Статья опубликована в рамках: LXXIV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 26 июня 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ ОХРАНЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ ОБ УМЕРШИХ: К ВОПРОСУ О КВАЛИФИЦИРОВАННОМ ПРЕДМЕТЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ.244 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена вопросу квалифицированного предмета преступления, предусмотренного ст. 244 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которой раскрыт полный перечень предметов-носителей социальной памяти об умерших. Актуальность данной статьи обуславливается тем, автор предлагает с целью приведения «буквы» уголовного закона в соответствие с его «духом» исключить из предметов квалифицированного посягательства на социальную память об умерших указание на «скульптурное и архитектурное сооружение, посвященное борьбе с фашизмом или жертвам фашизма», оставив в п. «б» ч.2 ст.244 УК РФ только такой квалифицированный предмет преступления, как «места захоронения участников борьбы с фашизмом», дополнив его лишь указанием на «места захоронения жертв фашизма», а также «надмогильные сооружения на данных местах захоронения».
Ключевые слова: Уголовная политика, предмет квалифицированного посягательства на социальную память об умерших, архитектурное сооружение, скульптурное сооружение, предметы-носители социальной памяти об умерших и др.
Уголовная политика Российской Федерации в отношении охраны социальной памяти об умерших отражается в решениях государственной власти в сфере уголовного законодательства[2,c.27] - в изменениях редакции ст.244 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Надругательство над телами умерших и местами их захоронения». Дважды данные решения касались наказуемости преступных деяний, посягающих на социальную память об умерших (Федеральные законы от 8 декабря 2003 года №162-ФЗ и от 7 декабря 2011 года №420-ФЗ). Кроме того, уголовная ответственность за данные посягательства дополнительно дифференцировалась в зависимости от мотивации виновного (Федеральный закон от 24 июля 2007 года №211-ФЗ). Однако эти изменения представляются недостаточными.
Так, п. «б» ч.2 ст.244 УК РФ предусматривает квалифицированный предмет преступления – «скульптурное и архитектурное сооружение, посвященное борьбе с фашизмом или жертвам фашизма, либо места захоронения участников борьбы с фашизмом».
Фашизмом в русском языке именуется идеология воинствующего расизма, антисемитизма и шовинизма, опирающиеся на нее политические течения, а также открытая террористическая диктатура одной господствующей партии, созданный ею репрессивный режим, направленный на подавление прогрессивных общественных движений, на уничтожение демократии и развязывании войны[8,c.849]. В Проекте Федерального закона «О запрещении пропаганды фашизма в Российской Федерации» № 96700070-г, принятом Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 5 июля 1996 г., под фашизмом понимается идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определенной нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, культа вождя, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.
Архитектурным сооружением считается архитектурный объект, созданный на основе архитектурного проекта (абз. 4 статьи 2 Федерального закона от 18.10.1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» [12]), скульптурным сооружением - всякая значительная постройка, созданная в объемном виде путем резьбы, высекания, лепки или отливки, ковки, чеканки и т.д. Как предмет – носитель социальной памяти об умерших, в данном случае – особо охраняемых умерших – борцов с фашизмом и жертв фашизма, соответствующее сооружение должно быть возведено на месте захоронения данных лиц (независимо от их возраста, гражданства, национальности, пола, политических и религиозных убеждений, расы и т.д., как отмечается в комментариях уголовного законодательства [3,c.604]; [4,c.440]; [5,c.753]; [7,c.220]; [9,c.196]; [10,c.405]; [15,c.304]). Аналогичные сооружения, возведенные в ином месте, где они призваны символизировать борьбу с фашизмом, не должны рассматриваться в качестве предметов – носителей социальной памяти об умерших. Противоположная позиция [1,c.500]; [6,c.534]; [11,c.222]; [14,c.566]; [16,c.158] соответствует «букве» действующего уголовного закона - п. «б» ч.2 ст.244 УК РФ в действующей редакции, но противоречит логике уголовно-правовых предписаний, согласно которой охрана памятников и охрана мест захоронения осуществляется различными уголовно-правовыми нормами.
С целью приведения «буквы» уголовного закона в соответствие с его «духом» целесообразно было бы исключить из предметов квалифицированного посягательства на социальную память об умерших указание на «скульптурное и архитектурное сооружение, посвященное борьбе с фашизмом или жертвам фашизма», оставив в п. «б» ч.2 ст.244 УК РФ только такой квалифицированный предмет преступления, как «места захоронения участников борьбы с фашизмом», но дополнив его указанием на «места захоронения жертв фашизма», а также «надмогильные сооружения на данных местах захоронения».
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»[13] места захоронения определяются как отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооруженными на них кладбищами для захоронения останков умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения останков умерших), крематориями для предания останков умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Пункт 2.11.2 Национального стандарта РФ «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008), определяет место захоронения, как часть пространства объекта похоронного назначения, предназначенная для захоронения останков или праха умерших (или погибших).
Места захоронения могут быть организованы в виде могил, колумбарных ниш и специальных участков для развеивания праха, зданий-кладбищ, склепов, мавзолеев и пантеонов.
П. 2.11.3 Национального стандарта РФ «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008), признает могилой земляное сооружение в виде выемки в естественном грунте, предназначенное для захоронения останков умершего (или погибшего) в гробу или без него, или урн с прахом. Под колумбарной нишей, согласно п. 2.11.4 данного документа понимается углубленная ячейка в колумбарии, которым, согласно п.2.5.5 того же акта именуется здание или сооружение (так называемая «стена скорби»), предназначенное для установления урн с прахом умерших (или погибших). Специальные участки для развеивания праха представляют собой отведенные для этих целей земельные участки, которые строго определяются законами субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Зданием-кладбищем, согласно п. 2.5.3 Национального стандарта РФ «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008), признается здание, на надземных и (или) подземных этажах которого проводятся захоронения в гробах или урнах.
Склепом является сооружение, в котором осуществляется захоронение одним или несколькими способами: в могилы - в гробах, на поверхности - в саркофагах, в колумбарные ниши - в урнах. Согласно п. 2.6.3 Национального стандарта РФ «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008) мавзолеем считается здание со склепом, содержащее индивидуальное, семейное или родовое захоронение. Согласно п. 2.6.4 данного документа пантеоном признается одно или несколько сооружений или зданий, содержащих групповое захоронение.
Независимо от предметной разновидности соответствующие места захоронения могут отличаться по социальной характеристике умерших – быть общими, вероисповедальными (зависеть от религиозной принадлежности умерших), историко-мемориальными, воинскими (так, в соответствии с Законом РФ от 14 января 1993 года «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», воинскими захоронениями именуются военные мемориальные кладбища, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах, колумбарии и урны) и т.д.
Характеризуя такую разновидность предметов – носителей социальной памяти об умерших, как надмогильные сооружения, предусмотренную в ч.1 ст.244 УК РФ, необходимо отметить, что, согласно п. 2.6.1 Национального стандарта РФ «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008), ими считаются архитектурно-скульптурные сооружения, содержащее мемориальную информацию, предназначенные для увековечивания памяти умерших (или погибших) и устанавливаемые на месте захоронения (памятник в виде: креста, надгробного камня, обелиска, скульптуры, стелы и т.д.). Данное определение отчасти напоминает действующую редакцию п. «б» ч.2 ст.244 УК РФ, где говорится про «скульптурное и архитектурное сооружение, посвященное борьбе с фашизмом или жертвам фашизма». Однако УК РФ фактически относит к обязательным признакам данного квалифицированного предмета преступления наличие на нем мемориальной информации, в то время как он должен являться факультативным, обязательным же – место нахождения и назначение данного сооружения – обозначение места захоронения участников борьбы с фашизмом или жертв фашизма.
Список литературы:
- Бойко А.И., Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. - Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1996. – С.500;
- Вандышев, В. В. Уголовная политика в современной России и некоторые проблемы совершенствования уголовного закона/ В. В. Вандышев// Уголовно-правовая защита конституционных прав человека (к 15-летию Конституции России): Матер. Межд.научно-практ.конф, СПб., 26-27 мая 2009 г. – СПб.: Изд-во БИЭПП-БИИЯМС, 2009. – С.27
- Журавлев М.П., Никулин С.И. Уголовное право. Общая и Особенная части: Учебник – М.: Норма, 2004. – С.604;
- Иногамова-Хегай Л.В., Рарог А.И., Чучаев А.И. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник – М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2005. – С. 440;
- Кругликов Л.Л. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Волтерс Клувер, 2005. - С.753
- Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 1997. С.534;
- Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации М.: Юрайт-Издат, 2007. - С.220;
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка / Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой. - М., 2001. - С.849;
- Радченко В.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2008. - С.196;
- Рарог А.И. Уголовное право России. Части Общая и Особенная: Курс лекций – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ПРОСПЕКТ, 2007. - С. 405;
- Рарог А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: Проспект, 2011. - С.222;
- Российская газета. – 1995. – № 231;
- Российская газета. – 1996. - № 12;
- Чучаев А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации . М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2005. - С.566
- Чучаев А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: КОНТРАКТ, 2011. - С.304;
- Чучаев А.И. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. М.: КОНТРАКТ, 2012. - С.158.
дипломов
Оставить комментарий