Статья опубликована в рамках: XLIX-L Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Конституционное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ПУБЛИЧНОЕ СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
Вилова Марина Геннадьевна
соискатель кафедры конституционного и муниципального права юридического института ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова»,
РФ, г. Архангельск
E-mail: mvilova@mail.ru
CONSTITUTIONAL GUARANTEES FOR THE RIGHT TO A PUBLIC HEARING
Marina Vilova
candidate for the degree at the Department of Constitutional and Municipal Law, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov,
Russia, Arkhangelsk
АННОТАЦИЯ
Цель исследования заключается в установлении конституционных гарантий открытости отправления правосудия как основы права на публичное судебное разбирательство. Проанализированы проблемы совершенствования механизма общественного контроля отправления правосудия. Автором сделан вывод о наличии конституционных гарантий права на публичное судебное разбирательство и необходимости совершенствования технических возможностей размещения расписаний судебных заседаний, их аудио- и видео-протоколов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
ABSTRACT
The purpose of the present study is to establish constitutional guarantees of transparency of justice as the foundation of the right to a public hearing. The author analyzes the problems of improving the mechanism of social control. In conclusion the author establishes that there are constitutional guarantees of the right to a public hearing. At the same time there is a need to improve technical capabilities of posting the trial schedule as well as its audio and video protocol on the Internet.
Ключевые слова: право на публичное судебное разбирательство; открытость правосудия; право на справедливое судебное разбирательство; общественный контроль.
Keywords: right to a public hearing; the openness of justice; the right to a fair trial; public control.
Права и свободы человека и гражданина невозможно реализовать без системы конституционных гарантий. Ценность правового статуса личности зависит от эффективности действия указанных гарантий. Конституция Российской Федерации содержит нормы, напрямую гарантирующие реализацию прав и свобод человека и гражданина (статьи 2, 17, 19, 45) [8]. При этом, анализ положений главы 2 Конституции показывает, что одной из главных конституционных гарантий прав и свобод личности является их судебная защита, которая должна предоставляться каждому в соответствии с частью 1 статьи 46 Основного Закона [8].
Право на судебную защиту относится к основным правам и свободам человека и предполагает наличие конкретных гарантий, которые позволяют реализовать его в полном объеме и обеспечивать эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего общеправовым требованиям справедливости и равенства [11]. Указанное право предполагает возможность получения реальной судебной защиты в форме публичного судебного разбирательства.
Открытость разбирательства дел во всех судах гарантировано частью 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации [8]. Следует отметить, что аналогичное положение содержится в Конституциях Австрии, Беларуси, Болгарии, Испании, Китая, Молдовы, Нидерландов и Румынии [3, с. 74].
Представляется, что положения статьи 2, части 1 статьи 46 и части 1 статьи 123 Основного Закона [8] находятся в тесной взаимосвязи и образуют конституционный ориентир для достижения справедливого судебного разбирательства, наличие которого является принципом демократического государства. Основной гарантией реализации права на публичное судебное разбирательство является статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7], согласно которой каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство. Правила данной статьи в силу части 4 статьи 15 Конституции РФ [8], а также Федерального закона от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» [15] являются составной частью правовой системы России.
Обобщив различные подходы к пониманию права на публичное судебное разбирательство [1, с. 457; 3, с. 72—76; 4, с. 20], автор пришел к выводу о том, что к признакам публичного разбирательства относятся: гласность, открытость, официальность и общедоступность отправления правосудия. Право на публичное судебное разбирательство предполагает обеспечение как участникам процесса, так публике возможности присутствовать в судебном разбирательстве.
Право на публичное судебное разбирательство, по мнению автора, представляет собой одновременно возможность каждого присутствовать в судебном разбирательстве и правомочие лиц, участвующих в деле, реализовать процессуальные права и средства судебной защиты в ходе разбирательства дела.
Проанализировав правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации [11], автор полагает, что фактором эффективности восстановления нарушенных прав выступает публичность судебного разбирательства. Использование процессуальных прав и средств судебной защиты в условиях публичности судебного разбирательства гарантирует сторонам возможность уточнения и пояснения своей позиции по существу спора, что обеспечивает справедливость судебного решения, а также позволяет выявить добросовестность сторон и предотвратить потенциальные злоупотребления.
Гласность отправления правосудия способствует справедливому судебному разбирательству. Общественный контроль отправления правосудия обеспечивает, помимо прочего, беспристрастность суда и доверие субъектов к судебной власти. Данный контроль невозможен в условиях тайного отправления правосудия. Как справедливо указал В.Т. Кабышев, создание гражданского общества невозможно без обеспечения режима открытого, гласного и публичного характера деятельности судебной власти [6, с. 225]. Именно на суд возложена ключевая функция разрешения социальных конфликтов, поскольку только судом осуществляется правосудие в Российской Федерации (часть 1 статьи 118 Конституции РФ [8]). В этой связи необходима подлинная открытость деятельности суда для присутствия общественности в судебном заседании и наблюдения за процедурой его проведения, соблюдением прав и законных интересов сторон, ведь только суд позволяет в полном мере реализовать права и законные интересы участникам спора.
Ввиду изложенного, суд как орган, обладающий прерогативой отправления правосудия, руководствуясь частью 1 статьи 46, частью 1 статьи 123 Конституции Российской Федерации [8] и статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод [7], должен обеспечивать доступ общественного контроля за соблюдением процедуры судебного разбирательства в условиях его публичности. Иное означало бы нарушение требований эффективного восстановления в правах и умаление права на справедливое судебное разбирательство.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации, право на справедливое разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом предполагает окончательность, стабильность и исполнимость судебных актов [11]. Публичность является необходимым условием справедливого разбирательства при устном судопроизводстве и непосредственном «обмене мыслей между органами процесса и вообще лицами, действующими на суде» [9, с. 340].
Реализация права на публичное судебное разбирательство повышает самоэффективность участников дела, поскольку в открытом процессе у сторон появляется возможность обмена мнениями и поиска компромисса в урегулировании спора при участии суда. При этом для предотвращения правовой неопределенности в ходе разрешения конфликта важно единообразное понимание норм права.
С учетом того, что, в сущности, право на публичное судебное разбирательство предполагает явку лиц, участвующих в деле, на суд возлагается обязанность уведомления участников процесса о времени и месте предварительного и основанного судебных заседаний [2; 5]. Не исполнение указанной обязанности ограничивает конституционное право на судебную защиту, искажает суть правосудия и является отступлением от гарантированных принципов равенства [10].
Кроме того, суду необходимо информировать общественность о расписании проведения судебных процессов, в котором следует отражать дату и место проведения слушаний, наименования участников процесса и краткое описание существа спора. Размещение подобного расписания в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», например, на сайтах арбитражных судов Российской Федерации [13] является, безусловно, положительной тенденцией развития гарантий реализации права на публичное судебное разбирательство.
Особо следует отметить нормативное отражение идеи выгрузки аудио-, видео-протоколов судебных заседаний в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». При наличии технической возможности аудио-протокол (видео-протокол) подлежит выгрузке в картотеку арбитражных дел [13]. Отслеживание лицами, осуществляющими предпринимательскую и иную экономическую деятельность, итогов разрешения экономических споров способствует укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере их деятельности, а также содействует формированию обычаев и этики делового оборота. В этом видится прогнозирующая функция права на публичное судебное разбирательство для субъектов права.
Вместе с тем, в случае если спор касается исключительно вопросов права, а не установления фактических обстоятельств возникновения конфликта, то дело может быть разрешено на основе письменных документов, поскольку многочисленные устные слушания могут привести к затягиванию рассмотрения спора [16; 17]. Более того, в отдельных случаях право на публичное судебное разбирательство может быть ограничено. Прежде всего, это касается категории дел, в которых затрагиваются вопросы общественного порядка, национальной безопасности, а также интересы несовершеннолетних или частной жизни сторон. Ограничения могут вводиться для защиты нравственности [14, с. 83—85].
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что на конституционном уровне созданы гарантии реализации права на публичное судебное разбирательство, что должно способствовать достижению справедливого судебного разбирательства. Важно соблюдение судом обязанности, связанной с уведомлением участников дела о времени и месте судебного разбирательства. Перспектива развития права на публичное судебное разбирательство заключается в совершенствовании технических возможностей размещения подробных расписаний судебных заседаний, а равно их аудио- и видео-протоколов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для обеспечения доступа общественного контроля к процедуре отправления правосудия.
Список литературы:
- Авакьян С.А. Размышления конституционалиста. М.: МГУ, 2010. — 557 с.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ: [официальный текст принят Гос. Думой РФ 14 июня 2002 года] // Парламентская газета. 2002. № 140—141.
- Бумагин А.Н. Принцип публичности (открытости, гласности) судебного разбирательства в конституционном праве России и ряда зарубежных стран: сравнительный анализ // Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 8. — С. 72—76.
- Витрук Н.В. Конституция Российской Федерации как ценность и конституционные ценности: вопросы теории и практики // Конституционные ценности: содержание и проблемы реализации. М.: РАП, 2010. — С. 9—20.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ: [официальный текст принят Гос. Думой РФ 23 октября 2002 года] // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Кабышев В.Т. С Конституцией по жизни. М.: Формула права, 2013. — С. 225.
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена 04.11.1950) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета. 1993. № 237.
- Малышев К.И. Курс гражданского судопроизводства. Том 1. М.: «Книга по Требованию». 2012. — 454 с.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 21.04.2010 № 10-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 320, части второй статьи 327 и статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Е.В. Алейниковой и общества с ограниченной ответственностью «Три К» и запросами Норильского городского суда Красноярского края и Центрального районного суда города Читы» // Российская газета. 2010. № 5182.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.03.2014 № 8-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 401.3, 401.5, 401.8 и 401.17 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.С. Агаева, А.Ш. Бакаяна и других» // Российская газета. 2014. № 80.
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31.03.2015 № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества “Газпром нефть”» // Российская газета. 2015. № 77.
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.2013 №100 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций)» // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» (дата обращения: 17 мая 2015 года).
- Справедливое судебное разбирательство в международном праве: юридический сборник. Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) Ul. Miodowa 10. 2013. — 279 с.
- Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30.03.1998 № 54-ФЗ [официальный текст принят Гос. Думой РФ 20 февраля 1998 года] // Собрание законодательства РФ. 1998. № 14. Ст. 1514.
- The European Court of Human Rights «Case of Eiksson v. Sweden» (application no. 60437/08). 12.04.2012 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hudoc.echr.coe.int/ (дата обращения: 17 мая 2015 года).
- The European Court of Human Rights «Case of Helmers v. Sweden» (application no. 11826/85). 29.10.1991 [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://hudoc.echr.coe.int/ (дата обращения: 17 мая 2015 года).
дипломов
Оставить комментарий