Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Теория государства и права
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
«ЧАСТНОЕ» В КОНТЕКСТЕ ПЛЮРАЛИЗМА ПРАВОПОНИМАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ ПРАВА
Чувальникова Анна Сергеевна
адъюнкт Московского университета МВД России,
г. Москва
E-mail: anyachas@rambler.ru
Оформившиеся в теории права типы правопонимания по-своему отражают накопленный человеческой цивилизацией опыт в познании права. Признавая это, современная юридическая наука допускает плюрализм подходов к решению проблемы правопонимания. Такая методологическая установка ориентирует на поиск не ограниченных областью какого-либо отдельного подхода установок правового мышления, имеющих методологическое и мировоззренческое значение для познания права.
В современных условиях усложняющихся и динамично развивающихся общественных отношений за огромным массивом нормативно-правовых предписаний все сложнее установить, что в действующем праве сохраняется как «частное», поскольку даже имеющие очевидный частный характер явления в настоящее время получают то или иное юридическое, а, следовательно, публичное выражение. Необходимо установить, что является в самой природе и сущности права частным. Учитывая отсутствие в современной теории права, признающей плюрализм правопонимания, единого подхода к сущности права, следует рассмотреть сам концепт частного в контексте разных типов правопонимания.
Особый интерес представляет установление частного в праве в контексте основных для теории права подходов: теории естественного права, юридического позитивизма, социологического и интегративного подходов. Существующие между ними различия связаны не просто с принципиально разным пониманием сущности права, но и с разным пониманием научности юриспруденции.
По оценкам современных исследователей, юридический позитивизм в настоящее время является одним из влиятельнейших направлений юриспруденции. В современной теории права одной из наиболее широко распространенных его интерпретаций является нормативизм. Поскольку сущность права здесь выражается в нормах права, областью, с которой данный подход соотносит свойство частного, является система позитивного (юридического) права. Ставится вопрос о частном либо публичном характере, прежде всего, норм права. Подобный взгляд позитивного направления в юриспруденции, в частности, представлен в работе немецкого правоведа Г. Радбруха «Философия права» [3, с. 141—145]. В таком понимании частноправовые нормы, будучи включенными в иерархическую по своей природе систему юридического права, подчиняясь ее законам, образуют вместе с публично-правовыми нормами две взаимосвязанные и в этом смысле лишь относительно самостоятельные иерархии норм — частное и публичное юридическое право.
Единственным собственно правовым критерием частного в праве, здесь становится юридический критерий. Общественным явлениям, отношениям, поступкам людей дается оценка исходя из устанавливаемых государственным правом критериев и, прежде всего, запретов. Эти публичные запреты и дозволения определяют, в первую очередь, методы, подходы юридического права к регулированию общественных отношений не только в публично-правовой сфере, но и в частноправовой. Это делает проявления публичного и частного в праве с точки зрения юридического позитивизма едиными по форме. В том и в другом случае юридическое право формирует «границы», «критерии» правового. Однако такой критерий позволяет достаточно произвольно определять, что является частным в праве, поскольку юридический позитивизм, в частности нормативизм, сосредотачиваясь на формальной определенности права, остается безразличным к вопросу о его содержании.
Теория естественного права относится к числу так называемых содержательных подходов к праву. Зародившись еще в античности, она была связана с различением в праве того, что исходит от воли людей, и того, что коренится в самой «природе вещей». Среди представителей естественно-правового подхода практически не находится противников идеи деления права на частное и публичное, в том числе в ее формальном, узко-юридическом понимании как классификационного деления позитивного права. Однако своей задачей данный подход полагает не выбор наилучшего критерия подобного разделения, а объяснение с помощью этой конструкции того, что сущность права не сводится только к позитивному, публичному по своей природе праву, даже если автор не может найти однозначного критерия для области этого естественного, неформального, неписанного, непубличного права. Именно этими характеристиками «неписанного» и, прежде всего, «естественного» наделяется с точки зрения теории естественного права частное право и концепт частного.
Это, однако, еще не означает, что понятие «частное право» становится тождественным понятию «естественное право», а концепт частного — категории естественного. Хотя в терминологии, используемой И. Кантом в «Метафизике нравов», такое отождествление прослеживается [1, с. 151—152]. В его интерпретации «естественное право» (право в его естественном состоянии) называется «частным правом». Это скорее интуитивное видение, «ощущение» частного права немецким философом, как представляется, лишь подтверждает, что частное право и вообще все частное в контексте естественно-правового подхода воспринимается по-особому, как «естественное частное право», как естественно частное. Однако «естественное» — достаточно абстрактное понятие, воспринимаемое скорее интуитивно и не всегда однозначно. Критика теории естественного права, как правило, и связана с тем, что в ней отсутствует четкий критерий «естественного».
Социологическое правопонимание также относится к числу содержательных подходов. Для него характерно рассмотрение в качестве носителей свойства (качества) частного потребностей, интересов, отношений. Это объясняется тем, что в центре социологического подхода к праву лежит понятие общества как универсального способа организации социального взаимодействия и связей, который обеспечивает удовлетворение всех основных потребностей людей посредством различных социальных институтов, в том числе и права.
Становится очевидным, что движущие с точки зрения социологического подхода поведением людей в обществе потребности и интересы могут быть не только публичными, но и частными. При этом совпадение личного и общего, когда частное дело лица одновременно обеспечивает реализацию публичного интереса, как представляется, становится именно тем механизмом, который делает право «живым», приводит его в движение. Таким образом, в контексте социологического подхода частный характер тех или иных потребностей и интересов не исключает того, что они могут быть общими для определенной социальной группы или даже общества в целом.
Поскольку социологическое правопонимание признает многообразие форм социальной жизни, в том числе многообразие форм права как социального института, постольку становится очевидным, что именно в контексте данного типа правопонимания должны быть обнаружены различные проявления частного как свойства, присущего этим формам, либо так или иначе соотносимого с ними. Здесь концепт частного раскрывается как правовое свойство права, существующего в таких основных формах, как международное, общественное, групповое и индивидуальное право [2, с. 125]. А также может быть рассмотрен в качестве характеристики права в таких конкретных его формах, как государственное право, обычное право, право гражданского общества, каноническое право, моральное право, корпоративное право, теневое (криминальное) право и др.
Методологические возможности проанализированных автором подходов, с одной стороны, делают очевидными некоторые важные закономерности правового мышления, обусловленные местом, ролью и функциями концепта частного в процессе правопонимания, с другой стороны, рассмотренные подходы не лишены недостатков. «Примирить» возникающие между данными типами правопонимания противоречия в теории права призван так называемый интегративный (синтетический, комплексный) подход.
Вероятно, что в контексте интегративного правопонимания критерий частного также предстает как интегративный, смешанный, комплексный. Интегративный подход к праву, с одной стороны, позволяет сочетать содержательные и формальные критерии частного, не противопоставляя их. С другой стороны, здесь возникает вопрос: насколько такой комплексный критерий органичен, насколько он отражает природу права, и какую цель в конечном счете преследует его использование. Данная цель, по-видимому, должна быть установлена исходя из того, какой аспект является преобладающим в конкретном интегративном подходе.
В целом, именно так называемые содержательные подходы к праву (теория естественного права, социологический и интегративный типы правопонимания) позволяют теории права выразить посредством концепта частного правовую идею объективной ограниченности возможностей государства в упорядочении отдельных сфер общественной жизни (предпринимательских, семейных и иных частных отношений). А также обосновать исключение из сферы непосредственного государственно-правового регулирования частной (личной, приватной) жизни граждан, детерминированной неюридическими регуляторами общественных отношений.
Список литературы:
- Кант И. Метафизика нравов. Часть 1. Метафизические начала учения о праве / Кант И. Сочинение в шести томах. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. —478 с.
- Малахов В.П. Философия права: формы теоретического мышления о праве: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. — 236 с.
- Радбрух Г. Философия права. М.: Международные отношения, 2004. — 240 с.
дипломов
Оставить комментарий