Статья опубликована в рамках: XXIV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 07 мая 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ КОРРУПЦИИ В ВОИНСКИХ ЧАСТЯХ И ОРГАНАХ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО ФЛОТА
Кулагина Виктория Николаевна
аспирант кафедры «Уголовного и административного права» Мурманского государственного технического университета, г. Мурманск
E-mail: 2872162@mail.ru
В условиях реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации особую значимость и остроту приобретает исследование проблемы противодействия коррупции в воинских частях и органах управления военных округов и флотов. Несмотря на принятие на международном и национальном уровне основополагающих нормативно-правовых актов, и прежде всего, Конвенции Организации Объединённых Наций против коррупции [1], Федеральных законов Российской Федерации «О противодействии коррупции» [4] и «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [5], коррупция в Вооружённых Силах Российской Федерации продолжает прогрессировать.
В 2011 году количество преступлений коррупционной направленности на Северном флоте составляло 86, в 2010 году — 80 преступлений, а в 2009 году — 64 преступления. Наибольший удельный все в числе коррупционных преступлений за 2009—2011 гг. составили преступления, предусмотренные статьями 159 и 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее по тексту УК РФ) [3], то есть 27,9 % и 34,6 %, соответственно, от общего количества преступлений коррупционной направленности [2].
Подобная динамика свидетельствует не только о низкой эффективности мероприятий по противодействию коррупции со стороны командиров воинских частей и начальников органов военного управления Северного флота, но и об увеличении степени распространения правонарушений коррупционной направленности среди военнослужащих и гражданского персонала силового министерства. Сложившаяся ситуация препятствует реализации проводимых в Министерстве обороны Российской Федерации реформ и наносит значительный материальный ущерб экономическим интересам нашей страны.
Проявления коррупции в воинских частях и органах военного управления Северного флота влекут за собой ряд негативных последствий. Наиболее серьёзным последствием выступает «удар» по обороноспособности и национальной безопасности российского государства. Снижение общей эффективности деятельности командиров и начальников, руководителей учреждений и организаций Министерства обороны Российской Федерации в области противодействия коррупции, неизбежно способствует созданию благоприятной почвы для коррупционного роста. Хищения военного имущества и бюджетных средств, предназначенных для закупок и ремонта вооружения, военной техники, приводят к снижению боеготовности подразделений, воинских частей и Северного флота в целом, а также замедляют мероприятия по перевооружению, проводимые в рамках реформирования оборонного ведомства.
В результате роста коррупции падает доверие общества к военнослужащим и военной профессии на Северном флоте, престижу службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, снижается качество военной подготовки, что не позволяет органам государственной власти добиться желаемых результатов в ходе выполнения задач военного строительства. За совершение преступлений коррупционной направленности в 2009—2011 гг. на Северном флоте осуждено 103 военнослужащих, из которых 58 офицеров (в том числе 11 офицеров из числа командного состава). Общий размер материального ущерба от коррупции за 2009—2011 гг. превысил 125 млн. рублей [2]. При этом, необходимо отметить, что преступления коррупционной направленности совершались не только военнослужащими, но и гражданским персоналом воинских частей. Например, в декабре 2010 года одним из гарнизонных военных судов Северного флота был вынесен обвинительный приговор по уголовному делу в отношении бывшего начальника котельной государственного учреждения «О» гражданина Ф., который в группе с двумя гражданскими лицами Д. и Ч., а также директором общества с ограниченной ответственностью «М» гражданином С., совершил хищение горюче-смазочных материалов стоимостью 310,6 тыс. рублей (ч. 3 ст. 160 УК РФ). Приговором военного суда все указанные лица признаны виновными и осуждены к наказаниям в виде лишения свободы, в том числе гражданин Ф. — к 1 году 2 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, гражданин С. — к 2 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, гражданин Д. — к 10 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 7 месяцев, гражданин Ч. — к 8 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 6 месяцев. Кроме того, гражданский иск к осужденным был удовлетворён в полном объёме [2].
Коррумпированность командного состава воинских частей и начальствующего состава органов военного управления Северного флота формирует среди подчинённых им военнослужащих искажённый образ жизни командира (начальника), создавая терпимость не только к коррупционным правонарушениям со стороны своих руководителей, но и к преступности в целом. Усиливается нравственная деградация воинских коллективов, что является одной из причин появления организованной преступности среди военнослужащих и, как следствие, влечёт за собой снижение эффективности управления подразделениями и воинскими частями Северного флота в мирное и военное время.
В 2010 году было возбуждено уголовное дело по признакам 5 преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 285 УК РФ в отношении командира войсковой части «Н» капитана 1 ранга С., который в течение трёх лет неоднократно привлекал подчинённых ему военнослужащих к выполнению хозяйственных работ на личной даче. В 2011 году приговором одного из гарнизонных военных судов Северного флота бывший командир войсковой части «Н» капитан 1 ранга С. осужден к наказанию в виде штрафа [2].
Другим примером коррумпированности командиров воинских частей и создания устойчивых преступных групп среди военнослужащих на Северном флоте может служить следующий случай. Старший мичман С., действуя группой лиц по предварительному сговору совместно с командиром войсковой части «Ж» капитаном 2 ранга К., с корыстной целью, с использованием своего служебного положения, совершил хищение имущества воинской части, вверенного ему по службе, на общую сумму 409,5 тыс. рублей путём растраты, безвозмездно передав его посторонним лицам. В 2010 году одним из гарнизонных военных судов Северного флота старший мичман С. был осужден по ч. 3 ст. 160 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на 3 года [2].
В некоторых случаях решения о продвижении по карьерной лестнице военнослужащих, продлении сроков их военной службы сверх предельного возраста и т. п., основываются не столько на уровне профессиональной подготовки, сколько на имущественной выгоде (например, взятки, подарки) от реализации таких решений недобросовестными должностными лицами, в ведении которых находится непосредственное их принятие.
Систематические проявления коррупции создают представление о беззащитности военнослужащих перед произволом коррумпированных командиров (начальников) и перед постоянно растущей преступностью в воинских частях и органах управления Северного флота, дискредитируют правосудие, а также провоцируют уход квалифицированных кадров из военной сферы, которые не приемлют систему мздоимства, денежных подношений и воровства.
Таким образом, случаи проявления коррупции в воинских частях и органах военного управления Северного флота влекут за собой множество негативных последствий и не оставляют нынешним военнослужащим каких-либо значимых и приемлемых перспектив. Требуется поиск, уголовно-правовой анализ и оценка негативных последствий коррупции для силовых министерств и ведомств, так как только целенаправленная борьба с правонарушениями коррупционной направленности выступает одним из обязательных условий восстановления должного порядка, воинской дисциплины и реализации проводимых в российских Вооружённых Силах реформ.
Список литературы:
- Конвенция Организации Объединённых Наций против коррупции, 31 октября, 2003, 51-е пленарное заседание Генеральной Ассамблеи ООН//Собрание законодательства РФ, 2006, 26 июня, № 26, ст. 2780.
- Материалы отчётов военной прокуратуры Северного флота за 2009—2011 гг.//Военная прокуратура Северного флота. — Североморск, 2011. — 165 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации, 13 июня, 1996, № 63-ФЗ// Российская газета, 1996, 18 июня, № 113, 1996, 19 июня, № 114, 1996, 20 июня, № 115, 1996, 25 июня, № 118.
- Федеральный закон Российской Федерации «О противодействии коррупции», 25 декабря, 2008, № 273-ФЗ//Российская газета, 2008, 30 декабря, № 266.
- Федеральный закон Российской Федерации «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», 17 июля, 2009, № 172-ФЗ//Российская газета, 2009, 22 июля, № 133.
дипломов
Оставить комментарий