Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 11 июня 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Теория государства и права

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РОССИИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА ПРАВОСОЗНАНИЕ ГРАЖДАН В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ РОССИИ

Чебанова Наталья Сергеевна

аспирант, ассистент каф. «ТИГП», ГМУ имени адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

E-mail: 

 

В настоящее время такая проблема как развитие правосознания гражданского общества в России является важной и актуальной. Вследствие чего главной задачей государства является развитие политики, направленной на повышение уровня правосознания граждан, а также нахождения правильных ориентиров для становления правосознания не только граждан государства, а также должностных лиц. Медведев Д.А. уделял внимание программам воспитания правосознания молодежи, что отражено в ежегодных посланиях Президента РФ. Основной акцент был направлен на развитие правового сознания и духовности молодежи, а также вносились изменения в нормативно-правовые акты, затрагивающие правосознание граждан и молодежи. Одним из основных является проект, подготовленный Государственным Советом РФ «Стратегия и основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2012 года» [5]. Проблемы правосознания граждан признаны приоритетными, необходимо установить верные ориентиры и ценности, к которым бы стремились граждане, т. к. без должного воспитания и повышения уровня правосознания граждан не будет создано упорядоченное и надежное правовое государство, не будет создана та политическая система, которая бы удовлетворяла требованиям граждан современного Российского государства.

В первую очередь необходимо определить, что представляет правосознание и определить его структуру. Общепринятым определением правосознания следует считать, что правосознание — это одна из форм сознания, которая представляет собой систему взглядов, оценок, учений, убеждений, выражающаяся в отношении индивидов и групп к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям и поведению групп между собой [1, с. 161]. Правосознание играет важную роль в формировании и развитии государства, его политики. Правосознание зависит от воли людей, от их убеждений, от ихвзглядов на правовые и политические явления, которые окружают граждан изо дня в день.

Правосознание имеет свою структуру:

  • правовая идеология,
  • правовая психология,
  • индивидуальные знания о праве,
  • личностные ценности индивида,
  • субъективная воля индивида.

Таким образом, правосознание отражает взгляды, убеждения и отношения граждан к праву. Правосознание граждан строится прежде всего на правосознании каждого индивида, а его правосознание в свою очередь формируется на базе образования, которые тот получил, на профессиональной принадлежности, на том в какой среде он живет, будь то сельская местность или город, и, конечно, на его отношении к религии. Последний аспект и был рассмотрен в данной статье.

В настоящее время усиливается влияние религиозного сознания. Это имеет свои положительные и отрицательные черты. Религия всегда на протяжении веков оказывала огромное влияние на правосознание, духовную культуру и общественное сознание индивидов. Исламские, христианские и иудейские духовно-нравственные системы активно влияют на становление и развитие правосознания граждан. Наиболее острой проблемой такого влияния является, прежде всего, националистическое правосознание, потому что Россия всегда была многоконфессиональным государством, сочетающим в себе множество религий и людей проповедующих эти религии. В России множество людей, которые являются ярыми приверженцами своих идей, не желающие мириться с наличием в огромной стране других религий, а также взглядов и идей. Несомненно, у религиозного влияния огромное количество плюсов. Их намного больше, чем минусов. Религиозные ценности во многих случаях совпадают с правовыми, т. е. имеют один и тот же ориентир для граждан. Тем самым верный ориентир для развития правильного правосознания человека и развития правового государства, формируя устойчивую политическую систему современного государства.

В конце XIX— начале XX веков многие ученые занимались изучением влияния церковных ценностей на правосознание граждан. Наиболее значимый вклад в изучение данного вопроса внесен русским философом и публицистом конца XIX— начале XXвеков Ильиным И.А., который раскрывал сущность правосознания с религиозных позиций, рассматривая правовое сознание как неразрывное единство правового, государственного, нравственного и религиозного сознания, воздействующего на всю деятельность человека. Автор отмечал, что «в душе религиозного человека пробуждаются именно те самые благородные силы, которые необходимы для процветания благородной государственности. Идея религиозного гражданина не только не таит в себе внутреннего противоречия, но есть одна из величайших идей, с которыми человечество имеет дело. Религиозный гражданин соединяет в душе своей силу подлинной религиозности с силою здорового и верного правосознания, и притом так, что правосознание его является зрелым проявлением его религиозности. Соединяясь с правосознанием, религия находит новый могучий путь для преобразования жизни; соединяясь с религиозностью, правосознание придает себе безусловную основу, утверждая «волю к духу» как волю к Богу. Из этой атмосферы восстают религиозные вожди народов, и безвестные герои-патриоты, безмолвно отдающие свою жизнь за родину. С углублением и упрочением этой атмосферы связано будущее всех государств и всего человечества» [2, с. 220].

2011 год ознаменовался периодом более тесного сотрудничества церкви с государственными структурами и институтами. В результате чего, во-первых, состоялось введение в течение последних 2-х лет с согласия родителей в российских школах нового предмета (основы православной культуры), а, во-вторых, учреждение в Вооруженных Силах России института воинских и флотских священослужителей. Возникновение данных институтов и нововведений порождает множество споров и дискуссий. Медведев Д.А. на встрече с православной общественностью в ноябре 2011 года отметил, что возникновение таких институтов «приносит пользу» [4]. Несомненно, такая деятельность будет приносить пользу, потому что цели, ценности и приоритеты религии, права и государства совпадают, следовательно, формирование и повышение уровня правосознания у молодежи будет иметь место. Индивиды знали бы к чему следует стремиться, отграничивать моральное от аморального, формируя при этом свои ценности, идеалы. Результатом такой деятельности будет упорядоченная политическая система современного государства. Активная пропаганда такой политики государства ведется и через средства массовой информации. В качестве примера следует привести встречи Кирилла с Медведевым Д.А. и Путиным В.В. На одной из встреч Путина Владимира Владимировича с Кириллом в Свято-Даниловом монастыре в феврале 2012 года, обсуждалась необходимость участия религиозных организаций, в частности РПЦ, в жизни государства и общества. В.В. Путин отметил, что опорой населения во всех кризисах страны были, несомненно, церковные ценности. Владимир Владимирович Путин выдвинул предложение о введении нового режима отношений церкви и государства, а именно за режим партнерств [3]. Такие встречи могут служить примером внедрения церкви в политику государства, следовательно, о влиянии церковных и религиозных ценностей на правосознание граждан.

Автор статьи отмечает, что Медведев Д.А. подчеркнул, что данные нововведения требуют активного развития, а также понимания граждан, потому что каждый гражданин Российской Федерации сам вправе выбирать самостоятельно религию, выражать свои идеи и мысли, тем не менее данные институты приносят свою пользу [4].

Ценности в обществе как религиозные, так и правовые чаще всего совпадают и тесно переплетаются друг с другом, поэтому граждане, которые исповедуют религию не могут быть вне общечеловеческих ценностей и идеалов, а к общечеловеческим ценностям, безусловно, относится и право. В настоящее время в развитии общества необходимо отметить как положительные стороны влияния религии и церковных ценностей на правосознание граждан и развивать их, так и отрицательные стороны данной деятельности, а их, в свою очередь, необходимо корректировать.

 

Список литературы:

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Финансовый контроль, 2004. — 410 с.
  2. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собрание сочинений в 10 томах. М.: Русская книга, 1993. Т. 1. — С. 217—234.
  3. Латухина Кира. Услышать голос. Владимир Путин призвал религиозные организации к тесному сотрудничеству. //"Российская газета". — 2012. — Федеральный выпуск. № 5700 (27) — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.rg.ru/2012/02/08/putin-site.html
  4. Петров Виталий. Работа на душу. Президент и патриарх убеждены в общих целях государства и Церкви // "Российская газета".—2011. — Федеральный выпуск. № 5625 (249) - [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://rg.ru/2011/11/07/pravoslavie.html
  5. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 N 1760-р (ред. от 16.07.2009) «О Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. — 25.12.2006, N 52 (ч. III), ст. 5622.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.