Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LXX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 февраля 2017 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Теория государства и права

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Кича М.В. УЧЕНИЕ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МУСУЛЬМАН-СКОМ ПРАВЕ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXX междунар. науч.-практ. конф. № 2(64). – Новосибирск: СибАК, 2017. – С. 45-49.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

УЧЕНИЕ О ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МУСУЛЬМАН-СКОМ ПРАВЕ

Кича Мария Вячеславовна

старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства, к.ю.н, Ростовский филиал ФГБОУВО «РГУП»

Россия, г. Ростов-на-Дону

THEORY OF HUMAN RIGHTS IN THE MODERN ISLAMIC LAW

Maria Kicha

senior lecturer of chair of theory and history of law and state, PhD Russian State University of Justice (Rostov branch)

Russia, Rostov-on-Don

 

АННОТАЦИЯ

В статье анализируется развитие и современное состояние учения о правах человека в мусульманском праве. Особое внимание автор уделяет противоречиям концепции прав человека в исламском праве и концепции прав человека, принятой международным сообществом.

ABSTRACT

The article analyzes the development and current state of human rights teaching in Islamic law. Particular attention is paid to the contradictions of human rights concepts in Islamic law and the concept of human rights, adopted by the international community.

 

Ключевые слова: мусульманское право, Ближний Восток, правовая система, права человека.

Keywords: Islamic law, Middle East, law system, human rights.

 

В настоящее время исследование концепций прав человека представляет особый теоретический и практический интерес. В связи с интеграцией и глобализацией особую актуальность приобретает изучение концепций прав человека в различных регионах земного шара – ближневосточном, азиатском и других. Политико-правовые процессы, имеющие место в арабском мире, проживание в Европе большого количества мусульман, а также заключение смешанных браков неизбежно приводят к конфликту культур и цивилизаций. Мусульманское право слабо изучено европоцентричными юридическими доктринами, поэтому современные исследования в области исламской теории прав человека очень актуальны.

В настоящее время ислам представляет собой не только крупнейшую вторую религию в Европе после христианства, но и самую быстрорастущую. Число мусульман в Европе увеличилось с 29,6 млн. в 1990 г. до 44,1 млн. в 2010 г. Доля в населении возросла с 4,1% до 6%. [4] Согласно немецкому Архиву Ислама, в 2007 г. в Европе проживало 53 миллиона мусульман (при этом 16 млн. проживало в странах Европейского Союза, а 25 млн. – в России). По данным американского исследовательского центра PEW, в 2010 г., наиболее многочисленные в Западной Европе уммы – исламские общины – находились в Германии (4,8 млн. человек, или 5,8% населения) и во Франции (4,7 млн. или 7,5% населения). В Великобритании эта доля составляла 4,8% (около 3 млн.). Необходимо помнить, что с тех пор показатели сильно выросли. [3]

Исламская юридическая наука занялась разработкой концепции прав человека относительно недавно – первые работы, посвящённые этой проблематике, датируются серединой XIX в. Л.Р. Сюкияйнен отмечает: «… особое внимание к данной теме во многом объясняется тем, что часто выдвигаемые против ислама обвинения в нарушении прав человека воспринимаются в мусульманском мире как упрёк в адрес шариата в целом, общая негативная оценка исламского права в качестве самостоятельной правовой системы, которая не соответствует современному пониманию права и справедливости». [6]

Э.В. Горян выделяет два основных варианта расхождения мусульманского понимания прав человека с концепцией прав человека, признанной мировым сообществом: «При первом исламская концепция, придерживаясь одинаковых с общепринятыми формулировок прав человека, придаёт их пониманию и реализации свою специфику, но в рамках правового подхода и допустимой интерпретации общего смысла данных прав. Во втором случае исламская теория прав человека вступает в прямой конфликт с международно-правовыми критериями. Причем сама эта теория объясняет такое противоречие необходимостью следовать воле Аллаха, стоящей выше любых созданных человеком правил, а с позиций либерального подхода его причиной является то, что исламская цивилизация просто не достигла уровня правовой культуры, который необходим для принятия и претворения общемировых стандартов прав человека». [4]

Действительно, одним из основополагающих аспектов шариата являются обязательства человека перед Аллахом, что, казалось бы, означает если не полное отрицание, то, как минимум, существенное ограничение прав и свобод личности и умаление их значения. Однако авторитетные мусульманские исследователи демонстрируют плюрализм мнений по этому поводу. Например, по мнению знаменитого египетского исследователя Шарифа Шехаты, исламское право в больше степени направлено на объекты, а не субъекты права и воспринимается как система обязанностей только теми, кто склонен рассматривать его не с юридической, а с моральной точки зрения [9]. Британский учёный Сеймур Гонн Весей-Фитцжеральд на первой странице своего труда «Магометанское право: краткое изложение по учениям его различных школ» указывает на субъективный характер шариата [11]. Некоторые авторы и вовсе утверждают, что в исламском праве всё подчинено интересам индивида.[8]  

В то же время исламские юристы отказываются принимать европейскую теорию естественных прав и свобод человека. Современное европейское правопонимание, будучи результатом буржуазных революций, является по своей природе светским и секуляритивным. Это коренным образом противоречит исламскому правопониманию – миллионы мусульман верят, что право имеет божественное происхождение, оно создано Аллахом, который передал его людям через пророка Мухаммеда. Следовательно, по мнению представителей мусульманской юридической доктрины, права и свободы человека имеют своим источником не природу, а волю Аллаха, которая выражена в первую очередь в священных книгах мусульман – Коране и Сунне. Кроме того, если западные авторы считают главной целью провозглашения и закрепления естественных прав и свобод человека защиту личности от государственного произвола, то в правовых системах Ближнего Востока государство воспринимается как институт, проводящий в жизнь божественную волю и претворяющий предписания шариата, в частности, относительно правового статуса личности. [5]

Внутригосударственное законодательство арабских государств, равно как и их международные договоры в сфере защиты прав человека, созданы с учётом требований шариата. Например, в уголовном законодательстве Исламской Республики Иран господствует принцип талиона, а также провозглашены наказания в виде бичевания, отрубания конечностей и побития камнями. [2] Арабская хартия прав человека 2004 г. ставит знак равенства между сионизмом и расизмом, допускает смертную казнь несовершеннолетних и не единожды раз подвергалась критике международного сообщества за закреплённый статус женщин и иностранцев. К хартии присоединились 22 государства, но её действие в Сирии в настоящее время приостановлено. [10] Кроме того, в мусульманском мире нет института омбудсмена и суда, аналогичного Европейскому суду по защите прав человека.

Несмотря на значительную роль традиций и религии в политико-правовых процессах, протекающих на Ближнем Востоке, существует ряд авторитетных исследователей, выступающих за универсализацию исламского права и его сближение с западной теорией прав человека. В их числе суданский учёный, профессор юридического факультета Университета Эмори (США) Абдуллахи Ахмад Ан-Наим, автор книги «На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право». Признавая национальную и религиозную идентичность мусульман, Ан-Наим указывает на острую и бесспорную необходимость создания нового исламского права, способного отвечать реалиям современного мира. В первую очередь для этого следует исключить исторические нормы шариата из действующего законодательства мусульманских государств. По справедливому замечанию Ан-Наима, «…применение традиционного шариата в его публично-правовых аспектах порождает в современном обществе большие проблемы» [7]. Отказ от фундаменталистского понимания статуса личности и применения соответствующих правовых норм неизменно повлечёт за собой улучшение правового статуса женщин и немусульман, а также прекращение применения жестоких наказаний, вызывающих критику западного мира.

Необходимо отметить, что исламского международного права в целом и исламского международного гуманитарного права либо исламского права прав человека не существует. Если в настоящее время для большинства западных государств одной из главных юридических проблем является реализация провозглашённых и закреплённых в международном и внутригосударственном законодательстве норм, то в случае мусульманских государств речь идёт о формальном закреплении соответствующих общепризнанных гуманистических норм и положений.

 

Список литературы:

  1. Горян Э.В. Исламская концепция прав человека и прогрессивное развитие международного права // Международное право. – 2015. – № 3. – С. 91-101. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://e-notabene.ru/wl/article_16216.html (дата обращения: 5.02.2017).
  2. Закон об исламских уголовных наказаниях Исламской республики Иран / Научное редактирование А.И. Ахани. Предисловие заместителя Председателя Государственной Думы РФ Ю.Н. Волкова. Перевод с персидского М.С. Пелевина. – СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. – 343 с.
  3. Мусульмане в Европе – сколько их? ИноСМИ. //[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.inosmi.ru/politic/20160815/237546297.html (дата обращения: 5.02.2017).
  4. Сколько в Европе живёт мусульман. Всё о Европе – Euromag.ru.// [Электронный ресурс]  - режим доступа: URL: http://www.euromag.ru/catalogs/stat/40825.html (дата обращения: 15.02.2017).
  5. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и конституционный статус личности в странах зарубежного Востока // Правовое положение личности. Сборник статей. – М.: Наука, 1987. – С. 28-51.
  6. Сюкияйнен Л.Р. Ислам и права человека в диалоге культур и религий. – М.: Садра, 2014. – С. 11.
  7. Abdullahi Ahmed An-Na'im. Toward An Islamic Reformation: Civil Liberties, Human Rights, And International Law (Contemporary Issues In The Middle East). – Syracuse: Syracuse University Press, 1996. – P. 3.
  8. Afchar, H. Muslim Conception of Law // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. II. Chap. 1. The Different Conceptions of the Law. – Paris: Tubingen-Mouton-The Hagues, 1975.  – P. 97-98.
  9. Chehata, Ch. Islamic Law // International Encyclopedia of Comparative Law. Vol. II. Chap. 2. Structure and the Divisions of the Law. – Paris: Tubingen-Mouton-The Hague, 1974. – P. 139.
  10. Civic Freedom Monitor: League of Arab States [Электронный ресурс] The International Center for Not-for-Profit Law. URL: http://www.icnl.org/research/monitor/las.html (дата обращения: 15.02.2017).
  11. Vesey-Fitzgerald, S.G. Muhammadan Law. An Abridgment According to Its Various Schools. – Oxford: Oxford Press, 1931. – P. 1.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.