Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: X Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 05 марта 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Право зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Тогайбаева А.К. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. X междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КАЗАХСКОГО НАРОДА

Тогайбаева Айгульден Кадировна

канд. пед. наук, заведующая кафедры «Основы права и экономики», Актюбинский государственный педагогический институт, г.  Актобе, Республики Казахстан

E-mailAikat_76@mail.ru

 

Все народы мира имеют свою своеобразную правовую историю, связанную с обычаями, обычным правом. Российский ученый начала ХХ века Петражицкий Л. И. рассматривал обычное право, как право обычаев предков и как право современных обычаев, общепринятое и всеми соблюдаемое. «В обоих видах обычного права - нормативным фактом обыкновенно бывает массовое правовое поведение других (предков или современников), т. е. здесь имеется в виду, что подлежащие действия воздержания или терпения совершались в качестве удовлетворения признаваемых себе прав (а не, например, исполнения чисто нравственных, эстетических правил и т. п.), но возможно и иное появление и распространение обычно-правовых мнений, заявление притязаний со ссылкой на известное массовое поведение предков и т. д., хотя подлежащее поведение вообще или в большинстве случаев не имело характера правового поведения» [6, с. 438]. Иными словами, по словам Петражицкого Л. И. обычное право определяется как нормативный факт со ссылкой на массовое поведение других.

В системе обычного права особое место занимает казахского обычное право. Оно определяется как совокупность юридических норм и обычаев, регулировавшие различные правовые отношения казахского общества в прошлом. Академик Зиманов С. З. подчеркивает особенности обычного права казахов: «Казахское право «жарғы», основанное на культурных и демократических традициях в основном обычно-правовой системы, пережило и перешагнуло свою эпоху, его породившую. Оно продолжало сохранять регулятивную жизнеспособность до ХIХ века, отчасти и до начала ХХ века. Долговечность Казахского права можно объяснить двумя факторами. Во-первых, хозяйственно-бытовые, мировоззренческие основы кочевой цивилизации на обширной земле казахской сохранилось вплоть до новейшего времени. А главное, во-вторых, жизнь Казахского права максимально была приближена к самому народу, к логике его жизни, в значительной степени выражала извечную духовную суть человека и его устремления независимо от стадии его совершенства и развития» [3, с. 56].

Основным источником казахского обычного права является устный обычай - «адат». Однако в течение ХII в. источники казахского обычного права изменялись. Так, первый казахский исследователь обычного права Культелеев Т. М. выделяет три источника казахского обычного права:

  1. обычай («адат», или «заң» );
  2. практику суда биев («бидің билігі»);
  3. положение съезда биев («ереже») [5, с. 72].

Под понятием «адат» («әдет») понимается обычай народа. Обычное право в качестве юридических норм входит в понятие «адат» и составляет его концентрированное выражение [1, с. 117].

Судебные приговоры и решения наиболее авторитетных и знаменитых биев («бидіңбилігі») приобретали значение обязательного для решения аналогичных дел судебного прецедента и включались в состав действующих норм обычного права. «Ереже» также являлись одной из форм правотворческой деятельности судей (биев). «Ереже»- это положения, принимаемые судами биев о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Так, указанные руководящие постановления сами затем становились источником права, они также содержали новые формы материального права.

На основании изложенного следует, что нормы обычного права постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и биев. Обычаи также систематизировались в уложения и правовые памятники, интерпретировались биями и аксакалами. Так, практика суда биев дополняла и уточняла нормы обычного права и являлась важным формообразующим источников права.

Одним из известных источников казахского обычного права является свод законов хана Касыма, именуемый как «Қасым ханның қасқа жолы» или «Касым хана праведный путь». Так, зарождение казахского законодательства связывают с именем Касым-хана (1448-1518 гг.), объединившего казахские земли от Сырдарьи до Улытау. Управление огромной территорией и многочисленными народом требовало реализации власти через законность. До нас дошло лишь народное название этого свода законов - «Қасымханныңқасқажолы». В основу законодательства казахских ханов положен огромной опыт государственной организации, административной, финансовой,  податной систем тюрков, ранее пригодившейся монологам, Руси,  а также другим европейским странам [4].

Положения свода законов Касым-хана были доработаны во времена Есим хана (1598-1645) и известны под названием «Есім ханның ескі жолы» - «Есим хана проторенный (исконный) путь».

Ярким памятником законодательства казахов того периода является составленный при хане Тауке свод норм обычного права «Жеті жарғы», называвшийся «Законы хана Тауке». При составлении свода законов хан Тауке привлек самых красноречивых, остроумных людей и биев известных своей справедливостью и неподкупностью. Особую роль в том занимали «три бия или три пророка» Толе би, Казыбек би, Айтеке би и в результате работы появился на свет свод норм казахского обычного права «Жеті жарғы».

После утверждения «советом биев» эти «устоновления» были устно распространены среди народа. К сожелению, в исторической и правовой литературе нет точных сведений о времени создания и принятия «Семи устоновлений». Исследователи документа называют разную дату: так, по мнению известного казахского ученого Н. Усерова «Жеті жарғы» или «Семь установлений» были утверждены в 1680 г., другой известный казахский исследователь С. Узбекулы считает, что «Тауке хан в течение одного года, только что взявший в руки бразды правления, не мог привсти к одному системному знаменателю законы Есима «Старый путь Есим-хана», законы Касыма «Путь, проторенный Касым-ханом», ввести новые законы, устранить устаревшие правовые нормы, поэтому сей правовой документ был утвержден в 1684-1685 годах» [7, с. 50].

После кончины Тауке хана в 1718 г., «Жеті жарғы» или «Семь установлений» продолжают действовать в казахском обществе вплоь до середины ХIХ в. Некоторые положения данного документа неукоснительно действовали до октябрьского переворота, выполняли функцию регуляора общественных отношений. Со стороны советской власти «Семь установлений» получили название «Сборник реакционных законов», отражающих феодальные отношения, осталость и имеющих рекационный смысл. Тем не менее «Семь установлений» являются хартией казахской государственности, где нашла отражение национальная философия, соответствующая этническим особенностям казахского народа.

Есть основания полагать, что «Уложения хана Тауке» были основным актом правового регулирования общественно-политических отношений в казахском обществе ХХ в. Первоначальный текст указанного свода до нас не дошел, но есть сведения, что древнейшая запись его находится в Стамбуле [7, с. 12].

«Жеті жарғы», являясь сводом законов обычного права, состоял из семи разделов и разрешал споры в семи сферах общественной жизни: земельные тяжбы; споры из-за вдовы; споры из-за куна; воспитаниедетей и брачные отношения; ответственность за преступления; межродовые споры; обеспечение национальной безопасности.

Гродеков Н. И. отмечал, что «главные положения изустного предания обычного права везде одинаковые. Детали варьиуются по времени и по месту» [2, с. 119]. Культелеев Т. М.также отмечал: «Несмотря на не которые особенности юридических обычаев различных местностей, в общих чертах они были одинаковые» [5, с. 90].

 Эта одинаковость, т. е. единство, обеспечивалась благодаря такому общему законодательному ядру, как «Уложения хана Тауке». Они играли роль образца, основного закона, без знания которого невозможно было стать бием. Опираясь на «Жеті жарғы», народные обычаи и судебную практику прошлых времен, бии создали систему права, вполне отвечающую требованиям казахского кочевого общества.

«Семь установлений Аз-Тауке» в каждом своем пункте, разделе, части отражали требования своего времени, связанные с жизненно важным проблемами, приводили в соответствие с условиями жизни поведение и права членов общества. Более того, некоторые положения носили характер обязательных законов, опережая свое, предвосхищая будущее.

Что же касается обязательственного права, то согласно казахскому оьычному праву большинство договорных и деликтных обязательств было тесно связано с обязанностями членов родовой или аульной общины друг перед другом и перед самой общиной, т. е. по существу перед ее главой-феодалом.

Таким образом, сегодня уникальность и ценность казахского права- жаргы не вызывает сомнений, поскольку оно оставалось действенным в казахской степи в течение длительного периода времени, вплоть до начала ХХ века. Одной из причин этого явились такие его черты как народность, стремление к недопущению разногласий, предупреждение конфликтов,

По мнению Зиманова С. З. «Казахское право «жарғы» явившееся миру в развитом виде в XVII-XVIII веках, до сих пор, спустя столетие занимаети умы и сохранился в памяти народа как непреходящая живая ценность  ее культуры. Его духовность и целевые нормативы, передавшиеся из поколения в поколение, оказались настолько «вечно зелеными», что и сегодня в условиях совершенно изменившегося мира предпринимаются попытки возродить дух и стиль этого «степного права», освоить отдельные его института и тем самым обогатить ими национальную правовую культуру. Секрет этого редко встречающегося в истории явления лежит в уникальности казахского права «жарғы», во многом созвучного по духу и принципам с идеалами современной цивилизации. Духовность и народность права. А в нем в особенности судебной власти, а также рыцарская мораль стержневой нитью приходили в содержании регулятивной системы в средневековом кочевом обществе казахов. Они были и остаются общечеловеческими достоинствами и факторами на всех этапах развития любого сообщества любого уровня и совершенства» [2, с. 34].

Полагаем, что сегодня как никогда актуально правовые ценности,  заложенные в уникальном праве казахов. Необходимо повсеместное обращение к ним в правовой практике.

 

Список литературы:

  1. Абайдельдинов Е. М. Политико-правовая история Республики Казахстан: Учебник.- Ч. 1. – Алматы. 1999.- 350 с.
  2. Гродеков Н. И. Киргизы и кара-киргизы Сырдарьинской области.- Ташкент, 1889.-356 с.
  3. Зиманов С. З. Казахский суд биев- уникальная судебная система.-Алматы, 2007. - С. 45-49.
  4. Казахстанская правда.- 1996.-3 декабря
  5. Культелеев Т. М. уголовное обычное право казахов.- Алма-ата, 1955.-352 с.
  6. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности.- СПб., 2000.-520 с.
  7. Узбекулы С. Хан Тауке и правовой памятник  «Жетіжарғы»: Учебное пособие. - Алматы, 1998.-29-38 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.