Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Юридическая психология
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ОСНОВЫ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА
Понятия «Переговоры с преступниками» нет в законе, уголовном праве и уголовном процессе. Оно непосредственно связано с преступлениями определенной категории, причем в основном тяжкими, и выступает в качестве альтернативы к применению силы, путем изменения в ходе диалога поведения личности (или преступной группы, сообщества) в целях решения задач уголовного судопроизводства. Смыслом переговоров с преступниками, начавшими преступную деятельность, является склонение их к добровольному отказу от совершения преступления при наличии сознания фактической возможности довести его до конца (ст. 16 УК РСФСР); предотвращению виновным вредных последствий, или добровольное возмещение намеченного ущерба, или устранение причиненного вреда (п. 1 ст. 38 УК РСФСР); чистосердечному раскаянию или явке с повинной, а также активному способствованию раскрытия преступления (п. 9 ст. 38 УК РСФСР) Между тем перечисленное — это юридически значимые факты. Поэтому переговоры с преступниками обретают рамки правового действия, требующего правовой оценки. «Из жизни возникает право» — говорили еще в древности. Переговоры с преступниками это — реальность социальной и правовой действительности. Они существуют в жизни, но их не упоминает закон [5, с. 48, 157, 98].
Цель науки переговоров — обобщение опыта их ведения в различных сферах, наблюдение за логикой и мотивировкой действий сторон, анализа как положительных, так и отрицательных сторон процесса диалога, поиск возможностей улучшения технологии переговоров, упреждения ошибок и просчетов. В сущности, говоря, в этом проявляется не только теоретическое, но и прикладное значение науки переговоров [3, с. 223].
Минувший XX век дал много для познания фундаментальных основ человеческого поведения. Развитие психологии, в том числе экспериментальной, социологии, психиатрии углубило и расширило подходы к этой проблеме.
Шаги новой науки — первые, но обнадеживающие, тем более что в них сейчас так нуждается практика.
Переговоры — не только наука, но и искусство. Такое утверждение не случайно. Оно связано с наблюдением за тем, как ведутся переговоры. Переговоры искусство потому, что они сюжетны, конфликтны в своей основе, на них накладываются человеческие страсти, надежды на исполнение желаний, участникам свойственны эстетические удовольствия, связанные с их успешным исходом, то, что обычно связывается с проявлением творчества, главного начала любого искусства [1, с. 46].
В нашей стране и за рубежом, кроме захвата заложников, все более многочисленными становятся факты похищения людей, в том числе детей, произведений культуры и искусства для получения выкупа, угроз осуществить вооруженные нападения, убийства, взрывы, поджоги, массовые отравления, чтобы добиться выполнения выдвинутых условий. Практически во всех подобных случаях силы правопорядка и общественной безопасности вынуждены вести переговоры, чтобы спасти высшее, благо земного бытия — жизнь, среду обитания людей, достижения человеческой цивилизации.
За рубежом еще в начале 70-х годов осознали, что переговоры с преступниками относятся к «новым подходам, новым мерам», позволяющим во многих ситуациях обеспечить устранение опасности, предупредить совершение тяжких преступлений, избежать применения силы. Отсюда их социальная, правовая и моральная ценность, в этом их смысл и предназначение. Когда без них обойтись нельзя — их надо применять; смело идти на диалог с преступником [2, с. 168].
Закон дает перечни конкретных ситуаций криминального характера, в которых ведутся переговоры. Он определяет понятия «террористическая акция» и «преступления террористического характера» (ст. 3 Закона «О борьбе с терроризмом»), указывая, что к преступлениям террористического характера могут быть отнесены и другие преступления, предусмотренные УК РФ, если они совершены в террористических целях [6, с. 89].
На практике переговоры с преступниками нередко ведутся в ряде ситуаций, связанных с задержанием преступников, в том числе вооруженных, в случаях действий, дезорганизующих нормальную деятельность учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ), при массовых беспорядках и др. [5, с. 58].
Переговоры с преступниками это — реальность социальной и правовой действительности. Они существуют в жизни, но их не упоминает закон.
Наука о человеческом общении, целью которого является достижение соглашения — переговоры — также не преодолело грани «детского возраста». Выросшая из недр дипломатии, она ищет пути обобщения огромного эмпирического материала на трех уровнях (общем, особенном, единичном):
· установления закономерностей и создания общей теории переговоров, как особого человеческого феномена;
·разработки проблем отдельных видов переговоров с целью выявления специфики, необходимой для повышения их эффективности при решении межгосударственных, социально-политических, экономических, национальных и других проблем;
·изучения конкретных фактов для выяснения характера их индивидуальных особенностей для скорейшего достижения взаимоприемлемых результатов.
Несомненно, есть нечто общее, что объединяет все виды переговоров, «переговорный процесс». В основе его лежит фундаментальное свойство человеческой психики (сознания), выработанное в ходе эволюции, умение находить путем обмена информации с другими людьми, а, возможно, и с другими мыслящими существами, взаимоприемлемые решения [3, с. 54].
Переговоры — один из ненасильственных способов борьбы с преступностью, основанный на законе, нравственности, психологии и представляющий собой в ряде криминальных ситуаций диалог с преступниками (преступными организациями, обществами, группами) в целях склонения их к отказу от дальнейшей преступной деятельности, а также активного содействия раскрытию и расследованию преступлений, розыску и задержанию совершивших их лиц, устранению причиненного вреда, получения оперативной и криминалистически значимой информации.
Переговоры с преступниками считаются одним из наиболее ответственных этапов проведения операции по освобождению заложников. Они расширяют арсенал мер борьбы с указанной категорией преступлений, позволяют избежать человеческие жертвы и другие нежелательные последствия. Переговоры должны иметь приоритет перед применением силы до тех пор, пока для лиц, ответственных за принятие решения, не станет очевидной необходимость применения силы [4, с. 245].
В мировой практике, а в последние годы и в практике правоохранительных органов России, накоплен определенный опыт по ведению переговоров с преступниками, захватившими заложников.
В любых переговорах участниками являются люди. В этом субъектная сторона переговоров. В соответствии с этим переговоры могут быть межличностными, межорганизационными, межнациональными, индивидуальными с посредником (медиатором), коллективными, двухсторонними (в переговорах участвуют две стороны, представленные индивидуально или коллективно), трехсторонними, многосторонними.
Список литературы:
- Васильев В.Л. Юридическая психология. — М., «Юридическая литература», 1991, с. 438.
- Вахнина В.В. Особенности взаимодействия переговорщика с посредником в ситуации захвата заложников. // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 3.
- Илларионов В.П. Переговоры с преступниками (правовые, организационные, оперативно-тактические основы). — М., 1994.
- Исраэлян В.Л. Дипломаты лицом к лицу. — М., «Международные отношения», 1990. с. 295—296.
- Уголовный кодекс Российской Федерации (принят Госдумой 24 мая 1996 года, в редакции 16.10.2012 № 172-ФЗ)/ [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru/popular/ukrf/
- Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» (принят Госдумой 3 июля 1998 года) (в ред. Федеральных законов от 06.03.2006 № 35-ФЗ) / [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http: www.consultant.ru/popular
дипломов
Оставить комментарий