Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Юридическая психология

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Зыков М.Б., Сабанина Н.Р. ЭТАПЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СВЕТЕ ПЕНИЦИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ЮРИДИЧЕСОЙ ПСИХОЛОГИИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIX междунар. науч.-практ. конф. Часть II. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭТАПЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В СВЕТЕ ПЕНИЦИТАРНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ЮРИДИЧЕСОЙ ПСИХОЛОГИИ

Зыков Михаил Борисович

соискатель ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец

Сабанина Наталия Рафаэлевна

соискатель ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец

Выходные данные сборника:

 

Характерной особенностью человека как вида является то, что его биологическая эволюция когда-то остановилась, исчерпав свои возможности, и сменилась эволюцией социальной, а затем и духовной. Для понимания того, что происходит с Человеком и человечеством, необходимо и полезно выявить источники и закономерности всех трех этапов эволюционного развития.

1.Этап биологической эволюции. Можно предположить, что в момент расхождения с обезьянами — от нашего общего с ними предка — наши предки получили благодаря мутации новую, мощную систему мозга (по весу и объему), определившую — структурно — возможность осуществления нового для млекопитающих типа поведения, новых устремлений, таких, как Энергичность, Материальность, Информированность, Репродуктивность (поведенческий комплекс ЭМИР, — по первым буквам «устремлений»). Особи в пределах малой группы демонстрировали такие качества, как альтруизм, солидарность, любовь, основанные на общественном характере принадлежавшей им собственности. Одновременно с этим по отношению к членам других групп проявлялись противоположные качества ― неприятие, доходящее до жестокости, стремление к захвату имущества и т. д. Одними группами наших предков (далее ― просто «предков») этот «пакет» поведенческих программ активно использовался, другими ― нет, что определило возникновение внутривидовой борьбы за выживание и к естественному отбору, приведшему за многие миллионы лет эволюционного развития к превращению поведенческого «пакета» ЭМИР в генетически передаваемый по наследству набор инстинктов («комплекс» программ-инстинктов, также называемый ЭМИРом). Этим закончился биологический этап эволюции биологического вида. Таким образом, каждый рождающийся ныне человек обладает врожденным комплексом инстинктов (является «закомплексованным», демонстрирующим ксенофобию как основной тип своего поведения). Можно предположить, что на этой стадии эволюционного развития переход к следующей стадии становления человека в онтогенезе (как это случилось и в филогенезе), к ― «культурной социализации» ― связан не только с усвоением привычек «культурного поведения», но и с активным подавлением реакций врожденного, генетически передаваемого комплекса биологических инстинктов ксенофобии, то есть инстинкта неприятия всего «другого», «нового», «передового», обожания всего «нашего» вне зависимости от того, какое оно, это «наше».

2.Этап культурной эволюции человека начался несколько миллионов лет назад и продолжается ступенями цивилизационного развития. На первой, исходной ступени такого развития стоял наш первобытный предок, «вооруженный» всего одной формой «культуры» ― врожденным комплексом инстинктов ЭМИР (ксенофобия). Эта ступень цивилизации (С1 (1) была всем хороша, кроме того, что «локомотивом» её развития стала внутривидовая борьба малых групп людей, приводившая к элиминации многих малых групп.

Следующей ступенью (С2 (3)) стала цивилизация, возникшая после прибавления к форме культуры Пракультура (обозначение ― «форма культуры один», то есть ФК1) двух новых форм культуры ― Языка (ФК2) и Рынка (ФК3):

С2(3) = С1(1) + ФК2 + ФК3

Затем последовали другие цивилизационные ступени, состоящие из постоянно нарастающего числа форм культуры (а именно на одну при переходе с предыдущей ступени на следующую) с их центральными и псевдо-ценностями:

ЦИВИЛИЗАЦОННЫЕ СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ

ЧЕЛОВЕЧСКОГО КУЛЬТУРНОГО БОГАТСТВА

от С1(1) до С22(28)

Таблица 1.

№ Формы культуры, Цивилизация

Форма культуры

 

Ценность

 

Псевдо-Ценность

С1(1)

Пракультура

 

Жизнь

 

Польза себе

С2(3)

Язык

 

Совесть

 

Молчание

3

Рынок

 

Честность

 

Удача

С4(6)

Здоровье

 

Дееспособность

 

Мне хорошо

5

Образование

 

Челов. капитал

 

Аттестат

6

Мораль

 

Честь

 

Приличие

С7(10)

Техника

 

Надежность

 

Стандарт

8

Война

 

Гуманизм

 

Реванш

9

Религия

 

Вера

 

Кумир

10

Семья

 

Люблю тебя

 

Люби меня

С11(15)

Право

 

Справедливость

 

Доброта

12

Искусство

 

Гармония

 

Акцент

13

Политика

 

Надежда

 

Авторитет

14

Философия

 

Сущность

 

Разум

15

Наука

 

Истина

 

Согласие

С16(21)

СМИ

 

Правда

 

Рупор власти

17

Хозяйство

 

Достаток

 

Изобилие

18

Управление

 

Результат

 

Порядок

19

Экономика

 

Рост

 

Стабильность

20

Судьба человека

 

Гений

 

Как все

21

Быт

 

Комфорт

 

Роскошь

С22(28)

Игра

 

Свобода

 

Азарт

23

 

 

 

и т. д.

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.  К настоящему времени развитые государства «освоили» двадцать одну форму культуры и находятся на шестой стадии цивилизации.

2.  Началось «освоение» очередного пакета форм культуры (первая в нем форма культуры № 22 ― Игра).

3.  Объяснение обозначения цивилизационных ступеней: Например, С16(21) ― это цивилизационная ступень (кстати, современная), переход к которой начался с освоения формы культуры ФК16 (Средства массовой информации ― СМИ). Цивилизационное кольцо этой ступени включает двадцать одну форму культуры.

Этап биологической эволюции наших предков закончился, когда её основной механизм развития, двигатель «локомотив» ― единство и борьба противоположностей малых групп (на основе ксенофобии) ― себя исчерпал. В конце концов, группы, принявшие пакет поведенческих программ «Ксенофобия», выжили, а другие погибли. Нобелевский лауреат Ф.А. Хайек предположил, что за довольно длительный период времени, благодаря действию эволюционного процесса по Ламарку, этот комплекс поведенческих программ наших отдалённых предков превратился в генетически передаваемый (то есть с помощью генов) обычный биологический инстинкт [3].

После этого человечество вступило во вторую стадию своей эволюции ― культурную (С1(1)). В течение этого времени люди научились обмениваться теми «дарами природы», которые они находили в окружающей среде, что создало предпосылки к возникновению языка и рынка на второй стадии культурной эволюции (С2(3)). На этой стадии потребовался новый движитель развития, и он был найден: им оказалась рыночная экономика. Начиная с этого времени враждебные отношения между малыми группами наших предков, с неизбежностью, должны были быть заменены на отношения кооперации и сотрудничества. Для того, чтобы сформировать этот совершенно новый тип поведения необходимо стало ограничивать, сдерживать, вводить в «культурные рамки» инстинкты комплекса «Ксенофобии», то есть склонности обычных нормальных людей проявлять альтруизм и солидарность по отношению к «нашим» и противоположные чувства ― к «не-нашим». При этом пришлось решать сразу две задачи: с одной стороны, преодолевать инстинкты а, с другой стороны искать новые пути развития продуктивного потенциала человека и человечества. Кстати задача преодоления врождённых инстинктов могла бы стать одной из центральных проблем юридической психологии и пеницитарной педагогики. Решение этих задач в цивилизационном развитии пошло по пути формирования и развития сознания человека.

Сознание человека есть неразрывная единая система ценностей всех форм культуры, освоенных им. Оно тем более совершенно, чем большее число форм культуры включено в цивилизационное кольцо современного ему общества и чем прочнее освоены эти ценности человеком и обществом. Свойствами сознания являются такие качества человека как:

·умение критически оценивать ситуацию,

·с помощью творческой интуиции находить адекватные пути её улучшения,

·умение совершать нравственные поступки (совесть).

Эти качества тысячекратно увеличивают продуктивный потенциал человека и общества. Однако, необходимость одновременно большого числа освоенных форм культуры приводит к существенной дифференциации людей в любом обществе, к возникновению трудно поддающегося учёту разнообразия профессий. Отдельные люди, целые группы людей начинают стремительно удаляться друг от друга, переставать понимать друг друга, говорить на непонятных друг для друга языках. Было найдено средство от этого «недуга»: им оказался товарный обмен между производителями дифференцированных профессий. Например, так называемые земледельческие племена относительно быстро нашли формы рыночного обмена со скотоводческими. В те далёкие времена именно рынок стал основным двигателем цивилизационного развития. Центростремительные механизмы рыночного обмена полностью уравновешивали центробежные механизмы культурной, профессиональной дифференциации людей на всём протяжении человеческой истории, а конкуренция производителей и потребителей формировала и поддерживала новый расширенный порядок и мораль отношений между людьми. По мнению всех, практически, без исключения Нобелевских лауреатов в области экономики, именно этот новый тип отношений – новый расширенный порядок ― составляет основу современной цивилизации [3], поскольку… «невидимая рука спроса и предложения» (выражение Адама Смита) достаточно надёжно и эффективно регулирует все процессы современного общества [2].

Рынок моложе государства. Уже 30 тысяч лет тому назад (то есть 300 веков тому назад) всем известный из Библии город Иерихон превратился в стремительно развивающийся торговый центр на караванном пути от Красного моря к Чёрному. Исторически достоверно известно, что это повлекло за собой рост качества жизни и численности этого города. Затем процесс развития рынка, торговли шёл всё быстрее и быстрее и уже восемь тысяч лет назад (то есть 80 веков тому назад) на Среднем востоке в Средиземноморье начала интенсивно формироваться та называемая дальняя торговля между странами и народами, приведшая к чрезвычайному ускорению культурного развития человечества за счёт обмена знаниями и технологиями межу людьми.

Рыночный механизм цивилизационного развития культуры человечества непрерывно действовал с того времени до наших дней, когда его эффективность достигла очевидного апогея. В последнее время даже Россия, хотя и с вынужденной задержкой (на 74 года), вступила на путь использования этого механизма для социально-экономического развития страны. К этому времени человечество (по крайней мере, в развитых странах) успешно преодолело шесть ступеней и вступает на седьмую ступень своего цивилизационного развития.

Однако и у этой формы ― культурной ― эволюции человечества есть присущие ей недостатки, связанные с двумя основными негативными тенденциями в развитии общества. Первая тенденция состоит в том, что освоение всё большего и большего числа форм культуры обществом создаёт постоянную и реальную угрозу возникновения дисбаланса их развития. Например: наука и техника способны создавать такие новые виды оружия массового уничтожения людей, которые ускользают из-под практического контроля непропорционально и слабо развивающихся форм культуры, таких как политика и управление. Экономическое развитие оказывается связанным с настолько сильными изменениями окружающей среды, что само выживание человечества ставится под вопрос, причём, уже в ближайшие годы.

Другой негативной тенденцией культурной эволюции человечества является всё нарастающая «атомизация» человека. Для повышения своей эффективности рынок постоянно стремится довести до крайности имущественную дистанцию между субъектами рыночных отношений. С одной стороны появляются так называемые транснациональные корпорации (ТНК) с огромным имуществом, разбросанным по всему миру, и с бюджетом, превышающим суммарные финансовые возможности десятков государств. С другой стороны, рынок старается вовлечь в свои «операции» уже не целые государства или сообщества людей, но и каждого отдельно взятого человека. Обособление имущества, доведение его до индивидуальной, личной собственности каждого приводит к формированию нового типа человека ― эгоиста, которого в этом мире интересует только собственное благополучие.

В таком состоянии человек не в состоянии противостоять соблазнам алкоголизации, наркотизации, суицидам, когда он теряет единственный смысл своей жизни ― накопление денег, увеличение богатства, и к проявлениям чрезвычайной, «технологичной» жестокости. Эти две тенденции выносят смертный приговор ныне ещё действующему, но уже изживающему себя прежнему рыночному стихийному механизму культурной эволюции человечества. Этап, грандиозная эпоха стихийного рыночного развития культуры завершается: человечество вступает в третий этап своей эволюции ― духовный.

3.Этап духовной эволюции человека и человечества.

Развитие рыночной экономики с неизбежностью приводит к приданию рыночной экономике характера техногенной цивилизации. Возникает так называемая техническая безработица. Машины, автоматы, компьютеры стремительно «отнимают» у человека одну профессию за другой. Рыночный механизм экономики приводит к тому, что возможность получить работу на рынке труда получают только творческие люди, то есть люди с чрезвычайно развитым человеческим капиталом.

Вместе и параллельно с социально-экономическим развитием человека и человечества цивилизационными ступенями шло развитие систем ценностей, которыми живы человек и общество. Сначала это была система ценностей ЭМИР (Энергия, Материя, Инстинкт, Размножение), характерные для Биологического этапа развития эволюции и начала Культурного. На смену системе кардинальных ценностей ЭМИР, пришла система ценностей СИЛАч (Справедливость, Информация, Любовь, Активность (социально приемлемая)). Теперь на смену системе ценностей СИЛАч, приходит система ценностей АВАТар (Альтруизм, Всеединство, Агапе, Творчество). Люди ― носители этого кардинального комплекса духовных ценностей ― АВАТАРЫ ― уже не будут стремиться к материальному обогащению так, как это делают современные нам люди. На смену стихийному рыночному культурному развитию человека и человечества придёт новый двигатель цивилизационной эволюции человечества ― Соборность людей, живущих кардинальной системой ценностей ― Альтруизм, Всеединство, Агапе, Творчество.

Совершенно очевидно, что основным, ведущим и, возможно, единственным двигателем Духовного этапа развития эволюции станет открытый французским академиком Гастоном Башляром закон единства и борьбы противоположностей ― не двух, как у Гегеля и Маркса, а всей группы ценностей всех форм культуры устремляющегося в бесконечность цивилизационного развития человечества. [4].

На границе между Биологическим и Культурным этапами эволюции возникла цивилизационная ступень С1(1), позволившая, подобно «Ноеву ковчегу», перенести достижения биологической эволюции от одного этапа к другому. Вполне предсказуемо, что на эволюционной ступени С22(28) вправе ожидать появления нового, очередного «Ноева ковчега», который позволит перенести основные ценности культуры предыдущего этапа развития (в том числе и форм культуры «Наука» и «Техника») Человека и человечества на новый этап ― Духовный, когда, наконец-то, будет исполнен Главный Закон ― Закон всестороннего и гармоничного развития Человека и человечества.

ПРИМЕЧАНИЕ:К написанию статьи подтолкнуло одно наблюдение, сделанное за многие годы педагогической практики как в СССР, так и в России и за рубежом. Дело в том, что воспитание молодого человека есть весьма сложный процесс, предполагающий, кроме передачи ему системы новых знаний, необходимость стимулирования в нем одних инстинктов (например, альтруизма, солидарности и др.) и подавления других (например, столь часто теперь встречаемого в России ― ксенофобии). Кроме того, в настоящее время уже необходимо вплотную заняться подготовкой молодого поколения к переходу человечества в третий, ― духовный ― этап цивилизационной эволюции, поскольку некоторые молодые люди проявляют ― как это ни странно ― основной интерес не к следующему, а к предыдущему этапу культурной эволюции Человека. Представляется, что проведение наблюдений и исследований в означенном направлении позволит заложить основы современной науки о воспитании, пеницитарной педагогики и юридической психологии [1].

 

Список литературы:

  1. Зыков М.Б. Социальная философия образования. ― М.: «Граница», 2008.
  2. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. ― М.: Соцэкгиз, 1962.
  3. Фридрих Август фон Хайек. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. ― Перевод с английского. ― Москва: Изд-во «Новости» при участии изд-ва “Catallaxy”, 1992.
  4. Bacelard G. La Philosophie du non, 1962; Le materialism rationnel, 1963.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.