Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: История государства и права России и зарубежных стран
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРБИТРАЖА СССР В ДОВОЕННЫЙ ПЕРИОД
Билль Марис Владиславович
аспирант Сургутского государственного университета,
г. Сургут
Социально-политическое устройство советского государства вызвало к жизни институт Государственного арбитража и обусловило его правовую природу как многофункционального государственного института, направленного на эффективное управление государственным имуществом и разрешение хозяйственных споров между субъектами, находящимися в ведении государственных органов. Система Государственного арбитража пришла на смену системе арбитражных комиссий, которая не смогла эффективно выступить в качестве инструмента командной экономики, укрепить плановую и договорную дисциплину и хозрасчёт. Что согласно ст. 1 «Положения о государственном арбитраже», принятого Постановлением ЦИК и СНК СССР 03 мая 1931 года стало основной задачей вновь образованного органа [1].
Для окончательного становления Государственного арбитража СССР в качестве эффективного института, отвечающего политическим и экономическим требованиям, нужно было пройти ещё длинный путь с момента его создания. Путь, на котором стояли завершающийся процесс коллективизации, индустриализация, предстоящие репрессии 1937—1938 гг., Великая Отечественная война, оттепель и другие, значимые для истории СССР процессы, внесшие серьёзные коррективы в жизнь страны в целом, и в её хозяйственную составляющую в частности.
Целью настоящей статьи является раскрытие основных особенностей деятельности института Государственного арбитража СССР в период между его созданием и началом Великой Отечественной войны. Новизна выбранной темы обусловливается использованием автором статьи архивных материалов и других источников, ранее не подвергавшихся научному анализу. Актуальность поднимаемого вопроса связана с необходимостью осмысления исторического прошлого для извлечения положительного опыта и ухода от повторения совершённых ошибок. Тем более, что Российская Федерация на протяжении уже довольно длительного времени находится в состоянии осуществления реформы судебной системы и она, в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 г. № 1735-р [2], должна продлиться ещё как минимум до 2020 г.
Самый ранний официальный отчёт о работе Госарбитража при СНК СССР, сохранившийся в Государственном архиве Российской Федерации, — отчёт за 1933 год (далее — Отчёт за 1933 год) [5]. Вероятно, в силу необходимости решения массы проблем, связанных с началом функционирования вновь созданного органа, отчёты о работе Госарбитража в 1931 и 1932 гг. не составлялись. В свою очередь, Отчёт за 1933 год во многом содержал ответы на вопрос, как решаются проблемы в работе Госарбитража, сформулированные в Циркулярном письме Госарбитража при СНК Союза ССР от 8 апреля 1933 г. [3]. Согласно данному письму к 1933 году основными недостатками работы органов Государственного и ведомственного арбитража являлись: 1) невысокое качество работы по рассмотрению поступающих в органы арбитража имущественных споров между хозяйственными организациями и недостаточная их предварительная подготовка к рассмотрению; 2) оставление без изучения и обобщения того богатого материла, который имеется в распоряжении органов арбитража, и совершенно недостаточная сигнализация правительству и руководителям соответствующих ведомств о выявленных работой государственного и ведомственного арбитража прорывах в выполнении народнохозяйственного плана и о структурных недостатках в системе хозяйственных и договорных взаимоотношений; 3) неиспользование предоставленного Госарбитражу права возбуждения дел по собственной инициативе, в особенности по делам о поставке недоброкачественной продукции; 4) недостаточное использование карательных мер по отношению к лицам, виновным в нарушении советской хозяйственной политики и договорной дисциплины; 5) слабая связь между отдельными органами арбитража и отсутствие инструктажа всей системы государственного и ведомственного арбитража со стороны вышестоящих звеньев арбитража; 6) недостаточное обслуживание системой арбитража низовых звеньев наших хозяйственных организаций (колхозов, совхозов, промысловых артелей, райпотребсоюзов и т. п.) [3, с. 2].
Согласно рассматриваемому циркулярному письму, «Для устранения указанных недостатков органами арбитража необходимо добиться в ближайшее время решительной перестройки своей работы путём приятия следующих мер: 1. Прежде всего, должно быть значительно повышено качество работы по рассмотрению всех имущественных споров между хозяйственными организациями. 2. Органы государственного и ведомственного арбитража должны оказать реальную помощь правительственным органам в деле борьбы за надлежащее выполнение народнохозяйственного плана, сигнализировать совнаркомам союзных и автономных республик, краевым и областным исполкомам, а также соответствующим наркоматам и организациям о всех замеченных случаях срывов планов, о дефектах в системе хозяйственных и договорных отношений и разрабатывать конкретные предложения и мероприятия, направленные к устранению замеченных недочётов и к укреплению хозрасчёта и плановости в работе хозяйственных организаций. 3. Возбуждение дел по собственной инициативе Госарбитража должно производиться в тех случаях, когда из материалов и документальных данных, имеющихся в распоряжении Госарбитража, вытекает необходимость подвергнуть рассмотрению дела тех организаций, в отношении которых не возбуждены дела в порядке иска. 4. Приять к неуклонному руководству, что выявленные рассмотрением дел нарушения прямых постановлений правительства не могут оставаться безнаказанными. Охраны арбитража обязаны не только передавать такие дела по принадлежности органам прокуратуры ГУГБ НКВД, но и следить за тем, чтобы эти дела рассматривались в срочном порядке, с наложением на виновных строгих мер взыскания. 5. Для достижения единства линии и методов работы всей системы государственных и ведомственных арбитражей необходимо предусмотреть в плане их работ организацию периодических совещаний с участием представителей нижестоящих органов арбитража. 6. Исключительное значение для выполнения постановлений январского пленума ЦК и ЦКК имеет твёрдое внедрение хозрасчёта и правильных договорных взаимоотношений в низовых звеньях нашей хозяйственной системы. 7. Госарбитраж при СНК СССР обращает внимание всех органов арбитража на совершенно недостаточное использование, в целях взаимного обмена опытом, «Бюллетеня», им издаваемого. Необходимо превратить наш журнал в боевой орган, ведущий систематическую борьбу за хозрасчёт, план и договорную дисциплину» [3, с. 3].
Согласно Отчёту за 1933 год — этот год является переломным годом в работе Госарбитража. «В соответствии с постановлением январского пленума ЦК и ЦКК 1933 г. Госарбитраж пи СНК СССР провёл ряд мероприятий, направленных к решительному улучшению качества своей работы, а также республиканских, местных и ведомственных органов арбитража. Вместе с тем объём его работы значительно изменился, вследствие того, что постановлением СНК от 3 января 1933 г. на органы Госарбитража была возложена дополнительно новая задача — рассмотрение преддоговорных споров. В предшествующие годы, преддоговорные споры разрешались по поручению одного из заместителей председателя СНК СССР отдельными ответственными хозработниками. Органы Госарбитража в этой работе участия не принимали; не учитывался ими и опыт рассмотрения преддоговорных споров. Всё участие органов Госарбитража в 1932 г. в разрешении преддоговорных споров свелось к разработке законопроекта, утверждённого правительством 17 декабря 1931 г. «О порядке заключения договоров на 1932 г.».
Госарбитраж при СНК СССР в полной мере оценил значение новой, возложенной на него в 1933 г. задачи. При участии хозяйственников он разработал законопроект, утверждённый правительством 3 января 1933 г. «О порядке заключения договоров», законопроект, все основные принципы которого сохраняют силу до настоящего времени» [5, с. 1—2].
Далее, «Госарбитраж при СНК СССР провёл целый ряд совещаний с хозяйственниками в целях наилучшего инструктирования их по вопросам преддоговорной кампании. Такое же инструктирование он провёл по линии органов Государственного арбитража. Кроме того, Госарбитражем совместно с хозяйственными наркоматами было произведено обследование качества заключённых договоров, в результате чего в уже заключённые договоры был внесён целый ряд поправок и изменений тех пунктов договоров, которые противоречили директивам правительства и утверждённым планам» [5, с. 2].
В 1933 году Госарбитражем при СНК СССР было рассмотрено 5482 дела на сумму 660 663,4 тыс. р. Кроме того разрешено 1185 преддоговорных споров и 123 спора по изменению договоров, что в совокупности составляет 6790 дел [5, с. 72].
Однако, судя по Циркулярному письму Госарбитража при СНК СССР от 06 марта 1934 г. [4], действия, изложенные в Отчёте за 1933 г., оказались неэффективными, и руководством Госарбитража был выявлен ряд недостатков.
«Во многих случаях решения арбитров исходят не из постановлений правительства и условий договора, а из произвольных соображений. Такие решения являются незаконными и лишёнными авторитета для хозорганизаций. Изложение обстоятельств дела и решение нечётко и не всегда грамотно: во многих случаях решения носят формальный характер, без разбора существа дела и хозяйственных взаимоотношений; замечается пренебрежение к мелким делам. Очень слаба связь арбитров с руководящими советскими и партийными органами. Нет внимания к кадрам аппарата арбитража вплоть до того, что в них встречаются классово чуждые элементы. Сами арбитры и работники аппарата не всегда знают советские законы и постановления партии. Директивы партии и правительства не получают своевременного отражения в работе арбитража. Во многих случаях плохо организовано прохождение дел и отсутствует контроль за важнейшими решениями. Дела нередко задерживаются решением до шести месяцев; заинтересованные стороны не могут добиться толковой справки о состоянии своего дела. Исключительно слабо поставлены учёт опыта, анализ прошедших дел и своевременная сигнализация партийным и советским организациям о выявленных нарушениях и извращении директив партии и правительства» [4, с. 2].
Каким образом проводилось устранение выявленных недостатков в работе видно из Отчёта о работе Госарбитража СНК СССР за 1934 год (далее — Отчёт за 1934 год). Данный отчёт содержит раздел «Организационная работа по перестройке и улучшению работы Госарбитража на основе постановления XVII Партсъезда», согласно которому «По центральному аппарату проведены следующие мероприятия:
Ликвидирована особая группа Контроля исполнения с возложением контроля лично на арбитров по делам, взятым на контроль по их решениям.
Проведено перераспределение дел между арбитражами таким образом, чтобы у каждого арбитра сосредоточить 2—3 отрасли народного хозяйства, с тем, чтобы данный арбитр мог бы лучше изучить порученную ему отрасль хозяйства и правильно разрешить конкретные дела.
В совещании Госарбитров проанализирован ряд дефектов в решениях, обнаруженных при рассмотрении дел в порядке надзора, и установлено единство в решениях по моментам, где обнаруживался разнобой в решениях, и даны указания по делам, где решения были неправильны.
Обращено было внимание на значительные затраты средств на привлечение экспертиз Госарбитражем и неорганизованность этого дела. Особым приказом установлено ограничение привлечения экспертиз и лучшая их организация.
Разработан техминимум для Госарбитров, консультантов и секретарей; правила судопроизводства и окончательное утверждение их относится уже ко 2-му полугодию.
Проведено улучшение аппарата. Трое консультантов уволены за халатное отношение к своим обязанностям, двое как чуждый элемент, четыре работника получили выговор за упущения в работе. Наряду с этим были подобраны новые работники...» [6, с. 23].
Однако, как отмечает Отчёт за 1934 год «в работе аппарата имеются ещё значительные недостатки в области трудовой дисциплины и делопроизводства (особенно в группе товарища Лебедева), в области организации контроля. Встречаются также дефекты в некоторых решениях, которые не должны иметь места в Госарбитраже при СНК СССР по системе арбитража» [6, с. 24].
В 1935 году ужесточение контроля, применение санкций и «чистка» кадров аппарата Государственного арбитража дали плоды, в целом устраивавшие руководство. Отчётный доклад о работе Госарбитража при СНК СССР и о работе системы Госарбитража за 1935 год (далее — Отчёт за 1935 год) [7] содержит следующую информацию по этому поводу. «Имеющиеся материалы (акты обследований, произведённых госарбитражами при СНК СССР, при СНК РСФСР и при СНК УССР, материалы инспекции и результаты надзорной работы) позволяют утверждать, что в 1935 году в организационной структуре и во всех отраслях работы большинства органов госарбитража имелись определённые достижения и работа в целом значительно улучшилась.
Были в значительной мере ликвидированы те болезненные явления (бюрократизм, волокита, беспорядок в делах, нарушение революционной законности, незаконные поборы и т. п.), которые ещё в 1934 году были вскрыты в некоторых госарбитражах (Московский, Одесский, Винницкий, Сталинградский и др.). В большинстве госарбитражей уже нет арбитров, работающих по совместительству, арбитражам удалось укомплектовать свой штат кадрами постоянных арбитров. Стало значительно меньше процессуальных нарушений, значительно сократилось количество жалоб на бюрократизм и волокиту.
В 1935 году лучше и организованнее проведено разрешение преддоговорных споров. Решения госарбитража приобрели больше веса и значения. Несомненны достижения и в темпах работы. Сокращены сроки прохождения дел, оформления и рассылки решений, улучшен учёт, упорядочено хранение дел. Тем не менее качество всей работы органов госарбитража нельзя признать вполне удовлетворительным и дело обстоит так, что надо ещё много поработать, чтобы добиться удовлетворительного результата» [7, с. 20—21].
В период с 1936 по 1940 год никаких существенных изменений в деятельности Государственного арбитража не происходило. Продолжалось дискриминационное освобождение аппарата от «чуждых классовых элементов», естественно для отчётности перед ЦК, ЦКК, НКВД и т. д., велась борьба за хозрасчёт, выполнение планов и договорную дисциплину путём наложения жёстких санкций на нарушителей как в лице сторон по арбитражному делу, так и в лице работников Госарбитража. В этом смысле 1935 год стал ключевым. Методы решения проблем, зарекомендовавшие себя положительно в указанном году, являлись способом движения по пути наименьшего сопротивления и активно применялись вплоть до 1941 года. Пока история не привела советское государство к тяжелейшему испытанию, потребовавшему решительных и часто чрезвычайных действий по управлению всей государственной системой.
Таким образом, деятельность Государственного арбитража СССР в довоенный период находилась в стадии поиска путей по её оптимизации. Оптимизация достигалась путём издания и исполнения жёстких предписаний, сопровождалась применением репрессивного аппарата, что в целом соответствовало методам укоренившегося в стране политического режима. Государственный арбитраж стал механизмом тоталитарной системы по управлению государственным имуществом, а стиль и метод управления органа, совмещавшего в себе судебные, административные и нормотворческие функции в полной мере отражал уровень политической и правовой культуры в стране.
Список литературы:
- Постановление ЦИК и СНК СССР «Положения о государственном арбитраже» 03 мая 1931 года // СЗ, 1931 г. № 26, ст. 203.
- Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 г. № 1735-р // СЗ РФ, 01.10.2012, № 40, ст. 5474.
- Циркулярное письмо Госарбитража при СНК Союза ССР от 8 апреля 1933 г. // «Бюлл. Госарбитража», 1933, № 8.
- Циркулярное письмо Госарбитража при СНК СССР от 06 марта 1934 г. // «Бюлл. Госарбитража», 1934, № 8.
- ГАРФ, ф. Р-8424, оп. 1, д. 5, л. 1—75.
- ГАРФ, ф. Р-8424, оп. 1, д. 8, л. 1—39.
- ГАРФ, ф. Р-8424, оп. 1, д. 14, л. 1—45.
дипломов
Оставить комментарий