Статья опубликована в рамках: LIV-LV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 23 ноября 2015 г.)
Наука: Юриспруденция
Секция: Международное право
Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции
- Условия публикаций
- Все статьи конференции
дипломов
Статья опубликована в рамках:
Выходные данные сборника:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ СОТРУДНИЧЕСТВА
Гарафова Диляра Илдусовна
аспирант 1 года, кафедра международного и европейского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Казань
E-mail: garafova-dilyara@mail.ru
ENVIRONMENTAL OBLIGATIONS OF STATES IN THE ARCTIC REGION AND THE NEED TO COOPERATE
Diliara Garafova
1 year post-graduate student, Department of International and European Law of the Faculty of Law of Kazan (Volga ) Federal University, Russia, Kazan
АННОТАЦИЯ
В статье раскрываются обязательства, возникающие из различных многосторонних договоров, в контексте сохранения окружающей среды Арктического региона. Выявлены недостатки существующих в международном договорном праве механизмов. Особое внимание уделяется мерам по устранению существующих проблем и совершенствованию системы международно-правовых норм. Подчеркивается необходимость сотрудничества для достижения целей устойчивого развития в рамках арктического региона.
ABSTRACT
The obligations arising from multilateral treaties in the context of environmental conservation in the Arctic region are examined in the article. Several deficiencies in existing international treaties were identified. The Article gives special attention to measures to eliminate the above problems and improve the system of international legal norms. The necessity of cooperation in order to achieve the sustainable development goals in the Arctic region was emphasized.
Ключевые слова: Арктика; международные договоры; международное экологическое право, сотрудничество государств.
Keywords: Arctic; international treaties; international environmental law, cooperation of states.
Международное право окружающей среды имеет долгую историю в Арктике, начиная с девятнадцатого века и усилиями по сохранению морских котиков, и продолжая периодом холодной войны и защитой китов и белых медведей [14, с. 215]. В настоящее время, однако, Арктика буквально оккупирована промышленными предприятиями по добыче нефти и других полезных ископаемых. В общем объеме Арктическая промышленность добывает 40 биллионов баррелей нефти и 1100 триллионов кубов газа [12, с. 176]. Что касается разливов нефти, то, например, Российская Федерация теряет, по меньшей мере, 1 процент произведенной нефти в год вследствие утечки или разлива [15]. Более того, в настоящее время появляются всё новые и новые виды деятельности в регионе, например, глубоководный туризм, деятельность, связанная с выделением и изоляцией CO, и т. д. [16, с. 12].
Необходимо отметить, что в связи с изменением климата, Арктика открывает перед международным сообществом огромные возможности. Однако это создает как новые возможности, так и новые проблемы. В связи с этим регион в скором будущем столкнется с двумя фронтами проблем – увеличением производственной активности и последствиями изменения климата. В рамках данной статьи предлагается рассмотреть обязанности государств, касающиеся сохранения окружающей среды в Арктическом регионе, поскольку именно в пределах юрисдикции государств производится добыча полезных ископаемых.
Во-первых, существует множество двусторонних договоров о сотрудничестве в регионе или о предотвращении загрязнений, например, в пределах Баренцева моря [8; 9; 10]. В то же время, Арктические государства (Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Россия, Швеция и США) являются участниками различных многосторонних договоров, которые устанавливают обязательства, связанные с защитой окружающей среды региона.
Один из самых важных договоров в данной сфере – это Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, принятое в рамках Арктического Совета в 2013 году. Соглашение предусматривает, например, что каждая сторона должна создать минимальное количество размещаемого в заранее определенных местах оборудования для борьбы с разливами нефти и программы их использования; программу учений для организаций по реагированию на загрязнение нефтью и подготовки соответствующего персонала; планы и средства связи для реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью; и механизм или договоренность о координации реагирования на инцидент, вызывающий загрязнение нефтью, с возможностью, если необходимо, мобилизации необходимых ресурсов [11]. Кроме того, арктические государства должны стремиться принять соответствующие меры по мониторингу в целях выявления инцидентов, вызывающих загрязнение нефтью в районах, находящихся под их юрисдикцией, и уведомить друг друга в случаях обнаружения загрязнения или его угрозы.
Другой документ, Конвенция по защите морской среды Северо-Восточной Атлантики, охватывает регулирование всех видов человеческой деятельности, которые могут оказать негативное влияние на экосистемы в Северо-Восточной Атлантике, за исключением рыболовства и с определенными ограничениями в регулировании судоходства [6]. В соответствии с Конвенцией государства должны принимать все возможные меры для предотвращения и ликвидации загрязнения из наземных и морских источников, загрязнения в результате захоронения или сжигания отходов [4]. Тем не менее, только пять (Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция) из восьми арктических стран являются участниками данной Конвенции.
Более того, Конвенция Эспо по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) в трансграничном контексте (1991) считается очень важным документом по вопросу сохранения окружающей среды в Арктике. Несмотря на огромное значение ОВОС, применимость Конвенции Эспо и её Протокола в арктических морях ограничено. Во-первых, эта конвенция была подписана восьми арктическими государствами, но три из них до сих пор не стали её участниками (Исландия, Россия и Соединенные Штаты подписали, но еще не ратифицировали). Во-вторых, Протокол до сих пор не вступил в силу, и некоторые арктические государства даже не подписали его. Более того, Конвенция не применяется к случаям потенциального вреда на территориях, не находящихся под юрисдикцией ни одного из государств (например, открытое море).
В то же время, существует Конвенция ООН по морскому праву, которая также содержит некоторые положения в части сохранения морской среды. Например, Конвенция предусматривает обязанность защищать и сохранять морскую среду [5], принимать все меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения загрязнения морской среды и т. д. Однако государство не несет ответственности за причиненный ущерб, если оно приняло все необходимые и соответствующие меры для обеспечения эффективного соблюдения международного договора [5]. Тем не менее, весьма общий характер договора и узость применения существующего механизма урегулирования споров, который используется в основном для установления национальности судов, а не для разрешения экологических споров, представляют серьёзную проблему.
Принимая во внимание, что вышеуказанные договорные режимы не могут обеспечить в полной мере защиту окружающей среды Арктики и не в состоянии противостоять мощным нефтедобывающим корпорациям с их влиянием и капиталом, представляется, что необходимо предпринять следующие шаги:
- Усилить «связанность» государств решениями Арктического Совета или принять единый договор, который бы обладал обязательной силой для арктических государств [13, с. 580–581], поскольку в настоящее время Оттавская Декларация о создании Арктического Совета не накладывает юридических обязательств, и Арктический Совет не уполномочен принимать юридически обязательных актов.
- Международное общество должно сосредоточиться на механизмах профилактики вреда, например, через механизм ОВОС и стратегической экологической оценки планируемой деятельности, потому что каждый понимает, что очистить полностью регион от крупного разлива нефти или других веществ будет практически невыполнимой задачей.
- Ради обеспечения соответствия поведения участников международных отношений нормам международного права, необходимо разработать режим региональной ответственности. Считается, что ответственность может помочь определить потенциальных нарушителей; побудить акторов выполнять надлежащим образом свои обязанности; предоставить компенсацию пострадавшим за материальный и нематериальный ущерб. Существующие механизмы, например, в рамках таких договоров, как Международная конвенция 1969 года о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью или Международная конвенция 1971 года о создании международного фонда для компенсации ущерба от загрязнения нефтью и другие покрывают лишь специфический вид ущерба тогда, как происхождение и источник вреда окружающей среде могут быть различными.
Таким образом, для того, чтобы достичь целей, изложенных в Декларации тысячелетия ООН [3], Стокгольмской [1] и Рио-де-Жанерийской Декларациях [2], арктические государства и международное сообщество в целом должны осознать, что для всеобщего блага не должно существовать никакой конкуренции государств за территорию или ресурсы в Арктике. Актуальность данной проблемы была выявлена в рамках Саммита ООН по принятию повестки дня в области развития на период после 2015 года и отражена в документе под названием «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года». Например, Генеральная Ассамблея ООН подчеркнула, что обеспечение рационального использования водных ресурсов [7], принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями [7], защита и восстановление экосистем и прекращение процесса утраты биоразнообразия [7] являются одними из основных целей в области устойчивого развития. Соответственно, сотрудничество в Арктическом регионе просто необходимо. В то же время, осуществление кооперации должно быть быстрым и как можно более эффективным, учитывающим региональные особенности, изменение климата и современные приоритеты международного сообщества.
Список литературы:
- Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды, § 6, Стокгольм, 1972 // Действующее международное право. Т. 3. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997. – С. 682–687.
- Декларация по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, принцип 4, 1992, A/CONF.151/26/Rev.1 (Vol. I).
- Декларация тысячелетия Организации Объединённых Наций, ч. 3, 2000, A/RES/52/2.
- Конвенция о защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (англ.), 1992. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ospar.org/site/assets/files/1290/ospar_convention_e_updated_text_in_2007_no_revs.pdf (дата обращения: 20.11.2015).
- Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву, ст.ст. 3, 4, 5, 139, 192, 194 (1), 1833 UNTS 3, 1982. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/ (дата обращения: 20.11.2015).
- Приложение 5 к Конвенции о защите морской среды Северо-Восточной Атлантики, ст. 4, 1998. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.ospar.org/convention/text (дата обращения: 20.11.2015).
- Проект Резолюции Генеральной Ассамблеи, Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, Цели 6, 13, 15, А /70/L.I, 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: https://srsg.violenceagainstchildren.org/documents/docs/A_70_L.1_RU.pdf (дата обращения: 20.11.2015).
- Соглашение между правительством Российской Федерации и Правительством Канады о сотрудничестве по вопросам окружающей среды, 1993. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://base.garant.ru/2540870/ (дата обращения: 20.11.2015).
- Соглашение между Правительством СССР и Правительством Королевства Норвегия о предотвращении инцидентов на море за пределами территориальных вод, 1990. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_310/doc310a558x749.htm (дата обращения: 20.11.2015).
- Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях, 1989, 2190 UNTS 180.
- Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике, ст. 4, 2013. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://docs.cntd.ru/document/499065181 (дата обращения: 20.11.2015).
- Blaauw RJ, Oil and Gas Development and Opportunities in the Arctic Ocean, 2012. In: Berkman PA, Vylegzanin AN (eds), Environmental security in the Arctic Ocean. Springer, Dordrecht.
- Hans H. Hertell, Arctic Melt: The Tipping Point for an Arctic Treaty, 21 Geo. Int'l Envtl. L. Rev. 565 2008–2009.
- Michael Byers, Environmental protection, 2013. In: International Law and the Arctic. pp. 171-215. Cambridge Studies in International and Comparative Law. (No. 103). Cambridge: Cambridge University Press. /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dx.doi.org/10.1017/CBO9781107337442.008 (дата обращения: 20.11.2015).
- Nataliya Vasilyeva, “AP Enterprise: Russia Oil Spills Wreak Devastation”, AP Business Writer, 2011. /[Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.boston.com/business/articles/2011/12/17/ap_enterprise_russia_oil_spills_wreak_devastation/ (дата обращения: 20.11.2015).
- Timo Koivurova, Erik J. Molenaar, International Governance and Regulation of the Marine Arctic. In: A report prepared for the WWF International Arctic Programme, Oslo, 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.wwf.se/source.php/1223579/International%20Governance%20and%20Regulation%20of%20the%20Marine%20Arctic.pdf (дата обращения: 20.11.2015).
дипломов
Оставить комментарий