Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: V Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 03 октября 2011 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Информационное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кормишкина У.В. НАРУШЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ В ИНТЕРНЕТЕ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. V междунар. науч.-практ. конф. № 5. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

 

НАРУШЕНИЕ  АВТОРСКИХ  ПРАВ  В  ИНТЕРНЕТЕ:  КРАТКИЙ  АНАЛИЗ 

Кормишкина  Ульяна  Вячеславовна

Бакалавр  юриспруденции,  г.  Челябинск

Е-mailkormishkina.uv@mail.ru

 

Понятие  «исключительные  права»  имеет  многовековую  историю,  на  различных  этапах  развития,  было  разное  отношение  к  правам  автора  и  к  нарушению  этих  самых  прав.  Так  несмотря  на  то,  что  древний  мир  был  чуток  к  авторской  славе,  при  этом  разрешал  заимствования  довольно  широко.  Историки,  географы,  философы  Древнего  мира  часто  использовали  научные  труды  своих  предшественников.  Например,  Геродот  делал  заимствования  из  Гекатея.  Так  Михаила  Шолохова  подозревали  в  том,  что  «Тихий  Дон»,  по  крайней  мере,  частично,  был  написан  другим  автором  (назывались  имена  Фёдора  Крюкова,  В.А.  Краснушкина,  Ив.  Родионова  и  др.).  Сейчас  когда  авторство  означает  не  только  мировую  литературную  славу  (а  не  как  раньше  известность  в  узких  кругах  богемы,  высшего  класса),  но  и  большие  гонорары  и  иные  вознаграждения,  привилегии  за  воспроизводство  или  использование  творений. 

В  век  всеобщего  доступа  к  мировой  сети  Интернет  и  более-менее  упрощенного  издательского  процесса  (развитой  издательской  отрасли)  проблема  защиты  авторского  права  в  России,  да  и  в  мире  стоит  очень  остро.  Данный  вопрос  недостаточно  законодательно  проработан,  приходится  констатировать,  что  до  настоящего  времени  не  сложилось  устойчивых,  общепризнанных  доктринальных  положений  о  таком  правовом  феномене,  как  исключительные  права,  а  также  единообразного  понимания  тех  целей  и  задач,  которые  ставят  перед  собой  современные  государства  при  законодательной  защите  исключительных  прав.

Нарушение  авторского  права  —  это  правонарушение,  суть  которого  составляет  использование  произведений  науки,  литературы  и  искусства,  охраняемых  авторским  правом,  без  разрешения  авторов  или  правообладателей  или  с  нарушением  условий  договора  об  использовании  таких  произведений.  К  числу  основных  способов  нарушения  авторских  прав  относится  незаконное  копирование  и  распространение  произведения  (контрафакция),  а  также  плагиат.

Согласно  ч.  1  ст.  1255  ГК  РФ  авторские  права  –  это  интеллектуальные  права  на  произведения  науки,  литературы  и  искусства.  Так  же  в  ГК  РФ,  а  именно  в  ч.  4  ст.  1259  ГК  РФ  указано  «для  возникновения,  осуществления  и  защиты  авторских  прав  не  требуется  регистрации  произведения  или  соблюдение  каких–либо  иных  формальностей».  В  некоторых  странах  для  возникновения  авторского  права  необходимо  совершить  ряд  действий,  например,  депонирование  экземпляров,  регистрация,  оговорка  об  оставлении  за  собой  прав,  нотариальные  удостоверения,  уплата  сборов,  производство  или  выпуск  в  свет  на  территории  данного  государства.  Это  более  верное  решение,  автору  это  принесет  неудобства,  но  нельзя  исключить  ситуацию,  когда  один  объект  авторского  права  выпущен  одновременно  двумя  авторами,  один  из  которых  лишь  скопировал  его.  Так  всем  известная  история  с  Поповым  и  Маркони,  Тесла  и  Эдисон.  В  США  для  охраны  авторскими  правами  автор  должен  был  поставить  на  своём  произведении  знак  охраны  авторских  прав  (так  же  как  и  в  США,  в  РСФСР  для  возникновения  авторского  права  фотографа  на  свои  фотографии  требовалось  соблюдение  формальностей  —  закон  (основы  1928  года,  а  затем  ГК  РСФСР)  требовал  обозначения  на  каждом  экземпляре  фотографии  фирмы  или  имени,  фамилии  и  места  жительства  фотографа,  а  также  года  выпуска  в  свет  фотографического  произведения).  В  противном  случае  произведение  не  защищалось  авторским  правом  и  переходило  в  общественное  достояние.  Данные  действия  ставили  в  известность  третьи  лица  в  том,  что  авторские  права  закреплены  и  они  охраняются. 

Ситуация  поменялась  в  1989  г.,  когда  США  присоединились  к  Бернской  конвенции  и  охрана  произведений  стала  автоматической  (  в  СССР  в  1992  году  вступили  в  силу  «Основы  гражданского  законодательства  СССР  и  республик»,  которые  содержали  норму,  согласно  которой  для  предоставления  охраны  фотографиям  не  нужно  никаких  формальностей).  С  этих  пор  появилась  проблема  узнать  владеет  ли  кто-нибудь  чем-либо,  будь-то  научный  труд  или  допустим  меткое  высказывание.  Новые  правила  не  объясняют  создателям  как  в  случае,  если  они  хотят  разрешить  определенные  способы  использования  произведения,  как  это  сделать,  как  указать  где  «красная  черта».  Сейчас  широко  обсуждается  такой  правовой  прецедент  как  Creative  Commons,  истоки  которого  в  США.  Лоуренс  Лессиг  «Наши  инструменты  облегчат  для  художников  и  писателей  возможность  сделать  некоторые  или  все  свои  права  доступными  для  общественности  бесплатно.  Если,  например,  артист  хочет,  чтобы  его  музыка  была  доступна  для  некоммерческого  использования,  или  только  лишь  указывалось  его  авторство,  наши  инструменты  помогут  ему  выражать  эти  намерения  в  „машиночитаемой“  форме.  Компьютеры  будут  затем  иметь  возможность  определить  и  понять  условия  лицензии  автора,  что  делает  их  проще  для  людей,  для  поиска  и  распространения  творческих  произведений».  Уже  существуют  как  отрицательные,  так  и  положительные  отзывы,  окончательной  законодательной  оценки  нет  [3].

Нарушения  авторских  прав  в  Интернете  наиболее  дискуссионный  вопрос  в  юридических  кругах.  В  первую  очередь  необходимо  отметить,  что  система  защиты  именно  в  РФ  слаборазвита  и  по  сравнению  с  другими  странами  нет  четкого  контроля  и  наказания.  Так  в  ч.  1  ст.  1252  ГК  РФ  указывается,  что  защита  нарушенных  исключительных  прав  на  результаты  интеллектуальной  деятельности  осуществляется  путем  предъявления  требования  о  пресечении  действий,  нарушающих  право  или  создающих  угрозу  его  нарушения,  -  к  лицу,  совершающему  такие  действия  или  осуществляющему  необходимые  приготовления  к  ним,  о  возмещении  убытков,  о  публикации  решения  суда  о  допущенном  нарушении  с  указанием  действительного  правообладателя  и  т.д.  Данные  меры  ещё  могут  возыметь  эффект  в  печатной  продукции  и  то  это  спорное  утверждение,  но  в  сети  это  трудно  представить  «Порой  случается,  что  правообладатель,  права  которого  нарушены  в  Интернете,  находится  в  одной  стране,  нарушитель  находится  в  другой,  а  интернет-сервер,  с  использованием  которого  нарушаются  права,  -  в  третьей.  Если  бы  это  было  не  так,  то  в  Интернете  не  существовало  бы  десятки  тысяч  сайтов  террористических  организаций,  сайтов,  распространяющих  детскую  порнографию  и  т.п.»  [4].  Современный  уровень  техники  и  знаний  позволяет  правонарушителю  остаться  не  узнанным,  степень  анонимности  зависит  от  профессионализма  компьютерщика.  Другими  словами  «предъявления  требования  о  пресечении  действий,  нарушающих  право  или  создающих  угрозу  его  нарушения»  будет  проблематично,  так  как  его  в  принципе  некому  предъявлять.  Процесс  применения  второй  меры  -  возмещение  убытков  также  непонятен.  Даже  если  повезло  и  нарушитель  установлен,  как  будет  высчитываться  размер  убытков?  Ведь  известно,  что  компьютерщики  используют  много  уловок:  ставят  пробелы,  меняют  параметры,  коды,  графику  в  играх.  Этот  способ  известен  любому  студенту,  то  хоть  раз  проверял  свою  работу  на  сайте  «Антиплагиат»

Стоит  отметить,  что  параллельно  с  тенденцией  ужесточить  и  как-то  укрепить  защиту  авторских  прав,  существует  и  обратная  ситуация  -  появление  по  всему  миру,  в  том  числе  и  в  России,  так  называемых  «Анонимов»  и  Пиратских  партий.  Международная  хакерская  группа  «Анонимы»  (Anonymous)  относится  к  хактивистам.  Их  философия  —  противоборство  с  корпорациями  и  правительствами,  которые  вмешиваются  в  Интернет.  Они  подчеркивают,  что  Интернет  должен  быть  открытым  и  свободным  для  всех.  Данная  группа  ярый  поборник  копирайта  и  внедрения  Интернет-цензуры.  Своими  кибератаками  они  хотят  показать,  что  никакие  законы  и  тем  более  многомиллионное  финансирование  не  смогут  обезопасить  секретные  правительственные,  военные  и  корпорационные  файлы.

Другое  явление,  как  было  указано  выше  -  пиратские  партии  —  политические  партии,  целью  которых  является  реформа  законодательства  в  области  интеллектуальной  собственности,  патентов,  копирайта.  Они  выступают  за  свободный  некоммерческий  обмен  информацией  и  недопустимость  его  преследования  по  закону.  Данное  движение  выступает  за  права  обычных  пользователей,  в  поддержку  коллективного  доступа  к  файлам,  файлообменникам  в  сети  Интернет.  Так  же  они  стремятся  к  ограничению  вмешательства  государства  в  работу  сайтов  и  блогов.  Представители  партий  утверждают,  что  законодатели  заменяют  понятия  «технический  прогресс»  и  «преступность  в  Интернете».  Судя  по  тому,  что  Пиратские  партии  получают  голоса  на  выборах,  население  согласно  с  их  позицией.

В  таком  явлении  как  нарушение  авторских  прав  можно  выделить  несколько  аспектов:

$11.   Этический.  Два  противоположных  подхода  к  этому  вопросу.  Одни  юристы,  авторы  называют  использование  например  книги  без  ведома  автора  воровством.  Они  утверждают,  что  любая  книга  —  это  плод  тяжелого  интеллектуального  труда,  зачастую  многолетних  исследований,  наблюдений.  Другие  (Ричард  Столлман,  Миша  Вербицкий)  всё  же  склоняются  к  точке  зрения,  согласно  которой  скачивание  книги,  компьютерной  программы  это  не  преступление,  а  неминуемый  результат  прогресса.  Более  того,  скачав  книгу,  хоть  даже  и  незаконно,  человек  интеллектуально  развивается  и  увеличивает  популярность,  известность  автора,  посоветовав  её  друзьям  в  социальной  сети.  Более  того  сами  авторы  зачастую  при  написании  своей  работы:  книги,  песни,  мелодии,  диссертации  нарушает  права  другого  автора  (по  крайней  мере  в  нашей  стране).

К  тому  же  это  вопрос  менталитета.  Разное  отношение  обычных  граждан  США  и  России  к  этому  вопросу.  Очень  интересно  рассуждает  на  эту  тему  в  своей  книге  Миша  Вербицкий  «Если  студент  колледжа  в  США  обнаружит  своего  соученика  списывающим  на  экзамене,  то  непременно  донесет  преподавателю;  потому  что  все  блага,  в  том  числе  и  оценки,  должны  доставаться  заслуженно  и  никак  иначе  (ну  может  не  все  до  единого  донесут,  но  как  минимум  половина  не  поленится  и  стукнут,  а  остальные  их  одобрят).  Причем  не  просто  стукнут,  а  проследят,  чтобы  преподаватель  доложил  кому  надо  в  деканат;  а  если  преподаватель  не  доложил,  донесут  и  на  него.  Для  русских  профессоров  в  американских  вузах  подобное  поведение  студентов  вызывает  сильнейший  культурный  шок  (…зачастую  приводит  к  служебным  неприятностям  разной  тяжести)  -  Если  бы  в  России  была  бы  американская  религиозная  этика,  американский  капитализм  и  американские  стукачи,  это  была  бы  не  Россия,  а  Америка.  Так  же  глупо  ожидать  от  соседа  Пети,  чтобы  он  не  давал,  во  имя  неприкосновенности  частной  собственности,  соседу  Васе  списать  Windows  XP»  [1].

$12.   Экономический.  Именно  высокие  цены  на  печатную  продукцию,  диски  с  музыкой  в  магазинах  толкают  людей  использовать  контрафактную  продукцию.  Кроме  того,  здесь  свою  роль  играет  постоянно  развитие  технологий  и,  как  следствие,  необходимость  в  постоянном  режиме  менять  ПО  (программное  обеспечение).

$13.   Социальный  аспект.  «Информационная  демократия»  или  как  её  называют  Партии  «Электронная  демократия».  Свободный  информационный  обмен  —  это  основное  условие  общественного  прогресса:  именно  свободный  доступ  к  информации  обеспечивает  развитие  каждого  человека  и  общества  в  целом.  Сегодня  институт  авторского  права  превращён  в  инструмент  извлечения  сверхприбылей,  инструмент,  который  работает  не  в  интересах  культурного  развития  общества  и  даже  не  в  интересах  авторов  —  но  в  интересах  посредников-правообладателей.

Необходимо  добавить,  что  авторское  право  –  это  постоянно  изменяющаяся  отрасль,  оно  остро  реагирует  на  изменения  не  только  в  информационном  секторе  и  технологии,  но  и,  конечно  же,  в  экономической  и  духовной  сферах  общества.

На  данном  этапе  необходимо  создание  неких  реестров,  кодов  как  произведений,  так  и  авторских  прав  (например,  код  234  -  право  свободного  использования  произведения  только  на  территории  РФ,  допустим  код  67  -  использование  только  после  отчисления  вознаграждения  автору  или  после  1  года  после  опубликования  и  т.д.),  данные  реестры  должны  быть  международного  уровня.  Ещё  один  из  шагов  к  борьбе  с  нарушением  авторских  прав  -  ужесточение  наказания  издательств,  сайтов,  чья  основная  цель  извлечение  прибыли  за  счет  нарушения  прав  авторов. 

 

Список  литературы:

  1. Вербицкий  М.  Антикопирайт  //  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  -  URL:  http://imperium.lenin.ru/LENIN/32/C/
  2. Дозорцев  В.А.  Интеллектуальные  права:  Понятие.  Система.  Задачи  кодификации.  Сборник  статей/  Исследовательский  центр  частного  права  —  М.:  Статут,  2005.  —  416  с.
  3. Лессиг  Л.  Свободная  культура  /  М:.  «Прагматика  Культуры»  Тираж  2000,  272  стр. 
  4. Мешков  В.  Авторские  права  на  новости:  соглашения  СМИ  —  о  проблемах  ведущих  СМИ,  связанных  с  защитой  авторских  прав  на  новости  //  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  -  URL:  http://urisconsult.spb.ru/info/45/

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.