Статья опубликована в рамках: XLIX-L Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Теория государства и права
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КОЧЕВНИКОВ-СКОТОВОДОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ ТУВЫ
Фельдман Ольга Юрьевна
старший преподаватель кафедры конституционного и муниципального права
ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет»,
РФ, Республика Тыва, г. Кызыл
INFLUENCE TRADITIONAL WAY OF LIFE OF THE NOMADIC HERDERS OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF INDIGENOUS PEOPLES TUVA
Feldman Olga
senior lecturer in constitutional and municipal law
VPO "Tuvan State University,"
Russia, Republic of Tyva, Kyzyl
АННОТАЦИЯ
В статье проводится анализ правовой культуры коренных жителей Тувы, особенности отношения к природе брака и семейных отношений.
ABSTRACT
The article describes the legal culture of the indigenous inhabitants of Tuva. The peculiarities of the relationship to nature, marriage and family relations.
Ключевые слова: Обычное право; Республика Тыва; традиционное общество; государственное строительство; брак и семейные отношения; особый правовой статус; брак.
Keywords: Customary law; The Republic OfTyva; Тraditional society; State building; marriage and family relations; special legal status; marriage.
Правовая культура тувинцев, как одних из представителей тюркоязычных народов Саяно-Алтая формировалась на протяжении длительного периода времени.
Тувинцы одушевляли всю окружающую их природу. Каждый перевал, каждый источник, каждое озеро и т. д. имели своего духа-хозяина и, исходя из этих представлений, люди выстраивали свои отношения со всей окружающей средой. Исторически у тувинцев сложилось особое отношение к так называемым «священным землям», к которым относились: 1) священная гора родовой группы; 2) аржаан (священный минеральный источник); 3) иные сакральные места. Эти «священные земли» имели особый правовой статус. Существовали строгие обычно-правовые предписания, в соответствии с которыми были особые местности, где находиться простому человеку (не представителю духовенства) строго запрещалось, где не допускалось находиться женщинам во время совершения традиционных обрядов, где возбранялись все виды землепользования, и все виды промысла, запрещалось громко говорить, петь или свистеть [3].
Нарушение этих запретов приводило к неизбежному наказанию, которое чаще всего выражалось в скором заболевании или даже смерти [2, c. 264].
Современное законодательство продолжает и развивает сложившуюся историческую традицию тувинского народа. В частности, на республиканском уровне это выражается в принятии Закона Республики Тыва от 9 декабря 1996 г. № 645 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Тыва» в котором приводится следующий перечень особо охраняемых природных территориях (далее-ООПТ): а) этноприродные парки; б) государственные природные заказники; в) памятники природы; г) лечебно-оздоровительные местности, в том числе бальнеологические источники аржааны и курорты; д) государственные природные микрозаповедники; е) водно-болотные угодья; ж) водные объекты; з) водоохранные зоны; и) природные парки. И этот перечень не является исчерпывающим [4].
По решению Правительства Республики Тыва или органов местного самоуправления могут устанавливаться другие категории особо охраняемых природных территорий Республики Тыва.
Одним из первых письменных источников, в котором закреплялись основы обычно-правовой культуры кочевой цивилизации явилась Великая Яса Чингисхана. Текст этого документа не дошел до наших дней и все научные изыскания возможны только по кратким упоминаниям о нем в работах восточных авторов XII—XIII веков [1].
В этом документе оговаривались различные стороны повседневной жизни: то, что сейчас мы называем гражданско-правовыми отношениями (брачно-семейные, наследственные, имущественные, земельные) и основные положения уголовного законодательства (виды преступлений и наказания за них). Так же определялись отношения на многоконфессиональных территориях. Яса не отдавала предпочтения какой-либо одной религии или обряду, все они имели право на равное существование, а служители культа даже освобождались от налогообложения. Характерно, что для тувинцев также типична веротерпимость. Будучи приверженцами буддизма и шаманизма, они очень лояльны к представителям и других религий. Это отношение к людям других верований привело к тому, что на территории современной Тувы в течение длительного времени селятся представители различных ответвлений христианства, которые преследовались официальной православной церковью [5].
Тува в период XVIII — начала XX в. находилась в составе Цинской империи.
В конце этого периода окончательно формируются и закрепляются основы системы обычного права. Выделяются сферы регулирования отношений: брачно-семейные, гражданско-правовые и уголовно-правовые.
Брак рассматривался как обязательный институт, причем сам брак рассматривался как сделка между родами. Понятия приданого как такового не было, а было имущество невесты, которое она приносила с собой в новую семью. Это имущество рассматривалось как затраты родителей невесты на ее воспитание. Характерно, что в состав имущества входила юрта со всем убранством и утварью.
Основная форма брака — предварительный сговор путем сватовства. Обычай сватовства был обязательный. Как правило, сватовство состояло их трех последовательных, разновременных этапов.
Первое сватовство — преподнесение подарка, испрашивание согласия родителей на брак, происходило до 4—5 лет, часто уже через два-три дня — месяц после рождения девочки.
Сватовство всегда подразумевало одаривание. Отец жениха или его красноречивый родственник — сват угощали родственников невесты арагой (молочной водкой), подносили им кадак (шелковый шарф) синего, белого или желтого цветов, огниво, плитку зеленого чая, табак. Родители если соглашались на брак, то принимали подарки, если нет, то отказывались от них.
В подростковом возрасте проходило второе сватовство. На совете родителей жениха и невесты договаривались о приданом. Причем чаще последнее слово оставалось за родственниками невесты, а родственникам жениха приходилось подчиниться их требованиям, чтобы не расстроить свадьбу.
На третье сватовство родители жениха приходили с особым даром за молоко матери невесты, которым она ее выкормила. Чаще всего это было какое-то молочное животное: корова, коза, кобыла, но они обязательно должны доиться.
Особое отношение было у тувинцев к детям, которые считались благодатью божьей. Семьи отличались многодетностью. Если в семье часто умирали дети, то применяли обычай усыновления (удочерения) уругазыраар. Брали ребенка из многодетной семьи, а своего отдавали в эту семью, только с согласия родителей. Могли меняться детьми, если в семье рождались одни мальчики или девочки. Менялись маленькими детьми, когда они лежали в колыбели. Часто воспитывали чужих детей люди, у которых не было своих детей [2, с. 219]. Отдав ребенка, родители теряли свои права на него. Характерно, что данный обряд сохранился до наших дней и уже есть прецеденты, когда кровные родители отдавали своего ребенка на усыновление по обычному праву, а затем, когда ребенок вырастал, они требовали его возврата назад уже по гражданскому законодательству РФ. При этом требовали не только ребенка, но и часть имущества, приобретенного им по гражданскому законодательству. Не смотря на то, что обычно-правовые нормы осуждают подобное поведение, вероятно, возможность наживы здесь является определяющим фактором.
Тувинцев отличала и отличает в настоящее время особая родственная привязанность. Люди гордились своей связью с многочисленной родней, но и требования к родне предъявлялись повышенные. Человек, занявший особое положение, или просто отличающийся состоятельностью обязан помогать своим многочисленным родственникам. Это является характерной особенностью правовой культуры современной Тувы. Человек, занявший руководящий пост в органах государственной власти, правоохранительных органах стремиться окружить себя родственниками в буквальном смысле, или представителями одного рода, или земляками [6].
Тот, кто отказывается помогать своим многочисленным родственникам, осуждается общественной моралью.
Со временем обычное право уходит из официальных регуляторов общественных отношений уступая место государственным нормативно-правовым актам. Оно переходит в латентную форму и продолжает существовать в виде обрядов, родовых традиций.
Некоторые из этих норм вернулись в своем прежнем качестве, или в частично видоизмененном виде в 90-е годы прошлого века, а какие-то утрачены навсегда.
Таким образом, веками существовавшие на территории современной Тувы обычно-правовые нормы длительный период определяли существование и жизнедеятельность тувинского народа. Многие нормы, регулирующие семейные и гражданско-правовые отношения существуют в неизменном состоянии и в современном тувинском обществе, определяя особенности его правовой культуры.
Список литературы:
- Армянские источники. — Армянские источники о монголах: Извлечения из рукописей XIII—XIV вв. Пер. с древнеарм. А.Г. Галстяна. М., 1962.
- Курбатский Г.Н. Тувинцы в своем фольклоре. Кызыл, 2001.
- Минаев А.В.; Дубровский О.Н. Особенности осуществления местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях, на примере Республики Тыва (монография). Кызыл: Изд-во РИО ТувГУ, 2012. — 291 с.
- Минаев А.В.; Кечил Д.И.; Чепунов О.И. Уголовно-исполнительное право (учебное пособие). Кызыл: Редакционно-издательский отдел ТувГУ, 2014, — 378 с.
- Минаев А.В.; Дубровский О.Н. Криминология (учебное пособие). Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина»», 2011, — 244 с.
- Минаев А.В. Государственная граница в приграничном субъекте Российской Федерации: история и современность исследования опыта Республики Тыва (1921—2009 гг.). (монография). Красноярск: Изд-во «Луна Река», 2009, — 200 с.
дипломов
Оставить комментарий