Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IX Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 06 февраля 2012 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Конституционное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Пермиловский М.С. ГОРИЗОНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2012.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

 

ГОРИЗОНТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПРАВА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Пермиловский Михаил Сергеевич

аспирант кафедры «конституционного и муниципального права»

Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск.

E-mailpermilovsky@mail.ru

 

Один из важнейших факторов развития современной экономики заключается в использовании передовых достижений науки и техники для повышения эффективности и качества производственных процессов и в конечном итоге лучшего удовлетворения потребности человека. Научно-технический прогресс предстает сегодня в качестве главного вектора экономического развития и все чаще внедрение научных достижений в экономику называют инновациями.

Под инновациями понимается нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности [10]. Легальное свое воплощение термин «инновация» получил в «Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832 [9]. Согласно данной Концепции инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. В свою очередь инновационная деятельность в понимании Концепции представляет собой процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Примечательно, что термин инновация отождествляется здесь с понятием нововведение.

В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» [7] поставлена задача перехода страны на инновационный путь развития. Согласно пункту 18 указанных Основ формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.

Кроме того, обо всей серьезности намерений встать на инновационный путь развития свидетельствует принятие Федерального закона от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» [15]. В статье 2 ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» указано, что реализация проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково» осуществляется в целях развития исследований, разработок и коммерциализации их результатов. Тем самым закон устанавливает, что исследовательская деятельность там подчинена целям извлечения прибыли. Однако представляется, что научно-исследовательская деятельность не может и не должна ставиться «на конвейер», имея основную цель при этом извлечения прибыли. Тем не менее, как показывает исторический опыт финансирование государством науки приносит значительные результаты. Так, высокие достижения советской науки заставляли в 60-нач. 70-х гг. видных государственных деятелей Запада говорить о том, что рывок и результаты, достигнутые в СССР в образовательной и научных сферах, ставят капиталистическую цивилизацию под угрозу существования, и что необходимо изучение советского опыта, проведение глубоких реформ в системе образования и науки. В результате ведущие западные страны и в первую очередь США резко увеличили капиталовложения в науку и в образование в 60—80-е гг. [2, с. 100] Это привело к высоким не только научно-техническим, но и экономическим результатам.

Стоит еще раз упомянуть, что инновации подразумевают приведение в единство передовых научных разработок и идей с экономикой. Интересны в этой связи данные американского специалиста в области инноваций Б. Твисса, который отмечает, что коммерческий успех от инноваций достигается лишь в 10 % начатых проектов, следовательно, уровень неудачи можно оценить в 90 % [14]. Кроме того, развивая инновационную политику, что является безусловным плюсом, Правительство Российской Федерации принимает распоряжение от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» [11], где сказано, что целью энергетической политики России является максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций. Представляется, что с одной стороны подобные цели оправданы, поскольку разработка научных технологий всегда сопряжена с риском, к тому же их освоение и внедрение также потребует определенных временных затрат, тем самым использование природных ресурсов с экономической точки необходимо к тому же речь идет об максимально эффективном их использовании. Однако с другой стороны надо учитывать, что использование природных ресурсов может повлечь их истощение, загрязнение окружающей среды производственными отходами и т. д. Освоение новых пространств с ресурсоемкими источниками также скрывает угрозу разрушения хрупких экосистем.

Северные территории играют ключевую роль в национальной экономике, в обеспечении безопасности и геополитических интересов России. Здесь сосредоточены основные запасы углеводородного, фосфорного и алюминий содержащего сырья, алмазов, редких, цветных и благородных металлов, добывается 93 % природного газа, 75% нефти, включая газовый конденсат, 100 % алмазов, кобальта, платиноидов, апатитового концентрата, 90 % меди, никеля, 2/3 золота, производится половина лесной и рыбной продукции [8]. По оценкам западных экспертов, общая стоимость всех полезных ископаемых России составляет более 28 трлн. долл., причем на ее Северный регион приходится 80 % этой суммы (стоимость полезных ископаемых США — 8 трлн. долл.) [12, с 172]. Большая часть из данных полезных ископаемых расположено в Арктической зоне. Между тем, Арктика оказывает существенное влияние на формирование климата и погоды Северного полушария. Конечно, Арктические пространства скрывают крупные месторождения нефти и газа [12, с. 172]. Однако как отмечают специалисты нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая и газовая промышленность выступают крупными загрязнителями окружающей среды и оказывают негативное химическое и физическое воздействие на все природные компоненты: земли, недра, леса, атмосферный воздух, водные объекты, животный мир, ландшафты и экологические системы в целом[ 4]. В. С. Комисаренко в этой связи указывает, что в тех субъектах Российской Федерации, где сосредоточены предприятия отрасли, экологическая обстановка характеризуется как неблагополучная, а уровень загрязнения окружающей среды оценивается как высокий [4]. Нефтегазодобывающее производство связано с образованием большого количества отходов и в отрасли применяются три основных способа их размещения: хранение в специальных земляных сооружениях шламовых амбарах, захоронение путем закачки в подземные горизонты, вывоз на специальные полигоны за пределы отведенных участков [4]. Кроме того, считается, что большинство аварий при освоении углеводородного сырья происходит при его транспортировке, но это не так, и пример тому насколько опасна сама добыча нефти и газа в водной среде показала недавно произошедшая авария в Мексиканском заливе, где сотни километров океана сегодня превращены в «мертвую зону» [18, с. 6].

Таким образом, освоение природных ресурсов требует уважения, прежде всего, к самой природе, а также соблюдения и обеспечения реализации экологических прав человека.

Конституция РФ закрепляет за каждым право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42) [5]. Права и свободы человека и гражданина являются центральным институтом конституционного права, который содержит нормы, определяющие взаимоотношения государства и личности, ее правовой статус. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина остается лишь целью, которая направлена на естественное развитие общества, основанное на гармонии экологических, экономических, социальных и духовных интересов.

Существуют различные подходы к рассмотрению тех или иных прав человека как с точки зрения определения их места в системе конституционных прав, так и с точки зрения генерационного основания. Однако наличие проблемных аспектов, как в теоретическом, так и в практическом отношении диктует необходимость поиска новых подходов к изучению прав и свобод человека. По мнению автора настоящей статьи, одним из них является аксиологический подход в праве.

Аксиология представляет собой философское направление, изучающее ценности. Исследователи полагают, что «истина» и «ценность» это фундаментальные, дополняющие друг друга понятия теории познания[ 1, с. 4, 3, с. 4]. «Ценность, как и истина, — подчеркивает В. П. Барышков, — не свойство, а отношение между мыслью и действительностью» [1, с. 4]. С последним утверждением можно согласиться лишь отчасти, поскольку категория «ценность» неразрывно связана с субъективными оценками онтологических предметов. Такие понятия как добро, зло, красота, прекрасное, безобразное нашли свое обоснование и подкрепление в ходе исторического развития морали и традиций, а также правовом регулировании. Однако не стоит исключать возможности переоценки того или иного явления как под влиянием внешних, так и внутренних причин. Это касается как отдельно взятую личность, так и общества в целом и государств. Тем самым однозначно нельзя утверждать о том, что ценность не является свойством объекта, т.к. именно посредством наделения его аксиологическим значением — свойством возможно переоценка ценностей и построение соответствующих приоритетов. По мнению Н. Неновски, ценность — это не явление, взятое само по себе, безотносительно к человеку; ценности — это вещи, обращенные к человеку, предметы, взятые с точки зрения их значимости для человека; ценности служат выражением заинтересованного отношения людей к окружающему миру [5, с. 25—26].

Окружающая среда всегда являлась условием существования человека, однако в последнее время ее состояние характеризуется как неблагоприятное. Так, по состоянию окружающей среды в Архангельской области за пятилетний период (2005—2009 гг.) выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от промышленных источников возросли на 30 % [13, с. 16]. По данным наблюдений, проводимых в 2010 году, уровень загрязнения атмосферы в г. Архангельске оценивался, как высокий и определялся значением ИЗА=7,6 [13, с. 17]. Уровень загрязнения атмосферы на территории города в основном был сформирован средними за год концентрациями бенз(а)пирена, формальдегида и диоксида азота, в целом по городу превышающими установленный стандарт [13, с. 17].

Следует заметить, что Всемирная организация здравоохранения указывает, что при среднегодовом значении концентрации бенз(а)пирена выше 0,001 мкг/м могут наблюдаться неблагоприятные последствия для здоровья человека, в том числе образование злокачественных опухолей [13, с. 15]. При концентрациях формальдегида существенно выше ПДК формальдегид действует на центральную нервную систему, особенно на органы зрения [13, с. 15—16].

Учитывая то, что численность населения Архангельской области постоянно сокращается [13, с. 107], а по информации Министерства здравоохранения и социального развития области по итогам 2010 года Архангельская область вошла в двадцатку лучших регионов России по демографической ситуации, обеспечение реализации конституционного права человека на благоприятную окружающую среду следует считать главным смыслообразующим направлением развития правового регулирования, политики, а также научной деятельности.

Воспринимая право на благоприятную окружающую среду с позиции ценности необходимо мотивировать и направлять человеческую деятельность таким образом, чтобы она позволяла вести гармоничное существование в мире. При этом нельзя ограничивать человека в свободе — одном из главных принципов права. Именно поэтому реализация экологических прав видится не в построении репрессивно карательного регулирования и практики, а наделении их аксиологическим (ценностным) смыслом, который охватывал бы не только соответствующее правовое регулирование, но и сферу воспитательную, религиозную и нравственную.

Что касается практики, то Конституционный суд РФ воспринял идею конституционной аксиологии и при определении баланса между различными интересами при разрешении соответствующих дел и толковании исходит из ценности того или иного предмета рассмотрения. Так, граждане России обратились в Конституционный Суд РФ с просьбой признать противоречащей статьям 42 и 55 (часть 2) Конституции РФ статью 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [16], в которой содержится перечень объектов, подлежащих экологической экспертизе федерального уровня. С 1 января 2007 года, после внесения Федеральным законом от 18 декабря 2006 года № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [17] изменений в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», перечень объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня был сокращен. Конституционный суд РФ уточнил, что федеральный законодатель при регулировании отношений в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности обладает дискрецией, как в выборе объектов экологической экспертизы, так и форм проведения проверки соблюдения обязательных экологических требований. Вместо проведения государственной экологической экспертизы и ряда других экспертиз может проводиться единая государственная экспертиза при условии обеспечения равновесия, сбалансированности таких конституционно защищаемых ценностей, как потребность в экономическом развитии, с одной стороны, и экологическая безопасность и удовлетворение потребностей будущих поколений — с другой [6].

Вместе с тем представляется, что практику Конституционного суда РФ на сегодня необходимо выдерживать в рамках аксиологического потенциала именно экологических прав, соблюдая при этом соразмерность целей.

Таким образом, развивая инновационную деятельность государство должно исходить из приоритетного значения права на благоприятную окружающую среду и защиты отдельных объектов окружающей среды, т. е. инновации следует вводить в экономику не с целью получения максимальной прибыли, а целью нивелирования рисков негативного воздействия на окружающую среду и сокращения использования сырьевой экономики. При использовании и освоении новых природных месторождений необходимо учитывать интересы настоящего и будущего поколения и ценность природы.

 

Список литературы:

1.        Барышков В. П. Аксиология: учебное пособие. Саратов: «Наука», 2009.

2.        Голдин В. И. Наука, науковедение и высшая школа. Архангельск: Солти, 2008.

3.        Ивин А. А. Аксиология. Научное издание. М.: Высш. шк. — 2006.

4.        Комиссаренко В. С. Проблемы правовой охраны окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа // Энергетическое право. — 2005. — № 2.

5.        Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. — 1993. — № 237.

6.        Неновски Н. Право и ценности. М.: Прогресс, 1987.

7.        Определение Конституционного суда Российской Федерации «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Кулаковой Натальи Анатольевны и Лисицыной Наталии Александровны на нарушение их конституционных прав статьей 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» от 30 сентября 2010 года № 1421-О-О // «Вестник Конституционного Суда РФ». — 2011. — № 2.

8.        Письмо Президента РФ от 30.03.2002 № Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».

9.        Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера» // Собрание законодательства РФ. — 2000. — № 12. — Ст. 1286.

10.     Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 № 832 «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998—2000 годы» // Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 32. Ст. 3886.

11.     Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь», 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

12.     Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // «Собрание законодательства РФ». 2009. № 48. Ст. 5836.

13.     Синцов А. Г., Терновая Л. О. Геополитический потенциал Севера и Сибири России и проблемы его реализации. Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. — М.: Изд-во РАГС, 2007.

14.     Состояние и охрана окружающей среды Архангельской области за 2010 год : доклад / Агентство природ. ресурсов и экологии Арханг. обл., Гос. казен. учреждение Арх. обл. «Центр природопользования и охраны окружающей среды» ; отв. ред. А. В. Чулков. — Архангельск : КИРА , 2011.

15.     Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями. М.: Экономика, 1989.

16.     Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» от 28.09.2010 № 244-ФЗ // Российская газета. — 2010. — № 220.

17.     Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации». — 1995. — № 48. — Ст. 4556.

18.     Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 18.12.2006 № 232-ФЗ // «Парламентская газета». — № 214—215. — 21.12.2006.

19.     Ханзерова И. Экология в цифрах и фактах // Няръяна вындер. — 2010. — № 115. — С. 6.

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.