Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 06 августа 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Гражданское, жилищное и семейное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ) // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XV междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ НА СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)

Щербачева Любовь Владимировна

 канд. юрид. наук, доцент кафедры Гражданского права и процесса, Московский Университет МВД России, г. Москва

E-mail: dok2081@rambler.ru

 

Определение секрета производства (ноу-хау) дано в статье 1465 ГК РФ: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллек­туальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны».

По этому поводу в пункте 57 Постановления совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 марта 2009 года указано: «57. Положения главы 75 ГК РФ определяют порядок правовой охраны секретов производства (ноу-хау), то есть сведений о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, в отношении которых обладателем введен режим коммерческой тайны. При этом судам следует учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ» [16].

Основной принцип информационных отношений — свобода информации провозглашен «Всеобщей декларацией прав человека» от 10 декабря 1948 г. [6], Европейской конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г. [11], Международным пактом «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. [13], а также конституциями некоторых стран мира, включая и России.

Ограничением этого принципа является необходимость сохранения в секрете государственной тайны, коммерческой тайны и сведений конфиденциального характера. В связи с этим термин «ноу-хау» как правовая категория и возник в судебных актах США еще в 1916 г., откуда и был заимствован остальными государствами мира. В Российском законодательстве термин «ноу-хау» ранее подпадал под общие понятия служебной и коммерческой тайны, указанных в статье 139 ГК РФ, утратившей силу с 1 января 2008 г. на основании Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» [21]. В настоящее время категория «ноу-хау» защищается на основании правовых норм не только части четвертой Гражданского кодекса РФ, но и Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ и от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ) который «регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована» [16].

Как в западных странах, так и в России необходимость сохранности секретов производства (ноу-хау) в условиях конкурентной борьбы потребовала применения законодательства о конкуренции, источником которого прежде был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948—1 (в редакции Закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ) [2] (утративший силу с 1 января 2008 г.), а теперь — Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, (в редакции Федеральных законов от 17.07.2009 г. № 173-ФЗ и от 27.12.2009 г. № 379-ФЗ), в соответствие с подпунктом 9 статьи 4 которого: «недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации» [17].

Следует отметить, что актом недобросовестной конкуренции является и незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей не только коммерческую, но и служебную и иную охраняемую законом тайну (подп. 5 п. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции») [17].

«Соотношение понятий "информация, составляющая коммерческую тайну" и "конфиденциальная информация" — немаловажный, но дискуссионный момент. Как отмечали эксперты в области информационного права, термин «конфиденциальность» встречается в 84 Федеральных законах и в 706 Международных соглашениях» [4]. «Однако ни в нормах Закона о коммерческой тайне, ни в Гражданском кодексе России, ни в иных законах не дано ответа на вопрос, как "информация, составляющая коммерческую тайну" (в том числе ноу-хау), перекликается с "конфиденциальной информацией" [4]. Единственным документом, который проливает свет на разрешение данной проблемы, является Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента России от 6 марта 1997 г. № 188, из которого следует, что "информация, составляющая коммерческую тайну", не является синонимом "конфиденциальной информации" (хотя в определенных случаях она условно может быть использована в качестве такового), но представляет собой ее особую разновидность» [14].

Дефиниция статьи 1465 «Секрет производства (ноу-хау)» ГК РФ, то она свидетельствует, что законодатель отождествляет понятия «секрет производства» и «ноу-хау», считая их синонимами. В то время как: «В литературе не раз отмечалась расплывчатость обоих указанных понятий, так как в международной практике признанных определений не сложилось. Например, во Франции торговые секреты принято делить на промышленные и коммерческие, в Японии Актом о предотвращении недобросовестной конкуренции к торговым секретам отнесена любая информация, касающаяся методов производства, торговли, а также любая другая информация, затрагивающая вопросы технологии или бизнеса, которые неизвестны публике» [1]. Следовательно, указанную дефиницию ГК РФ можно отнести к российской особенности интеллектуального права. В статье 1465 «Секрет производства (ноу-хау)» ГК РФ дан примерный неисчерпывающий перечень видов подобных сведений: «производственные, технические, экономические, организационные и другие, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности» [9]. Поэтому правообладатель может дополнить данный перечень «любым объектом, например формулой» [16]. В частности, в «Унифицированном акте торговых секретов» США (Uniform Trade Secrets Act), разработанном National Conference of Commissioners on Uniform State Laws, «формула прямо указана в числе объектов коммерческой тайны» [20]. «Отсюда следует, что коммерческая ценность некой информации — это показатель ее пригодности (полезности) для принятия решений в коммерческой деятельности. Данный показатель, основанный на деловой практике, складывается из трех составляющих: достоверности информации, ее актуальности и полноты» [10]. О.А. Гаврилов отмечает: «Ценность информации — комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной сфере» [6].

Автор статьи считает, что коммерческая ценность секрета производства (ноу-хау) — это комплексный показатель уровня охраняемых творческих достижений в сфере интеллектуального права.

«В литературе отмечается, что поскольку речь в данном случае идет именно о коммерческой ценности, то желание получить определенную информацию, имеющую для лица иную ценность (личную, научную и т. п.), во внимание приниматься не будет» [12]. «Следует учитывать, что законодатель в этой статье говорит как о действительной, так и о потенциальной коммерческой ценности информации, т. е. о возможности заинтересованных в ее получении лиц извлечь коммерческую ценность из этой информации в будущем» [14].

Необходимо указать, что ранее ноу-хау по правовому режиму не выделялось из информации, составляющей коммерческую тайну, оно лишь давало право обладателю ноу-хау ограничивать доступ к секретам производства. В настоящее время изменен сам правовой режим ноу-хау — он приравнен к результатам интеллектуальной дея­тельности и наделяет его правообладателя исключительным правом. При этом его связь с коммерческой тайной не прервалась, например, чтобы перевести информацию в разряд ограниченного доступа, надо применить требования пункта 4 статьи 6 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ и от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ): «4. На документах, содержащих информацию, составляю­щую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф "Коммерческая тайна" с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предприни­мателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства)» [16].

«Меры, которые обладатель ноу-хау обязан принять в рамках установления режима коммерческой тайны, принято делить на правовые, организационные и технические. Они тесно взаимосвязаны и применяются, как правило, в совокупности. Например, чтобы претворить в жизнь техническое решение в области безопасности на предприятии (скажем, внедрить систему шифрования в корпоративную информационную сеть), необходимо:

  1. дать юридическое обоснование планируемого мероприятия;
  2. спланировать бюджет и найти источники поступления средств;
  3. собрать необходимые разрешения на проведение работ;
  4. предусмотреть возможные последствия реализации такого решения (например, нарушение каким-либо образом прав сотрудников);
  5. разработать внутрифирменные инструкции (положения, приказы) и провести полномасштабное обучение персонала по использованию внедренной системы;
  6. разработать систему надзора за правильностью использования системы;
  7. нанять персонал для исправления неполадок в работе системы.

Другими словами, во исполнение одной превентивной меры технического характера необходимо принять множество юридических, организационных и финансово-экономических мер» [14].

В настоящее время все более значимыми становятся технические меры ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну и секреты производства (ноу-хау), так как в сети "Интернет" проявляются противоправные действия в отношении информации. «Например, в 2003 г. только на сайт Президента России было предпринято около 100000 компьютерных атак (приблизительно по 274 хакерские атаки в день, или 11 атак в час). Всего же число зарегистрированных атак на интернет-представительства органов государственной власти Российской Федерации в 2003 г. превысило 730000» [8]. В последующие годы эти цифры, наверняка, возросли. Сегодня «для предотвращения несанкционированного доступа к конфиденциальным ресурсам Интернета обычно применяют так называемое защищенное подключение. Проводится разграничение "доверенной" (контролируемой) вычислительной сети от остального киберпространства, реализуемое при помощи межсетевых экранов. Большую роль также играет разграничение потоков информации между сегментами сети, которые соответствуют разным уровням конфиденциальности» [17].

В Российской Федерации в соответствие с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ и от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ): «Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны» [16].

На международном уровне в статье 39 Соглашения «По торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС)» указано: «Первым критерием оценки информации в качестве конфиденциальной ("закрытой") считается ее секретность, если она в целом или в определенной конфигурации и подборе ее компонентов не относится к общеизвестной или легко доступной» [20]. В статье l0bis Парижской конвенции «По охране промышленной собственности» от 1883 г. отмечено: «Лицо может препятствовать раскрытию, получению или использованию правомерно находящейся под его контролем информации способом, противоречащим честной коммерческой практике, при условии, что такая информация, в том числе, является объектом надлежащих в данных обстоятельствах шагов, направленных на сохранение ее секретности, со стороны лица, правомерно контролирующего эту информацию» [15].

Таким образом, правовые особенности и специфика прав на секреты производства (ноу-хау), в рамках одноименного института подотрасли интеллектуального права, связаны со сведениями любого характера (производственными, техническими, экономическими, организационными и другими) и с правами на научно-технические достижения, в отношении которых введен режим коммерческой тайны. Недостаточность системы правовой защиты вынуждает правообладателей «технически защитить свои объекты от несанкционированного копирования и использования» [18].

 

Список литературы:

  1. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. «Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения». — М.: Юрист, 1999. С. 125, 126.
  2. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в редакции Закона РФ от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ) (утративший силу с 1 января 2008 г.) «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 18.04.1991, № 16, ст. 499. «Бюллетень нормативных актов», № 2—3, 1992.
  3. Волчинская Е.К. «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в системе конфиденциальной информации» // Материалы Всероссийской конференции «Информационная безопасность в условиях глобального информационного общества» — ИНФОФОРУМ // Бизнес и безопасность в России. 09.2004. С.64—65.
  4. «Всеобщая декларация прав человека». Женева: ВОИС, 1948.
  5. Гаврилов О.А. «Курс правовой информатики». — М.: НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2000. С. 2.
  6. Горбачев B.C. «Концептуальные вопросы применения средств криптографической защиты информационных систем» // Материалы Всероссийской конференции «Информационная безопасность в условиях глобального информационного общества» — ИНФОФОРУМ // Бизнес и безопасность в России. 2004. Сентябрь. С. 20.
  7. Гражданский кодекс РФ, часть четвертая от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ, ст. 1465 // СЗ РФ, 25.12.2006, № 52 (1 часть), ст. 5496. СПС КонсультантПлюс, 2011 г.
  8. Зенин И., Моргунова Е., Погуляев В. «Что такое информация и как ее защищать» // Закон. 2002. № 12.
  9. Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод». Женева: ВОИС, 1950.
  10. Калятин В.О. «Интеллектуальная собственность (Исключительные права)». — М.: НОРМА, 2000. С. 407.
  11. Международный пакт «О гражданских и политических правах». Женева: ВОИС, 1966.
  12. Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Корчагина Н.П. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ (под общ. ред. Е.А. Моргуновой) // СПС Гарант, 2011 г.
  13. Парижская конвенция «По охране промышленной собственности». Женева: ВОИС, N 201(R). 1990.
  14. Погуляев В.В. «Копирайт на формулу, или Как улучшить благосостояние науки» // «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права». 2003. № 3.
  15. Погуляев В., Теренин А. «Сохранность информации — залог здоровья бизнеса» // Бизнес-адвокат. 2004. № 14.
  16. Федеральным законом "О коммерческой тайне" от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ» Бюллетень Верховного Суда РФ, № 6, июнь, 2009. Вестник ВАС РФ, № 6, июнь, 2009.
  17. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, (в редакции Федеральных законов от 17.07.2009 г. № 173-ФЗ и от 27.12.2009 г. № 379-ФЗ Собрание законодательства РФ, 31.07.2006, № 31 (1 ч.), ст. 3434.
  18. Судариков С.А. «Технические меры защиты авторского права и смежных прав в Интернете» // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2001. № 8. С. 42—50.
  19. Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.12.2006 г. № 231-ФЗ // СЗ РФ, 2006, № 52, ст. 5496
  20. «УнифицированныйактторговыхсекретовСША» (Uniform Trade Secrets Act) // National Conference of Commissioners on Uniform State Laws. 1959. КонсультантПлюс, 2011 г.
  21. Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement). Geneva. WIPO. WO/INF/127. No. 223(E). 1996.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.