Статья опубликована в рамках: XLII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 октября 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
УБИЙСТВО ПРИ СМЯГЧАЮЩИХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ В СТРАНАХ С АНГЛОСАКСОНСКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМОЙ
Бабичев Арсений Георгиевич
канд. юрид. наук, докторант кафедры уголовного права Казанского (Приволжского) Федерального университета, РФ, г. Казань
MURDER WITH EXTENUATING CIRCUMSTANCES IN COUNTRIES WITH ANGLO-SAXON LEGAL SYSTEM
Arseniy Babichev
LLD Candidate, PhD (Law)Department of Criminal Law, Kazan (Volga Region) Federal University, Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
Автор дает общую характеристику уголовного законодательства в странах с так называемой англосаксонской правовой системой об ответственности за убийство при смягчающих обстоятельствах.
ABSTRACT
The author gives a general description of the criminal legislation in the countries with the so-called Anglo-Saxon legal system on the responsibility for the murder with extenuating circumstances.
Ключевые слова: убийство; англосаксонская правовая система; детоубийство; право на жизнь; неродившийся ребенок; провокация; эвтаназия.
Keywords: murder, the Anglo-Saxon legal system; infanticide; the right to life; the unborn child; provocation; euthanasia.
На территории Англии рассматриваемые виды убийств относятся к «простым умышленным убийствам», которые из разряда «тяжких убийств» переходят в разряд «простых убийств» лишь при наличии смягчающих обстоятельств. Тем не менее, прецедентная система права позволяет выносить различные, нередко противоположные решения по таким категориям уголовных дел.
Одним из видов «простого убийства со смягчающими обстоятельствами» является «детоубийство», ответственность за которое установлена Законом о детоубийстве 1938 года. Согласно этому Закону женщина, причинившая умышленным действием или бездействием смерть своему ребенку в возрасте до 12 месяцев, освобождается от ответственности за тяжкое убийство, если во время совершения данного деяния ее душевное равновесие было расстроено, поскольку она еще не оправилась от последствий родов или кормления ребенка грудью. Если виновная в убийстве своего новорожденного ребенка женщина судится по обвинению в тяжком убийстве (Murder), присяжные заседатели вправе признать ее вместо этого виновной в детоубийстве, и она может быть наказана как за простое убийство (Manslaughter), поскольку действовала в состоянии умоисступления [1].
Судебная практика в каждой конкретной ситуации оценивала возраст новорожденности потерпевшего по-разному. Медицинский критерий определял понятие новорожденности шестнадцатью днями жизни ребенка с момента его рождения.
Например, в 1936 году в центральном уголовном суде г. Лондона слушалось дело об убийстве ребенка по истечении трех недель после дня его рождения. Ребенка мать убила в послеродовом состоянии, поэтому суд признал ее виновной в убийстве новорожденного ребенка. При этом суд указал на возможность сохранения особого послеродового состояния роженицы и по истечении периода новорожденности. В 1927 году уголовно-апелляционный суд по другому делу постановил, что не существует доказательств, на основании которых присяжные заседатели могли бы признать ребенка, достигшего одного месяца, новорожденным. В результате суд признал мать, убившую своего ребенка в возрасте 35 дней, в убийстве новорожденного, то есть в «привилегированном» убийстве [7, с. 164].
Закон о детоубийстве вместо «новорожденного ребенка» в качестве потерпевшего от этого преступления определил «ребенка, не достигшего двенадцати месяцев». Субъективное состояние матери-убийцы, делающее убийство ею ребенка «привилегированным» преступлением, Закон охарактеризовал словами: «… если во время совершения действия или упущения равновесие ее рассудка было нарушено вследствие того, что она не вполне оправилась после рождения ребенка, или вследствие неправильностей в выделении молока после рождения ребенка» [7, с. 164].
«Детоубийство» возможно лишь при убийстве матерью родившегося ребенка, причем родившегося живым. Доказательствами того, что ребенок родился живым и жизнь его после отделения от тела матери продолжается, могут быть: крик ребенка, его дыхание, наличие у него пульса, его движения после высвобождения его из утробы матери, наличие других признаков живорождения.
По Закону об охране жизни детей 1929 года всякое лицо, которое, имея намерение лишить жизни ребенка, способного родиться живым, посредством умышленного действия лишит его жизни до того, как он получил самостоятельное от матери существование, виновно в фелонии вытравливания плода. Тот факт, что беременность женщины достигла 28 недель или более, является доказательством того, что она была беременна ребенком, способным родиться живым. Не является преступлением (указанным фелонией) действие, явившееся причиной смерти ребенка, если оно было совершено с одной только целью — спасти жизнь матери [2].
Наказание за «простое умышленное убийство» «матерью новорожденного ребенка в состоянии стресса», отнесенное Законом об уголовном праве 1967 года к «арестным» преступлениям, после отмены смертной казни и каторжных работ, наказывалось только тюремным заключением на срок от двух лет. Если суд не устанавливал у матери расстройства «душевного равновесия», оно наказывалось более строго. «Детоубийство», совершенное со «злым предумышлением», приравнивалось к тяжкому убийству. Так, обвиняемая, публичная женщина оставила своего новорожденного ребенка в саду, прикрыв его только опавшими листьями. В Англии в то время было много хищных птиц, и коршун своими когтями причинил ребенку смертельные ранения. Мать ребенка была признана виновной в тяжком убийстве и казнена [4, с. 139].
Хотя насильственное прекращение жизни новорожденного в английском праве сейчас в основном карается как «простое умышленное убийство» (manslanghter), ответственность за такое преступление может наступить и за «невольное» «простое убийство» в случае нарушения матерью обязанности заботиться о своем ребенке, смерть которого наступила или была ускорена вследствие грубой небрежности матери (или отца) потерпевшего. При таком обвинении в преступлении характерно наличие неосторожной вины в виде легкомыслия, то есть пренебрежительного отношения лица к возможным последствиям — смерти младенца.
В Англии как «умышленное простое убийство» признаются и другие виды таких убийств, совершенные при смягчающих обстоятельствах. Согласно Закону об убийстве 1957 года к ним относятся такие обстоятельства, как: «ненормальность умственного развития человека (виновного), которая существенным образом уменьшила его ответственность за совершение убийства» (так называемая «уменьшенная вменяемость»); в случаях, когда «обвиняемый был спровоцирован на убийство или нанесенные ему оскорбления были рассчитаны на то, чтобы лишить «разумного человека» способности контролировать свои действия»; то, что «лицо было участником договора (сговора) о групповом самоубийстве (двух или более человек)», но осталось при этом в живых [3].
Право на жизнь в США признается с момента зачатия. С этого же момента уголовный закон защищает жизнь человека. В 2004 г. президент США в рамках Американской конвенции о правах человека [8, с. 143] подписал указ, согласно которому убийство беременной женщины рассматривается как убийство двух человек [5, с. 71].
Примерный Уголовный кодекс США служит моделью для разработки уголовных кодексов штатов. Однако некоторые из штатов предусматривают самостоятельную уголовно-правовую норму об ответственности за убийство новорожденного ребенка, которые содержат строгие наказания за его совершение. Только за «простое убийство» максимальный размер санкции обычно составляет не менее 10 лет тюремного заключения.
В штатах Иллинойс и Пенсильвания умышленное убийство неродившегося ребенка является фелонией первой степени, за которое может быть назначено тюремное заключение от четырех до пятнадцати лет. «Простым» умышленное убийство признается только в случае умерщвления неродившегося жизнеспособного ребенка, в отличие от умерщвления плода, еще не способного жить вне чрева матери. Основным условием ответственности за данное преступление является то, что в момент умерщвления лицо действует «под влиянием внезапно возникшего сильного душевного волнения вследствие серьезной провокации со стороны другого лица, либо когда смерть неродившемуся ребенку причиняется по небрежности [6, с. 22].
В УК штата Нью-Йорк нет нормы, специально предусматривающей ответственность за убийство новорожденного, однако имеются две нормы об ответственности за «сокрытие рождения» [10].
УК штата Калифорния также не выделяет норму об ответственности за убийство новорожденного, относя его к тяжким убийствам. Такое убийство, то есть «противоправное умерщвление человеческого существа или зародыша (fetus — неродившегося жизнеспособного зародыша от трех месяцев беременности) с заранее обдуманным злым умыслом, совершенное под влиянием внезапно возникшего аффекта, влечет наказание в виде заключения в тюрьме штата сроком в три года, шесть или одиннадцать лет [9].
Англосаксонская прецедентная система права сама по себе не позволяет однозначно решить вопрос о регламентации ответственности за убийство матерью новорожденного ребенка. Не закрепленность возрастного критерия периода новорожденности потерпевшего и отсутствие однозначного определения границ временного промежутка, в течение которого сохраняется особое стрессовое состояние матери, обусловленное родовым и послеродовым процессами, — все это позволяет оценивать данное преступление по-разному: то как «простое умышленное убийство», то как «невольное простое убийство». Поэтому наказание за противоправное лишение новорожденного жизни колеблется в диапазоне от двух до десяти лет тюремного заключения до пожизненного заключения и зависит от уголовного законодательства штата США, в котором это преступление было совершено.
В США как «простое умышленное убийство» рассматривается также иное убийство, совершенное при смягчающих обстоятельствах. Основаниями для смягчения тяжкого убийства признаются: согласие жертвы на лишение ее жизни (эвтаназия); чрезвычайно сильное душевное волнение виновного, не исключающее вменяемости, в момент совершения преступления, вызванное умышленной «провокацией» (ст. 125.27 УК штата Нью-Йорк [10]). При этом «провокация» должна быть: действительной; способной вызвать утрату контроля над собой; промежуток времени между «провокацией» и убийством не должен быть достаточно большим, чтобы «разумный человек» мог «остыть»; виновный в убийстве во время его совершения еще не «остыл»; у него не должно быть осознанного намерения отомстить потерпевшему за его провокационное поведение; инициатором провокации (ссоры, драки, побоев, внезапно обнаруженной супружеской измены) не должен быть виновный.
Среди других обстоятельств, смягчающих ответственность за тяжкое убийство до «простого» его вида, в американском уголовном праве можно выделить также: «уменьшенную вменяемость» как психическое состояние виновного лица, ослабляющее волевой контроль за своим поведением; совершение убийства при нарушении требований необходимой обороны в состоянии принуждения или при нарушении требований крайней необходимости. Как «простое убийство» или «тяжкое убийство второй степени» может квалифицироваться убийство, совершенное при «добровольном опьянении», поскольку «дефекты психики могут влиять на способность лица заранее обдумывать и планировать свое поведение, но не влияют на наличие злобного предумышления».
Список литературы:
- Закон о детоубийстве 1938 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.elective.ru/arts/uri01-c0426-p18607.phtml (дата обращения 15.10.2014 г.).
- Закон об охране жизни детей 1929 года. [Электронный ресурс] – Режим доступа. — URL: http://www.center-bereg.ru/f629.html (дата обращения 15.10.2014 г.).
- Закону об убийстве 1957 года. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://sci-book.com/sravnitelnoe-pravo/59prestupleniya-protiv-jizni-ugolovnomu-pravu-85634.html (дата обращения 15.10.2014 г.).
- Кенни К. Основы уголовного права. М., 1949.
- Лозанович Л.А. Незаконное производство аборта: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дисс. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2004.
- Никифоров А.С. Ответственность за убийство в современном уголовном праве. М., 2000.
- Полянский Н.Н. Уголовное право и уголовный суд Англии. М., 1969.
- Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.
- Уголовный кодекс штата Калифорния. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://americana75.allrpg.info/20/88 (дата обращения 15.10.2014 г.).
- Уголовный кодекс штата Нью-Йорк. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: mosmediator.narod.ru›index/0-402 (дата обращения 15.10.2014 г.).
дипломов
Оставить комментарий