Статья опубликована в рамках: XLV-XLVI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 18 февраля 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
КОЛЛИЗИЯ ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ АЗАРТНЫХ ИГР
Усынин Владислав Витальевич
аспирант ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», Институт истории и права, кафедра уголовного права и криминологии, РФ, Республика Хакасия, г. Абакан
COLLISION OF LEGAL NORMS EXPLANATION GOVERNING GAMBLING BUSINESS
Vladislav Usinin
post-graduate student of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education “Khakassia State University named after N.F. Katanov”, Institute of History and Law, Criminal Law and Criminology Chair, Russia, Republic of Khakassia, Abakan
АННОТАЦИЯ
В статье рассматривается коллизия толкования уголовно-правовой нормы - незаконные организация и проведение азартных игр.
ABSTRACT
The article deals with the collision of criminal and legal norm explanation – illegal organizations and gambling business.
Ключевые слова: азартные игры; законная и незаконная деятельность по организации и проведению азартных игр; лица; занимающиеся деятельностью по организации и проведению азартных игр; уголовно-правовой запрет азартных игр; коллизия, толкование, коллизия толкования.
Keywords: gambling games; legal and illegal activities on gambling industry; persons dealing in gambling industry; gambling penal prohibition; collision; explanation; explanation collision.
Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [5] с 1 июля 2009 года на территории Российской Федерации введен запрет на деятельность по проведению азартных игр вне установленных законом специально отведенных мест — игорных зон. Ограничения по организации и проведению азартных игр в России были установлены в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Федеральным законом от 20.07.2011 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6] была предусмотрена уголовная ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр, в связи с этим введена статья 171.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. После введения в действие уголовно-правового запрета незаконных организации и проведении азартных игр в России, данное уголовное установление оказало существенное влияние на воспрепятствование организации и проведение азартных игр. Однако, криминальный игорный бизнес полностью свое существование не прекратил и трансформировался в подпольные казино.
При рассмотрении статьи 171.2 УК РФ, предусматривающей уголовно-правовой запрет на организацию и проведение азартных игр, и изучении ее официальных комментариев можно обнаружить коллизию толкований.
Ю.А. Тихомиров в работе «Коллизионное право» [3], обосновывает необходимость формирования такой отрасли российского права, как коллизионное право, и акцентирует внимание на противоречиях в механизме публичной власти, в национальной системе права, на столкновениях норм иностранного и отечественного права. Таким образом, коллизии присущи всем отраслям права, как институциональному образованию различных государств на всех этапах их развития.
Коллизии норм права необходимо отличать от конкуренции норм права, где под первыми понимается несовершенство правового регулирования, обусловленное факторами правообразования, а под второй — необходимый способ связи норм права, характерный для любой системы права и существующий во всех отраслях права [1, с. 4].
Коллизия в уголовном праве определяется как отношение между двумя или более нормами права, двумя или более актами толкования права, а также между нормами права и актами толкования, возникающее при регулировании одного уголовно-правового отношения [2, с. 96].
Коллизии норм права (равной юридической силы) возникают, прежде всего, между законами, ведомственными нормативными правовыми актами и актами их легального толкования.
При рассмотрении самого термина «толкование», последнее интерпретируется как уяснение и разъяснение смысла уголовного правовой нормы. При этом выделяют, в том числе и казуальное толкование, которое осуществляется только компетентными органами — судами, по конкретному рассматриваемому уголовному делу.
В настоящее время суды при рассмотрении уголовных дел по незаконным организации и проведении азартных игр, привлекают к уголовной ответственности лиц, которые непосредственно осуществляют организацию игорного бизнеса. Данными лицами выступают организаторы игорных заведений для осуществления игорной деятельности, осуществляющие общее руководство между всеми участниками (работниками) игорного клуба, а также осуществляющие распределение денежных средств, полученных в результате преступной деятельности, принимающие решения, связанные с планированием и организацией преступной деятельности, кроме того организаторы дают указания, распределяют роли между участниками, контролируют исполнение данных им поручений, разрабатывают меры конспирации и защиты от разоблачения.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» [5] «проведение азартных игр» включает в себя деятельность по заключению различных сделок с участниками игр. Таким образом, деятельность управляющих лиц (старших менеджеров, менеджеров отделений игровых столов, игровых автоматов, электронных игр), главных бухгалтеров, бухгалтеров, в том числе и деятельность обслуживающего персонала, таких, как крупье, а именно дилеров в чьи обязанности входит заключения соглашения между участниками азартной игры, представляет собой деятельность по проведению азартных игр.
Однако, в настоящее время, практика судов складывается таким образом, что к уголовной ответственности привлекаются лица, которые непосредственно организовывают игорный бизнес, а иные участники, такие как дилеры, которые непосредственно являются субъектами состава преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ, поскольку осуществляют проведение азартных игр, остаются безнаказанными. Данный факт обуславливает различные негативные последствия, поскольку порождают невыполнение задач, прямо предусмотренных уголовным законодательством. Уголовный закон, являясь средством государственной реакции на факты противоправного поведения, охраняет права и свободы человека и гражданина, от различных преступных посягательств.
Таким образом, наблюдается прямое столкновение нормы уголовного права с казуальным толкованием судебными органами положения статьи 171.2 УК РФ, предусматривающую ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр.
Кроме того следует отметить, что в большинстве случаев, к деянию, которое порождает создание юридических коллизий нормотворческих субъектов, относится неопределенность содержания правовой нормы, которая влечет за собой противоречивое толкование, а в дальнейшем и ее применение. Проблема такой «коллизии» в настоящем случае заключается не в конструкции нормы, а в ее правильном толковании.
В настоящее время до сих пор не выработаны методы расследования преступлений рассматриваемой категории, а также единообразный подход к выявлению всех лиц совершивших преступление в сфере игорного бизнеса. В связи с этим органы, осуществляющие предварительное расследование, а в дальнейшем и суды не в полной мере реализуют свои полномочия как в области уголовно-правового воздействия через наказание к лицам, совершившим деяния, а также в процессе предупреждения совершения преступлений.
Представляется, что для разрешения данной коллизии, а также для обеспечения задач уголовного законодательства возникает необходимость в принятии акта-разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации по определению состава преступления, субъективным и объективным признакам преступления, предусмотренного ст. 127.1 УК РФ. Данный акт будет представлять собой нормативное толкование уголовно-правового запрета организации и проведения незаконных азартных игр.
Список литературы:
- Занина М.А. Коллизии норм права равной юридической силы (понятие, причины, виды): Монография, 2-е издание, перераб. и доп. «РАП», «Волтерс Клувер», 2010. — 65 с.
- Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть: Учеб. для вузов / И.Я. Козаченко, З.А. Незнамовой. М., 1997. — 720 с.
- Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: Учеб. и научно-практическое пособие / Ю.А. Тихомиров. М., 2000. — 394 с.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ: в ред. от 22.12.2014 № 430-ФЗ // Российская газета — от 18.06.1996 № 113; от 24.12.2014 № 293.
- Федеральный закон 29.12.2006 № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»: ред. от 22.07.2014 № 278-ФЗ // Российская газета — от 31.12.2006 № 297; от 30.07.2014 № 169.
- Федеральный закон от 20.07.2011 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета, № 161, 26.07.2011.
дипломов
Оставить комментарий