Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  «ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

Статья опубликована в рамках: LXII Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 июня 2016 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Конституционное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Киселев И.В. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LXII междунар. науч.-практ. конф. № 6(57). – Новосибирск: СибАК, 2016. – С. 59-67.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Киселев Игорь Васильевич

преподаватель, Омская юридическая Академия,

РФ, гОмск

LEGISLATION IMPLEMENTATION OF ACADEMIC MOBILITY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Igor Kiselev

the teacher, Omsk legal Academy,

Russia, Omsk

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются основные проблемы правового регулирования процесса реализации академической мобильности в Российской Федерации на современном этапе. Автор формулирует понятие «Международная академическая мобильность». Уточняется объём источников, регулирующих общественные отношения в сфере образования, а также субъектов данных правоотношений.

ABSTRACT

In the article the basic problems of legal regulation of the process of realization of academic mobility in the Russian Federation at the present stage. The author formulates the concept of “international academic mobility”. Clarifies volume sources, regulating social relations in the sphere of education, as well as subjects of legal relations.

 

Ключевые слова: академическая мобильность, общественные отношения в сфере образования, международное сотрудничество.

Keywords: academic mobility, social relations in the field of education, international cooperation.

 

Академическая мобильность является основным механизмом реализации международных правовых стандартов в сфере высшего образования.

Практика реализации академической мобильности в России дает основания утверждать, что она является процессом перемещения студентов, аспирантов, преподавателей, научных работников в другую образовательную или иную организацию, осуществляющую образовательную, научную, исследовательскую деятельность, как правило на определенный период времени, в индивидуальном порядке или в рамках специализированных совместных программ высших учебных заведений (далее – вуз), в целях обучения, проведения исследования или преподавания. Следовательно, на практике складываются два основных вида академической мобильности: «вертикальная» когда студент, аспирант или преподаватель обучаются в другом вузе, в том числе и иностранном вузе, в целях получения документа об образовании и (или) о квалификации или «горизонтальная» когда обучение вышеуказанных субъектов осуществляется на определенный период времени с присвоением или без такового документа об образовании и (или) о квалификации [5; 9; 17, с. 124–133].

На основании вышеизложенного, понятие «академическая мобильность» имеет широкое толкование в Российской Федерации, что подтверждается её практической реализацией и закреплением на законодательном уровне [18]. Основными её элементами являются:

  • процесс – перемещение, обучение, исследование, преподавание;
  • субъекты – обучающиеся, аспиранты, педагогические и научные работники, иностранные и российские вузы;
  • условие – стипендия;
  • время – на определённый период или навсегда;
  • форма – индивидуальная или в рамках академической программы.

Академическая мобильность реализуется на национальном (внутригосударственном) и международном уровне. Объектом правового регулирования национальной (внутригосударственной) академической мобильности являются общественные отношения в сфере образования, которые регулируются только национальным законодательством Российской Федерации, поскольку предметом соответствующих общественных отношений являются образовательные услуги, процесс предоставления которых происходит только на территории Российской Федерации, а также участниками данных общественных отношений являются резиденты Российской Федерации. Например, в вузах Российской Федерации в целях реализации академической мобильности на территории России заключается трёхсторонний договор между направляющим вузом, студентом или аспирантом (преподавателем, научным работником на основании приказа ректора) и принимающим вузом [11; 12; 15]. При этом по данному договору одна сторона – студент (аспирант) обязуется выполнить академические задания, в установленные учебным планом сроки, оплатить образовательные услуги (если данный договор предусматривает оплату), выполнить иные обязательства, вытекающие из договора об академической мобильности, а другая сторона – принимающий вуз, обязуется принять студента (аспиранта), провести определенный учебным планом и межвузовским соглашением курс обучения, с применением образовательных технологий принимающего вуза, а также выполнить иные обязательства, вытекающие из данного договора (образовательная услуга). Данный процесс регулируется нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также локальными и двусторонними правовыми актами вузов [10; 13; 14].

Объектом правового регулирования международной академической мобильности являются общественные отношения в сфере образования, которые регулируются не только национальным законодательством Российской Федерации, но и международными договорами Российской Федерации. Предметом данных общественных отношений являются образовательные услуги, которые предоставляются на территории одного или нескольких иностранных государств, или на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях иностранного субъекта образовательной деятельности. Например, в ч. «а» ст. 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области высшего образования [21], ст. 5 Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения и молодежи Республики Молдовы о сотрудничестве в области образования закреплено, что стороны содействуют развитию академической мобильности посредством реализации взаимного обмена обучающимися и преподавательским составом при проведении академических мероприятий [20]. В целях реализации данных договоров, российскими и зарубежными вузами заключаются межвузовские соглашения на осуществление международных образовательных программам, где зарубежные вузы предоставляют образовательные услуги резидентам Российской Федерации на территории того иностранного государства, на территории которого находится соответствующий вуз, или на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях иностранного субъекта образовательной деятельности [1; 2; 8]. В связи с этим, участниками данных общественных отношений в сфере образования являются не только резиденты Российской Федерации (обучающиеся, преподаватели, аспиранты, российские вузы, органы государственной власти и местного самоуправления и др.), но и иностранные вузы и иные иностранные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, международные организации, иностранные педагогические работники, иностранные органы государственной власти и местного самоуправления [6; 7; 22].

Следовательно, международная академическая мобильность отличается от внутренней по объёму источников нормативного правового регулирования, а также составу участников общественных отношений в сфере образования. В связи с этим, в Федеральном законе № 273ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании в Российской Федерации) недостаточно определен объем источников, регулирующих отношения в сфере образования, а также состав участников общественных отношений в сфере образования. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона об образовании в Российской Федерации [23] отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом об образовании в Российской Федерации, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Ранее было отмечено, что комплекс вопросов, касающихся международного сотрудничества регулируется международными договорами Российской Федерации. Стоит отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 4 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [23] приоритет имеют международные договоры Российской Федерации в случае если международным договором установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. В связи с этим, по мнению автора, данная правовая проблема подлежит разрешению в случае внесения законодательной поправки в ч. 1 ст. 4 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации и изложению ее в следующей редакции: «Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования».

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации в п. 32 ст. 2 закрепляет, что участниками отношений в сфере образования являются участники образовательных отношений (обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, вузы) и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения [23]. Однако, как было отмечено выше, в случае международной академической мобильности участниками общественных отношений в сфере образования помимо указанных в п. 32. ст. 2 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации являются иностранные вузы и иные иностранные юридические лица, иностранные педагогические работники, иностранные органы государственной власти, иностранные органы местного самоуправления, иностранные работодатели и их объединения. В связи с этим, по мнению автора, данная проблема подлежит разрешению в случае внесения законодательной поправки в ч. 31 ст. 2 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации и изложении ее в следующей редакции: «участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, в том числе и иностранные, организации, осуществляющие образовательную деятельность, в том числе и иностранные, а также иные иностранные юридические лица». Необходимо внести законодательную поправку в ч. 32 ст. 2 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации и изложить ее в следующей редакции: «участники отношений в сфере образования – участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения, иностранные органы государственной власти, иностранные органы местного самоуправления, иностранные работодатели и их объединения».

Далее, по мнению автора в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, необходимо закрепить понятие «Международная академическая мобильность». В источниках научно–практической литературы данное понятие трактуется неоднозначно. Например, А.Ю. Слепухин отмечает под академической мобильностью форму образовательной интернационализации [19, с. 3–12.]. Н.С. Бринев, утверждает, что академическая мобильность является не только формой образовательной интернационализации, но способностью студентов самостоятельно определять собственный образовательный процесс, посредством выбора между различными курсами, предметами, а также учебными заведениями [3, с. 31–34]. Данное понятие в разных странах в официальных и не официальных источниках, а также в нормативных правовых актах трактуется многообразно. Например, в европейских странах под понятием «академическая мобильность» понимают процесс реализации международных программ, направленных на мобильность преподавателей и учёных в целях улучшения качества их квалификации, а в США данное понятие трактуется как процесс обмена студентами [4; 16].

На основании вышеизложенного, по мнению автора, в пункте 36 ст. 2 Федеральный закон об образовании в Российской Федерации необходимо закрепить понятие «международная академическая мобильность» и изложить в следующей редакции: «Международная академическая мобильность – это процесс перемещения обучающихся, преподавателей, научных и иных работников сферы науки и образования, на определенный период времени из одной образовательной организации, находящейся на территории Российской Федерации или иностранного государства в другую образовательную организацию или иную организацию, обладающую ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой, находящихся на территории зарубежного государства, в целях обучения, преподавания и (или) исследования, в том числе овладения культурой межнациональной коммуникации и развития творческих, спортивных, физических и иных способностей, проведения методологических, методических и организационных процедур, направленных на получение какой-либо информации об изучаемом объекте».

Таким образом, законодательные поправки, затрагивающие вопросы международной академической мобильности, устранят юридические ошибки российского образовательного права, а также будут служить правовой основой для реализации в России международных интеграционных процессов в сфере высшего образования.

 

Список литературы:

  1. Астраханский государственный университет – [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://asu.edu.ru (14.12.2015).
  2. Белгородский государственный национальный исследовательский университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.bsu.edu.ru/bsu/link/eduservice/ (15.11.2015).
  3. Бринев Н.С., Чуянов Р.А. Академическая мобильность студентов как фактор развития образования // Пути развития высшего образования в России: материалы науч.-практ. конф. Омск: ОГПУ, 2001.
  4. Дмитриева Н.К. Академическая мобильность как личностное качество субъектов образовательного процесса // Научный электронный ежеквартальный журнал «Непрерывное образование: XXI век». Выпуск 4, 2013 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://lll21.petrsu.ru (17.11.2015).
  5. Жученко А.А., Митина Ю.А. Проведение процедур академического признания периодов обучения. Методическое руководство для администраторов вузов. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2005. – 13 – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://oldsite.rsvpu.ru (17.11.2015).
  6. Кабардино–Балкарский государственный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kbsu.ru (18.11.2015).
  7. Калмыцкий государственный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kalmsu.ru (1.11.2015).
  8. Кубанский государственный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.kubsu.ru /ru/node/3025 (30.12.2015).
  9. Положение об академической мобильности в вузе Российской Федерации (проект) / Терешков В.В., Витковская А.М., Лукшин А.В. и др. – Материалы V Всероссийской конференции и XV Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учётом региональных особенностей». – Ростов-на-Д, Изд. ЮФУ, 2007. – 176 с.
  10. Положение о командировании работников, аспирантов, докторантов и студентов университета № 322 – о от 4 июля 2011 года. Казанский государственный технологический университет – [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru (25.12.2015).
  11. Положение о направлении работников, студентов, аспирантов, докторантов ФГБОУ ВПО «ТГТУ» в служебные командировки на территории и за пределы РФ от 30.01.2012. Тамбовский государственный технический университет – [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.tstu.ru/r.php?rwork.intern.document. (2.12.2015).
  12. Положение о порядке командирования (направления) за рубеж сотрудников, докторантов, аспирантов и студентов Российского университета дружбы народов. Российский университет дружбы народов – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://www.rudn.ru/?pagec=407 (15.12.2015).
  13. Положение о служебных командировках и командировках, обучающихся академии от 22 октября 2013 года. Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/ (12.12.2015).
  14. Положение о служебных командировках от 05.10.2011 № 589. Северный (Арктический) федеральный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru/ (5.11.2015).
  15. Положение о служебных командировках работников и поездках, обучающихся в МГИМО (У) МИД России (Приложение № 14 к учетной политике на 2015 год). Московский государственный институт международных отношений – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://docviewer.yandex.ru (4.02.2016).
  16. Постановление Правительства Республики Молдова от 27 января 2014 года № 56 «Об утверждении Типового положения об академической мобильности в высшем образовании». База данных законодательства стран Содружества Независимых Государств.[Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://base.spinform.ru (19.12.2015).
  17. Предложения по направлениям мероприятий системы частно-государственной поддержки и регулирования мобильности интеллектуального потенциала. / Пескова О.Ю., Геворкян К.Э., Зарытовская Е.Г. и др. – Материалы V Всероссийской конференции и XV Всероссийской школы-семинара «Интеграция университетов России в мировое образовательное и научное пространство с учётом региональных особенностей» – Ростов-на-Д, Изд. ЮФУ, 2007. – 176 с.
  18. Сёмин Н.В., Артамонова Ю.Д., Демчук А.Л. и др. Академическая мобильность в России: нормативно-методическое обеспечение. – М: Изд. МГУ, 2007. – 208 с.
  19. Слепухин А.Ю. Высшая школа в условиях интернационализации // Высшее образование в России. 2004. № 6.
  20. Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством просвещения и молодежи Республики Молдовы о сотрудничестве в области образования от 26 ноября 2006 года. // СПС «Консультант Плюс» (30.10.2015).
  21. Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в области высшего образования от 2 апреля 2010 года. // СПС «Консультант Плюс» (30.10.2015).
  22. Тверской государственный университет – [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: http://university.tversu.ru/foreign/germany/(20.12.2015).
  23. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (30.12.2015).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий