Статья опубликована в рамках: XI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 09 апреля 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Страховое, медицинское, образовательное право и нотариат
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ СРЕДЫ СТРАХОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДИРЕКТОРОВ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ В РОССИИ
Даева Татьяна Андреевна
студент 4 курса кафедры «Мировая экономика и экономическая теория»,
Волгоградский Государственный Технический Университет, г. Волгоград.
E-mail: murziktan@mail.ru
Дубова Юлия Игоревна
канд. экон. наук, доцент, кафедра «Мировая экономика и экономическая теория», Волгоградский Государственный Технический Университетг. Волгоград
E-mail: dobovaui@mail.ru
Настоящая статья посвящена правовым вопросам и проблемам в сфере страхования ответственности директоров и должностных лиц. Данный вид страхования, еще до недавнего времени считавшийся экзотикой даже у специалистов страхового дела, сегодня завоевывает все большую популярность, а в некоторых случаях становится основным, главным атрибутом корпоративной культуры и политики, необходимым инструментом, поддерживающим жизнедеятельность компании.
Процессы глобализации заставляют задуматься об обеспечении безопасности директоров и должностных лиц. В настоящий момент существует огромный список оснований для предъявления претензий, напрямую связанный с обязанностями руководителей и должностных лиц.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что директора и должностные лица несут персональную ответственность за убытки, вызванные неосторожным действием или бездействием, которые можно расценить как нарушение законов РФ. В связи с чем, возникает острая необходимость в финансовой поддержке страховых компаний.
Законодательство РФ в части регулирования правоотношений, возникающих в процессе руководства компаниями, зачастую не имеет четкой формулировки, судебная практика во многих случаях не имеет единого вектора, корпоративные юристы время от время сами оказываются под следствием, споры с акционерами, как правило, неоднозначны из-за недостатков нормативного регулирования, а новые законодательные акты не учитывают и не исправляют недостатков действующих.
Вместе с тем, следует отметить, что страховые случаи, затрагивающие интересы руководителей компаний, членов советов директоров и правления, известные в России, базируются скорее на основополагающих принципах, применимых к корпоративным спорам во всем мире, чем на конкретных нормах законодательства РФ. В первую очередь, необходимо выделить законодательные акты, регулирующие отношения директоров и акционеров, директоров и компании, директоров и третьих лиц, обратив особое внимание на их взаимодействие в едином правовом поле, отдельного, посвященного страхованию ответственности директоров и должностных лиц законодательного акта, определяющего условия, порядок взыскания, в российском законодательстве не существует.
В российском праве предусмотрено несколько видов ответственности, которую могут нести должностные лица компании:
- гражданско-правовая ответственность;
- уголовная ответственность;
- административная ответственность.
Приведенные нормы, позволяют привлечь руководителя компании (физическое лицо) к тому или иному виду ответственности.
Статья 1068 ГК РФ устанавливает ответственность юридического лица за вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей [2].
Статья 71 Федерального Закона «Об акционерных обществах» указывает на обратную сторону законодательства: «Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами.», а также за убытки, причиненные их виновными действиями (бездействием), нарушающими порядок приобретения акций открытого общества [7].
Уголовный кодекс содержит ряд норм, позволяющих привлечь руководителя к уголовной ответственности за действия, связанные с непосредственным руководством компанией. Основанная масса таких норм сосредоточена в главе 22 «Преступления в сфере экономической деятельности». К ним относятся статьи об уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ), товарооборот немаркированной продукции (ст. 171.1 УК РФ), легализацию денежных средств, полученных преступным путем (ст. 174.1 УК РФ), неправомерные действия при банкротстве (ст.ст. 195—197 УК РФ), принуждение лица к совершению сделки (ст. 179 УК РФ), недопущение конкуренции (ст. 178 УК РФ), и др. Уголовная ответственность директора наступает при уклонении от уплаты налогов, сумма которых определяется по правилам ст.199 УК РФ как крупная. При этом уклонение может выражаться в непредставлении налоговой декларации либо искажения ее сведений [6].
Руководитель коммерческой организации привлекается к уголовной ответственности за преступления, совершенные:
- в области трудовых правоотношений за нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ), необоснованное увольнение или отказ в приеме на работу беременной женщины (ст. 145 УК РФ), невыплату более двух месяцев заработной платы (ст. 145.1 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ) и т. д. [6];
- в области экологии за нарушение правил охраны окружающей среды при осуществлении работ (ст. 246 УК РФ), загрязнение атмосферы (ст. 251 УК РФ), порчу земли (ст. 254 УК РФ) и т. д. [6];
- в области здоровья населения за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), сокрытие информации о существующей опасности для здоровья и жизни людей (ст. 237 УК РФ) и т. д. [6].
Статья 201 УК РФ устанавливает уголовную ответственность руководителя компании за злоупотребление полномочиями [6].
Административные санкции применяются к должностным лицам в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. К числу должностных лиц КоАП РФ относит и руководителей коммерческих организаций, если правонарушение явилось следствием невыполнения ими своих служебных обязанностей, прописанных в должностной инструкции. Если такие обязанности внутренними документами предприятия возложены на других работников (главного бухгалтера, инженера), то именно они будут являться должностными лицами, подлежащими привлечению к административной ответственности как должностные. При этом КоАП РФ позволяет одновременно вынести административное наказание должностному и юридическому лицу [3].
Нарушения уголовного законодательства влекут за собой различные виды наказаний, включая штрафы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и лишение свободы на различные сроки. Необходимо заметить, что, так как наступление уголовной ответственности, прежде всего, связано с умыслом в действиях (бездействии) должностного лица, то страхование такой ответственности не допускается в соответствии с российским законодательством. Подобная ситуация и со страхованием административной ответственности: согласно российскому законодательству, штрафы не подлежат страхованию. Возникает вопрос о том, какой же вид страхового возмещения все же может предложить страховая компания, если руководитель желает снизить свои издержки в случае привлечения его к налоговой, административной или уголовной ответственности.
Страховая компания в таком случае предлагает застраховать судебные издержки, которые может понести руководитель компании в случае судебного разбирательства и предварительного следствия. В состав страхуемых расходов входят:
- расходы на оплату услуг адвокатов, максимальная сумма которых сразу оговаривается в страховом полисе или подлежит отдельному согласованию при привлечении руководителя к административной, налоговой или уголовной ответственности;
- расходы на оплату государственной пошлины;
- расходы на оплату экспертизы.
Однако в данном случае, существует определенная оговорка, согласно ст. 963 ГК РФ: «Страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения или страховой суммы, если страховой случай наступил вследствие умысла страхователя, выгодоприобретателя или застрахованного лица...» [2].
Таким образом, если суд установит умысел руководителя за совершение правонарушения, то в соответствии со ст. 963 ГК РФ все выплаты будут считаться необоснованным обогащением руководителя, так как изначально ему не могли предназначаться. Однако в случае, если руководитель будет оправдан или будет доказана его вина в форме неосторожности, страховое возмещение не возвращается, что является существенным стимулом для руководителей страховать данные расходы.
Страховое возмещение не выплачивается, если руководитель совершил умышленные действия, которые привели к ущербу для общества и (или) третьих лиц. Неосторожные действия руководителя подлежат страхованию.
Руководитель коммерческой организации является наемным работником, к которому работодатель (организация в лице учредителей) вправе применить установленные законодательством о труде дисциплинарные взыскания в виде выговора, замечания или увольнения. Инициаторами применения таких мер могут выступать работники организации (ст. 195 ТК РФ). Трудовой договор с руководителем в одностороннем порядке может быть расторгнут по общим (ст. 81 ТК РФ) и особенным (ст. 278 ТК РФ) основаниям. Например, довольно распространенным является увольнение директора при смене собственника имущества предприятия (п. 4 ст. 81 ТК РФ). К числу особенных оснований относятся:
- отстранение руководителя организации-должника по инициативе арбитражного управляющего;
- расторжение трудового договора по решению уполномоченного органа или собственника имущества организации;
- иные случаи, специально оговоренные в трудовом договоре с руководителем [5].
Следует отметить, что первая норма в приведенном выше списке — статья 1068 ГК РФ фактически перекладывает ответственность с директора на юридическое лицо. Практика убытков свидетельствует о том, что иски (претензии) к директорам, тем не менее, предъявляются, и их динамика с каждым годом всё возрастает. Кроме этого, в свете законодательных инициатив 2010—2011 гг., влияние правовых аспектов на ответственность директоров и, как результат, на страхование ответственности директоров и должностных лиц, может существенно усилиться, обнажив, таким образом, новый пласт юридических вопросов, исков к директорам и новых типов убытков.
Помимо динамики исков к директорам в России необходимо учитывать и четкую тенденцию законодательных органов к усилению форм ответственности применительно к директорам — физическим лицам. Например, Правительством Российской Федерации в Государственную Думу был внесен законопроект № 394587-5, посвященный упорядочению правового статуса членов совета директоров и членов единоличного или коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества [4].
Законопроектом предполагается внесение поправок в законодательство о рынке ценных бумаг, в Трудовой и Арбитражный процессуальный кодексы, а так же в федеральные законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью. В их числе следует отметить: подробную фиксацию правового положения членов исполнительного органа хозяйственного общества, оплату судебных расходов юридическим лицом независимо от результатов рассмотрения дела, фиксацию взаимоотношений общества с ограниченной ответственностью и члена его исполнительного в гражданско-правовом договоре, страхование ответственности членов исполнительного органа хозяйственного общества [4].
Однако ключевым пунктом законопроекта является положение, согласно которому руководители общества (члены исполнительного органа) несут субсидиарную с обществом ответственность перед акционерами и владельцами иных эмиссионных ценных бумаг общества за убытки, причиненные в результате их действий. При этом руководитель общества считается виновным, если при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей он действовал неразумно и (или) недобросовестно. Понятия «разумности» и «добросовестности» достаточно давно фигурируют в законодательстве, но их четкое определение в гражданском законодательстве не было установлено. До настоящего момента они остаются оценочной категорией, определяемой сторонами взаимоотношений и судебной практикой [4].
В настоящее время критерий разумности определяется через оценку знаний о каком-либо объекте или процессе. Понятие недобросовестности определяется как любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации [1].
Критерий разумности определяется через учет всей имеющейся у лица информации, а критерий добросовестности определяется в связи с учетом интересов хозяйственного общества и соответствия законодательству.
Таким образом, продолжена общая практика определения данных понятий путем фиксации в законе существующих теоретических разработок. Никаких принципиально новых механизмов и определений в законопроекте не предусмотрено. Поэтому можно предположить, что при использовании данных критериев сохранится высокая роль их оценки в ходе их практического применения.
Предусмотренная в законопроекте расшифровка разумности не освобождает суд и иных участников от оценки факта наличия необходимой информации и ее полноты, а также определения действий необходимых для ее получения. Данная ситуация потребует значительных усилий со стороны судов по формированию соответствующей практики.
Определение «добросовестности» является более спорным, в определение этого понятия входят такие критерии, как несоответствие решения законодательству, и наличие конфликта интересов. Данные критерии уже фигурируют в законодательстве в качестве отдельных оснований для признания действий руководителя недействительными и требующими компенсации. В результате возможен конфликт оснований при обращении в суд с требованием возмещения ущерба. Кроме того при определении недобросовестности применяется такое понятие как «интересы общества» так же не расшифрованное законодательством.
В результате предложенная в законопроекте схема определения неразумности и недобросовестности действий члена исполнительного органа хозяйственного общества является крайне недоработанной и порождает значительное количество вопросов. Ее применение на практике значительно усложнит деятельность хозяйственных обществ и судов.
Данный законопроект, в случае его принятия и вступления в силу, существенно усилит возможное давление со стороны потенциальных истцов. Данное обстоятельство должно, в совокупности с описанными выше факторами, рассматриваться как существенный правовой риск для компаний, директора которых не покрыты полисом страхования ответственности директоров и должностных лиц.
Сегодня российский рынок страхования ответственности директоров и должностных лиц является одним из высоко конкурентных, растет количество полисов страхования, совершенствуется законодательная база. Последние законодательные инициативы свидетельствуют о смещении тенденции в сторону личной ответственности руководителей и членов совета директоров и повышении внимания к этому вопросу со стороны российского правительства, что является гарантией продвижения и развития страхования ответственности директоров и должностных лиц в России. Изменения в российском корпоративном и страховом законодательстве направлены на обеспечение его большего соответствия международным стандартам.
Список литературы:
- Братановский С. Н. Комментарий к Федеральному закону от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» [Электронный ресурс] / С. Н. Братановский, А. Б. Смушкин. — Система ГАРАНТ, 2005. Документ опубликован не был. Режим доступа: Система ГАРАНТ. Платформа F1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая — четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 апреля 2009 г.] //Собрание законодательства РФ. —1994.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ [с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 2, 21, 22 июля 2005 г.]//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант Плюс».
- Проект Федерального закона N 394587-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части привлечения к ответственности членов органов управления хозяйственных обществ» [внесен Правительством РФ; принят в первом чтении — Постановление ГД ФС РФ от 05.10.2010 N 4183-5 ГД]//Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант Плюс».
- Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ [принят ГД ФС РФ 21.12.2001, ред. от 30.06.2003] // Справочно-правовая системы «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант Плюс».
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [принят ГД ФС РФ 24.05.1996, ред. от 27.07.2010] //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/ Компания «Консультант Плюс».
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ //Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс]/Компания «Консультант Плюс».
дипломов
Оставить комментарий