Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXXIII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 24 мая 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Предпринимательское право и правовые основы банкротства

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Лебедев К.К., Новиков А.С. К ВОПРОСУ О МЕРАХ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРАВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ) // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXXIII междунар. науч.-практ. конф. № 5(67). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 40-44.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О МЕРАХ НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ ПРАВЕ (НА ПРИМЕРЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ НАЛОГОВ)

Лебедев Константин Константинович

канд. юрид. наук, доц. кафедры коммерческого права Санкт-Петербургского государственного университета

РФ, г. Санкт-Петербург

Новиков Антон Сергеевич

студент  направления «Юриспруденция», Санкт-Петербургский государственный университет,

РФ, г. Санкт-Петербург

THE QUESTION OF TAX INCENTIVES IN THE ENERGY LAW (FOR EXAMPLE, ENVIRONMENTAL TAXES)

Konstantin Lebedev

PhD, associate Professor of commercial law Saint Petersburg state University

Russia, Saint Petersburg

Anton Novikov

student of direction «Jurisprudence» Saint-Petersburg State University,

Russia, Saint Petersburg

 

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является поиск оптимальных методов налоговой политики в условиях энергетического права, увязывающих правовые, экономические и энергетические аспекты деятельности, связанной с повышенным фактором экологического риска. Используя сравнительно-правовые и количественные методы, авторы формули­руют основные принципы, соблюдение которых необходимо для эффективного правового регулирования соответствующих объектов.

ABSTRACT

The aim of the study is to find optimal methods of tax policy in the energy law, linking legal, economic and energy aspects of activities associated with high ecological risk factor. Using comparative legal and quantitative methods, the authors formulate the basic principles, the observance of which is essential for effective legal regulation of corresponding objects.

 

Ключевые слова: энергетическое право, экологические риски, налоги, налоговый фактор, стимулирование.

Keywords: energy law, environmental risks, tax, tax factor, stimulation.

 

В настоящее время налоговая политика не может быть ограничена лишь условиями правовой действительности, а тесно связана с экономическим кластером общественных отношений, поскольку наиболее активным образом регулирует те общественные отношения, которые возникают при осуществлении хозяйственной деятельности соответствующих субъектов [2, с. 404-415]. При этом, рассматривая вопрос о так называемом экологическом налогообложении, представляется необходимым заметить социальную функциональную нагрузку любого налога.

Современная налоговая политика Российской Федерации в эколо­гическом разрезе несмотря на относительную динамичность налогового права в целом представляется весьма статичной [1, с. 253-257]. Однако в условиях существующих российских экономических реалий наличествует ряд субъектов, хозяйственная деятельность которых связана с определенными рисками для окружающей среды. Фактически соответствующая деятельности если и введена в орбиту налоговых отношений, то наименее эффективным образом в связи с отсутствием комплексного учета особенностей таких объектов, что деструктивно влияет как на принципы справедливости налогообложения, так и на экономико-правовой характер поведения таких субъектов (в разрезе учета загрязнений и характера негативных последствий по отношению к окружающей среде) [5, с. 346].

Представляется необходимым сформулировать основные практи­ческие положения и принципы, введение которых в налоговое законодательство позволит как повысить эффективность налоговой политики в отношение соответствующих плательщиков, так и воплотить в практическом аспекте социальную функцию налого­обложения, смягчив зачастую агрессивную политику субъектов экономической деятельности в отношение соблюдения основ эколо­гического нормирования [4, с. 337]. К соответствующим положениям можно отнести следующие максимы.

Максима 1. Дифференцирование подхода к: (1) субъектам экономической деятельности – налоговым плательщикам (мелким, средним, крупным предприятиям); (2) степени экологического риска деятельности субъектов (в зависимости от приоритетности риска – высокой, средней, низкой). При этом, содержание соответствующего подхода должно быть установлено на федеральном уровне, в то время, как количественные показатели, как экономического, так и экологи­ческого разрезов, должны устанавливаться на уровне субъектов. При этом, представляется возможным осуществление соответствующего регулирования одновременно на двух уровнях в связи с отнесением таких вопросов пунктом «в» части 1 статьи 72 Конституции РФ к полномочиям совместного ведения РФ и ее субъектов [3]. Мелкие и средние предприятия с повышенным фактором экологического риска неспособны прежде всего с экономической точки зрения к нанесению сравнительно существенного экологического вреда для окружающей среды. При этом, степень риска такого вреда повышается в отношение крупных экономических игроков на рынке – с повышением экономического масштаба пропорциональным образом увеличивается и степень экологического риска, как правило, имеющего выражение в виде отклонений от рамок экологического нормирования.

На практике реализовать соответствующую максиму представ­ляется возможным с применением количественных методов. В такой налоговой формуле необходимо пропорционально учитывать как экономическую составляющую в виде объемных финансовых характеристик плательщика, так и экологическую – в виде трехфазного подхода к определению степени экологического риска. При этом, соответствующий подход преследует одновременно два целевых показателя: с одной стороны, он стимулирует субъектов к добросовестному поведению к экологическому нормированию; с другой стороны – в отношение крупных экономических субъектов реализуются предупредительно-карательные цели, связанные с необходимостью соблюдения рамочного регулирования в экологическом разрезе (ограничивается сама возможность нарушения экологического нормирования).

Любой дифференцированный подход при этом необходимо соотнести с принципами разумности и соразмерности налогового бремени. Стоит отметить, что любая деятельность субъекта с повышенным фактором экологического риска уже связана с определенным характером издержек как административного, так и финансового плана. Следовательно, есть необходимость рассмотрения такого подхода в совокупности с уже существующими издержками для предприятий, что обеспечит и учет экономических реалий деятельности. Такая реализация возможна в виде увеличенного налогового периода и налоговых «каникул» для вновь созданных предприятий.

Таким образом, конечная налоговая формула для расчета может быть выражена в следующем виде:

где:   сумма – размер налоговой обязанности, подлежащий исполнению;

налоговая ставка – базовый размер налоговой обязанности

коэффициентэк - увеличительный / уменьшительный коэффициент в зависимости от экономико-финансовых показателей плательщика

коэффициентэколог - увеличительный коэффициент в зависимости от показателя фактора экологического риска.

Максима 2. Привязка налоговых поступлений к территории деятельности экономического субъекта. Представляется возможным выделить следующие виды налоговых плательщиков в рассматриваемом аспекте:

  1. налоговые плательщики определенной территориальной принадлежности.
  2. налоговые плательщики смешанной территориальной принадлежности.
  3. налоговые плательщики непостоянной (неопределяемой) территориальной принадлежности.

Максима 3. Межведомственное административное взаимодействие между налоговым органом и органами экологического контроля. Анализируя любой налог, связанный с экологической составляющей, возникает вопрос о дисфункции налогового органа в отношение определения правильности дифференциации того или иного объекта в соответствии со степенью экологической опасности. При этом, аспект, связанный с экологическими рисками, исключает любую государственно-экспертную формальную деятельность в связи с самой спецификой риска – он всегда соотносим с категорией будущего. Такая дифференциация, соответственно, возможна только в рамках предварительного экологического контроля.

Указанные выше факторы позволят осуществить эффективное стимулирование деятельности в условиях энергетического права с минимизацией экологического вреда.

 

Список литературы:

  1. Боголюбов С.А. Актуальные проблемы экологического права: монография / С.А. Боголюбов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». -Науч.-практ. изд. - М.: Юрайт, 2015. - 498 с.
  2. Гаврилюк Р.А. Антропосоциокультурный код налогового права: монография. -Черновцы: Черновицкий национальный университет, 2014. Книга 2, Константы налогового права / Р.А. Гаврилюк; Министерство образования и науки Украины, Черновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича. - 2014. - 804 с.
  3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.constitution.ru/ (Дата обращения 10.05.2017).
  4. Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О.И. Крассов. - 4-е изд., пересмотр. -М.: Норма: Инфра-М, 2016. - 528 с.
  5. Новиков А.С. Государство и право в пространстве транзита: от «идеальной машины управления» к клинике власти // Молодой ученый. - Казань: Молодой ученый - № 18 (122), 2016. - С. 344-350.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.