Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XVI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 сентября 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Уголовное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Гильфанова А.Ш. ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XVI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Статья опубликована в рамках:
Международной заочной научно-практической конференции «Тенденции развития современной юриспруденции» (Россия, г.Новосибирск, 3 сентября 2012 г.)

Выходные данные сборника:
«Тенденции развития современной юриспруденции»: материалы международной заочной научно-практической конференции. (03 сентября 2012 г.)

 

ВРАЧЕБНЫЕ ОШИБКИ

Гильфанова Альбина Шамилевна

ст. преподаватель, Институт экономики, управления и права, кафедра уголовного права, г. Казань

E-mail: Zatmenie2005@yandex.ru

 

Врачи призваны лечить людей, спасают человеческие жизни, однако плохие исходы иногда случаются в их практической деятельности.

Ошибка врача — опасна для жизни человека. Практикующий врач занимается предотвращением, диагностикой и лечением различных заболеваний. Это достигается путем совершенствования медицинских знаний.

Многообразие условий возникновения врачебных ошибок значительно затрудняют юридическую оценку ошибок медицинских работников.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует термин «врачебные ошибки». Юристы считают врачебной ошибкой добросовестное заблуждение врача, которое основывается на особом течении заболевания у пациента, или недостатке опыта врачующего. Критерии  врачебной ошибки: 

  1. добросовестное заблуждение врача;
  2. отсутствие элементов халатности;
  3. отсутствие невнимательности;
  4. отсутствие профессионального невежества. 

А.Я. Крассовский отечественный акушер-гинеколог делал операцию одной пациентке, молодой женщине, которая погибла через сорок часов после завершенной операции, по иссечению гигантской кисты яичника. Далее, во время вскрытия выяснилось, что в полости брюшины был оставлен тампон из губки. По всей вероятности это и послужило одной из причин смерти. [1, c. 13]

А.Я. Крассовский детально исследовал механизм допущенной ошибки, поставив вопросы следующим образом: 

  1. Когда и как попала губка в брюшную полость?
  2. Были ли приняты надлежащие предосторожности для того, чтобы все губки были вовремя удалены из брюшной полости?
  3. Насколько губка могла быть причиной несчастного исхода?
  4. Какие меры должны быть приняты для избежания подобных случаев?  [3, c. 13]

В дальнейшем был сформировал перечень правил, соблюдение которых позволило бы избежать риска случайного оставления губок в после завершения оперативного вмешательства. На современном этапе все ошибки врачей можно на группы: Тактические ошибки — возникают при ошибке выбора режима лечения.

  1. Диагностические ошибки — возникают при ошибочном распознавании  или ее позднее распознавание.
  2. Лечебно-технические ошибки — возникают при не правильном, использовании медицинской техники. В основном случаются ошибки в лабораторных и специальных методах исследования. 

В основе профессиональных преступлений медицинских работников лежит недобросовестность, проявляющаяся в халатном и врачебном невежестве.

Профессиональным преступлением в медицинской деятельности признается умышленное или неосторожное совершение лицом медицинского персонала в нарушение своих профессиональных обязанностей общественно-опасного деяния, которое (реально могло причинить) вред здоровью человека или вызвало опасность для его жизни.

В отношении вреда здоровью пациента при оказании медицинской помощи следует отметить, что он может быть как результатом прямого повреждающего воздействия медицинских манипуляций (например, повреждение мочеточника при операции на матке), так и заключаться в ухудшении уже имевшегося заболевания в результате ненадлежащей или несвоевременной медицинской помощи (например, прогрессирование опухолевого заболевания вследствие неправильной диагностики и несвоевременной операции).

«Частичное или полное восстановление здоровья гражданина к моменту судебного разбирательства не освобождает причинителя вреда от гражданско-правовой ответственности и обязательства по возмещению вреда» [2, с. 4—5].

Желательно выделить следующие случаи преступных деяний, связанных с нарушением профессиональных обязанностей персонала:

  • небрежный уход и наблюдение за больным в отделениях;
  • недостаточное обследование;
  • недостаточная подготовка, а также небрежное выполнение операций и других лечебных мероприятий;
  • несвоевременная госпитализация или преждевременная выписка больных из лечебных учреждений;
  • небрежное применение лекарственных инструкций и правил.

Важнейшую разделительную черту в вопросе об уголовной ответственности следует проводить между врачебной ошибкой, которая правом признается простительной, и ошибкой, которая повлечет за собой уголовную ответственность врача.

В статье 41 УК РФ даны признаки обоснованного риска: «1. Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. 2. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым уголовным законом интересам. 3. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия». [2]

Процент риска в медицинской практике высок, как ни в одной другой профессии, ибо врач имеет дело не с механизмом или роботом, а с живым организмом, многие стороны которого, как теперь оказывается, еще не разгаданы человеком.

Грубые медицинские ошибки почти всегда признаются преступной небрежностью. Ошибки при проведении операции, такие, как удаление не того члена или проведение операции не тому пациенту, обычно считаются грубыми ошибками. Вся ответственность за то, чтобы проследить, что ни тампоны, ни какие-либо другие предметы не оставлены в теле пациента, лежит на хирурге, и он не имеет права перепоручать это медсестре.

В уголовных кодексах ряда стран предусмотрена специальная статья, которая рассматривает правонарушения медицинских работников в тех случаях, когда профессиональная деятельность ставит под непосредственную угрозу жизнь, телесную неприкосновенность или здоровье пациента.

Учитывая специфику и сложность медицинской деятельности, важно наличие трех элементов для возникновения уголовной ответственности.

Во-первых, действия врача должны быть признаны противоправными, на основании чего судебно-следственные органы предъявляют обвинение за ненадлежащее оказание медицинской помощи. Во-вторых, следует установить причинную связь между совершенным деянием и вредом, причиненным пациенту. На данный вопрос должна ответить комиссионная судебно-медицинская экспертиза. Важно следить за тем, чтобы в деятельности экспертных комиссий и классификации врачебных ошибок не имели места юридическая оценка врачебной ошибки и выход за пределы компетенции комиссией. В противном случае заключение экспертной комиссии теряет доказательственную силу.

Буквально «противоправность» означает нарушение нормы права, несоответствие результатов деятельности требованиям и позволениям, содержащимся в нормах права. Противоправное поведение может выступать как в активной форме, т. е. в виде действия, так и в пассивной — в виде бездействия. Применительно к субъектам, оказывающим медицинские услуги, наиболее удачными представляются следующие формулировки понятия «противоправности»:

  • совершение деяний, не отвечающих полностью или частично официальным требованиям, предписаниям, правилам;
  • наличие недостатка медицинской услуги, т. е. ее несоответствие стандарту, условиям договора или предъявляемым требованиям к качеству.

Исходя из предложенных подходов, в судебном процессе не представляет затруднений сопоставить фактические обстоятельства дела с имеющимися официальными требованиями, предписаниями, правилами, а также со стандартом, условиями договора или обычно предъявляемыми требованиями к качеству данной конкретной медицинской услуги.

Рассматривая противоправность как основание ответственности в медицинской сфере, следует подчеркнуть, что она выражается в наличии производственных, конструктивных или иных недостатков, которые являются следствием нарушений существующих требований, предъявляемых к качеству медицинской помощи. Противоправность может выражаться в предоставлении неполной или недостоверной информации об услуге. Причинная связь между противоправным действием (бездействием) и наступившим вредом является третьим обязательным условием наступления деликтной ответственности и выражается в том, что первое предшествует второму; первое порождает второе.

Установление причинной связи в медицинском судебном процессе бывает довольно сложным и, как правило, ставится на разрешение экспертизы. В тоже время в ряде случаев причинная связь может быть установлена и без помощи эксперта.

 

Список литературы:

  1. Крассовский А.Я. «Медицинский вестник» // № 1, 1870. с. 13
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. // [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://docs.kodeks.ru/document/9017477
  3. Шкаровская В. Диагноз: врачебная ошибка // Аиф № 49-98-12-02. С. 4—5
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.