Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: LVI Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 21 декабря 2015 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Актуальные вопросы противодействия преступности, носящей коррупциогенный характер

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Аманжолова Б.А., Полозова Д.О. К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. LVI междунар. науч.-практ. конф. № 12(51). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

К ВОПРОСУ О ТИПОЛОГИИ ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ АНОМАЛИЯМИ

Аманжолова Ботагоз Атымтаевна

канд. юрид. наук, доцент Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова, Республика Казахстан, г. Караганда

Полозова Дарья Олеговна

магистрант Карагандинского государственного университета им. академика Е.А. Букетова, РФ, г. Караганда

 

TO THE QUESTION OF TYPOLOGY OF PERSONS WITH MENTAL ABNORMALITIES

Botagoz Amanzholova

associate Professor of the Karaganda state University academician E.A. Buketov, Republic of Kazakhstan, Karaganda Daria Polozova

graduate student of the Karaganda state University academician E.A. Buketov, Republic of Kazakhstan, Karaganda

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются теоретические вопросы различных видов классификации лиц с психическими отклонениями. При этом предложены типы насильственных преступников с психическими аномалиями с точки зрения различных авторов по криминологии и юридической психологии.

ABSTRACT

The article considers theoretical issues of different types of classification of persons with mental disabilities. The proposed types of violent offenders with mental abnormalities from the point of view of various authors in criminology and legal psychology.

 

Ключевые слова: профилактика преступности лиц с психическими аномалиями; типология лиц с психическими аномалиями.

Keywords: prevention of crime; persons with mental abnormalities; typology of persons with mental anomalies.

 

 

К проблеме типологии и классификации преступников обращались многие авторы. Столь большой интерес к ней обусловлен ее значением для теории и практики предупреждения преступности, составной частью которой является индивидуальная профилактика преступлений. Независимо от различий в выделении тех или иных типологических и классификационных построений большинству работ криминологов присуще, прежде всего, рассмотрение личности преступника в качестве социального типа [1, с. 80], обладающего определенной общественной опасностью, реализуемой в криминогенной ситуации преступлением. Общественная опасность личности преступника выявляется в процессе ее социальной действительности, следовательно, в структуру типа личности входят и социально-психологические черты.

Диалектический подход предполагает комплектность в изучении личности преступника, как и любого другого явления. «Преступный тип всегда носит живой отпечаток той социальной среды, в которой он вырабатывается», и в тоже время «врожденные особенности мозга проявляются в типологических особенностях человека». Очевидна правота К. Е. Игошева, не рекомендующего упрощать проблему детерминации преступного поведения, сводя ее лишь к социальным факторам. Он полагает, что «учение о социальном типе исходит из принципа диалектического единства психического и социального в человеке при несомненной обусловленности психического социальным» [5, с. 87]. Данный методологический подход к типологии личности преступника позволил ученому сделать вывод о том, что личность преступника представляется таким социальным типом, специфика которого выражается не только в особенностях социальных детерминант, лежавших в основе формирования у нее признака общественной опасности, но и в тех чертах и качествах, которые составляют особенность ее духовного мира и поведения, предопределяя специфический ракурс восприятия и оценки окружающих социальных условий.

Необходимость типологии и классификации насильственных преступников с психическими аномалиями вызвана не только значительной их долей среди преступников, но и действительно «специфическим ракурсом восприятия и оценки окружающих социальных условий», отражающимся на качестве их включенности в социальную действительность. Это необходимо также для улучшения работы по расследованию преступлений, совершенных такими лицами и их исправлению.

Прежде чем изложить разработанную типологию и классификацию преступников с психическими аномалиями, представляется необходимым остановиться на имеющихся уже в литературе типологиях и классификациях, в той или иной мере связанных с рассматриваемой проблемой.

Подход к типологии и классификации преступников во многом предопределяется целями и задачами ее практического применения. В криминологии широко известна типологическая группировка преступников А.Г. Ковалева, в основу которой положена степень криминальной зараженности правонарушителя, понимаемой как синоним степени и характера общественной опасности преступника. При этом Ю.М. Антонян и Ц.А. Голумб отмечают, что А.Г. Ковалев справедливо рассматривает в единстве социальные свойства и качества личности с ее природными особенностями. Следовательно, на степени криминальной зараженности личности правонарушителя опосредованно сказываются и нервно-психологи­чес­кие расстройства, в том числе и приобретенного характера [1, с. 86].

Н.С. Лейкиной впервые в отечественной криминологии в целях индивидуализации наказания были выделены преступники с психическими аномалиями. Отмечено резкое усиление антиобщественной направленности преступников при осложнении психопатий алкоголизмом, а алкоголизма психопатизацией, равно как и совершение психопатами большинства убийств и телесных повреждений из хулиганских побуждений [6, с. 96].

Очевидным прогрессом следует рассматривать предложенную П.С. Дагелем классификацию преступников по их психологическим особенностям. Автором выделяются из общей массы, прежде всего, лица с психическими аномалиями. Классификацию преступников по общим чертам характера П.С. Дагель считает более сложной, в связи с не разработанностью проблемы типологии характера в психологии. Характерологические особенности лиц с различными психическими аномалиями достаточно полно изучены в психиатрии. В криминологической классификации и типологии они неразрывно связаны с породившими их психическими расстройствами, типичны для последних и неотрывны от них. Эти особенности при определенных воздействиях социальной среды скорее могут способствовать преступному поведению, но вне его проявления они не имеют криминогенного значения. Поэтому П.С. Дагель совершенно справедливо придает предлагаемой им классификации уголовно-пра­вовое значение лишь в том случае, когда «психологические особенности связаны с совершенным лицом преступлением и в той или иной степени характеризуют его общественную опасность» [4, с. 75].

Р.И. Михеев предлагает группировку психических аномалий у преступников в зависимости от классификационных критериев по разным основаниям: природе возникновения, характеру психических изменений и преимущественному преобладанию психических расстройств. Затем по каждому основанию ими дается более подробное медико-психологическое разделение аномалий [7, с. 94].

С группировкой психических аномалий, предложенной Р.И. Михеевым, весьма сходна типология несовершеннолетних преступников с психическими аномалиями, разработанная Т.К. Белокобыльской. Группируя указанных преступников «по характеру психического отклонения», она условно выделяет четыре типа: 1) травматики; 2) психопаты; 3) алкоголики; 4) олигофрены. К первому типу отнесены лица, «имеющие последствия органического поражения ЦНС и остаточные явления черепно-мозговых травм», ко второму – несовершеннолетние, «имеющие психопатические черты характера и психопатии»; к третьему – правонарушители, «у которых диагностированы хронический алкоголизм или наркомания, а также патологическая склонность к злоупотреблению алкоголем или наркотиками». Четвертый тип образует «преступники с различной степенью умственной недостаточности» [8, с. 204].

Несколько упрощенно к группировке аномалий психики у преступников подходит З.А. Вышинская, сводящая практически всю проблему аномалий к хроническому алкоголизму. Причина алкоголизма ею усматривается в злоупотреблении преступниками алкоголем. Преступники с диагнозом хронический алкоголизм составляют небольшой процент, но проведенное исследование показало, что по отношению к лицам, страдающими психическими расстройствами в результате употребления наркотических средств и находящихся в реактивном состоянии, большинство лиц с психическими аномалиями, совершивших преступление, находилось в состоянии алкогольного опьянения.

В одной из группировок З.А. Вышинская рассматривает отдельно лиц с остаточными явлениями органического заболевания центральной нервной системы и лиц с остаточными явлениями органического поражения головного мозга. Утверждается, что этиология этих аномалий качественно отлична. Это так, если иметь в виду травматическую или нейроинфекционную этиологию. Две указанные З.А. Вышинской диагностические дефиниции – одно и то же. Поэтому предлагаемая группировка несколько искусственна [3, с. 47].

Исследуя лиц, совершивших тяжкие насильственные преступления в быту, Г.А. Панфилов предложил их классификацию, состоящую из четырех групп, взяв за критерий особый механизм мотивообразования. Автор полагает, что она «может быть приемлема в качестве криминологической классификации личности преступника вообще, а также как классификация личностей с отклоняющимся от правил социалистического общежития поведением для предупредительно-профилактического вмешательства». К одной из групп – четвертой Г.А. Панфилов отнес лиц, страдающих «неполноценностью психики, проявляющейся в форме алкоголизма, душевной болезни, врожденного слабоумия, черепно-мозговой травмы, гариатрических необратимых изменений в психике». Автор утверждает, что это уже не классификация, а «типология бытовых преступников (лиц, совершивших общественно опасные действия) дана с учетом характера главных движущих сил их общественно опасного поведения» [2, с. 40].

Ю.М. Антонян и Ц.А. Голумб предложили следующую криминолого-пси­хиатрическую типологию личности преступника с психическими аномалиями, свойства и поведение которой образуют три основных типа: психопатизированный, алкоголизированный и интеллектуально ограниченный.

К психопатизированному типу относятся преступники, страдающие психопатиями и обнаруживающие резко выраженные психопатические черты характера, а также преступники с другими нервно-психическими расстройствами, на фоне которых развился стойкий психоподобный синдром (психопатизация личности). Поведение последних является психопатическим или сходным с ним внешне. Данный тип наиболее распространен во всех возрастных группах преступников. Криминогенность данного типа носит универсальный характер. Представители этого типа в равной мере совершают хулиганство, тяжкие насильственные, корыстные и иные преступления. Чаще всего являются организаторами и основными исполнителями преступлений, совершенных в группе, и инициаторами конфликтов. Уровень рецидива преступлений среди преступников данного типа наиболее высок.

К алкоголизированному типу преступников могут быть отнесены лица, особенности поведения которых обусловлены личностными изменениями, возникшими на почве злоупотребления алкоголем, наркотиками. В первую очередь это хронические алкоголики (наркоманы) и лица, злоупотребляющие алкоголем (наркотиками), а также преступники, алкоголизация (наркоманизация) которых, развившись на фоне уже имеющихся нервно-психических расстройств, определила изменения личности и поведения по алкогольному типу.

Больше всего их в старших возрастных группах. Чаще всего они совершали убийства и телесные повреждения в быту, кражи, хулиганство и реже изнасилования, нередко нарушения сексуальных влечений. Уровень рецидива среди преступников данной группы также достаточно высок. Большинство преступлений совершаются ими в одиночку, так как их социальные контакты (при общей социальной направленности) носят случайный характер в силу происходящего процесса деградации личности.

Интеллектуально ограниченный тип охватывает преступников, чьи личностные изменения определяются чертами снижения умственной деятельности, элементами слабоумия, носящего наследственный, врожденный или рано приобретенный характер. В первую очередь, это олигофрены, а также лица, у которых снижение интеллектуального уровня наступило вследствие различных органических поражений ЦНС, а также преступники психически незрелые или инфантильные, умственно отсталые, у которых последствия органических поражений ЦНС выражены незначительно и для которых большое значение в поведенческих девиациях приобретает социально-педагогическая запущенность. Ведущими у них становятся черты, внешне сходные с чертами поведения гипердинамических ологофренов в степени умеренно выраженной дебильности. Часто ими, как уже указывалось, совершаются изнасилования и иные тяжкие преступления против личности, хулиганство на сексуальной почве. Отрицательный характер их социальных связей, частота вхождения в группы с антиобщественной ориентацией, высокая подверженность влиянию группы, внушаемость сказываются на поведении, отличающемся ярко выраженной импульсивностью. Как правило, это молодые преступники со сравнительно низким показателем рецидива.

Авторы полностью согласны с данной типологией личности преступников с психическими аномалиями, которая находит свое отражение в рассматриваемом исследовании. Хотелось бы добавить к психопатизированному типу личности лиц с реактивными психозами, а к алкоголизированному типу лиц, употребляющих токсические вещества (таулол, мастику, бензин и т. д.). По результатам рассматриваемого исследования видно, что лица интеллектуально-ограниченного типа, совершая преступления в группе лиц, чаще всего выступают в роли исполнителя и очень часто в преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических веществ. Для примера, как несовершеннолетних используют для проникновения в жилище через форточку, так и лиц интеллектуально-огра­ни­чен­ных используют для совершения преступления, в силу того, что данные лица внушаемы и поддаются влиянию толпы.

Предложенные типы насильственных преступников с психическими аномалиями возможно конкретизировать по классификационным признакам. Представить возможную единственную и законченную классификацию правонарушителей затруднительно, так как содержание ее зависит от качества и объема информации о личности преступника в динамике ее социального и психического развития.

Полученная Ю.М. Антоняном и Ц.А. Голумбом эмпирическая основа для определения типообразующих и классификационных признаков личности насильственного преступника с психическими аномалиями позволяет предложить классификацию этих лиц по ряду критериев, объединенных в группы и характеризующих:

а.   социально-биологические признаки (пол, возраст, наследственная патология);

б.  трудовую занятость, источники существования;

в.   психическую дефектность и характерологические черты;

г.   формирование и развитие антиобщественной направленности, а также ее характер и степень выраженности;

д.  совершенное преступление;

е.   осужденных впервые и лиц, имеющих рецидив.

Каждую классификационную группу признаков, в свою очередь, возможно дифференцировать. Психическую дефектность возможно классифицировать по диагностическим группам, характеру вызываемых личностных изменений, степени усложненности другими аномалиями, по этиологии, связи с отдельными преступлениями.

По чертам характера преступников возможно классифицировать следующим образом возбудимо-агрессивные и злобные (ауто-агрессивные, суицидальные), замкнутые и аффективно холодные, эгоцентричные и истерические и т. д.

Избранный авторами метод оценки любого отдельного взятого криминологически значимого признака личности на фоне всех остальных позволяет получить в различных сочетаниях обширную, дифференцированную и статистически значимую информацию, о формировании личности преступника, характеристике преступления и преступного поведения, психической неполноценности и ее влиянии на все криминологические параметры и характерологические черты личности, реализуемые в противоправном поведении, во взаимосвязи с социальными факторами по каждому признаку.

 

Список литературы:

  1. Антонян Ю.М., Голумб Ц. А. Предупреждение преступного поведения лиц с психическими аномалиями: Учеб. пос. / Под общ. ред. Ю.М. Антоняна. – М. : ВНИИ МВД СССР, 1984. – 80 с.
  2. Антонян Ю.М., Панфилов Г.А. Профилактика преступлений в сфере быта. – М.: Изд. ВНИИ МВД СССР, 1979. – 40 с.
  3. Вышинская З.А. Уголовная ответственность за преступные посягательства на колхозное имущество. – М.: Госюриздат, 1959. – 148 с.
  4. Дагель П.С. Неосторожность: уголовно-правовые и криминологические проблемы. – М.: Юрид. лит., 1977. – 144 с.
  5. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М.: Юрид. лит., 1989. – 448 с.
  6. Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. – 129 с.
  7. Михеев Р.И. Уголовная ответственность лиц с психофизиологическими особенностями и психогенетическими аномалиями: (спорные вопросы правовой теории и трудности практической деятельности органов правоприменения) :Учеб. пос. – Хабаровск: Хабаровская ВШ МВД СССР, 1989. – 94 с.
  8. Михеев Р.И. Проблемы вменяемости и невменяемости в советском уголовном праве. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 1983. – 300 с.

 

 

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.