Статья опубликована в рамках: LXXIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2017 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Уголовное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
дипломов
СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ ОБ УМЕРШИХ КАК ДОСТОЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ, ТРЕБУЮЩЕЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: СТАНДАРТЫ И ОГРАНИЯЕНИЯ
SOCIAL MEMORY OF THE DEAD AS THE DOMAIN OF PUBLIC MORALITY, REQUIRE CRIMINAL LEGAL SERVICES: THE STANDARDS AND LIMITATIONS
Yulia Makarova
рost-graduate student of Criminal Law and Process Chair, National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Attorney of Lawyer’s Office “Krivulia, Sorokina i partnery”,
Russia, Surgut
АННОТАЦИЯ
Данная статья посвящена проблематике социальной памяти об умерших как достояния общественной нравственности, затрагивая тем самым вопрос об отсутствии легитимного определения «общественной нравственности». В статье рассмотрены законодательные стандарты, влияющие на форму погребения умершего, как основная гарантия волеизъявления лиц, закрепленная законом Российской Федерации, а также определены ограничения установленные государством в качестве специальной превентивной меры.
ABSTRACT
The article is devoted to the problem of social memory of the deceased as an asset of public morality, thus affecting the issue of the lack of a legitimate definition of "public morality." In the article legislative standards affecting the form of burial of the deceased are considered as the basic guarantee of the person’s expression of will fixed by the law of the Russian Federation, as well as the restrictions established by the state as a special preventive measure are determined.
Ключевые слова: общественная нравственность, социальная память умерших, уголовно-правовая охрана, стандарты, ограничения.
Keywords: public morality, social memories of the dead, criminal legal protection, standards, limitations.
В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. Президент РФ В.В. Путин отметил, что сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп, подчеркнув, что закон может защищать нравственность и должен это делать, но нельзя законом установить нравственность [8]. На защиту общественной нравственности направлен уголовный закон, в частности, гл.25 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), которая предусматривает уголовную ответственность за посягательства, глубоко затрагивающие устои общественной нравственности, в т.ч. за надругательство над телами умерших и местами их захоронений (ст.244 УК РФ).
Попытка формулирования легальной (законодательной) дефиниции нравственности (общественной нравственности) наблюдалась в проекте Федерального закона «О защите общественной нравственности», с 30 июня 1998 года по 27 апреля 2004 г. находившемся на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (далее – ГД РФ). Следует отметить, что легальная дефиниция представляет собой определение юридического понятия, содержащееся в тексте законодательного акта [9,c.10-14]. Соответственно, в зависимости от наличия в законодательстве легальной дефиниции обозначаемого юридическим термином понятия сам термин может считаться дефинированным или недефинированным. Согласно указанному законопроекту нравственность трактуется, как «исторически сложившаяся и признаваемая большинством граждан совокупность традиций, устойчивых норм и критериев социального поведения на основе понятия общественного блага». В связи с отсутствием легальной дефиниции нравственности до настоящего времени представители современной уголовно-правовой науки дают следующие доктринальные определения недефинированному термину «общественная нравственность»: (1) учение (система взглядов) о добре и зле (хорошем и плохом), возможностях по формированию духовных и социальных качеств человека, позволяющих ему обеспечить свои права, свободы и законные интересы без ограничения прав, свобод и законных интересов других лиц, предприятий, учреждений, организаций; (2) выступающая отражением данного учения (системы взглядов) совокупность этических правил, имеющих социально-всеобщее значение и регулирующих поведение человека во всех сферах общественной жизни [5,c.292]; [4,c.672].
В отличие от морали, нравственность представляет не требования человека к самому себе и оценку собственного поведения в качестве хорошего или плохого, а требования общества к человеку и оценку его поведения в качестве хорошего или плохого [12;c.169-170]. Следовательно, нравственность всегда социальна, и российскому законодателю не было необходимости использовать в УК РФ терминологическое сочетание «общественная нравственность». «Нравственность» и «общественная нравственность» - синонимические выражения, словесные формы с одним и тем же содержанием. Тем не менее, до внесения законодателем корректив в текст УК РФ представляется необходимым пользоваться терминологией, установленной уголовным законом.
При совершении уголовно наказуемого посягательства на общественную нравственность происходит дезорганизация нравственных отношений, в частности, попрание социальной памяти, которая представляет собой систему хранения, переработки и передачи существенно значимой информации, необходимой для функционирования общества [11,c.487], сохранения накопленного общественного опыта и передачи его от поколения к поколению[3,c.587]. Содержанием социальной памяти является коллективный опыт человечества, который фиксируется в общезначимой форме с помощью различных социокультурных средств (язык и другие знаковые системы, орудия труда, навыки трудовой деятельности, социальные отношения и другие элементы материальной и духовной культуры).
Социальная память представляет собой своего рода хранилище результатов практической и познавательной деятельности, выступающих в информационном отношении базисом формирования сознания каждого человека, а также базисом функционирования и развития индивидуального и общественного познания [6;c.46]. Соответственно социальная память об умерших представляет собой сохранение традиций по достойному отношению к носителям памяти об умершем – телу умершего и месту его захоронения.
12 января 1996 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»[7] (далее – Закон о погребении), установивший гарантии осуществления погребения умерших и определивший порядок организации мест погребения и осуществления похоронной деятельности.
Согласно п. 2.11.1 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008), погребение подразумевает обрядовые действия по захоронению тела умершего, иных останков, праха умершего (или погибшего) в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими этическим и санитарным требованиям, путем предания земле, огню или воде в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обряд погребения включает в себя, в первую очередь, гигиенический (эпидемиологический) момент, который заключается в том, что труп становиться источником инфекций и пищей для паразитов[1,c.103]. Неслучайно, согласно основным мировым религиям, тело умершего хоронят в максимально короткие сроки, пока не начинаются посмертные изменения трупа[10,c.34-37].
К формам погребения тел умерших в Российской Федерации относятся:
- ингумация (согласно п. 2.10.5 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008), ингумацией считается предание тел умерших (или погибших) земле);
- кремация (согласно п. 2.10.8 Национального стандарта Российской Федерации «Услуги бытовые, Услуги ритуальные: термины и определения», утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 года № 516-ст (ГОСТ Р 53107 – 2008), кремацией считается предание тел умерших (или погибших) огню, в частности, как объясняется в п.2.5.4 данного документа, - путем загрузки гробов в кремационную печь – техническое устройство, в котором проводят сжигание кремируемых объектов с соблюдением определенных требований технического, санитарного, экологического, этического и эргономического характера, работающее на газе или жидком топливе, или электричестве);
- затопление (предание тел умерших (или погибших) воде), применяющееся при условии отсутствия возможности распространения различных инфекций в окружающую водную среду.
На выбор формы погребения, как правило, оказывают влияние мировоззренческие предпочтения умершего либо лиц, осуществляющих его захоронение, поскольку Законом о погребении каждому человеку после смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления и пожелания родственников (ст.1).
Так, например, согласно христианским обычаям обряд погребения, в общих чертах, представляет собой совокупность следующих действий: (1)омовение тела умершего водою, символизирующее будущее предстояние пред Богом в чистоте и непорочности; (2) облачение тела умершего в одежду или саван; (3) положение тела умершего в гроб (при этом чело умершего должно быть украшено венчиком (представляющим собой изображение Спасителя на бумаге), глаза - закрыты, уста – сомкнуты, руки - сложены на груди крестообразно, в них вложена икона Спасителя или Распятие) и покрытие его тканью (символизирующей, что умерший находится под покровом Христовым); (4) чтение молитв над телом умершего (как правило, при принесении гроба с телом умершего в храм); (5) ингумация посредством опускания гроба в могилу и засыпания его землей.
Согласно мусульманским обычаям обряд погребения представляют собой совокупность несколько иных действий: (1) омовение тела умершего водою, символизирующее будущее предстояние пред Богом в чистоте и непорочности (при этом мученики погребаются без омовения, чтобы не смыть с них «кровь мученичества»); (2) облачение тела умершего в саван (при этом мучеников не заворачивают в саван, а хоронят в одежде, в которой они находились в момент смерти); (3) положение тела умершего на погребальные носилки; (4) чтение молитв над телом умершего; (5) ингумация посредством опускания тела умершего в могилу на правый бок, закладывание его камнями и листвой, засыпания землей.
Иудейский обряд погребения включает в себя, в общих чертах, следующие ритуальные действия: (1) омовение тела умершего водою, символизирующее будущее предстояние пред Богом в чистоте и непорочности; (2) облачение тела умершего в белые одеяния и молитвенное покрывало; (3) положение тела умершего в гроб и покрытие его черным покрывалом; (4) чтение молитв над телом умершего; (5) ингумация посредством опускания гроба в могилу и засыпания его землей.
Буддистский обряд погребения, в общих чертах, осуществляется следующим образом: (1) облачение тела умершего в материю с покрытием лица; (2) положение тела умершего в гроб; (3) ингумация посредством опускания гроба в могилу и засыпания его землей.
Однако существуют определенные ограничения в выборе формы погребения умершего. Так, в соответствии со статьей 14.1 Закона о погребении захоронение лиц, принимавших участие в террористической деятельности, смерть которых наступила в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ (Положение о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта утверждено Постановлением Правительства РФ от 20 марта 2003 г. №164 и действует с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. № 425). Тела указанных лиц близким не выдаются, и о месте их погребения не сообщается. Законность подобных ограничений в отношении охраны социальной памяти об умерших установлена Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 июня 2007 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой К.И. Гузиева и Е.Х. Кармовой»[2]. Из содержания жалобы граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кармова следует, что лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, лишают права на соблюдение религиозных и ритуальных обрядов в соответствии с национальными обычаями, чем умаляют достоинство погибших и допускают признание лица виновным в совершении преступления без судебной процедуры, тем самым нарушают права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, в т.ч. ее статьями 21, 28, 45, 46, 49 и 55. Однако Конституционным судом РФ признано, что допустимость традиционного погребения лица, принимавшего участие в террористическом акте, с одной стороны, может служить пропаганде идей террора (места захоронений участников террористических актов могут стать местами поклонения отдельных экстремистски настроенных лиц), а, с другой, – оскорблять чувства родственников жертв этого акта, чем создавать предпосылки для нагнетания межнациональной и религиозной розни. Выдача родственникам тел лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, способна создать угрозу общественному порядку, спровоцировать насильственные действия, столкновения, что может повлечь за собой новые жертвы. Таким образом, ограничения в охране социальной памяти об умерших, смерть которых наступила в результате пресечения их террористических действий, выступает в качестве специальной превентивной меры по предотвращению терроризма.
Таким образом, социальная память об умерших, достойное отношение к телу человека после его смерти включает в себя такие стандарты, которые определяются: (1) формой погребения, что в свою очередь свидетельствует о выражении волеизъявления человеком еще при жизни, каким способом он будет погребен, являясь гарантией закрепленной в законодательстве Российской Федерации и (2) мировоззренческими предпочтениями, которые сформировались у человека на протяжении всей его жизни. Однако, с существующими стандартами по обеспечению социальной памяти об умерших устанавливаются и некие ограничения, которые с одной стороны, противоречат общим принципам и правилам погребения установленные законом, но с другой стороны, выступают специальной мерой по предотвращению терроризма устанавливаемой государством.
Список литературы:
- Бондарева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учебное пособие. - М.: Модек, 2004. – С.103;
- Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. – 2007. - № 4.
- Осипов Г.В. Российская социологическая энциклопедия / Г.В. Осипов. - М.: 1998. С.587;
- Разгильдиев Б.Т, Красиков А.Н. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: учеб. для вузов – Саратов: СЮИ МВД России, 1999. – С.672
- Разгильдяев Б.Т. Уголовное право России. Курс лекций: В 6 т.: учеб.для вузов. – Саратов, 2004. - Т.1. - Кн.1. - С.292;
- Ребане Я.К. Информация и социальная память: к проблеме социальной детерминации познания // Вопросы философии. - 1982. - № 8 - С.46;
- Российская газета. – 1996. - № 12;
- Российская газета. - 2012. - 13 декабря;
- Тихонова С. С. Конструирование легальных дефиниций в современном уголовном законодательстве // Теория и практика науки третьего тысячелетия: Матер. Межд.научно-практ.конф., г. Уфа - 2014. – С.10-14;
- Филина Е.М. Влияние Культурно-исторических факторов на процесс криминализации деяний, посягающих на тела умерших и места их захоронения // Российский следователь. - 2014. - № 15. - С.34-37;
- Фролов И.Т. Философский словарь / И.Т. Фролов. - М.: - Республика Современник, 2009 – С.487;
- Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М.: 1911. С. 169-170.
дипломов
Оставить комментарий