Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: VI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 02 ноября 2011 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Право зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции, Сборник статей конференции часть II

Библиографическое описание:
Чуксина В.В. АТРИБУТЫ ДЕМОКРАТИИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВАХ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. VI междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

АТРИБУТЫ ДЕМОКРАТИИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ПО СОДЕЙСТВИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В АФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВАХ

 

Чуксина Валентина Валерьевна

к. ю. н., доцент БГУЭП, г. Иркутск

E-mail: v-chuksina@yandex.ru

 

Парадоксально, но факт, что события (в Египте, Ливии, Сирии и др.) 2011 года, объявленного ООН Международным годом лиц африканского происхождения и совпавшего с 25-летием вступления в силу Африканской хартии прав человека, наглядно продемонстрировали существующий разрыв между конституционно-закрепленными и реальными правами человека в африканских странах. Понятно, что такое положение с правами человека обусловленное, в том числе, и социально-экономическими проблемами и традициями африканской культуры, требует радикальной трансформации государственного управления, разработки законодательства, устанавливающего четкие правоприменительные процедуры для конституционных норм, декларирующих верховенство права и прав человека, а также создания эффективной системы защиты прав человека.

В африканских государствах, как и во всем мире, главная ответственность за осуществление основных прав человека возлагается на суды, независимость которых гарантируется национальными конституциями. Однако на практике для большинства жертв нарушений прав человека доступ к судам затруднен из-за высокой стоимости и нехватки квалифицированных адвокатов. С учетом этого, реальной альтернативой судам становятся внесудебные правозащитные институты. Опираясь на опыт стран развитой демократии и рекомендации международных органов по правам человека, африканские государства пошли по пути развития внесудебной государственной защиты прав человека посредством учреждения национальных институтов по содействию и защите прав человека (далее – НПИ).

В мировой практике НПИ выполняют специфическую (двуединую) правозащитную миссию. В соответствии с Парижскими принципами (далее - ПП) – общепризнанными международными (мягкими) стандартами [1, с. 369-370], НПИ, с одной стороны, являются важными инструментами развития национальных правозащитных систем, включая содействие и мониторинг соблюдения международных стандартов в области прав человека на национальном уровне. С другой стороны, они вносят существенный вклад в работу международных и региональных механизмов по правам человека, тесно взаимодействуют с межправительственными организациями и организациями гражданского общества.

Подавляющее большинство НПИ в государствах африканского континента были созданы за последние десять лет. Специфической особенностью развития внесудебного правозащитного механизма в африканских странах является преимущественное формирование НПИ в виде коллегиальных органов – комиссий по правам человека (например, самая многочисленная Национальная комиссия республики Конго состоит из 45 членов с правом голоса и 14 членов без права голоса), хотя есть единичные примеры создания офисов нового типа омбудсмена – омбудсмена по правам человека (Намибия). Одними из самых «старых» являются комиссии по правам человека республик Бенин (1989 г.) и Гана (1993 г.), самая молодая – Комиссия по правам человека Бурунди, члены которой были назначены Национальной Ассамблеей в мае 2011 г.

Для повышения эффективности и обеспечения соответствия организации и деятельности африканских НПИ международным стандартам Управление Верховного Комиссара по правам человека ООН (непосредственно через Секцию по национальным учреждениям и региональным механизмам) оказывает им юридическую помощь по широкому кругу вопросов, касающихся конституционной, нормативно-правовой базы, функций, полномочий и обязанностей, а также техническую помощь. По состоянию на август 2011 г. 18 африканских НПИ имеют высший аккредитационный статус «А», присвоение которого означает полное соответствие международным стандартам (ПП) и возможность активного участия в работе Совета по правам человека ООН (в универсальном периодическом обзоре, специальных процедурах) и договорных органов ООН [2].

Анализ африканских НПИ показывает, что некоторые комиссии (Конго, Тунис, Буркина Фасо и др.) учреждены актами правительства и не имеют должной степени независимости. В полном соответствии с ПП учреждены семнадцать комиссий и один омбудсмен по правам человека (Намибия). Их деятельность регулируется соответствующими законами, придающими им независимый статус, при этом некоторые комиссии по правам человека имеют конституционный статус. Например, если в Конституции РФ только один раз в статье 103 ч. 1 п. «е» идет речь о должности УПЧ РФ, а ст. 5 ФКЗ об УПЧ РФ вызывает сомнения в своей конституционности, то в Конституции республики Гана (1992 г.) статьями 216 и 225 закреплены принципиальные моменты независимости, функциональной направленности и полномочий Комиссии по правам человека и административной юстиции Ганы. А ст. 220 предусматривает создание региональных и местных отделений Комиссии. В соответствии со ст. 216 Конституции Республики Гана и разделами 10 и 11 Закона № 456 о «Комиссии по правам человека и административной юстиции» 1993 г. созданы 10 региональных и 98 (из 138) местных отделений Комиссии с общим штатом 764 человека [3].

Одним из важных условий, влияющих, как на реальную независимость, так и на характер взаимодействия НПИ с органами власти и институтами гражданского общества, является процедура назначения и состав НПИ. Следует отметить, что хотя в некоторых странах (Габон, Гвинея, Мали, Того, Чад) сотрудничество с гражданским обществом напрямую законодательно не урегулировано, большинство африканских национальных правозащитных институтов создается и функционирует при активном участии общественности. Так, например, в соответствии с п. 3.1 закона о Комиссии по правам человека Сьерра-Леоне (в мае 2011 г. комиссии присвоен статус «А»), для отбора кандидатов в комиссию создается специальная группа «выбора» из семи человек, в которую входят по одному представителю от: правительства, Межрелигиозного Совета, Совета старейшин, Конгресса Труда, Национального форума за права человека, Форума женщин, Движения за гражданское общество. После тщательного отбора кандидатов, выдвинутых общественностью, группой «выбора» составляется список из семи претендентов, затем список передается Президенту, который отбирает пятерых кандидатов и представляет их для утверждения в парламент. При этом законодательно предусмотрено, что, наряду с требованиями к компетенциям всех членов комиссии, в ее составе двое должны быть адвокатами и из 5 человек должно быть не менее двух женщин [4].

Не только к качественному составу африканских НПИ предъявляются высокие профессионально-квалификационные требования, систематические случаи грубых и массовых нарушений прав человека накладывают отпечаток и на формы и методы их работы, так, в частности, при расследовании жалоб на нарушения прав человека правозащитные институты (Ганы, Сьерра Леоне, Кении) наделяются императивными распорядительными полномочиями. Например, Председатель Комиссии по правам человека Кении имеет статус судьи Апелляционного суда, а члены Комиссии имеют статус судьи Верховного суда. В соответствии со ст. 3 Закона о «Национальной Комиссии по правам человека Кении» решения Комиссии могут быть обжалованы в судебном порядке в течение 21 дня. Вмешательство в работу Комиссии влечет установленную ст. 6 п. «д» Закона ответственность в виде штрафа и (или) лишения свободы сроком до 6 месяцев [5].

В целом, основные направления деятельности НПИ, служащих, своего рода, современными атрибутами демократии, африканских и аналогичных институтов в других странах, схожи. Тем не менее, нарушения естественных прав, наличие массовой дискриминации по различным основаниям, правовая безграмотность и нищета большей части африканского населения, а для многих НПИ и недостаточная финансовая и правовая самостоятельность, детерминируют не только организационно-правовую специфику и эффективность их работы. А также влияют на приоритетные направления деятельности НПИ в государствах Африки. Среди которых можно назвать: активизацию усилий по приведению правового статуса и повышению эффективности институтов в соответствии с ПП, содействие имплементации международных норм по правам человека во внутригосударственное законодательство, изучение и использование международного опыта правозащитной деятельности, правовое просвещение, укрепление сотрудничества и взаимодействия внутригосударственных правозащитных институтов через региональную Сеть африканских национальных институтов по вопросам прав человека.

 

Список литературы:

  1. Резолюция ГА ООН 48/134. Национальные учреждения, занимающиеся содействием и защитой прав человека. Приложение. Принципы, касающиеся статуса национальных учреждений, занимающихся содействием и защитой прав человека // Организация Объединенных Наций. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, сорок восьмая сессия. – Женева: Организация Объединенных Наций, 1993.
  2. Chart of the status of national institutions. Accredited by the International coordinating committee of national institutions for the promotion and protection of human rights. Accreditation status as of august 2011 [электронныйресурс] – Режимдоступа. - URL: http://nhri.ohchr.org/EN/Pages/default.aspx
  3. Commission on Human Rights and Administrative Justice of the Republic of Ghana. Act456 [электронный ресурс] – Режим доступа. - URL: http://www.ohchr.org/EN/countries/AfricaRegion/Pages/GHIndex.aspx
  4. Human Rights Commission of Sierra Leone Act 5 February 2004[электронныйресурс] – Режимдоступа. - URL: http://www.hrcsl.org/about
  5. Official website: Kenya National Commission on Human Rights Act, 2002  [электронныйресурс] – Режимдоступа. - URL: http://www.knchr.org/index.php?option=com_content&task=blogsection&id=4&Itemid=14
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.