Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  «ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Конституционное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Панченко П.Н., Шутенко О.В. ПОНЯТИЯ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА В УКРАИНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 6(57). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 68-76.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПОНЯТИЯ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА В УКРАИНСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Панченко Полина Николаевна

канд. юрид. наук, доц. кафедры гражданского процесса Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого,

Украина, г. Харьков

Шутенко Оксана Васильевна

канд. юрид. наук, доц. кафедры гражданского процесса Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого,

Украина, г. Харьков

CONCEPTION OF HONOR AND DIGNITY IN UKRAINIAN LEGAL SYSTEM

Polina Panchenko

student at the National University of Law named after Yaroslav the Wise,

Ukraine, Kharkiv

Oksana Shutenko

phD, Associate Professor at the Department of Civil Procedure Law of the National University named after Yaroslav the Wise,

Ukraine, Kharkiv

 

АННОТАЦИЯ

Цель статьи заключается в рассмотрении понятий чести и достоинства в разных аспектах, а именно как правовую, философскую и этическую категории. При анализе предмета использовались структурно-семантический метод и метод сопоставительного анализа. С помощью этих методов было определено, что, не смотря на схожесть этих двух понятий, они все же имеют существенные отличия. Углубленное исследование позволяет разделить «честь» и «достоинство» как два разных понятия. Понять суть представлений о них каждого человека, как показатель оценки самого себя в обществе.

ABSTRACT

The purpose of this article is to review conceptions of honor and dignity in different aspects, specifically the legal, philosophical and ethical categories. The structural-semantic method and the comparative method were used in the analysis of subject. Using these methods, it was found that, despite the similarity of these two concepts, they still have substantial differences. An in-depth investigation allows to split the “honor” and “dignity” as two different concepts. And also understand the gist of their comprehension by each person, as a measure of evaluating himself in society.

 

Ключевые слова: честь и достоинство как правовая, философская и этическая категории, честь и достоинство в украинском и международном законодательстве, проблемы понимания этих понятий обществом.

Keywords: honor and dignity as legal, philosophical and ethical categories, honor and dignity of the Ukrainian and international law, the problem of understanding the concept by society.

 

С того момента, когда каждая личность начинает понимать себя как человек социальный, человек связанный с обществом, человек, который живет в открытой системе обмена информацией, поступками, чувствами, появляются понятия чести и достоинства, которые помогают каждому получить обратную связь, оценку себя в обществе, коллективе, семье. Честь и достоинство – два основных понятия, которые необходимы для понимания природы права, как социального феномена. Необходимо указать, что сложно анализировать суть этих понятий, поскольку они являются достаточно широкими, и могут быть рассмотрены как в философской, в правовой, в социологической, но чаще всего могут быть рассмотрены и как этические категории.

Честь и достоинство можно охарактеризовать, как лакмус, показатель отношений между человеком и окружающим миром (обществом, другими людьми), как духовную связь. Они отображают моральную ценность личности, репрезентируют оценку моральных качеств и поступков человека, изображают реакцию социума на ее вкусы и систему ценностных ориентиров.

Понятие достоинства настолько тесно связанно с понятием чести, то иногда довольно сложно определить отличия в их содержании. Честь и достоинство – показатели моральной ценности человека. С их помощью определяется моральность отдельного человека и коллектива, и даже общества [3, с. 61].

Понятие чести имеет давнюю и интересную историю. Представление о чести сформировалось в феодальной морали, где соблюдение кодекса чести было и внешним признаком принадлежности к стану, и способом осознания своего места в нем.

В дальнейшем понимании чести личности связывается с ее зависимостью от соответствующего стана, но во внимание берется, в первую очередь, личные заслуги человека, мера человечности, что определяет меру почета и уважения.

На современном этапе развития человечества, честь и достоинство человека не определяется ее принадлежностью к какому-нибудь классу, группе, профессии, расы или нации, она не зависит так же и от имущественного и социального положения, национальности, цвета кожи и т. д. [1, с. 6].

Формирование и реализация моральных качеств есть своего рода утверждение собственного достоинства. Когда это достоинство оценивают другие люди, – приходит признание, уважение. Феномен признания и уважения называется честью. Несмотря на то что понятие чести и достоинства имеют различия, тем не менее они связаны между собой и чаще всего рассматриваются как единая пара категорий в этичном понимании. Это не исключает существование в них специфических качеств, что присуще каждой из них отдельно.

Можно согласиться, что «Честь – особенное моральное отношение человека к себе, что проявляется в осознании своего социального статуса, рода деятельности и моральных заслуг, и соответствующее отношение к ней общества, которое считается с ее репутацией» [11, с. 117]. В этом смысле действительно можно утверждать, что честь – это субъективная оценка общества, которую формулирует сам человек, формулирует на протяжении всей жизни. Потому что каждый день человек работает над своим имиджем, над тем, чтобы отношение к нему было хорошим, поступки должным образом оценены, можно указать, что для социального существа честь и достоинство составляющие общественного мнения оценка его действий. Это своего рода манипуляция обществом.

Анализ научной литературы позволяет определить такие критерии: позитивная моральная репутация, доброе имя отдельного человека или определенного общества людей; уважение и почет; внешнее проявление уважения и почета или принятые в данном обществе знаки уважения и славы; осознание и ощущение чести; синоним лучших духовных качеств личности (благородство, совесть и т. д.); те качества личности или социального общества, которые имеют общее признание, те, за которые отдают почет; синоним достоинства.

Достоинство – это понятие моральной сознательности, которое выражает представление о ценности всякого человека, как моральной личности, а также категория этики, что означает особенное моральное отношение человека к самому себе и отношение к ней со стороны общества, в котором признается ценность личности [12, с. 91]. Понятие «достоинство», то есть осознание каждым человеком своей ценности, в большей мере зависит от людей, которые ее окружают, их экономического уровня, политической самосознательности и мировозрения. Поскольку уровень культуры, образования, доброжелательности общества, в настоящее время оказывает большое влияние на каждого, от окружающих людей и от их влияния невозможно абстрагироваться полностью. Нельзя не согласиться с тем, что идея достоинства личности занимает передовую позицию в условиях демократических превращений, на пути создания правового государства, выражая общую закономерность функционирования гражданского общества. Не случайно поэтому в Преамбуле Международного пакта о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года указывается, что признание достоинства, присуще всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав есть основой свободы, справедливости и общего мира. Кроме того, особенно предупреждается, что права человека выплывают из присущей человеческой личности достоинства.

Очень важным есть то, что механизм защиты чести и достоинства, прописан в законодательствах многих стран и в международном праве. В правовой науке они определены как морально-правовые категории с присущими им специфическими свойствами [9, с. 80]. Честь, достоинство по своей правовой природе относятся к нематериальным благам личности или к так называемым личным неимущественным правам, что приобретаются человеком с момента рождения.

Защитить человеческую честь и достоинство законодательно возможно только от посягательств других людей и юридических лиц, или даже от посягательства со стороны государства. В первую очередь, обязанностью каждого есть уважение чести и достоинства к другим.

Международное законодательство (например, Конвенция о защите прав и основоположных свобод человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах), Конституция Украины (статьи 3, 8, 21, 22, 28, 29, 32, 41, 55, 68, 80, 92, 102, 105) [1], а также отраслевого законодательства закрепляют защиту и гарантии чести и достоинства во всех аспектах. Нормы Конституции являются нормами прямого действия и имеют наивысшую правовую силу, значит закрепленные в ней права и свободы гарантируются и не могут быть отменены. Важная норма, которая регламентирует законодательный процесс в этом русле: при принятии новых законов или внесении изменений к действующим не допускается сужения содержания и объема существующих прав и свобод, таким образом регулируется цель закона – регламентация общественных отношений для защиты человеческих ценностей: прав, чести, достоинства, репутации. В национальном законодательстве отсутствует определение понятий чести и достоинства. В Постановлении Пленума Верховного Суда Украины 27.02.2009 № 1 «Про судебную практику в делах о защите достоинства и чести физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица» указанные понятия проанализированы следующим образом «… под достоинством следует понимать признание ценности каждого физического лица как уникальной биопсихосоциальной ценностью, с честью связывается позитивная социальная оценка лица в глазах окружающих, которая основывается на соответствии ее деяний (поведения) общепринятым представлением про добро и зло …» [10]. Много в чем, Конституция Украины дублирует нормы международного законодательства, например, статья 3 Конвенции о защите прав и основоположных свобод человека, которая запрещает пытки, содержится в части второй статьи 28 Конституции Украины: «Никто не может быть отдан пыткам, жестокому, нечеловеческому или такому, что унижает его достоинство поведению или наказанию» эта норма также воспроизводит положение статьи 7 Международного пакта о гражданских и политических правах и рассматривает пытки и другие жестокие виды поведения и наказания, что унижает достоинство личности, как грубое нарушение прав человека. Таким образом, статья 28 Конституции Украины закрепляет специальную конституционную гарантию защиты чести и достоинства личности. В соответствии с указанной статьей каждый имеет право на уважение к его достоинству. Конституция защищает некоторые аспекты понятия чести и достоинства личности, к которым можно отнести:

  • свобода и равность людей в своем достоинстве и правах;
  • неотъемлемость и неоспоримость прав и свобод человека;
  • права на свободное развитие своей личности;
  • равность конституционных прав и свобод граждан, признание их равности перед законом;
  • право оспорить недостоверную информацию о себе и членах своей семьи;
  • запрет вмешательств в личную и семейную жизнь человека, кроме случаев, предусмотренных Конституцией Украины;
  • защита права и основоположных свобод человека.

Кроме того, в гражданском законодательстве четко указан механизм защиты нарушенного права на защиту чести и достоинства человека. Выбор способа защиты личного неимущественного права, а именно права на уважение к чести и достоинству, права на неприкасаемость деловой репутации, принадлежит лицу, которое считает, что его право нарушено. В тоже время лицо, право которого нарушено, может выбрать как общий, так специальный способы защиты своего права, определенные законом, которые регламентирует конкретные гражданские правоотношения. В связи с этим суды должны брать во внимание, что согласно статье 275 Гражданского Кодекса защита личного неимущественного права осуществляется способом, утвержденным главой 3 этого Кодекса, а также другими способами соответственно к содержанию этого права, способу его распространению и последствий, что и привело к данному нарушению. К таким специальным способам защиты принадлежит, например, опровержение недостоверной информации и/или права на ответ (статья 277 ГК), запрет распространения информации, в которой нарушаются личные неимущественные права (статья 278 ГК) и т. д. [2].

Ученые указывают на необходимость закрепления норм о защите чести и достоинства в уголовном праве, если речь идет, например, о государственных служащих высокого ранга, на данный момент эта тема является дискуссионной. С одной стороны, действительно, каждый имеет равное право в защите своих природных прав (честь, достоинство, жизнь, здоровье …), но можно ли рассматривать, что честь, например, Премьер Министра, или главы областной государственной администрации не нуждается в защите больше, нежели честь любого другого гражданина.

Отдельно следует отметить, что в общетеоретическом аспекте взаимосвязи уважение к чести и достоинству с такими принципами уголовного процесса, как: законность; равенство перед законом и судом; свобода от саморазоблачения, разоблачения членом семьи или близких родственников; обеспечение подозреваемому, обвиняемому, подсудимому права на защиту; непосредственность исследования доказательств и другое. Хотя некоторые из статей Уголовного и Уголовного Процессуального Кодексов можно отнести к тем, что защищают честь и достоинство личности (запрещается требовать показаний обвиняемого и других лиц, которые принимают участие в деле, путем насилия, угроз и других незаконных мероприятий; во время обыска или изъятия следователь должен принять меры кто тому, чтобы не были разглашены выявленные при этом обстоятельства личной жизни обыскиваемого и других лиц, которые проживают или временно прибывают в этом помещении: при освидетельствовании не допускаются действия, которые унижают достоинство лица против которого свидетельствуют (аналогичное правило по поводу воспроизведения обстановки и обстоятельств события); данные досудебного следствия можно огласить только с разрешения следователя, виновные в разглашении данных досудебного следствия несут уголовную ответственность; в мотивированной части оправдательного приговора не допускается включения формулирований и фраз, которые ставят под сомнения невиновность оправданного, кроме того, в разделе III Особенной части действующего Уголовного Кодекса Украины, который называется «Преступление против воли, чести и достоинства человека» предусматривается уголовная ответственность за незаконное помещение лица в психиатрическое заведение (статья 151 УК Украины), незаконное лишение свободы (статья 146 УК), захват заложников (статья 147 УК Украины), торговля людьми (статья 149 УК Украины). Уголовная ответственность за оскорбление и клевету, поспешно и безосновательно отменена. Пора возобновить расширение ценности, чести и достоинства в национальном законодательстве. Это должно стать главным объектом правовой защиты.

Существенно расширился порядок защиты чести и достоинства с принятием Законов Украины «Про печатные средства массовой информации (прессу) в Украине» и «Про телевидение и радиовещание», «О порядке возмещении вреда, нанесенный гражданину незаконными деяниями органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры и суда», в которых, закреплено право на опровержение неправдивой информации и ответ как способы защиты чести, достоинства и деловой репутации, а также подробно выписан порядок такого опровержения.

Восстановить нарушенное право может не только физическое, а и юридическое лицо. В данном контексте, юридическое лицо может обратиться с требованием о возмещении морального вреда в соответствии к статье 23 и 1167 ГК Украины, других законодательных актов (статья 49 Закон Украины «Про информацию» [6], статья 52 Закон Украины «Про авторское право и смежные права» [5], статья 10 Закон Украины «Про режим иностранного инвестирования» [7]).

Как вывод отметим, что право на честь, достоинство, безусловно является неотъемлемым правом какого-либо физического и юридического лица. Его нарушение обуславливает достаточно большой моральный вред, вред в свободе действий и в общественном положении, негативно влияющим на окружающих. Поэтому государство должно защищать это личное неимущественное право. Вступая с обществом в моральные и правовые отношения, человек имеет право требовать от общества осуществления прав, необходимых действий для поддержания его достоинства, свободного развития его личности, к которым относится и социальное обеспечение. Эта деятельность должна обеспечиваться усилиями национального законодательства в соответствии к нормам международного права, и обосновываться на общечеловеческих ценностях, нормах морали.

Безусловно, в полной мере на этот процесс влияют уровень развития экономики и ресурсные возможности страны, но базовые моральные ценности, что составляют основу законодательства на защиту чести, достоинства, как личных неимущественных прав не зависят не от уровня развития производственных сил, не от каких-либо других экономических факторов, имеют прямое и неизменное действие.

Уровень моральной самосознательности украинского общества остается на достаточно низком уровне. Понятие личного достоинства, самоценности, что является основой самоуважения и уважения к другим членам общества, у многих граждан Украины либо отсутствует, либо супрессирован. Именно это является основой правового нигилизма, социальной апатии, психологии иждивенцев.

Нужно пройти собственный путь разработки и внедрения достойных законодательных норм, что стоят на страже врожденных прав личности, без которых становление Украины, как правового европейского государства является невозможным.

 

Список литературы:

  1. Бартащюк Л.П. Гарантии обеспечения права человека на уважение чести и достоинства в уголовном судопроизводстве Украины. Автореферат диссертации на получение научной степени кандидата юридических наук – Киев – 2011.
  2. Беликов Олег «Про право на защиту чести и достоинства» // Юридический журнал № 11/2009.
  3. Вознюк Н.М. Этика: научное пособие. – К.: Центр учебной литературы, 2008. – 212 с.
  4. Гражданский Кодекс Украины // Ведомости Верховного Совета Украины (ВВС), 2003, № 40-44, С, 356.
  5. Закон Украины «Про авторское право и смежные права» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.libertarium.ru/copyrightlaw-ua (Дата обращения 22.06.2016).
  6. Закон Украины «Про информацию» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/2657-12 (Дата обращения 22.06.2016).
  7. Закон Украины «Про режим иностранного инвестирования» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show (Дата обращения 22.06.2016).
  8. Конституция Украины 1996 (с изменениями и дополнениями) // Ведомости Верховного Совета Украины (ВВС), 1996, № 30. С. 141.
  9. Лагутина И.В. Право работника на трудовую честь и достоинство как личное неимущественное трудовое право / И.В. Лагутина // Научные записки Таврийского национального университета имени В.И. Вернадского. Серия «Юридические науки». Т. 25 (64). – 2012. – № 1. – С, 80–86.
  10. Постановление Пленума Верховного Суда Украины 27.02.2009 № «Про судебную практику в делах о защите чести и достоинства физического лица, а также деловой репутации физического и юридического лица» // – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: normativnie-documenti/177 (Дата обращения 22.06.2016).
  11. Тофтул М.Г. Этика: науч. пос. / М.Г. Тофтул. – К.: Академия, 2006. – 416 с.
  12. Философский словарь / за ред. В.И. Шинкарука. – 2. издание І доп. – К.: Глав. ред. УРЕ, 1986. – 800 с.
  13. Уголовный кодекс Украины – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/ (Дата обращения 22.06.2016).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.