Статья опубликована в рамках: XIX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 декабря 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: История государства и права России и зарубежных стран
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
РОЛЬ И МЕСТО КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
Эккельман Наталья Александровна
адъюнкт ФПНПК, ВЮИ ФСИН России, г. Владимир
E-mail: naty86@list.ru
Преступность несовершеннолетних является одной из ключевых и наиболее острых проблем общества на всех исторических этапах его развития. Данное явление отражает набольшие противоречия, которые существуют в обществе и его социальную неустойчивость и незащищенность. В связи с этим возникает острая необходимость в выработке мер, помогающих бороться, предотвращать и искоренять ее. Однако прежде чем определять основные направления борьбы с преступностью несовершеннолетних в современном российском обществе, следует изучить исторический опыт нашей страны в переломные ее моменты, а тем более нельзя отрицать накопленной практики борьбы с детской преступностью, которая сложилась в первые годы установления советской власти.
После революции 1917 года наблюдается резкое увеличение детской преступности в городах. Преступность возникает как вследствие определенных социальных катаклизмов, так и других факторов социального «беспорядка» влияющих на ее распространение среди несовершеннолетних. Основная масса преступников выходила из среды беспризорных и безнадзорных детей. Именно в тот период, когда в России начали строить социалистическое общество,беспризорность достигла таких масштабов, каких страна еще не знала. Точной статистики начиная с 1917 года не велось, однако по расчетам профессора Петроградского государственного университета Павла Исаевича Люблинского, к 1921 году по сравнению с последним предвоенным 1913 годом детская преступность выросла в шесть―семь раз, а к 1922 году в России, по некоторым оценкам, было до семи миллионов беспризорных детей [3, с. 27].
Помимо основных причин беспризорности (война, голод, эпидемии и т. д.), в первые годы советской власти появились новые. В годы «военного коммунизма» большое количество женщин, имеющих несовершеннолетних детей, привлекались на принудительные работы. Сыновья и дочери их были предоставлены улице, пополняя армию беспризорников. Ещё одной из «новых» причин этого массового явления были так называемые «чистки», проводившиеся в городских и сельских школах, когда детей лиц, лишенных избирательных прав, кулаков, священнослужителей и т. д. исключали из школ и ставили их в положение беспризорников. Этим достигалось увеличение удельного веса рабоче-крестьянской массы учащихся [1, с. 96].
Зачастую преступления совершались ими не из хулиганских побуждений или дурных наклонностей. Голод толкал подростков на воровство. Неполные семьи или отсутствие родителей вообще, т. е. полная безнадзорность, толкали их к бродяжничеству и совершению иных правонарушений.
Следует обратить внимание на отрывок из книги профессора М.Н. Гернета «Революция преступность и смертная казнь», в котором современник указанных событий описывает весь тот ужас, который творился в стране. «При уменьшении в России в эту войну мужской преступности сильно увеличились преступления малолетних. Это было доказано цифрами в Петрограде, Москве, Киеве. И не удивительно. Малолетние, оставленные без призора, после ухода отца в войска, а матери на работу, подпадали под дурные влияния улицы… Что касается преступлений последних месяцев, то в некоторых местах их увеличение доказывается цифрами. Так, по собранным нами из комиссариатов г. Москвы сведениям, число краж в марте и апреле текущего 1917 года было значительно более, нежели в марте и апреле 1916 года. Что же удивительного, что то с голода, то по беспризорности, то под влиянием дурных товарищей они совершали мелкие преступления, карманные кражи [2, с. 6].
Ситуация, котораяобразовалась в России в первые годы установления советской власти, требовала немедленных государственных мер по ее преодолению и по устранению самых страшных социальных последствий революции. В этих условиях постепенно складывалась государственная система органов социальной защиты и борьбы с преступностью несовершеннолетних, наибольшую роль в которых сыграли комиссии по делам несовершеннолетних.
Вступление в юридическую силу Декрета Совета Народных Комиссаров «О комиссиях для несовершеннолетних» от 14 января 1918 года [4, с. 5] заложило основу правовой регламентации советского социалистического строя по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних и применения к не достигшим совершеннолетия правонарушителям принудительных мер воспитательного воздействия. Основными направлениями деятельности комиссий являлись разбор проступков несовершеннолетних и принятие необходимых по отношению к ним мер надзора, воспитания и призрения.
Данный декрет упразднял суды и тюремное заключение для малолетних, и устанавливал, что все дела о несовершеннолетних обоего пола до 17 лет, замеченных в общественно опасных деяниях, подлежат ведению Комиссий.
Комиссии находились в исключительном ведении Народного комиссариата общественного призрения, свою деятельность осуществляли при уездных отделах социального обеспечения, деятельность которых в свою очередь регламентировалась руководящими указаниями Губернского отдела социального обеспечения.
Постепенно в большинстве уездов и губерний начали функционировать комиссии по делам несовершеннолетних
К обязанностям уездных комиссий относилось рассмотрение проступков несовершеннолетних обвиняемых в общественно опасных деяниях и принятии необходимых мер воспитательного воздействия против укоренения моральной заразы и для оздоровления нравственной личности будущих граждан.
В состав Комиссии в обязательном порядке входили представители ведомств социального обеспечения, народного просвещения и юстиции, в количестве не менее трех человек, причем один из них должен был быть врачом [4, с. 5].
Дела в Комиссию поступали по сообщениям милиции и суда о противоправных деяниях, совершенных несовершеннолетними и жалобам граждан.
Первые меры дознания и следствия по серьезным проступкам несовершеннолетних принимались в кратчайшие сроки в общем порядке общей и уголовной милицией, и о принятых мерах немедленно сообщалось соответствующим комиссиям, а несовершеннолетние отдавались под ответственный надзор и поручительство.
Только в исключительных случаях совершения тяжких и общественно опасных преступлений, таких как грабеж, поджог, убийство, изнасилование и прочие, несовершеннолетние обвиняемые могли быть заключены под стражу для пресечения способов сокрытия преступления и уклонения от рассмотрения дела.
Основную роль в деятельности комиссий играл попечитель, который в основном выполнял воспитательные и надзорные функции. К его ведению относились такие вопросы предварительного обследовании подлежащих рассмотрению комиссии проступков несовершеннолетних, как допрос участников и окружающих лиц, осмотр мест происшествия, руководство деятельностью милиции по расследованию дела, выяснению причин и характера проступка и личности обвиняемого, окружающей его материальной и моральной обстановки и условий его существования. После сбора первичной информации попечитель готовил доклад комиссии по результатам собранного им материала. Кроме того он должен был организовывать надзор за подростками при содержании их в приютах и других учреждениях, а также характере проведенной с ними воспитательной работы.
При получении сведений о проступках, состоящий при комиссии попечитель принимал меры предварительного обследования проступка, он лично обследовал проступки в пределах города, а в случаях совершения серьезного проступка вместе с органами милиции и в пределах уезда, кроме того участвовал в допросах, осмотрах, дознаниях и других мерах предварительного обследования проступка и наблюдал за положением обвиняемого в этот период до передачи материалов дела комиссии.
В необходимых случаях, например раскрытии соучастия, подстрекательства, попустительства взрослых, комиссия поручала следственные действия милиции и следственным комиссиям, для наиболее полного и всестороннего их рассмотрения и расследования.
Процесс рассмотрения дела по существу комиссиями производился в общем судебном порядке, в части вызова обвиняемых и свидетелей, их допроса, подписки о даче правдивых показаний и т. д.
Обвиняемые, находящиеся на свободе, представлялись по вызову комиссией их родителями или иными лицами, под надзором которых они находились. При неявке обвиняемого без уважительной причины, комиссия поручала привод его милиции, в случаях уклонения от привода, он мог быть заключен под стражу для доставления его на ближайшее заседание комиссии.
Потерпевшие, присутствующие при разборе дела, могли оставаться на продолжении всего времени заседания и допрашиваться первыми из свидетелей, они имели право заявлять ходатайства и через представителей задавать вопросы свидетелям.
По выяснению всех обстоятельств дела, личности обвиняемого, отношения виновного к совершенному деянию, поведению его в прошлом, возможности рецидива, комиссия выносила соответствующее решение. Согласно Инструкции Комиссия после надлежащего внушения и убеждения, может оставить несовершеннолетнего в прежней обстановке или передать его в одно из учреждений отдела социального обеспечения на определенный срок или без его назначения, сообразно с индивидуальными условиями, возрастом, образованием, воспитанием и семейной обстановкой подростка.
Это подчеркивало педагогические, воспитательные, а не судебные и тем более карательные функции комиссии.
Однако, в последствии назрела необходимость в применении более серьезных мер, в силу неэффективности воспитательного подхода к некоторой категории несовершеннолетних правонарушителей, и в 1920 году было принято новое постановление совместных ведомств Наркомпроса РСФСР, Наркомздрава РСФСР, Наркомюста РСФСР от 30.07.1920 года «Инструкция Комиссиям по делам о несовершеннолетних», в соответствии с которой к несовершеннолетним могли применяться следующие меры медико-педагогического характера:
a.беседа, разъяснение, замечание воспитателя;
b.внушение и оставление на свободе под присмотром родителей, родственников и обследователей;
c.определение на ту или иную работу;
d.помещение в школу;
e.отправку на родину;
f.помещение в детский дом или в одну из лечебно-воспитательных колоний и учреждений;
g.помещение в специальные изоляционные отделения психиатрических лечебниц;
h.передачу несовершеннолетних вместе с делом в народный суд, в случае признания недостаточными вышеуказанных мер: при упорных рецидивах систематических побегах из детских домов, при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе [5, с. 21].
Исполнение своего постановления о передаче подростка в приют или в иное учреждение комиссия поручала его родителям поручителям или при их отсутствии или отказе органам милиции. В течение содержания несовершеннолетнего в приюте или ином попечительном учреждении, комиссия поддерживала непрерывную связь с администрацией данного учреждения, получала периодические сведения о поведении и успехах несовершеннолетнего и своевременно заключение о возможности отпустить его в домашнюю обстановку или на свободу.
Проанализировав отчеты о работе уездных комиссий по делам несовершеннолетних за 1920, 1921, 1922 годы можно сделать вывод, что в основном числе постановлений об окончании дел в отношении детей применялись меры медико-педагогического характера. Наибольшее распространение получили беседа, разъяснение, замечания, установление опеки, отдача под присмотр обследователей-воспитателей, отдача под присмотр родителей, родственников и посторонних лиц.
При рассмотрении дел о несовершеннолетних в возрасте от 14―18 лет, если комиссией было установлен, что применение мер медико-педагогического характера невозможно, дело передавалось комиссией в народный суд. В случаях «упорных рецидивов, систематических побегов из детских домов, при явной опасности для окружающих оставления несовершеннолетнего на свободе» [5, с. 22].
Таким образом, суд продолжал числиться для подростков крайней мерой, а самых трудных из них то же постановление обязывало воспитывать и лечить. Большинство детей и подростков с отклоняющимся от установленных норм поведением признавались морально дефективными и направлялись в соответствующие учреждения.
Проанализировав деятельность комиссии по делам несовершеннолетних, а также других органов, способствующих реализации уголовно-исправительной политики в первые годы советской власти, нельзя не отметить, положительных моментов в деятельности таковых. Основной задачей, которую государство ставило перед ними являлось предохранения детей от развращающего влияния тюрем, понимание опасности криминальной зараженности детей, которая происходила в местах заключения, где дети содержались вместе со взрослыми, и устранением тлетворного влияния улиц на молодых граждан советского государства. Однако в дальнейшее данные позитивные идеи не нашли своего отражения в политике государства.
Постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах по борьбе с преступностью среди несовершеннолетних» от 7 апреля 1935 года не только понижало возрастную планку уголовной ответственности до 12 лет, но и отменяло меры медико-педагогического характера, которые применялись к несовершеннолетним с 1918 года [6, с. 12]. В течение первой половины 30-х годов были ликвидированы комиссии по делам несовершеннолетних всех уровней и вместе с ними и вся система предупреждения беспризорности и ликвидации правонарушений несовершеннолетних, а основные положения революционных идей были надолго забыты.
Список литературы:
- Бажин В.В. К вопросу о беспризорности и детской преступности в Марийской автономной области в 20-е годы XXвека по документам Государственного архива Республики Марий Эл // Вестник Марий Эл. ―2006. № 2. с. 109.
- Гернет М.Н. Революция, рост преступности и смертная казнь. ― Москва: Издательство «НАЧАЛО», 1917. с. 30.
- Люблинский П.И. Охрана детства и борьба с беспризорностью за 10 лет // Право и жизнь. 1927. № 8. ― с. 35.
- СУ РСФСР. 1918. № 16. Ст. 227. [Электронный ресурс]. ―Режим доступа: URL: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=3803 (дата обращения: 26.11.2012)
- СУ РСФСР. 1920. ―№ 68― Ст. 308. [Электронный ресурс] ―Режим доступа: URL: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=18125 (дата обращения: 27.11.2012)
- СЗ СССР, 1935, № 19, ст. 155. [Электронный ресурс] ―Режим доступа: URL:http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=19034;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.8281958412844688 (дата обращения: 27.11.2012)
дипломов
Оставить комментарий