Поздравляем с Новым Годом!
   
Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: IV Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 05 сентября 2011 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Информационное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Хромушин П.Н. ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ УСЛУГА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. IV междунар. науч.-практ. конф. № 4. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВОЙ КОНСАЛТИНГ КАК ИНФОРМАЦИОННО-ПРАВОВАЯ УСЛУГА

Хромушин Павел Николаевич

аспирант кафедры государственно-правовых дисциплин Владимирского государственного гуманитарного университета, г. Владимир

Явление консалтинга, зародившись первоначально как категория и институт экономической науки, получило развитие и в социологии, а, в конечном итоге, было использовано в науке и практике права, где приобрело уникальные предметно-правовые черты.

Рассматривая правовой консалтинг как услугу, следует учитывать двойственный характер данного явления, поскольку ему присущи как признаки правовых услуг, так и консультационных. Смешанная природа явления позволяет выделить функциональную и предметную составляющие правового консалтинга. Можно сказать, что первая из них является формой явления, а вторая — его содержанием.

По мнению А.И. Петрова специфичность правовой природы консультационных услуг заключается в характере действий, которые нужно совершить исполнителю для того, чтобы исполнить обязательство по консультированию заказчика [9, с. 72].

Довольно часто консультационные услуги соотносят с информационными услугами. Данный вопрос в научной литературе является дискуссионным. Так, О.Ю. Сидорова подразделяет договоры в отношении информации на две группы — по созданию информации, к которым автор относит договоры по оказанию консультационных услуг и по передаче информации (договоры и обязательства по отчуждению информации и передаче её в пользование) [10, с. 129].

А.И. Петров высказывает довольно распространенную в науке точку зрения, что собственно информационными услугами принято называть услуги по предоставлению, сбору, поиску, сортировке информации. Обработка информации применительно к конкретной ситуации и её представление в форме справок, заключений, консультаций традиционно именуются консультационными. Отличительной чертой консультационных услуг является их конкретизация применительно к условиям заказчика, то есть оказание консультационных услуг предусматривает выработку необходимых рекомендаций [9, с. 76].

Небезинтересна также точка зрения на соотнесение содержания консультационных услуг с информацией как объектом, где результат консультационных услуг представляет собой документированную информацию и именно она как единый объект передается заказчику [4].

Вместе с тем, предполагается согласиться с точкой зрения Р.Н. Мородумова, который различает информационные и консультационные услуги по времени предоставления информации. При оказании консультационных услуг информация уже имеется у исполнителя возникновения отношений с заказчиком, а при оказании консультационной услуги информация создается уже после [5, с. 102].

Характеризуя правовой консалтинг как услугу с внешней стороны, предлагается выделять такие признаки как: объектом услуги является информация, которая создается исполнителем лично в результате творческой деятельности после возникновения правоотношений с заказчиком, применительно к конкретной жизненной ситуации и содержит определенные рекомендации заказчику. Факультативными признаками являются возможность воплощения консультационной услуги на документарном носителе и возможность создания в результате консультационной услуги информации-объекта интеллектуальной собственности.

В науке нет единой концепции относительно признаков «юридической» или «правовой» услуги, и тем более, признаков, характеризующих непосредственно сам правовой консалтинг. Данная услуга смешивается также и с понятием правовой (юридической) помощи.

Так, например, Т.И. Ильина дает определение правовых (юридических) услуг (помощи) как деятельности по созданию и передаче конкретной информации услугополучателю или третьему лицу (государственному органу, должностному лицу и т.д.), необходимой для защиты прав и законных интересов услугополучателя [2, с. 40].

Л.Б. Ситдикова на основе показателей Общероссийского классификатора услуг населению (ОК 002-93) [7] и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) [8] приходит к выводу, что официальные документы не делают разграничения понятий юридических и правовых услуг, а считает их равнозначными [11, с. 72].

По мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского «на практике довольно широко используется понятие «правовые услуги». Одна из основных особенностей того, что именуется правовыми услугами состоит в том, что лицо, которое их оказывает, действует при этом от собственного имени. Наряду с этим, речь идёт о действиях, носящих лишь характер вспомогательный по отношению к действиям юридическим» [1, с. 220].

Также, М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, ссылаясь на Информационное письмо ВАС РФ [3], указывают, что примерами таких услуг могут служить письменные консультации и разъяснения по правовым вопросам, составление проектов документов юридического характера.

О. Снежко, объединяя правовые и юридические услуги общим понятием «юридическая помощь», по основаниям возникновения разделяет их на услуги, связанные с рассмотрением дела в суде (по уголовному, гражданскому, административному производству) и услуги, связанные с необходимостью получения юридической консультации при возникновении конкретной жизненной ситуации [12].

Указанную теорию поддерживает и Л.Б. Ситдикова, считая, что подобное разделение очень ярко отражает отличие юридических услуг от услуг правовых. Именно факт представительства в производстве по тому или иному делу, порождающий соответствующие права и обязанности для представляемого и требующий от представителя совершения определенных действий в интересах представляемого, является главной отличительной особенностью юридических услуг. В то же время разъяснение той или иной жизненной ситуации с правовой точки зрения никак не может стать основанием возникновения обязанности для лица, дающего подобное разъяснение, совершать какие-либо действия в интересах лица, обратившегося с просьбой правового анализа конкретной ситуации [11].

Таким образом, представляется необходимым различать понятия правовых услуг и юридических услуг как двух составляющих юридической помощи. Причем, первые связаны с действиями фактического характера, а вторые — с действиями юридического характера.

С учётом указанного подхода правовой консалтинг является правовой услугой. Л.Б. Ситдикова считает, что правовые услуги представляют собой разновидность консультационных (консалтинговых) услуг, состоящих из действий фактического характера, для надлежащего и квалифицированного оказания которых необходимы специальные знания в области права [11].

Исходя из сущности правовых услуг и природы правового консалтинга, в последний можно включить такие виды правовых услуг не связанных с совершением юридических действий как: письменные и устные консультации, составление проектов договоров, составление заявлений, жалоб и иных процессуальных документов и т.п.

Высший Арбитражный Суд РФ не возражает против согласования в договоре об оказании правовых услуг иных, кроме процессуальных, результатов деятельности юриста: «...поскольку стороны в силу ст. 421 ГК РФ вправе определять условия договора по своему усмотрению, обязанности исполнителя могут включать в себя не только совершение определенных действий (деятельности), но и предоставление заказчику результатов действий исполнителя (письменные консультации и разъяснения по юридическим вопросам; проекты договоров, заявлений, жалоб и других документов правового характера и т.д.)» [3].

Оценивая соотношение услуги правового консалтинга и юридической помощи можно отметить что, пользователями правового консалтинга являются не только лица, нуждающиеся в нём в силу их правовой неосведомленности и отсутствия правовых знаний, но и другие профессиональные субъекты, когда для них он выступает квалифицированным экспертным заключением по конкретному вопросу в той или иной специальной отрасли права, в отличие от юридической помощи.

Консультирование (консультационное содействие) подразумевает ответы специалиста на запрос и предоставление необходимой информации, полученной путём осуществления рутинных логических и математических операций из известных источников, для того, чтобы правомочный субъект принял обоснованное и правильное решение [6, с. 38].

Главной особенностью правового консалтинга, отражающей его специфику как информационно-правовой услуги является то, что консультант не совершает действий по претворению в жизнь правовых предписаний, а тем более, прав и обязанностей своего клиента, а лишь создает предпосылки для самостоятельного принятия им решений по осуществлению тех или иных действий в целях возникновения определенного правового результата. Консультант здесь является прежде всего помощником для субъекта права, способствующим ему сделать выбор того или иного варианта поведения в конкретной правовой ситуации. Как следствие, клиент сам осуществляет юридически значимые действия, создающие для него определенные правовые последствия.

С учётом изложенного, представляется возможным определить правовой консалтинг как независимую правовую деятельность профессиональных субъектов по предоставлению заинтересованным лицам правовой информации, необходимой для оптимального решения правовых задач, выраженную в консультационной форме.

 

Список литературы:

  1. Брагинский, М.И., Витрянский, В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг (Книга 3) / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. — М.: Статут. 2011. — 1055 с.
  2. Ильина, Т.И. Обязательства по оказанию правовых услуг в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Т.И. Ильина М. 2007.
  3. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. №48 «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при рассмотрении споров, связанных с договорами на оказание правовых услуг» // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1999. №11.
  4. Лобанов, Г. Маркетинговые услуги и себестоимость / Г. Лобанов // Бизнес-Адвокат. 1996. №10.
  5. Мородумов, Р.Н. Договор возмездного оказания информационных и консультационных услуг: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / Р.Н. Мородумов. Волгоград, 2004.
  6. Нестеров, А.В. Основы экспертной деятельности: учебное пособие / А.В. Нестеров; Гос. ун-т — Высшая школа экономики. — М.: Изд. дом Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2009. — 167 с.
  7. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утверждён Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 № 17 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  8. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93, утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  9. Петров, А.И. Договор возмездного оказания консультационных услуг: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / А.И. Петров. Рязань, 2004.
  10. Сидорова, О.Ю. Информация как объект абсолютных и относительных гражданских правоотношений: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03 / О.Ю. Сидорова. Волгоград. 2003.
  11. Ситдикова, Л.Б. Возмездное оказание консультационных услуг (консалтинг) в сфере аудита, инжиниринга, правовых (юридических) услуг / Л.Б. Ситдикова // Юрист. 2006. №12.
  12. Снежко, О. Право на квалифицированную юридическую помощь / О. Снежко // Юридический мир. 2005. №8.

 

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий