Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 05 марта 2012 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Финансовое право и финансовая политика
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ И ВАЛЮТНО-ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
Таренкова Ольга Александровна
канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и
административного права Самарского филиала ГБОУ ВПО
«Московский городской педагогический университет», г. Самара
E-mail: tarenkova@list.ru
Правовая политика определяется А. В. Малько как «научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры в жизни общества и личности» [10, с. 15]. Фактически аналогичную позицию выражает и профессор О. Ю. Рыбаков: «правовая политика есть отражение рациональной необходимости преобразования существующих государственно-правовых институтов и учреждений в целях обеспечения прав и свобод личности» [15, с. 103]. Концепцию правовой политики профессор Н. И. Матузов отграничивает от правовой политики как реальности. Концепция правовой политики «отражает общую стратегию правового развития страны, направлена на решение стоящих перед ней задач и, прежде всего, – выход из системного кризиса…» [13, с. 35]. Правовая политика как реальность отражает именно реальность общественной жизни, причем «правовая политика современной России требует существенных корректировок и активизации, большей целеустремленности и, возможно, наступательности». Следует отметить, что правовая политика определяется Н. И. Матузовым как «особая форма выражения государственного курса страны, воли ее официальных лидеров и властных структур» [13, с. 36]. Правовая политика есть «стратегия и тактика» правового развития страны, формирование и совершенствование ее юридической системы [12, с. 9].
Правовая политика затрагивает все элементы правовой системы и конкретизируется в развитии и функционировании всей совокупности государственно-правовых институтов. Логичным и актуальным выглядит определение правотворческой политики, данное Мазуренко А. П. Под правотворческой политикой он понимает научно обоснованную, последовательную и системную деятельность государственных органов и негосударственных структур, направленную на определение стратегии и тактики правотворчества. Правотворческая политика призвана создавать необходимые условия для эффективной правотворческой деятельности [9, с. 11].
Особое значение в рамках раскрытия дефиниции «правовая политика» имеют приоритеты правовой политики. Как верно отмечает профессор Матузов Н. И., под приоритетами понимаются «первоочередные задачи, проблемы, вопросы, которые необходимо решать сейчас и в ближайшей перспективе. К наиболее общим из них относятся такие, как формирование правового государства, гражданского общества, совершенствование законодательства и практики его применения, создание надежной правовой базы проводимых реформ, борьбы с преступностью, выработка эффективных антикоррупционных мер, наведение порядка во власти, усиление защиты и гарантий прав человека, преодоление правого нигилизма и др.» [11, с. 13].
Приоритеты правовой политики – неотложные направления ее осуществления, что отмечается в литературе [1; 6]. Наличие приоритета позволяет увидеть ближайшие и перспективные задачи и, следовательно, выстроить стратегические направления правовой политики.
Правовая политика, безусловно, основывается на праве и связана с правом, осуществляется правовыми методами, охватывает главным образом правовую сферу деятельности людей, опирается на возможность принуждения, является публичной, официальной и отличается от других видов политики нормативно-организационными началами. Как видно из вышеперечисленных признаков правовой политики, указанная категория присуща именно публичным правоотношениям, и так как финансовое право – отрасль публичного права, указанный инструмент развития общества несомненно свойственен и финансово-правовым отношениям. Э. Г. Липатов отмечает, что «сущность правовой политики можно определить как научно обоснованный, системный, обусловленный материальными возможностями выбор правовой идентичности данного общественного образования» [8, с. 120].
По мнению Н. И. Химичевой, «принципы финансового права как основополагающие идеи и правила, исходные правовые начала, в которых выражаются наиболее существенные особенности и целенаправленность этой отрасли права, относятся к факторам, определяющим правовую политику в стране» [20, с. 189]. Е. В. Покачалова замечает, что «…правовая политика призвана оказывать существенное воздействие на экономическую и финансовую системы государства и перспективы их развития» [14, с. 208].
М. В. Карасева в научной статье «Финансовое право и политика в современной России» высказывает мнение о высокой степени зависимости финансового права от политики [7, с. 90]. Автором отмечаются следующие причины указанного явления: специфика отношений, регулируемых нормами финансового права в сравнении с другими отраслями права; принципиальная конфликтность отношений, регулируемых нормами финансового права. Условие, непосредственно проявляющее высокую политическую зависимость финансового права – демократическая организация российского общества. Кроме того, автором подчеркивается, что «финансовое право является одной из тех отраслей права, которые в самой большей мере политически зависимы и обусловлены» [7, с. 90]. В учебнике по финансовому праву Российской Федерации М. В. Карасева отмечает: «Финансовое право, как и любая другая отрасль права, - явления политические. Политика является непременным условием формирования любых правовых норм. Равным образом право является наиболее эффективным проводником выраженной в нем политики» [19, с. 47].
Полагаем, следует разделить вышеуказанные точки зрения. Укажем также, что финансово-правовая политика является составной частью правовой политики вообще. В нормах права законодатель выражает свою волю, и она становится обязательной к исполнению для всех лиц государства. Политика государства – это «сосредоточие» важнейших общественных задач и путей их разрешения, поэтому нормы, в которых законодательными и исполнительными государственными органами закрепляется правовая политика государства не диспозитивные, а императивные. Определение финансовой политики может быть сформулировано следующим образом: Финансово-правовая политика государства– основные требования к осуществлению финансовой деятельности на территории государства, закрепленные в общеобязательных к исполнению нормах позитивного права, образующих в совокупности единое направление развития финансовых (в т. ч. валютных) правоотношений.
В связи с тем, что одним из элементов финансово-правовой политики являются валютные правоотношения, необходимо остановиться на правовой природе последних. Валютные правоотношения в их современном виде стали складываться относительно недавно, что связано в первую очередь с прекращением государственной валютной монополии, существовавшей в советское время, с развитием рыночных отношений в России и как следствие - с увеличением роли иностранных партнеров в российском бизнесе. Следствием этого явился новый уровень значения норм права, регулирующих отношения, возникающие по поводу валютных ценностей. В юридическом плане проблемы регулирования валютных отношений изучены и освещены недостаточно. Значительно большее внимание им уделялось учеными-экономистами.
Определяя правовую природу валютных правоотношений, нельзя не обратить внимание, что валютные правоотношения принадлежат к области публичного права [3, с. 25]. Полагаем, ученые, придерживающиеся этой позиции, ограничиваются констатацией факта, что валютные правоотношения есть общественные отношения в сфере валютного контроля и ответственности за их нарушения [4, с. 38]. Представляется, что указанный подход не определяет всей сущности рассматриваемой категории и представляется достаточно узким, не раскрывающим всю многогранность данного понятия.
Отметим, что в науке гражданского права в последнее время свое признание получила теория, согласно которой валютные правоотношения могут иметь и гражданско-правовой, и финансово-правовой, и международно-правовой характер. В связи с этим следует отметить мнение А. В. Емелина, который подчеркивает важность именно триединого подхода к изучению и регулированию валютных правоотношений как возникающих в процессе валютного регулирования, валютного контроля и валютного обращения. Такой подход позволит уравновесить финансово-правовую и гражданско-правовую составляющие рассматриваемого института [5, с. 16].
Данное обстоятельство делает актуальным вопрос о месте валютного законодательства в системе права. В юридической литературе встречаются разные точки зрения по этому поводу [17; 21]. Наиболее часто валютные отношения относят к предмету финансового, административного, предпринимательского и гражданского права. Следует согласиться с мнением Н. В. Сапожникова [16, с. 107] и признать, что валютное законодательство состоит из правовых норм, относящихся к различным отраслям права: финансовому, административному, международному (частному и публичному), уголовному, предпринимательскому, гражданскому, но о валютном праве можно говорить как о совокупности правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. При этом однородность валютных правоотношений заключается в том, что они представляют собой частно-правовые и публично-правовые отношения, возникающие по поводу валютных ценностей. Алексеева Д. Г. разделяя мнение, высказанное Н. В. Сапожниковым, конкретизирует его положением о том, что в валютном законодательстве присутствуют нормы преимущественно гражданского и административного права [2], что, полагаем, необоснованно. Так, нормами финансового права регулируется организация валютных отношений в стране, а именно установление порядка проведения валютных операций, определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов, валютный контроль.
Исходя из вышеизложенного, полагаем, что валютные правоотношения - это понятие, имеющее сложную юридическую природу, поскольку включает в себя комплекс отношений, регулируемых методами, присущими разным правовым отраслям. Валютные правоотношения, имеющие финансово-правовую природу, регулируются методом власти и подчинения. Причем правоотношения подчиненности возникают не между участниками договора, которые осуществляют имущественные права, а между органами валютного контроля и резидентами и нерезидентами, причем последние являются отношениями не имущественными, а по поводу имущества, то есть по поводу реализации прав на имущество. Следует отметить, что соотношение применения тех или иных приемов и способов (запрет, дозволение, позитивное обязывание), которыми регулируются валютные правоотношения, зависит от той валютной политики, которую проводит государство в соответствующий период своего развития. Так, профессор Горбунова О. Н. определяет валютную политику как составную часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленной на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т. д. [18, с. 323]. Государственную валютную политику, следовательно, можно определить как составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, которая направлена на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения [16, с. 107]. При этом валютное обеспечение выражается в решении таких задач, как защита национальной валюты, повышение ее конвертируемости, создание условий развития внутреннего валютного рынка. Взаимозависимость внешней и внутренней валютной политики государства предопределяется наличием у данных видов государственной деятельности общей цели, что предполагает согласование и сочетание мер государственного регулирования валютных операций, осуществляемых на территории РФ, и валютных операций, связанных с внешнеэкономической деятельностью.
Представляется, что валютные отношения являются категориями финансового права не в меньшей степени, чем гражданского и предпринимательского. Поэтому в ракурсе науки финансового права изучение института валютных отношений имеет немаловажное значение, как для научных работников, так и для практикующих юристов. Несомненно, финансово-правовая политика государства и как составной элемент ее, валютная политика, в частности, прямо и непосредственно влияют на наличие и развитие валютных правоотношений на территории Российской Федерации. Однако и сами валютные правоотношения играют немаловажную роль в реализации финансово-правовой политики государства. Особенно – в условиях рыночной экономики. Укажем также, что валютные правоотношения являются элементом осуществления финансовой политики государства, и, в то же время, - объектом, в отношении которого государство осуществляет правовое регулирование в соответствии с установленной законодательными и исполнительными органами государственной власти финансовой политикой.
Список литературы:
- Александров В. А. Формирование законопослушного гражданина – приоритетное направление правовой политики современной России // Правоведение. - 1998. - № 1. - С. 154-157.
- Алексеева Д. Г., Пыхтин С. В., Сапожников Н. В. Новое в валютном законодательстве // Банковское право. - 2004.- № 3. С. 37-42.
- Артемов Н. М. Проблемы и перспективы валютного регулирования в РФ (финансово-правовой аспект): Монография. М., 2002. – 168 с.
- Дорофеев Б. Ю., Земцов Н. Н., Пушин В. Н. Валютное право России / Под общ. ред. Б. Ю. Дорофеева. М., 2000. - С. 320
- Емелин А. В. Проблемы финансово-правового регулирования валютных операций в РФ: Автореф. дис... к. ю. н.: 12.00.12 / МГЮА. М., 2000. – 24 с.
- Зелепукин А. А. Повышение эффективности российского законодательства как одно из приоритетных направлений правовой политики // Правоведение. - 1998. - № 1. - С. 135-137.
- Карасева М. В. Финансовое право и политика в современной России // Правовая политика и правовая жизнь. - 2000. - Ноябрь. - С. 90-102.
- Липатов Э. Г. Нормативно-правовая организация общества и правовая политика: проблемы соотношения // Правовая политика и правовая жизнь. - 2005. - № 3. - С. 112-123.
- Мазуренко А. П. Правотворческая политика в Российской Федерации: проблемы теории и практики: Автореф.дис…канд.юрид.наук. Ростов на/Д., 2004. – 22 с.
- Малько А. В. Современная российская правовая политика и правовая жизнь. // Правовая политика и правовая жизнь. - 2000. - Ноябрь. - С. 15-27.
- Матузов Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики // Правоведение. - 1998. - № 4. - С. 6-7.
- Матузов Н. И. Правовая политика как важнейшая проблема российской юридической науки // Правовая политика: от концепции к реальности / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М., 2004. - С. 9-15.
- Матузов Н. И. Правовая политика: концепция и реальность // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы. Материалы научной конференции 22-23 июня 2000 г. / Под ред. Н. И. Матузова. Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2001. - С. 35-40.
- Покачалова Е. В. Правовая политика в области государственного внутреннего долга Российской Федерации // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы научной конференции (22–23 июня 2000 г.) / Под ред. Н. И. Матузова. Тольятти, 2001, С. 206-208.
- Рыбаков О. Ю. Правовая политика: понятие и приоритеты // Актуальные проблемы правоведения. - 2004. - № 1. - С. 100-106.
- Сапожников Н. В. Теоретические проблемы и перспективы развития валютного права // Государство и право. - 2001. - № 11. - С. 107-114.
- Финансовое право / Под ред. Н. И. Химичевой. М., 1995. – 749 с.
- Финансовое право / Под ред. проф. О. Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. – 393 с.
- Финансовое право Российской Федерации. Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева. М.: Юристъ, 2002. – 576 с.
- Химичева Н. И. Единство финансовой политики в Российской Федерации как принцип финансового права // Правовая политика: федеральные и региональные проблемы: Материалы научной конференции (22–23 июня 2000 г.) / Под ред. Н. И. Матузова. Тольятти, 2001. - С. 188-190.
- Хозяйственное право / Под ред. В. С. Мартемьянова. М., 1994. Т. 2. – 298 с.
дипломов
Оставить комментарий