Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 11 июня 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (IX— НАЧАЛА ХХ ВЕКА): ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ (IX— НАЧАЛА ХХ ВЕКА): ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Шереметьев Андрей Викторович

аспирант кафедры теории и истории права и государства, конституционного и административного права,

канд. техн. наук, доцент кафедры машиноведения, Московский государственный областной социально-гуманитарный институт

E-mail: 

 

Образовательная деятельность на Руси, как самостоятельный вид деятельности, появляется практически сразу с момента объединения племен восточных славян в централизованное государство. Уже в летописях IX века описывается появление «государственного» вида образования — «школ учения книжного». Не смотря на то, что в литературе по отечественной истории и истории права нет однозначной позиции о принадлежности данного образования к государственному (некоторые авторы утверждают, что данные школы были частными княжескими школами), анализ различных источников (княжеских указов, летописей, монографий по истории и истории развития права данного периода) позволяет утверждать, что это были именно «государственные» школы. Их создание, объем преподаваемых в них дисциплин, выбор учителей регулировались княжескими указами, а хозяйственные и некоторые другие вопросы — находились в сфере регулирования княжеских указов, внутреннего нормотворчества (традиционно для данного периода производимого в устной форме) и обычного права. Помимо указанных школ «для детей нарочитой чади» существовали «элементарные школы», в которых обучали грамоте «всех желающих». Управление указанными школами и их содержание власть возложила на «церковь» в лице митрополита, признав ее частью миссионерской деятельности. В целом правовое регулирование образовательной деятельности в данных школах осуществлялось аналогично «школам учения книжного».

Частным (не государственным) видом образования на Руси до конца XI— начала XII века было «домашнее обучение». Оно могло проводиться более грамотными старшими родственниками, либо для этих целей нанимался специальный «учитель». Чешский ученый Л. Ниленде, так описывал данный вид обучения: «Отец учил сына своему опыту, едва сын подрастал настолько, что мог воспринимать его, колдун учил своего ученика, священник — молодого адепта богослужению [3]. Государство такое обучение нормативно не регулирует, а лишь «гарантирует» право юных граждан на его получение. Так, обязанность обучения детей элементарным жизненно необходимым навыкам была нормативно закреплена еще в «Уставе Ярослава», в котором предусматривалась ответственность родителей за «не подготовку детей к будущей жизни» [2].

Обучение «наемным учителем» производилось по устному договору с учетом норм обычного права. Таким договором, как правило, устанавливалась сумма вознаграждения «учителя», объем его работы (количество проводимых занятий), необходимый для обучения инвентарь, который обычно покупали родители ученика. Не смотря на общедоступность такого вида образования, оно обычно использовалось в среде «торгового люда» города: купцов, ремесленников и т. п.

Постепенно, по ряду причин, оно перестало отвечать потребностям данной категории населения. В результате, ему на смену [5], на западе Руси приходят братские школы, которые создаются религиозно-национальными организациями — братствами, а существуют на средства либо тех же братств, либо поддерживаются купечеством и ремесленниками городов, которые нуждаются в повышении собственной грамотности.

В регулирование образовательной деятельности данных школ государство участия уже традиционно практически не принимало, т. к. их выпускники оставались в ремесленно-купеческой среде и не затрагивали сферы государственных интересов. Регулирование отношений между учебным заведением и родителями учеников осуществлялось посредством письменных договоров, которые стали результатом развития устных договорных отношений, имевших место в более раннем периоде при «домашнем обучении».

В «Петровский» период происходят значительные изменения в правовом регулировании образования. Молодой Русский царь (а потом и император России) Петр вначале самолично издавал указы о создании новой образовательной системы. Затем, в 1711 году право на издание указов, касающихся реформы образования в стране, получил Сенат. При этом после реформирования приказной системы управления экономикой в государстве, в результате которой вместо устаревших государственных органов — приказов были созданы коллегии, на них была возложена обязанность готовить специалистов. В результате объем, содержание и контроль качества государственного «казенного» образования был возложен на коллегии.

Частное (негосударственное) образование властью по-прежнему напрямую нормативно не регулировалось. При этом выделяются два вида частых заведений: общеобразовательные, создаваемые в основном иностранцами для представления детям «Российской» элиты качественного образования, и специальные — коммерческие училища, открываемые промышленниками на свои деньги для повышения мастерства работников. Учреждения последнего типа подпадали под контроль соответствующих коллегий. Однако из-за того, что они содержались не за государственный счет, коллегии не могли контролировать в них качество подготовки специалистов. Отсутствие четкой регламентации в рассматриваемой сфере привело к появлению большого количества учебных учреждений различного типа, дающих образование «непонятного» качества. Такая ситуация в образовании не могла удовлетворить власть.

В результате, начиная с 50-х годов XVIIIвека, государство начинает брать под свой контроль частное образование, которое, как отмечалось выше, регулировалось ранее нормами вначале обычного, а затем договорного права. Так, 29 апреля 1757 года был издан указ, в соответствии с которым иностранцы, желавшие заниматься преподавательской деятельностью на территории страны, должны были сдать экзамен в Санкт-Петербургской Академии Наук или в Московском университете на профессиональную пригодность [1].

Продолжением мер по ужесточению контроля над частными заведениями стало принятие в 1784 году Наказа о частных пансионах и школах, которым нормативно были установлены ограничения их самостоятельности и свободы в формах и методах преподавания и воспитания. Контроль над деятельностью частных учебных заведений был возложен на Приказ общественного призрения. Фактически этим законом государство расширило сферу административного контроля над образованием, охватив практически все его направления [4].

Далее, постановлением от 4 ноября 1833 года частные учебные заведения в Российской империи было дозволено открывать только подданным [4].

Следует заметить, что принятием в 1804 году первого «общеуниверситетского» Устава государство взяло под полный контроль «казенное» высшее образование. Принятие следующих уставов (1835,1863, 1884 гг.) изменяло лишь формы государственного контроля высшего образования, увеличивая или уменьшая объемы внутреннего самоуправления вузов. Следует заметить, что даже в самых демократичных уставах 1804 и 1863 гг. традиционной для системы европейского высшего образования университетской свободы не было. При этом в частных высших школах государственный контроль распространялся лишь на преподавание богословия и русского языка.

Однако, стремясь привести образовательную деятельность к единому стандарту и систематизировать правовое положение его участников (в первую очередь обучаемых) в1883 и 1884 годах были изданы законы о даровании прав по отбыванию воинской повинности. «Эти права, принадлежавшие ранее только учащимся правительственных учебных заведений, были даны теперь и учащимся частных училищ. Однако, для того, чтобы получить эти права, частные гимназии должны были соблюсти ряд условий. Так курс первых шести классов должен был полностью совпадать с программой правительственных учебных заведений. Учителями должны были работать только лица, имеющие право преподавать в казенных школах. Кроме того, частная гимназия должна была предварительно сделать четыре выпуска. И, наконец, испытания по окончании четырех и шести классов должны были проводиться в присутствии депутатов от учебного ведомства и на основаниях, установленных для правительственных учебных заведений. Таким образом, льготы по воинской повинности распространялись лишь на учащихся частных гимназий, приравненных в своих правах к казенным учебным заведениям. Потеряв свою свободу в организации воспитания и обучения учащихся, эти гимназииприобретали определенные права для своих выпускников» [1].

В дальнейшем (после начала первой мировой войны 1914 года) го­сударство в рамках систематизации образовательного законодательства приравняет в правах и учителей государственных и частных заведений.

 

Список литературы:

  1. Егорова М.В. Развитие системы частного образования на Урале (1861 — февраль 1917 гг.): Дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2003.
  2. История педагогики. Часть 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до XVII в. / под ред. А.И. Пискунова. М., 1997. С. 192.
  3. Ниленде Л. Славянские древности. М., 2000. С. 456.
  4. О положении наших частных учебных заведений. Извлечено из журнала Министерства Народного Просвещения. - СПб, 1867.
  5. Онищенко Е.В. Образование в Древней Руси IX — начала XIII вв. Историко-социальный аспект: Дис. … канд. ист. наук. М., 2005.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.