Статья опубликована в рамках: XIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 11 июня 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Гражданское, жилищное и семейное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ
Маркман Ева Иосифовна
аспирант Саратовской государственной юридической академии, г. Саратов
E-mail:
Современное информационное общество активно использует научно-технические достижения последних десятилетий
В стратегии национальной безопасности «доступность информационных технологий, а также информации по различным вопросам социально-политической, экономической и духовной жизни общества» названы в качестве одной из приоритетных задач для противодействия угрозам национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан [11]. «Состояние экономики имеет первостепенное значение для национальной безопасности страны, а экономическая безопасность выступает ее материальной основой [1]».
На этом фоне происходит трансформация даже таких традиционно рыночных институтов экономики, регламентируемых гражданским правом, как государственные торги.
Федеральная целевая программа «Электронная Россия» [13], закончившая свое действие в 2010 году предполагала создание «электронного государства». Данный термин обозначает «способ организации государственной власти, основанной на использовании информационно-коммуникационных систем» [15].
Ожидалось, что исполнение программы должно было обеспечить «кардинальное ускорение процессов информационного обмена в экономике и обществе в целом, в том числе между гражданами и органами государственной власти, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления» [13]. Вместе с тем, по состоянию на 2010 год эффективность исполнения программы оценивалась как низкая: в полной мере электронный документооборот между государственными органами, а также электронные коммуникации между государственными органами и гражданами так и не функционировали. Эффективность государственного управления в России, по оценке Всемирного банка, за эти годы практически не изменилась [8].
Электронный документооборот в настоящее время получает все большее распространение во многих сферах: торговых организациях, налоговых органах, банковской системе, здравоохранение, однако, следует отметить, что возможности его применения ограничены отсутствием четкого законодательного регулирования. Нормы права и требования, регулирующие электронный документооборот, содержатсяв следующих законодательных актах Российской Федерации:
- Конституция РФ [4]
- Гражданский кодекс Российской Федерации [3];
- Федеральный закон от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [5] ;
- Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» [7].
По мнению автора, с развитием информационных технологий стал широко применяться электронный документооборот, использование которого даёт массу преимуществ для пользователей:
- ускорение процессов документооборота; увеличивается скорость движения, поиска, согласования документов
- способность передавать документ по цифровым каналам связи; сокращаются непроизводительные траты времени и средств - снижение издержек, связанных с передачей информации традиционными средствами.
- легко изменяемое содержание (редактирование);
- теоретическая возможность вечного хранения;
- неограниченность экземпляров, имеющих юридическую силу
- и проч.
По экспертным оценкам, применение электронного документооборота в организациях способствует росту производительности труда сотрудников на 25—50 %, а время обработки одного документа сокращается более чем на 75 % [2].
Фундаментом для развития законодательства в сфере информационных технологий является Конституция РФ. Статья 29 Конституции РФ закрепляет право на свободу информации. По мнению автора, так же сюда можно отнести нормы статей 23 и 24 Конституции, гарантирующие неприкосновенность частной жизни, включая тайну переписки и сообщений, а так же обязанность органов власти обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы [4].
Автор отмечает, что в сложившейся в РФ нормативной ситуации, развитие информационных технологий, в значительной мере влияющих на развитие экономики страны, опережает их правовое закрепление.
Правовые механизмы, обеспечивающие реализацию конституционных норм в сфере информационных отношений, должны быть детализированы в специальном законодательстве. Действующие федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации» [5], Закон РФ «О средствах массовой информации» [10] создавались более 10 лет назад. За это время возникла необходимость их существенной корректировки, согласования содержащихся в них правовых норм с положениями гражданского законодательства, учёта появления новых информационных технологий, а также необходимости борьбы с антиобщественными явлениями при использовании информационных технологий.
Согласно Федеральному закону ««Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: электронный документ — документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах...» [5].
Использование электронного документа рассматривается законодателем в качестве формы выражения гражданских правоотношений, не порождающей новой формы сделки. Электронный документ отвечает требованиям письменной формы в соответствии с п. 1 ст. 160 Гражданского кодекса РФ. Электронные средства могут использоваться не только для заключения договоров, но и для их исполнения, изменения, расторжения, а так же, для обмена иной юридически значимой информацией.
По мнению автора, в законодательстве, по сей день, нет единой системы понятий в области электронной документации, что является далеко не единственной проблемой указанной сферы.
Гражданское право рассматривает поставку товаров для государственных нужд в качестве одной из разновидностей купли-продажи. Законодатель в первую очередь регламентирует правоотношения общего характера (институт купли-продажи), и только затем детализирует их, закрепляя в законе виды указанного обязательства. Данная позиция представляется логичной и в этой связи актуальным становится принятие федерального закона в сфере электронной торговли, в котором необходимо закрепить требования к участникам предпринимательской деятельности по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, осуществляемой с использованием электронных технологий.
Согласно изученной автором информации, применительно к государственному заказу, использование электронных технологий также требует более детальной правовой регламентации электронного документооборота, электронных платежей, а так же приведения в соответствие норм в законодательстве о государственных закупках с вышеуказанными нормативными актами.
Наряду с вышеизложенным, автором изучены положительные и отрицательные стороны применения одной из форм развития информационных технологий в государственных закупках — открытого аукциона в электронной форме.
Несмотря на значительные преимущества аукционной формы размещения заказов недобросовестные заказчики и поставщики научились использовать ее недостатки.
Ключевой проблемой обычных аукционов являлась проблема сговора между участниками торгов и давления, оказываемого на потенциальных конкурентов.
Первоначально государственным закупкам в форме электронных аукционов была посвящена отдельная статья 41 в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [9]. В дальнейшем в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ означенная статья была преобразована в главу 3.1, содержащую 12 статей [6]. Термин «открытый аукцион в электронной форме» закреплен в ФЗ № 94 [9], в качестве понятия обозначающего открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети «Интернет».
Введение данного института было призвано способствовать положительным изменениям в практике государственного и муниципального заказа— снижение уровня коррупции за счет сокращения воздействия так называемого человеческого фактора и обеспечения максимальной прозрачности закупок;
- исключение возможности сговора участников: в основе электронного аукциона закладывается принцип конфиденциальности, анонимности участия;
- создание условий для повышения конкуренции, что должно привести к существенной экономии бюджетных средств;
- снятие ограничения начальной максимальной цены контракта в 1 млн. рублей. Заказчики имеют возможность выставлять на электронный аукцион более крупные лоты;
- установление «шага аукциона», что существенно ускорит процесс проведения торгов.
- участие в аукционе возможно в удаленном режиме со своего рабочего места, таким образом снизятся затраты участников на командировочные и другие расходы.
Вместе с тем, отмечая плюсы перехода на электронную торговлю, автор отмечает и сложности, с которыми столкнулись заказчики.
Заявка участника делится на две части. Первая часть — информация о товаре, работе или услуге. Вторая часть — информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила. Потом проходит электронный аукцион, только после которого заказчик узнает, кто в нём принимал участие. Законодатель рассматривал эту норму, как решение проблемы сговора и коррупции, так как она обеспечивает анонимность участников на торгах. На практике, по мнению автора, данная дефиниция означает ориентацию проводимых торгов исключительно на один фактор — самую низкую цену, достижение которого осуществляется в большинстве случаев ухудшением качества реализации проекта.
«Конкурс по действующему законодательству — процедура малопрозрачная и во многом субъективная, так как при значительном весе критерия «квалификация» законодательство никак не формализует оценку по нему, сводя все к усреднению мнений членов конкурсной комиссии, при этом административное обжалование их решения не предусмотрено, а судебные процедуры неприемлемо длительны. Чтобы найти золотую середину, нужно рассмотреть проблемы подрядных закупок с позиций всех участников процесса. Первая проблема — при выборе только по цене возможен выигрыш за счет демпинга поставщиком» [16].
Демпинг (от англ. dumping — сбрасывание) — продажа товаров на внешнем и внутреннем рынках по искусственно заниженным ценам, меньшим средних розничных цен, а иногда и более низким, чем себестоимость (издержки производства и обращения). Демпинг проводится с целью проникновения на рынок, завоевания места на нем, вытеснения конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств [14].
«При этом единственный механизм защиты заказчика от недобросовестных поставщиков, предусмотренный 94-ФЗ, — обеспечение исполнения контракта, увы, не работает, — отметил Кирилл Кузнецов. — Доля сомнительных банковских гарантий в госзакупках доходит до 30%, договоров поручительства превышает 90%, а случаи успешного получения суммы обеспечения заказчиками единичны.Снизить остроту ситуации, можно за счет допуска к госзакупкам только надежных поставщиков, установив квалификационный барьер в виде требований к минимальному опыту подрядчика, квалификации его ключевых сотрудников, используемым материалам и технологиям. Требования по квалификации должны быть едиными, прописанными в законе и не зависящими от воли заказчика» [16].
Наконец, проблема, общая для конкурсов и аукционов, — неизменность цены контракта на весь срок его действия, притом, что на практике невозможно предусмотреть все нюансы выполнения работ.
По мнению автора, действующая нормативная база, регулирующая сегодня сферу государственных закупок, значительно продвинула возможности их перевода в электронную форму. Несмотря на то, что практическая деятельность конкретных организаций указывает на несовершенства сложившейся системы, ряд проблемных моментов указанной сферы уже получают свое разрешение в разрабатываемом законодательстве [12].
Список литературы:
- Бондарева Е.А. Конституционный институт основ экономического строя РФ: Понятие, структура / Е.А. Бондарева Конституционные чтения: науч.практ. конф., 2002 г.//Федеральный правовой портал, - [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1120602.
- Градов А.Л. Правовой режим электронного документооборота ФТС России / А.Л. Градов, Информационное право, 2007, № 4 (11), М.: Юрист, — С. 22—26
- Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 1: федеральный закон: принят Государственной Думой 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Российская газета, № 238-239, 08.12.1994.
- Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 2: федеральный закон: принят Государственной Думой 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 30.11.2011) // Российская газета, № 23, 06.02.1996.
- Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 3: федеральный закон: принят Государственной Думой 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 05.06.2012) // Российская газета, № 233, 28.11.2001.
- Гражданский кодекс Российской Федерации Ч. 4: федеральный закон: принят Государственной Думой 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 08.12.2011) // Российская газета, № 289, 22.12.2006.
- Конституция Российской Федерации: принята всенарод. Голосованием 12. декабря 1993 г. — М.:Проспект, 2007. — 32 с.
- Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон — принят Государственной думой Федерального собрания РФ 08.07.2006 // Российская газета, N 165, 29.07.2006
- Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 93-ФЗ от 08.05.2009 (ред. от 12.12.2011)// Собрание законодательства РФ, 11.05.2009, № 19, ст. 2283
- Об электронной цифровой подписи : Федеральный закон № 1-ФЗ от 10.01.2002 // Российская газета № 6, 12.01.2002.
- Олейник А. Час икс: Асоциальная сеть /Ведомости, 30.11.2010, № 226 (2744)
- О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.//Собрание законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. 1). СТ. 3105.
- О средствах массовой информации: Закон РФ № 2124-1 от 27.12.1991 (ред. от 11.07.2011) // Российская газета, № 32, 08.02.1992
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета № 4912 от 19 мая 2009 г
- О федеральной контрактной системе: Проект Федерального закона // Опубликовано: на сайте «Российской Газеты» - [Электронный ресурс] — Режим доступа. - URL: http://www.rg.ru/2011/09/01/kontrakt-site-dok.html 02.04ю2011. 1 сентября 2011 г.
- О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002—2010 годы):. Постановление Правительства РФ от 28 января 2002 года № 65 / CПС Консультант Плюс.
- Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 495 с.
- Соколова О.С. Электронное государственное управление/ Правовые вопросы связи, 2007, № 2, Юрист..М., 32-35.
- Электронные аукционы для строителей отменяются/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: goszakazhelp.ru.
дипломов
Комментарии (1)
Оставить комментарий