Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXIX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 25 сентября 2013 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ЖЕНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (IX—XVII ВВ) // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXIX междунар. науч.-практ. конф. № 9(29). – Новосибирск: СибАК, 2013.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов
Статья опубликована в рамках:
 
Выходные данные сборника:

 

ЖЕНСКОЕ  ОБРАЗОВАНИЕ  В  РОССИ:  ОСОБЕННОСТИ  ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ  (IXXVII  ВВ)

Ярмонова  Елена  Николаевна

канд.  юрид.  наук,  доцент,  г.  Армавир

E-mailvlada02@mail.ru

 

FEMALE  EDUCATION  IN  RUSSIA:  PECULARITIES  OF  LEGAL  REGULATION  (IX—XVII  CC.)

Elena  Yarmonova

candidate  of  Juridical  Sciences,  associate  professor,  Armavir

 

АННОТАЦИЯ

Целью  статьи  является  исследование  женского  образования  в  России  в  период  с  IX—XVII  вв.  В  работе  сделан  вывод  о  том,  что  в  рассматриваемый  период  преобладало  домашнее  и  частное  образование.  Однако,  женское  образование  в  России  было  на  достаточно  высоком  уровне,  особенно  это  было  характерно  для  высших  слоев  населения.

ABSTRACT

The  aim  of  the  article  is  to  study  female  education  in  Russia  over  the  IX  to  XVII  cc.  It  was  concluded  in  the  work  that  at  the  given  period  of  time  home  and  private  education  predominated.  However,  female  education  in  Russia  was  quite  at  a  high  level,  especially  it  was  typical  of  people  of  the  upper  class. 

 

Ключевые  слова:  право;  образование;  христианство;  монастырь;  частные  пансионы.

Keywords:  law;  education;  Christianity;  monastery;  private  boarding  houses. 

 

В  первое  время  после  принятия  христианства  на  Руси  женское  образование  стояло  на  том  же  уровне,  что  и  мужское.  По  совету  киевского  митрополита  Леонтия,  Владимир  в  1001  году  учредил  в  Киеве  два  училищных  монастыря,  мужской  и  женский,  и  Киевское  женское  училище  (1001  г.)  было  не  только  первым  женским  училищем  в  России,  но  первым  и  в  Европе  [1,  с.  2].  По  свидетельству  Татищева  первое  женское  училище  в  России  было  основано  в  1086  году  княжной  Анной  (Янкой)  Всеволодовной  в  Киеве  при  Андреевском  монастыре  [8,  с.  138]:  «Всеволод  заложил  церковь  святого  Андрея  при  Иоанне  Добром,  митрополите  русском,  и  построил  при  церкви  оной  монастырь  женский,  в  котором  постриглась  первая  дочь  его  девица  Анка.  Собравши  же  младых  девиц  неколико,  обучала  писанию,  також  ремеслам,  пению,  швению  и  иным  полезным  им  знаниям,  да  от  юности  навыкнут  разумети  закон  божий  и  трудолюбие,  а  любострастие  в  юности  воздержанием  умертвлят»  [2,  с.  6].  Княжна  Янка,  будучи  образованной  женщиной  сама  учила  девушек.  В  этих  учебных  заведениях  как  и  при  домашнем  образовании  и  монастырях  детей  учили  читать,  писать  и  даже  толковать  книги  священного  писания.  В  начале  XIII  века  в  Суздале  существовало  женское  училище,  основанное  дочерью  черниговского  князя  Михаила  Всеволодовича,  Евфросиньей  [5,  с.  95].  Равный  подход  к  образованию  женщин  и  мужчин  на  Руси  подтверждает  в  определенной  мере,  наличие  «двойных»  монастырей.  По  указанию  Е.  Лихачевой  были  и  так-называемые  «двойные»  —  мужско-женские  монастыри;  иногда  во  главе  такого  монастыря  стоял  игумен,  а  иногда  игуменья,  как  это  было  с  основанными  княжною  Ефросинью  Полоцкою  двумя,  мужским  и  женским,  монастырями,  которыми  она  управляла  40  лет  [6,  с.  9].

Основным  элементом  обучения  женщин  и  в  более  позднее  время  выступали  монастыри  и  обучение  на  дому.  Монастырское  образование  было  в  рассматриваемый  период  наиболее  распространяем  как  в  России  так  и  в  Европе.  Женское  монастырское  образование  было  весьма  распространено  на  западе,  где  оно  с  VI  века  сменило  образование,  получаемое  в  публичных  и  частных  школах.  При  монастырях  долгое  время  могли  получать  образование  не  только  те  девушки,  которые  стремились  стать  монахинями,  но  и  девушки,  планирующие  вернуться  к  светской  жизни.  Со  временем  были  наложены  определенные  запреты  на  обучение  в  монастырях  девушек,  не  стремящихся  к  монашеской  деятельности,  но  это  в  основном  привело  к  тому,  что  стали  создаваться  отдельные  классы  для  монашек  и  для  девушек,  планирующих  вернуться  в  свет. 

Большое  внимание  уделялось  образованию  княжон,  которые  выходя  замуж  за  иностранных  правителей,  часто  поражали  их  своим  образовательным  уровнем,  оказываясь  более  образованными  чем  их  супруги.  Это  не  являлось  чем-то  исключительным,  так  как  долгие  столетия  образование  являлось  привилегией  элиты.  Несомненно,  что  в  первые  века  христианства  в  России  женское  образование,  развивалось  параллельно  с  мужским  образованием  и  так  же  было  весьма  выборочным  и,  как  правило,  распространялось  только  на  представительниц  привилегированных  сословий. 

Известно,  что  сестра  Ярослава,  Предслава,  переписывалась  с  братом  [3,  с.  20],  что  позволяет  прийти  к  выводу  о  том,  что  домашнее  образование  в  княжеских  домах  распространялось  и  на  княжеских  дочерей.  В  числе  образованных  женщин  указывают  Ксению,  дочь  Бориса  Годунова,  младшую  дочь  царя  Алексея  Михайловича.  Младшую  дочь  царя  Алексея  Михайловича  даже  врачь  называет  «великого  ума  и  самых  нежных  проницательств,  большого  мужского  ума  исполненная  дева»  [1,  с.  11].  Сестры  Петра  I  изучали  латинский,  польский,  французский  язык,  риторику  и  другие  науки  по  руководством  Симеона  Полоцкого.  В  целом  образование  женщин,  как  правило,  зависело  от  отношения  родителей  к  этому  вопросу,  от  материальных  возможностей  семьи. 

Уровень  образования  значительно  упал  во  время  татаро-монгольского  нашествия,  это  отразилось  и  на  образованности  женщин.  Однако  и  в  этот  период  образованные  женщины  были  не  редкостью,  примеры  дают  на  летописи  и  другие  свидетельства.  Следует  учитывать,  что  анализируя  уровень  образования  женщин  не  только  в  России,  но  и  в  Западной  Европе  можно  увидеть  падение  образования  населения.  Невежество  женщин,  —  если  брать  во  внимание  массу,  а  не  исключительные,  более  или  менее  блестящие  примеры,  —  было  общим  явлением  в  конце  средних  веков,  как  это  было  и  в  начале  их  [6,  с.  16].

В  «теремной  период»  женщины  также,  как  правило,  в  своей  массе  не  имели  возможности  получать  хорошее  образование,  так  как  это  не  было  востребовано  русским  обществом  того  времени.  Народ,  который  боялся  выражать  свои  личные  мнения  и  который  запирал  женщин  в  своего  рода  домашней  тюрьме,  называющейся  теремом,  не  мог,  конечно,  искать  удовольствия  в  беседе  и  обществе  благовоспитанных  женщин  [4,  с.  82].

Рассматривая  средние  века  следует  признать,  что  в  этот  период  в  Западной  Европе  можно  отметить  высокий  уровень  образования  отдельных  женщин,  в  том  числе,  относящихся  к  императорским  семьям,  в  ряде  случаев  видим  более  образованных  женщин,  чем  мужчины  того  времени.  Большинство  женщин  в  этот  период  не  имело  никакого  образования.  В  этот  период  женщины  были  не  только  образованы,  но  и  сами  преподавали.  Женщины  получали  не  только  общие  знание,  но  и  в  ряде  случаев  имели  специальное  образование.  В  XII  веке  возникла  знаменитая  медицинская  школа  Салерно,  и  в  ней  преподавали  некоторые  женщины-врачи.  В  Италии  женщины  ученые  и  поэты  были  видными  общественными  и  даже  политическими  деятелями,  преподавали  в  высших  учебных  заведениях.

В  1687  г.  царь  Федор  Алексеевич  учредил  славяно-греко-латинскую  Академию,  которая  выступала  первым  заведением  высшего  общего  образования,  но  женщины  были  исключены  из  числа  лиц,  которые  могли  в  нее  поступить.  Данную  дату  можно  рассматривать  как  указатель  на  четкое  разделение  в  подходе  к  образованию  мужчин  и  женщин  со  стороны  государства.  Данный  период  характеризовался  исключением  женщин  из  жизни  общества,  в  том  числе  и  в  образовательной  сфере.  Петр  I  заботясь  об  образовании  подданных  старался  обеспечить  определенный  образовательный  уровень  для  всех  слоев  населения.  Начальное  образование  при  Петре  I  предусматривалось  не  только  для  дворян  и  не  только  для  мальчиков.  Замечателен  указ  в  этом  отношении  1714  года:  послать  во  все  губернии  по  нескольку  человек  из  школ  математических,  чтобы  учить  детей  цифири,  геометрии  и  различным  другим  наукам,  и  положен  штраф  такой,  что  не  жиниться  до  тех  пор,  пока  этим  предметам  не  выучатся  [7,  с.  65].  При  Петре  I  разрыв  между  женским  и  мужским  образованием  еще  больше  увеличился.  Если  в  Указе  о  заведении  «во  всех  городах»  малых  народных  школ,  изданном  в  1724  году  не  был  указан  пол  будущих  учеников  и  туда  могли  допускаться  и  девочки,  но  о  высшем  и  среднем  образовании  женщин  речь  не  шла.  Это  было  связано  в  первую  очередь  с  практическим  применением  образования,  так  как  женщины  не  призывались  ни  на  военную  ни  на  государственную  службу.  Не  привлечение  женщины  к  образованию  объясняется  также  тем,  что  женщины  только  начинали  покидать  монастыри.  Женщины  вводились  в  общественную  жизнь,  причем  иногда  помимо  воли  их  семей.  Следует  также  учитывать,  что  мальчики  отдавались  в  учебные  заведения  с  большой  неохотой  и  тратить  силы  на  то,  что  бы  отправить  на  учебу  женщин  для  Петра  I  могло  показаться  излишним.  Женщины  были  привлечены  к  участию  в  публичных  мероприятиях  и  допущены  в  мужское  общество,  что  требовало  их  более  высокого  образовательного  уровня.  Даже  на  государственном  уровне  произошли  серьезные  изменения,  так  послы  представлялись  не  только  царю,  но  и  царице  и  царевнам.  Рассматривая  период  петровских  преобразований,  как  и  более  ранний  период  можно  видеть,  что  женщины  не  отличались  низким  уровнем  образования  на  общем  уровне,  но  не  потому,  что  они  были  хорошо  образованы,  а  потому,  что  и  мужчины,  как  правило,  не  отличались  высоким  уровнем  образования.  Особое  внимание  при  обучении  женщин  и  в  том  числе  принцесс  уделялось  изучению  языков.  Давая  образование  детям  обоих  полов  родители  знание  языков  ставили  на  первое  место.  Петр  I  устанавливал  минимальные  образовательные  требования  как  для  мужчин  так  и  для  женщин  при  вступлении  в  брак.  Причем  требования  устанавливались  не  только  для  женихов,  но  и  для  невест,  так  как  запрещалось  выдавать  замуж  дворянок  если  они  были  неграмотны.

При  дочери  Петра  Великого,  Императрице  Елизаветы  Петровны  появились  частные  пансионы,  и  их  содержатели  были,  преимущественно,  французы  и  француженки,  по  большей  части  люди  малообразованные  и  в  своих  предприятиях  преследовавшие  лишь  идею  наживы  [1,  с.  18].  Данные  пансионы  предусматривали  обучение  девушек  французском  языку,  географии,  истории,  рисованию,  арифметике,  музыке  и  домоводству,  т.  е.  в  первую  очередь,  тем  предметам,  которые  способствовали  дальнейшей  семейной  жизни. 

Проанализировав  развитие  женского  образования  в  России  в  период  IX—XVII  вв.  можно  сделать  вывод,  что  в  этот  период  преобладало  домашнее  и  частное  образование.  Однако,  женское  образование  в  России  было  на  достаточно  высоком  уровне,  особенно  это  было  характерно  для  высших  слоев  населения.

 

Список  литературы:

1.Зинченко  Н.  Женское  образование  в  России.  Исторический  очерк.  Спб.,  1901. 

2.История  педагогики.  М.,  Мысль,  1976.

3.Карамзин  История  государства  российского.  Т.  II.  М.,  2007.

4.Ковалевский  М.  Очерки  по  истории  политических  учреждений  России.  Перевод  с  разрешения  автора,  А.  Баумштейна,  под  ред.  Е.  Смирнова.  1917. 

5.Костомаров  Русская  история.  Т.  I.  М.,  2007.

6.Лихачевой  Е.  Материалы  для  истории  женского  образования  в  России  (1086—1856).  Спб.  1899. 

7.Михайлов  М.М.  История  русского  права.  Общий  университетский  курс.  Стенографированный.  Лекции  IV—IXXIX.  Спб.,  1871. 

8.Татищев  В.Н.  История  России  с  древнейших  времен.  М.,  1773.  Кн.  2.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.