Статья опубликована в рамках: LIV-LV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Теория государства и права
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
СВОБОДА И ТЕОРИЯ ПРАВОПОНИМАНИЯ
Свергузов Дмитрий Шамилевич
магистр юриспруденции, аспирант кафедры теории государства и права
Уральского государственного юридического университета
РФ, г. Екатеринбург
E-mail: Dmitrij_swergusov@mail.ru
FREEDOM AND THEORY OF LAW
Dmitry Sverguzov
Master of Law, graduate student of theory of law
Ural State Law University
Russia, Yekaterinburg
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена рассмотрению взаимосвязи явления свободы и концепций правопонимания. Рассматриваются основные положения позитивизма и естественно-правовой доктрины с точки зрения их соотношения со свободой человека. Свобода рассматривается в рамках человеческого бытия. В связи с чем, наибольшую актуальность исследования приобретает философия гуманистического права, автором которой является С.С. Алексеев.
ABSTRACT
The article deals with the phenomenon of the relationship of freedom and concepts of law. The basic position of positivism and natural law doctrine in terms of their relation to the freedom of man. Freedom is seen as part of the teachings of Immanuel Kant proposed a reasonable person beginning. In this connection, the greatest relevance of the study takes a humanistic philosophy of law, authored by S.S. Alekseev.
Ключевые слова: теория правопонимания; свобода, позитивизм; естественное право; гуманистическая теория права.
Keywords: theory of law; freedom; positivism; natural law; humanistic theory of law.
Многими советскими и зарубежными правоведами ставился вопрос о соотношении свободы и права, их значения для современного понимания и гармоничного слияния в единое целое этих двух эмпирических явлений, а так же дальнейшем отражении их в действующем законодательстве.
Основными теориями, рассматривающими право, как институт социального регулирования в обществе, выступают позитивизм и естественная теория права.
В настоящей статье будут рассмотрены не только позитивистская и естественная теории права, а также производные от данных теорий нормативистская, либертарно-юридическая и гуманистическая теории, как имеющие наибольший интерес в связи с существующими в них глубинными противоречиями в вопросах о сущности и основных элементах права.
Позитивизм как философское направление зародилось в XIX веке. Его суть заключается в том, что источником подлинного «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. Основателем данного направления считается французский философ О. Конт [9, с. 170–172].
Параллельно философскому направлению в юридической науке стало складываться новое направление в учении о праве – юридический позитивизм (Дж. Остин, К. Бергбом, Г.Ф. Шершеневич и др.).
Одним из первых представителей юридического позитивизма принято считать Джона Остина. В 1861 году после смерти автора выходит в свет книга «Сфера юриспруденции», в 1863 – «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права».
Задачей позитивной теории Дж. Остин определял изложение основных юридико-догматических понятий права [3, с. 574–577; 7, с. 142–144]
Развитие юридического позитивизма нашло своё отражение в нормативистском учении о праве. Основоположником нормативизма или легизма считается автор работы «Чистое учение о праве» Ганс Кельзен.
Суть своих взглядов Кельзен выразил в сформулированном им определении права, согласно которому право представляет собой совокупность норм абстрактного долженствования [5, с. 8–16, 50–52].
В силу отождествления права и закона, а также полного отрицания иных качественных элементов права, таких как правовое сознание, правовая культура, правовой режим, нормативизм отвергает правовые ценности права и признаёт лишь ценности закона. Характерными чертами легизма являются общеобязательность и нормативность закона.
Однако, узкий подход к пониманию права, представленный нормативистской трактовкой права, лежащей в русле методологии юридического позитивизма, приводит к тому, что все явления человеческой жизни сторонники указанного направления пытаются заключить в юридические рамки (рамки правового регулирования), что не всегда может быт признано логически обоснованным и разумным.
С точки зрения различия права и закона теория правопонимания различает естественное и позитивное право. Если легизм отождествляет право и закон, то естественное право имеет в своем основании существенные различия между этими правовыми категориями.
В отличие от позитивного естественное право проистекает из природы человека, человеческого разума, всеобщих моральных и нравственных принципов.
Основными постулатами естественно-правовой концепции права можно назвать категорические императивы И. Канта, которые в полной мере вобрали в себя сущность данной концепции [4].
Главной заслугой концепции естественного права является внедрение в право его субъекта – разумного человека.
На базе естественно-правовой доктрины в 60–80 гг. прошлого столетия В.С. Нерсесянцем разработана либертарная концепция права (юридический либертаризм) [8, с. 162–178; 10, с. 17–31].
Юридический либертаризм сущностными элементами права признаёт формальное равенство, свободу и справедливость. Право как формальное равенство в либертарной концепции права представляет собой равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общему для всех масштабу, единой норме, равной мере.
Согласно представленной точке зрения, условием достижения социальной свободы является равенство субъектов общественных отношений. «Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы» [6, с. 4]. Равноправие выступает как форма общественных отношений независимых субъектов, подчиняющих своё поведение системе общественных норм.
Несколько иной подход в развитии и воплощении свободы в праве, представлен в гуманистической теории правопонимания.
Приоритет основных прав и свобод человека крупнейшим теоретиком и популяризатором права С.С. Алексеевым был положен в основу концепции гуманистической теории права.
Её основные положения берут своё начало в теории естественного права, сформировавшейся в XVIII веке в трудах виднейших представителей немецкой классической философии И. Канта [1] и Ф.В.Й. Шеллинга, а также дальнейшего её развития в трудах И.А. Покровского, Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева и др. Итогом развития идей которых, стала философия гуманистического права.
В философии гуманистического права свобода выступает в качестве самой сути, центрального звена философского обоснования права. Разум по своей сути есть свобода; свобода разума является неотделимым и главным атрибутом человека [2, с. 524–602], указывает С.С. Алексеев.
Именно этот факт даёт возможность автору дать чёткое определение философии гуманистического права, как характеристики явлений в жизни общества, сконцентрированных вокруг человека, человеческих ценностей и интересов, т. е. в персоноцентристском значении.
Кроме того, гуманистическая теория, с точки зрения Алексеева, имеет тождественное значение с «Философией правозаконности» (юридический термин также введён в правовой оборот С.С. Алексеевым).
Одной из главных заслуг гуманистической теории права С.С. Алексеева следует признать внедрение в правовую действительно, а следовательно, и в право, таких его элементов как, правовое сознание, правовая культура, и правовой прогресс.
Особое значение при исследовании философии гуманистического права приобретает такой элемент правовой действительности как правосознание, так как право выступает только одним из элементов формирования общественного сознания и выражает определённые духовные ценности.
Таким образом, при исследовании свободы, как сущностного элемента права, естественного, разумного начала человека, гуманистическая теория права стоит на порядок выше иных теорий правопонимания. Её сущностные элементы имеют важнейшее значение при формировании институтов гражданского общества и правового государства.
Поставленные гуманистические цели, ставят во главу угла, личность, её права и законные интересы, развитие правового сознания и правовой культуры российского общества.
В свою очередь особым характеризующим признаком развития гражданского общества и государства выступает режим законности, который должен присутствовать во всех сферах жизнедеятельности общества и гарантироваться институтами государства и права.
Список литературы:
- Алексеев С.С. Самое святое, что было у Бога на земле. Иммануил Кант и проблемы права в современную эпоху. – М.: Инфра-М, 1998.
- Алексеев С.С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. – М.: НОРМА. 1998.
- История политических и правовых учений: учебник/ В.С. Нерсесянц. – М.: Норма, 2009.
- Кант И. Критика практического разума, изд. «Наука», СПб., 2007.
- Кельзен Г. Чистое учение о праве, - М, АН СССР ИНИОН, 1987.
- Нерсесянц В.С. Право – математика свободы. Опыт прошлого и перспективы. – М.: Юристъ, 1996.
- Проблемы общей теории права и государства, под общ. реакцией В.С. Нерсесянца – М.: Норма, 2001.
- Проблемы теории права и государства. Учебник под ред. В.С. Нерсесянца. – М. Норма, 2001.
- Спиркин А.Г. Философия: учебник – М.: изд. Юрайт, 2011.
- Философия права. Учебник. под. ред. В.С. Нерсесянца – М.: ИНФА М, 1997.
дипломов
Оставить комментарий