, потому что оно создает более выгодные условия для безнаказанности организаторов наркобизнеса.
Вторая тенденция репрессивной стратегии проявляется в переносе центра тяжести в противодействии незаконному обороту наркотиков с причин на следствия. Это неизбежно становится правилом, поскольку внимание прессы и властей привлекают именно «успехи» в борьбе с наркобизнесом, а не работа по ограничению его социальной и производственной базы, суть которой заключается в работе с близкими родственниками наркоманов.
На наш взгляд, ни либеральная, ни репрессивная стратегии не могут быть признаны той моделью противодействия незаконному обороту наркотиков, которая способна обеспечить наибольшую эффективность антинаркотической политики в современных условиях. Современная оптимальная стратегия по существу представляет их симбиоз, объединяя идею толерантности (к жертвам наркомании и их близким родственникам) с идеей быстрого и строгого реагирования на преступную деятельность наркодельцов с целью её пресечения.
Формирование толерантности к наркоманам должно выражаться исключительно в выражении сочувствия к ним по поводу того, что они оказались жертвами тяжкого недуга. Ни в коем случае нельзя акцентировать внимание на фатальности (неизлечимости) этого недуга [4. с. 16].
Относительно противодействия деятельности наркоторговцев, следует отметить на необходимость, с одной стороны, в пресечении коррупции сотрудников правоохранительных органов, которые, по существу, прикрывают деятельность наркоторговцев, с другой, на необходимость повышения мер наказания в отношении наркодельцов. В этой связи считаем необходимым внести изменения в Уголовный кодекс РФ, добавив ст. 213.1 Наркобизнес в следующей редакции: «Наркобизнес — то есть деятельность физических лиц, направленная на систематическое получение прибыли от производства и сбыта наркотических веществ в крупном и особо крупном количестве наказывается лишением свободы на срок от 10 до 20 лет и штрафом от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей.
Примечание: сверхкрупным размером в настоящей статье признается количество наркотического средства или психотропного вещества, превышающее среднюю разовую дозу потребления в 20000 и более раз».
Принимая во внимание, что основным мотивом, побуждающим к наркобизнесу выступает получение прибыли (доходов), следует обратить внимание на методику противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём в результате занятия наркобизнесом. В рамках уголовного преследования следует обратить внимание на следующие способы легализации денежных средств или иного имущества:
1. путем совершения с этим имуществом финансовых операций;
2. посредством совершения с ним других сделок;
3. использованием этих средств для осуществления предпринимательской или иной экономической деятельности.
Организацию расследования преступлений, предусмотренных ст. 174 и 174.1 УК РФ, условно предлагается разделить на несколько этапов:
·реализация материалов, полученных оперативным путем, основное внимание должно уделяться сбору и процессуальному закреплению первоначальной информации как о преступлениях в сфере наркобизнеса, так и о фактах легализации;
·обобщение и анализ собранной информации, где планируется работа по проверке следственных версий, проводятся следственные и процессуальные действия, направленные на изобличение лиц, причастных к отмыванию денежных средств;
·следственные и процессуальные действия, направленные на квалификацию совершенного преступного деяния.
В заключении следует отметить, что начать решительную борьбу против наркобизнеса необходимо выстраивая эффективную деятельность правоохранительных органов по борьбе с контрабандой наркотиков, с их подпольным производством, с привлечением к уголовной ответственности крупных представителей наркобизнеса, реализуя гибкую и всестороннюю систему социальной помощи наркоманам.
Список литературы:
- Бланкенбург Э.Р. Голландская правовая культура // Общая характеристика правовой системы Нидерландов // Правовая система Нидерландов. [Текст]: монография/ В.В. Бойцова — М.: «Зерцало», 1998. С. 213.
- Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Общая характеристика правовой системы Нидерландов // Правовая система Нидерландов. [Текст]: монография/ В.В. Бойцова — М.: «Зерцало», 1998. С. 166—167.
- Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков на 2014—2016 годы // [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fskn.gov.ru/ pages/main/ info/official_information /23527/index.shtml (Дата обращения: 03.06.2013.)
- Клейменов И.М., Артемов Д.Ю. Стратегии противодействия незаконному обороту наркотиков // Российская юстиция. 2007. № 2. Февраль.
- Струсь К.А., Долова Д.А. К вопросу о правовых основах судебной практики по делам о преступлениях связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами. «Вопросы права в современном мире» материалы международной заочной научно-практической конференции. (07 мая 2013 г.) — Новосибирск: Изд. «СибАК». 2013. С. 102.
дипломов
Оставить комментарий