Статья опубликована в рамках: XXI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 13 февраля 2013 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Гражданское, жилищное и семейное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛУЧЕННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ
Щербачева Любовь Владимировна
московский Университет России, доцент, канд. юрид. наук,
доцент кафедры гражданского права и процесса
E-mail: dok2081@rambler.ru
В период с 1918 г. и до 2003 г. действовало правило, согласно которому все, что было создано за счет государственного бюджета, принадлежит государству. Государственный заказчик был обязан в пределах своей компетенции эффективно распоряжаться результатами научно-технической деятельности, однако анализ практической реализации данной установки показал большую долю отрицательных результатов. Длительно время в России автоматически права на результаты интеллектуальной деятельности не закреплялись ни за кем, если это не было предусмотрено договором. Эта правовая неопределенность указывалась в качестве основной причины невостребованности в экономике научных разработок. Законодательные акты по вопросам закрепления прав государства на объекты интеллектуальной собственности, вносящие частичные изменения в вопросы гражданско-правовой регламентации в сфере права интеллектуальной собственности стали приниматься, лишь начиная с 2003 г., однако до сих пор пока остаются малоэффективными с точки зрения их исполнения [6]. С вступлением в силу Части IV ГК РФ эти подходы были отчасти унифицированы.
В настоящее время, по общему правилу, исключительное право на все результаты интеллектуальной деятельности, созданные при бюджетном финансировании, в том числе объекты авторского права, включая программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау) принадлежит исполнителю (подрядчику) по контракту. Вместе с тем, имеются исключения:
· право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, только если эта норма прямо предусмотрена в контракте; отсутствие в договоре положения о распределении и закреплении прав на созданные при бюджетном финансировании результаты интеллектуальной деятельности, предполагает закрепление таких прав за исполнителем данного договора в силу закона;
· в случае, если исключительное право принадлежит исполнителю, он по требованию государственного или муниципального заказчика, действующего от имени соответствующего публичного субъекта, обязан указанному им лицу предоставить безвозмездную неисключительную лицензию на право использования данного результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для публичных нужд;
· в случае, если право на получение патента принадлежит публичному субъекту, исполнитель обязан путем заключения соответствующих соглашений с работниками и третьими лицами приобрести права на патентуемый объект либо обеспечить их приобретение для последующей передачи публичному субъекту.
Исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц. Если патент получен совместно на имя исполнителя и публичного субъекта, государственный или муниципальный заказчик имеет право выдать безвозмездную неисключительную лицензию на запатентованный объект только с уведомлением исполнителя. Если исполнитель, получивший патент на свое имя, примет решение о досрочном прекращении его действия, он обязан уведомить об этом государственного или муниципального заказчика и по его требованию безвозмездно передать патент публичному субъекту. То же касается и досрочного прекращения патента, полученного на имя публичного субъекта, только в этом случае в роли уведомителя выступает государственный или муниципальный заказчик, а в роли получающей патент стороны — исполнитель.
Кроме того, если в течение шести месяцев со дня письменного уведомления исполнителем в порядке, установленном положением, о получении подлежащего закреплению за государством результатом интеллектуальной деятельности, способного к правовой охране в качестве изобретения, полезной модели или промышленного образца, государственный заказчик не подаст в отношении его заявку на получение патента, право на получение патента переходит к исполнителю.
Главой 77 ГК РФ и Федеральным законом № 284 «О передаче прав на единые технологии» [7] предусмотрены особенности распределения и управления правами собственности в отношении единой технологии.
Ряд проблемных вопросов реализации прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, созданных за счет федерального бюджета, получили правовое регулирование на уровне указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Основным из них является Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 68583 [5], которое определяет условия закрепления прав на результаты научно-технической деятельности за Российской Федерацией.
При внебюджетном финансировании отсутствие специальных норм в законодательстве об интеллектуальной собственности ранее восполняется при распределении прав общими положениями ст. 772 ГК РФ, которая сохранила действие и после 1 января 2008 г.
В Части IV ГК РФ предусмотрены нормы правового регулирования в отношении следующих объектов: программ для ЭВМ и баз данных, созданных по договору заказа, то есть в рамках договора, который заключался с целью их создания (статья 1296 ГК РФ), программ для ЭВМ и баз данных, полученных при выполнении работ по договорам подряда и договорам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые специально не предусматривали их создание (статья 1297 ГК РФ); промышленных образцов, созданных по договору заказа (статья 1371 ГК РФ); изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных при выполнении работ по договорам подряда и договорам на НИОКР, которые специально не предусматривали их создание (статья 1372 ГК РФ); селекционных достижений, созданных, выведенных или выявленных по заказу (статья 1431 ГК РФ); топологий интегральных микросхем, созданных по договору заказа (статья 1462 ГК РФ) и при выполнении работ по договорам подряда и договорам на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые специально не предусматривали их создание (статья 1463 ГК РФ). Во всех остальных случаях необходимо по-прежнему руководствоваться нормами статья 772 ГК РФ, определяющей права сторон на результаты работ: стороны в договорах на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ имеют право использовать результаты работ в пределах и на условиях, предусмотренных договором. Если иное не предусмотрено договором, государственный заказчик имеет право использовать переданные ему исполнителем результаты работ, а исполнитель вправе использовать полученные им результаты работ для собственных нужд.
Таким образом, результаты интеллектуальной деятельности, полученные в результате исполнения государственных контрактов, принадлежат государству, от имени которого и в интересах которого выступает государственный заказчик. При этом использование результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих государству, для федеральных государственных нужд может осуществляться иными (третьими) лицами на основе безвозмездной неисключительной лицензии, которая предоставляется от имени государства государственным заказчиком. Использование результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих государству, для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд осуществляется на основе лицензионных договоров.
В настоящее время права Российской Федерации как государства на объекты интеллектуальной собственности в объеме, необходимом для осуществления их гражданского оборота урегулированы. Однако длительное время остается без достаточной аргументации вопрос о необходимости принятия закона, регламентирующего реализацию прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий.
В январе 2011 г. в Государственную Думу был внесен законопроект, предполагающий отказ государства от прав на результаты научно-исследовательских разработок, сделанных по государственному или муниципальному заказу, то есть предусматривающий ограничение права государства на получение интеллектуальной собственности, предусматривающий возможность наделения государства только неисключительными правами на использование результатов интеллектуальной деятельности, поскольку государство в лице органов исполнительной власти, министерств и ведомств по объективным и субъективным причинам не имеет реальной возможности вовлекать нематериальные активы в виде объектов интеллектуальной собственности в оборот [2]. Данный законопроект предусматривал внесение поправок к статьям 1289, 1373, 1471 ГК РФ путем закрепления нормы отказа от существующей в настоящее время практики закрепления за государством прав на произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному и муниципальному заказу. Согласно данному законопроекту, все права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при участии и за счет средств государственного бюджета, должны закрепляться за исполнителем за исключением случаев, когда «изобретение, полезная модель или промышленный образец непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности». Вместе с тем, законопроектом предусмотрено право государства как заказчика в рамках государственного заказа требовать от правообладателя безвозмездного предоставления простой (неисключительной) лицензии на использование объекта интеллектуальной собственности для государственных или муниципальных нужд.
Существует и иная позиция в отношении целесообразности принадлежности государству какой-либо интеллектуальной собственности. Согласно этой позиции, необходимо укрепление позиции государства в вопросе защиты своих прав на результаты интеллектуальной деятельности. Права государства на объекты интеллектуальной собственности в настоящее время рассматриваются как объект бухгалтерского и налогового учета на общих основаниях, без каких-либо предусмотренных отечественным законодательством исключений. За последнее десятилетие в России прошло существенное реформирование законодательства об интеллектуальной собственности, что привело к необходимости проведения инвентаризации, правовой охраны и учета результатов интеллектуальной деятельности на предприятиях, организациях, вузах и отраслевых институтах Российской Федерации [3; 4].
Список литературы:
- Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 4. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf4/ (дата обращения 15.02.13).
- Гудков А. Государству интеллектуальная собственность ни к чему // Коммерсант. – 26.01.2011. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kommersant.ru/Doc-rss/1573992 (Коммерсантъ-Online. от 26.01.2011 г.).
- Методические рекомендации по инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности. Утверждены распоряжением Минимущества РФ, Минпромнауки РФ, Минюста РФ от 22 мая 2002 г., № 1272-р/Р-8/149 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, ст. 218).
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2007 № 366 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 3, ст. 218; 2006, № 19, ст. 2087).
- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 68583 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.04.2009 № 342) 21 ноября 2007 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 4523.
- О состоянии правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности в Российской Федерации в 2010 году. Аналитический доклад / под редакцией доктора юридических наук Лопатина В.Н., М., Издание Совета Федерации, 2011. — 438 с.
- Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии» № 284 от 25 декабря 2008 г. 30 декабря 2008 г. в «РГ» — Федеральный выпуск № 4823.
дипломов
Оставить комментарий