Статья опубликована в рамках: XLI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 сентября 2014 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Теория государства и права
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСЕРВАТИЗМА И НЕОКОНСЕРВАТИЗМА
Струсь Константин Александрович
канд. юрид. наук, доцент, Северо-Кавказского федерального университета (филиал) в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск
E-mail: konstantinstrus@gmail.com
Багдасарова Нарина Гамлетовна
магистрант кафедры теории и истории государства и права (филиала) СКФУ в г. Пятигорске, РФ, г. Пятигорск
COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF CONSERVATISM AND NEOCONSERVATISM
Strus Konstantin
the candidate of jurisprudence, the associate professor, North Caucasian federal university (branch) in Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk
Bagdasarova Narina
master of chair of the theory and history North-Caucasian Federal University, of state and law (branch) North-Caucasian Federal University in Pyatigorsk, Russia, Pyatigorsk
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются основные принципы консервативных воззрений в современном обществе. Изучаются представления современных неоконсерваторов, выделяются и обобщаются основные различия консерватизма и неоконсерватизма.
ABSTRACT
In article the basic principles of conservative views in modern society are considered. Representations of modern neoconservatives are studied, the main distinctions of conservatism and neoconservatism are allocated and generalized.
Ключевые слова: консерватизм; неоконсерватизм; консервативные взгляды в современном обществе; отличие консерватизма от неоконсерватизма.
Keywords: conservatism; neoconservatism; conservative views in modern society; difference of conservatism from neoconservatism.
За время многовековой политической истории появилось множество политических доктрин, выражавших отношение к обществу, государству и его институтам общая суть которых сводится к различным формам консервативных и либеральных воззрений. «В условиях динамично развивающихся общественных отношений в каждом историческом периоде обозначились особенности понимания развития общества и государства» [5, с. 50]. Интересы научно-практической достоверности подтолкнули авторов к необходимости сравнения имеющихся положений консерватизма в прошлом и неоконсерватизма в настоящем.
В своём этимологическом значении категория консерватизм — это, «приверженность ко всему старому, отжившему» [3, с. 91]. Консерватизм (от лат. — сохранять, охранять, заботиться о сохранении) — политическая идеология и практика, ориентирующаяся на сохранение исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощённых в религии, государстве, семье, собственности [1, с. 88].
Одним из первых выразил идеи консерватизма Аристотель, используя наработки последнего, Э. Бёрк и М. Оукшотт сформулировали идеологию классического консерватизма. По мнению Э. Бёрка, событием, позволившим развиваться идеям консерватизма, явилась Французская революция 1789 года, явившая «максимум зла, способного причинить людям, лишенным правильного понимания своей природы и законов человеческого общежития». Основные принципы консерватизма сведены к следующему: «1) человек есть существо религиозное, и религия образует основу гражданского общества» [3, с. 114]; «2) общество — продукт исторического развития, и его институты воплощают в себе мудрость предков; 3) человек как существо инстинкта, чувства и разума лучше руководим опытом, привычкой и предрассудками, нежели абстрактными теориями; 4) зло заключено в самой человеческой природе, а не в общественных учреждениях; сообщество есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивида, а его права есть лишь следствие обязанностей; 5) люди от природы неравны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия и право одних властвовать над другими; 6) наличный общественный строй необходимо оберегать, поскольку обычно попытки устранить зло ведут к причинению ещё больше зла, что вовсе не означает отрицание необходимости изменений» [6, с. 85].
В своих размышлениях по поводу вышеуказанных принципов М. Оукшотт замечает «предрасположенность к тому, чтобы быть консерватором в политике, вовсе не обязывает нас придерживаться этих верований в качестве истинных, ни даже предполагать, что они истинны» [8, с. 585]. Как отметил С. Хантингтон: «обнаружения консерватизма представляют собой просто параллельные идеологические реакции на сходные социальные ситуации. Содержание консерватизма по существу статично. Его проявления исторически изолированы и дискретны. Таким образом, как ни парадоксально, консерватизм, будучи защитником традиции, сам существует без традиции». Консерватизм — это призыв к истории, при этом сам консерватизм без истории [7, с. 469].
Консерватизм как идеология, принципиально не имеющая идеала совершенного общественного строя (не существует «консервативной утопии»), определяется Хантингтоном как «институциональная», т. е. выступающая в защиту наличных социальных институтов, когда они оказываются под угрозой, в отличии от «идеализированных» идеологий (либерализм и социализм), имеющих свой общественный идеал [7, с. 469]. В этой связи считаем предпочтительным понимание консерватизма как идеи, построенной на основе исторического своеобразия, как это сделал Н.О. Салливан, предложивший различать «реакционный», «революционный» и «умеренный» консерватизм, представленный соответственно Францией, Германией и Великобританией, США [9, с. 52]. Размышляя над высказываниями О. Салливана, Дж. Вайс, приходит к выводу о том, что после 1945 «история европейского консерватизма закончилась» [10, с. 153], с чем очень трудно согласиться.
На взгляд авторов, в современных условиях консерватизм не исчез, а рафинировался и предстал в более универсальном виде. Соглашаясь с мнением Ж. Грей, консервативные взгляды построены на следующих принципах: «1) человек — не представитель универсального человечества, а порождение конкретной культуры; 2) прогресс и беспрерывное улучшение возможны, но бессмысленны; 3) культурные формы первичны по отношению к экономическим и политическим институтам» [11, с. 119]. Базовым элементом в понимание консерватизма является установка на защиту традиционных устоев общественной жизни. Консерватизм ассоциируется с теми, кто выступает за унаследованные из прошлого моральные установки и нормы, противодействует радикальным реформам, выступает за сохранение сложившегося порядка.
Таким образом, консерватизм — являет собой политическую идеологию, ориентированную на сохранение и поддержание исторически сформировавшихся морально правовых оснований, форм государственной и общественной жизни.
В отличие от консерватизма неоконсерватизм обозначен стремлением приспосабливать традиционные ценности к реалиям современного постиндустриального общества. Неоконсервати́зм (англ. neoconservatism) — получил распространение в США в начале 1970-х годов и связан с недовольством демократов участием в войне во Вьетнаме. Неоконсерваторы в отличие консерваторов поддерживают идеи свободного рынка, не возражают против вмешательства государства в жизнь общества, выступают против увеличения налогов. При этом последние, отстаивают сложившиеся духовные ценности, институты семьи, религии, морали, социальную стабильность, взаимную ответственность граждан и государства, уважение к правам человека, Как результат в развитых демократических государствах широко поддерживаются и продолжают расти сторонники партий, декларирующих идеи консерватизма, например в США (республиканская партия), в Японии (либерально-консервативная), Англии (консервативная) и др.
Актуализация неоконсерватизма в известной мере является откликом на глобальные изменения в мире. Известно, что неоконсерватизм — это своего рода иммунитет от разного рода «ускорений» и анархистской вседозволенности, обоснование принципов устойчивого развития, суверенитета и т. д. Интерес к неоконсервативной идеологии возрос, в частности, и вследствие кризиса неолиберализма.
Основные положения современной неоконсервативной идеологии сводятся к следующим аспектам:
1.деологический детерминизм, выраженный в необходимости пересмотра идейных консервативных доктрин, в связи с тем, что для участия в политической борьбе необходима конкретная программа действий и участие в дискуссиях;
2.признаются институты демократии, за отсутствием более совершенного способа правления;
3.признаётся амбивалентность природы человека, т. е. человек может быть и плохим и хорошим;
4.пропагандируется превосходство культурных форм (морали, нравственности) над экономическими, политическими, социальными;
5.осознаётся необходимость минимизации функций государства в экономической сфере, поддерживается социальная роль государства в оказании помощи малоимущим.
Таким образом, современный неоконсерватизм объединяет различные консервативные и либеральные идеи, концепции, продолжает развивать принцип о том, что власть является предпосылкой всех свобод, отдаёт первостепенное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине. По мнению современных неоконсерваторов, «информационное общество» нуждается в повиновении и послушании, а государство для достижения этих целей вправе принимать необходимые меры. Показательным для неоконсерватизма является способность приспосабливаться к социально-экономическим и политическим изменениям. Как следствие, в настоящее время, неоконсерваторами приняты многие идеи и принципы либерализма, которые раньше отвергались, например, свободные рыночные отношения, конституционализм, система представительства и выборности органов власти, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм. Сохранив приверженность господствующей религии, большинство неоконсерваторов восприняли рационализм и технократизм.
Важным направлением реформ неоконсерваторов выступает формирование гражданского общества, воплощающего в себе преемственность исторического прошлого и настоящего [4, с. 16]. Для противостояния негативным формам поведения в гражданском обществе они делают ставку на сильную власть и повышение её роли в системе экономических и внешнеполитических отношений.
Список литературы:
- Бенуа А. Избранные идеи // Консерватизм в странах Запада. М., 1982. — С. 36.
- Малько А.В., Струсь К.А. Правовые основы формирования гражданского общества ву современной России (обзор материалов всероссийского научно-практического «круглого стола») // Государство и право. — 2011. — № 9. — С. 114.
- Словарь русского языка: В 4-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. 3-е изд., стереотип. М.: Русский язык. Т. 2. К-О. 1986. — С. 91.
- Струсь К.А. Государство и гражданское общество: проблемы правового взаимодействия в России: Автореф. дисс... канд.. юрид. наук. Саратов. 2003. — С. 16.
- Струсь К.А. Эволюция представлений о содержании категории «правовые основы» // История государства и права. — 2013. — № 9. — С. 50.
- Burke E. Reflections on the Revolution in France. L., 1790; рус. пер. 1992. — С. 85.
- Huntington S. Conservatism as an Ideology. «The American Political Science Review», N.Y. — 1957. — № 51. — P. 469.
- Oakeshott M. On Being Conservative. Kirk R. (ed.). The Portable Conservative Reader. N.Y. 1982. — P. 585.
- O’Sullivan N. Conservatism. Eatwell R., Wright A. (eds). Contemporary Political Ideologies. L., 1993. — P. 52—53.
- Weiss J. Conservatism in Europe 1770—1945. Traditionalism, Reaction and Counter-Revolution. L. 1977. — P. 173.
- Gray J. Enlightenments’s Wake. Politics and Culture at the Close of the Modern Age. L.-N.Y. 1997. — P. 119.
дипломов
Оставить комментарий