Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 05 марта 2011 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: История государства и права России и зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Авакян Р.О. СУДЕБНИК АСТРАХАНСКИХ АРМЯН 1765 ГОДА*, КАК ПАМЯТНИК ПРАВА И ВЕКОВОЙ ДРУЖБЫ МЕЖДУ АРМЯНСКИМ И РУССКИМ НАРОДАМИ // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

СУДЕБНИК АСТРАХАНСКИХ АРМЯН 1765 ГОДА*, КАК ПАМЯТНИК ПРАВА И ВЕКОВОЙ ДРУЖБЫ МЕЖДУ АРМЯНСКИМ И РУССКИМ НАРОДАМИ

 

 

 

Авакян Рубен Осипович

доктор юр. наук, проф.

ректор Ереванского университета “Манц”, РА, г. Ереван

E-mail: manc@cornet.am

 

Политико-правовые отношения армянских колоний ХVI-ХVIII вв. в России по сей день остаются одним из мало изученных вопросов армяно-русских отношений. Принимая во внимание это обстоятельство, в нашей статье будет затронуто политикo-правовое и социально-экономическое положение одной из самых крупных русско-армянских колоний-Астраханской армянской общины в период до разработки, принятия и использования Судебника астраханских армян. Одновременно мы сочли своей задачей определить историческую и научно-правовую ценность Судебника, который первоначально применялся в Астрахани, а в дальнейшем и в других армянских колониях России [3, 5, 7-9].

Судебник, созданный тремя, обладавшими широкой юридической подготовкой жителями Астрахани - Елиазаром Григоряном, Григором Кампаняном и Ованесом, сыном Саргиса, после того, как императрица Екатерина II указом даровала армянам право самоуправления, является одним из редких армянских юридических памятников. Впервые текст Судебника на древнеармянском языке, с предисловием и комментарием научного сотрудника Матенадарана Ф.Г.Погосяном, был издан и вошел в научный оборот в 1967г. В 2000г. отдельные главы Судебника впервые были опубликованы в переводе на русский язык с комментариями в книге проф. Рубена Авакяна "Памятник армянского права" [2]. Впервые также данный Судебник был переведен с древнеармянского на современный армянский язык и издан в 2002 году в составе двухтомника под названием "Сокровищница армянской правовой мысли" [1].

Судебник астраханских армян не только проливает свет на историю армянских калоний Астрахани, Кизляра, Моздока, Новой Нахичевани, поскольку он применялся на практике судами указанных областей, но и дает ясное представление о социально-политическом положении жизни армян, обосновавшихся в ХVI-ХVIII веках в различных областях России.

Следует отметить, что в указанный период и, в особенности, в XVII веке внешняя политика Российской империи была направленна в первую очередь на дальнейшее продвижение русского влияния на юг и укрепление позиций России на Черном и Каспийском морях. С другой стороны усиливалась иммиграция армян в пределы Российской империи, достигшая своего “пика” во время иранской смуты.

Армянская торговая буржуазия пользовалась в России покровительством и многочисленными льготами, как, например, освобождение от налогов, основание армянского суда (1746г.), применение армянского Судебника (1765-е гг.), открытие армянского театра, который действовал до 1930г., строительство армянских школ, которые просуществовали до 1920г., свобода вероисповедания и разрешение строить каменные церкви и т. д. О результатах дарованных армянским общинам перечисленных льгот красноречиво свидетельствуют не только Центральный Госархив, Астраханский областной архив, но и показания самих астраханских армян. [1-3, 5, 7-9].

Как утверждают исследователи, наши соотечественники жили в окрестностях Астрахани еще в Х-ХI веках. Согласно имеющимся данным, уже в конце 60-х годов XVII века "Армяне, проживавшие в Астрахани, по численности превосходили русских", в начале XVIII века численность армян достигла 5000. В конце XIX века общая численность армян составляла 7500, а в 1911 году - приблизительно 10 000 человек [2, 8-9].

В Астрахани, кроме очень богатых купцов обосновались также многочисленные армянские ремесленники, которые, благодаря своему профессиональному мастерству и опыту, играли важную роль в деле процветания города. Благодаря армянским колониям в этих районах получили широкое развитие шелководство и виноделие.

1717г. Астрахань уже стала епархиальным центром всех проживавших в России армян. Примечательно, что в начале XVIII века большим вниманием пользовались армянские и индийские купцы, так как они владели крупными денежными суммами и имели обширные торговые связи в странах Востока. Даннаяпокровительственнаяполитика России в отношении армянского купечества, сталкивалось с интересами русского купечества, которое добивалось ликвидации всех льгот, дарованных им правительством России.

Несмотря на недовольство русского купечества Астрахани, при Петре I в 1720 году Сенат особым указом обязал губернатора Астрахани А. Волынского продолжать оказывать покровительство и помощь иностранным купцам. Армяне Астрахани были освобождены от обязанностей нести службу в госсударственных органах. Все эти обстоятельства способствовали, естественно, процветанию армянской колонии Астрахани. Приезжим из восточных стран Сенат особым указом разрешал жить в Астрахани и заниматься торговой деятельностью с уплатой обычных пошлин. Заслуживает внимания тот факт, что Петр I указом от 10 ноября 1724г. приглашает армян обосноваться на жительство в долинах рек Сулук и Терек (Салух и Тарх), обещая землю и удобства для проживания [1, 2, 8-9].

Новый губернатор Астрахани В.Татищев в период своей деятельности (1741-1745 гг.) предложил, исходя из интересов России, обширную программу экономического развития края. Выступив против ограничения торгово-производственной деятельности армянских и других иностранных граждан в Астрахани. Он, в то же время, представил в Сенат ряд своих предложений относительно предоставления приезжим из восточных стран, которые желают поселиться в России, различных льгот. В результате, 29-го февраля 1744г. Сенат опубликовал указ, относительно приезжих из восточных стран, следующего содержания:

а)          разрешить им селиться в пригородах, покупать, или строить дома без регистрации в Астрахани;

б)          сохранить за ними право вернуться на родину, однако в этом случаеони должны оставить в русской казне сумму равную 10% от их собственного капитала;

в)          разрешить свободу исповедания и выполнения религиозных обрядов;

г)           с разрешения мануфактурной коллегии, строить в Астрахани фабрики и мануфактуры;

д)          "суд и наказание вершить по их законам и прежним обычаям, дабы для других инаковерующих быт Астрахани был привлекателен..." [1].

Следует отметить, что вышеупомянутые юридические документы впервые в законодательной практике России определили не только правовое положение обосновавшихся на жительство в Астрахани выходцев из восточных стран, но и дали юридическую основу для создания армянского собственного суда - "ратхауза" (орган городского самоуправления, который обладал судебными и финансовыми функциями) и Судебника астраханских армян. В частности во втором пункте указа Сената от 17 сентября 1746г. были изложены для иностранцев правовые нормы, как, например, предложения о создании ратхауза с выборными судьями, о взымании с проживающих в Астрахани иностранцев, определенной суммы в качестве помощи пригородному люду, о построении в Астрахани казарм и их охране на те суммы, которые вносят иностранцы в качестве компенсации за свое освобождение от налога на жилище, о запрете заниматься розничной торговлей восточным купцам, не принявшим российское подданство и о другом. В то же время данным указом Сенат разрешил добровольную регистрацию иностранных жителей пригородов Астрахани.

Данный Указ полностью удовлетворял основные требования армянского купечества, но однако приблизил правовое положение наших соотечественников в Российской империи к правовому положению русских купцов. При этом предусматривался, в частности, для иностранцев общих судей и общего суда.

Благодаря изложенному, Астраханские армяне не только выбрали своих (армянских) судей, но и основали собственный (армянский) суд по уголовным, финансовым и полицейским делам, который начал действовать уже в начале 1747г.

Как это явствует из его делопроизводства, суд был органом не только судопроизводства, но и местного самоуправления. После основания армянского суда, первые его судьи, избранные из образованных и авторитетных людей своего времени, разработали для его нормальной деятельности Судебник. После  его принятия, судопроизводство в отношении армян, проживавших в вышеупомянутых регионах, осуществлялось не только в соответствии с армянскими обычаями и традициями, но и с учетом требования данного Судебника. Армянский суд был правомочен выносить приговор и о высшей мере наказания.

На основании вышеуказанной, первый период правового положения астраханских армян можно соотнести с периодом деятельности "Астраханского армянского суда", то есть до его переименования в 1765г. и изъятия из оборота, термина "Армянский суд". В частности, согласно данным областного архива Астрахани, Армянскому суду подчинялись также грузины и греки. Именно в этот период, в 1769г. из Астрахани был представлен русскому правительству план Мовсеса Сарафяна относительно освобождения Армении и востановления армянского царства при покровительстве Российской империи.

Вторым периодом истории права астраханских армян можно считать время между 1765  и 1785 годами, когда действовал "Общий Армяно-Азиатский суд", который был основан указом от 13 января 1765г. в качестве общего суда для всех проживающих в Астрахани иностранцев. На основании данного Указа, все иностранцы, в том числе и армяне, объединялись в одном суде. Общий суд иностранцев Астрахани размещался в одном здании, однако заседания армянского и татарского судов созывались в разных его частях. Армянский суд называли "Азиатский Армянский суд", а татарский "Азиатский Магометанский суд".

Несмотря на недовольство, вызванное этим указом, как среди армянского населения, так и среди всех иностранцев, суд этот, тем не менее действовал до 1785г., когда был принят Городской устав.

Несмотря на все эти помехи, с 1779г. начинается переселение армян из Крыма в пределы Херсонской губернии, где они основали армянский город Нор (Новый) Нахичевань на Дону с особой системой самоуправления.

Третим этапом истории правового положения астраханских армян можно считать 1785-1797годы, то есть период действия Городского устава. С юридической точки зрения этот Устав вызвал в среде астраханских армян серьезный раскол, поскольку в результате его действия, все занимавшееся торговлей армянское население, обязано было, в зависимости от заявленного капитала, зарегистрироваться в соответствующей (1,2 и 3) купеческой гильдии. Этот период истории астраханских армян связан с самой серьезной попыткой России покончить с самоуправлением иностранцев, в том числе также армянской колонии. Регистрация иностранцев, в том числе, и армян в различных городских гильдиях означала ликвидацию армянского самоуправления и судопроизводства в России и их подчинение требованиям территориально-административных органов России.

Будучи недовольны Городским уставом от 1785 года, который требовал, как мы уже отмечали, обязательной регистрации в купеческих гильдиях, астраханские армяне в 1796г., отослали делегатов к Екатерине II с просьбой освободить их от обязанности регистрироваться в гильдиях. С другой стороны, ухудшение положения армян и ослабление их экономических позиций, отразилось на развитии как промышленности и ремесел Астрахани, так и на торговле через Каспийское море. Это обстоятельство принудило Павла I опубликовать в 1797г. указ, согласно которому армяне вновь получили свои прежние права. Был восстановлен так же Армянский суд, который к этому времени был почти ликвидирован, однако с некоторыми оговорками, связанными с общим судом астраханских иностранцев. Таким образом, уже в 1800г. требования астраханских армян, направленные против Устава 1785г., были в общем удовлетворены. С 1800г. в правовом положении астраханских армян начинается новый, продлившийся до 1840г. этап, который был связан с судопроизводством и обсуждаемым нами Судебником астраханских армян. В частности, в 1800г. вместо Объединенного суда для всех астраханских иностранцев, было снова основано Ведомство армянского суда с правами магистрата. Были отменены все изменения внесенные в правовое положение армян Городским уставом 1785г. Подобный статут армянского суда сохранялся вплоть до его ликвидации.

Армянский суд в Астрахани, также как и в Моздоке и Кизляре, просуществовал до 1840г. и был ликвидирован на основании указа Государственного совета от 24 марта 1840г. "О ликвидации действующих в Астрахани, Кизляре и Моздоке особых армянских судов". Одновременно этим же указом армяне вышеуказанных областей получали право разрешать свои жалобы и споры посредством избранных ими посредников-представителей, то есть через арбитражные суды.

Во второй половине XVIII века в Астрахани, параллельно армянскому светскому суду, действовал также армянский духовный суд, функции которого были регламентированы духовным предстоятелем российских армян архиепис­копом Иосифом Аргутяном, который опирался при этом на "Свод армянских церковных канонов" ("Канонагирк айоц") [4].

Можно сделать вывод, что ликвидация специальных армянских судов в Астрахани и других городах России, в целом, на наш взгляд, являлась результатом общего наступления царя Николая I на права российских армян, поскольку после присоединения Восточной Армении к России, армяне потеряли для русского правительства политическое значение.

Анализ содержания Судебника астраханских армян, тесно связанного с армянскими судами, показывает, что при его разработке основными источниками послужили армянское обычное и каноническое право, "Судебник" Мхитара Гоша, "Сборник законов Российской империи", в частности "Соборное уложение" царя Алексея Михайловича от 1649г. и законы Петра Великого. Кроме того в Судебнике были использованы также законы византийских императоров. Сами авторы, перечисляя в предисловии к Судебнику использованные ими источники, пишут, что в своей работе они опирались также на существовавшие в области торговли традиции и обычаи предков и, даже, на услышанное и увиденное их отцами и дедами [ 2, с. 650-658].В частности, авторы Судебника обратились лишь к тем формам торговли, которые исторически широко были распространены среди армян.

Если сравним Судебник с кодексом Юстиниана, то увидим, что отдельные его статьи взяты без существенных изменений из кодекса Юстиниана. Однако в своей основе Судебник астраханских армян не имеет ничего общего ни с систематизацией Юстиниановых законов, ни с законодательством России. Вместе с тем, отдельные статьи, заимствованные из сборников законов византийских и российских императоров - это следует особо отметить - были так переработаны и приспособлены к социальным условиям армянских переселенцев, что не противоречили их древним национальным обычаям [6].

Данный Судебник делится на три части: первая часть состоит из 23 глав, заключающих в себе 940 статей уголовного и гражданского права, вторая - из 15 глав со 107 статьями, представляющих права судей, статус и служебное положение прокуроров, третья - из 14 глав с 88 статьями, которые касаются судопроизводства. В целом Судебник содержит 1135 статей.

Согласно Судебнику, суд состоял из двух инстанций - верхней и нижней, Нижний, или постоянно действующий суд, состоял из девяти человек, во главе которых стояли три судьи. Судьи избирались раз в год. Обязанности второй судебной инстанции исполнял совет девяти, который действовал на общественных началах. Если, согласно Судебнику, кто-нибудь оставался неудовлетворен приговором Армянского суда, он мог обратиться в Совет девяти. Если последний признавал приговор ошибочным, он отменял этот приговор и штрафовал судей в пользу царской казны. Одним словом, Судебник отражал реальную картину положения как астраханских армян, так и армян Кизляра, Моздока и других местностей. Его исследование дает реальную возможность не только представить структуру судебных органов, но и следить за ходом судебного разбирательства. Анализ Судебника показывает, что астраханский Армянский суд рассматривал все уголовные и гражданские дела армян за исключением тех дел, в которых одну из сторон представлял церковнослужитель, либо русский или лицо какой-либо другой национальности. Суд надзирал также за распределением и взиманием налогов.

Заслуживает внимания то, что согласно Судебнику никто из армян, независимо от его социального положения, не имел права обращаться в другой суд, если его дело не было рассмотрено армянским национальным судом.

Отметим, что из 1135 статей Судебника более 310 относятся к уголовному праву. Преступления, направленные против царя, являются самыми тяжкими. Следующую по степени тяжести группу преступлений составляют те, за совершение которых предусмотрена смертная казнь. В нем перечисляются также разнообразные преступления, направленные против жизни, здоровья, свободы и чести, и предусмотренные относительно них виды наказания, В частности, Судебником астраханских армян предусмотрено семь видов наказания. Самым суровым считалась смертная казнь через повешение, обезглавливание, сожжение и иные способы, а самым мягким - штраф. Заметим, что по сравнению с наказаниями, предусмотренными в армянских судебниках Давида сына Алавика (XI в), Мхитара Гоша (XII в), Смбата Спарапета (XIII в), и др., бросается в глаза суровость наказаний, предусмотренных здесь. В частности, уже о многом говорит само понятие предусмотренного наказания: "Кара - это законная пытка, истязание..." [2, с.645]. Далее Судебник астраханских армян допускает применение физической силы как средства получить признание в совершении преступления. Одним словом, влияние Соборного Уложения 1649г., но и всего законодательства Российской империи налицо.

Большая часть статей посвящена гражданскому, брачно-семейному праву, праву наследования, правовому положению слуг и т.д.

Следует заметить, что в Судебнике закреплены прогрессивные взгляды к брачно - семейным отношениям.Посвященные им статьи касаются вопросов обручения, бракосочетания и расторжения брака, взаимоотношений родителей и детей, имущественного раздела между братьями и других. В частности, при обручении предусмотривается свободное  волеизúявление  сторон, устанавливается приемлемый 17-летний возраст для мужчин и 14-летний для девушек. Вопросы родственных отношений между вступающими в брак Судебник относит к компетенции церкви. После обручения стороны имеют право отказатся от заключения брака. Судебник считает также приемлемым обычай, когда родители обручают своих детей еще в малолетстве, однако с обоюдного согласия сторон.

В Судебнике перечисляются основания как для расторжения брака, так и его правовые последствия (если: лицо совершил преступление против царской власти, убийца, колдун или ведьма, мужеложец или скотоложец, вероотступник и т д.).

Судебник регулирует также вопросы усыновления, опеки и попечительства.

Глава 8-ая первой части астраханского Судебника посвящена завещанию и наследственному праву; в ней указана необходимость и форма составления завещания и порядок наследования имущества умирающего завещателя. Приоритет отдается наследованию не по закону, а по завещанию. При этом не имеют права состовлять завящание немые и глухие от рождения, дышевнобольные, юноши в возрасте до 15-и лет и девушки до 13-и лет, слуги, лица, находящегося в плену, преступники и т. д.

По закону первоочередными наследниками считались дети и их потомки до пятого колена. Вторую очередь наследников состовляли родители, братья, сестры и потомки их братьев - до четвертого колена. Третей очередью считались дедушки и бабушки. Отдельные главы Судебника посвящены вопросу отделения сыновей от родителей, а также братьев друг от друга. Вообще множество вопросов, касающихся семейного права в Судебнике астраханских армян, решаются почти в той же форме, что и в “Судебнике” Мхитара Гоша [2. с. 233-438].

Судебник астраханских армян регламентирует также перчень случаев, при которых родители имеют право лишить своих детеи наследства и наоборот.

Более 50-ти статей Судебника посвещены вопросам покупки и продажи слуг, их обязанностям, взаимоотношениям слуг и господ. Сотни статей касаются долгового права и торговли, формам и законности договоров, порядка дачи в заем, векселях и обязанностях заемщика, поручителях, торговле, формам торговых товариществ и т.д.

Отдельные главы Судебника посвящены порядку выдачи денег под проценты и формам составления документов, касающихся долговых обязательств, заемных писем и прочих денежных сделок.

Более 200 статей Судебника астраханских армян касаются форм торговли, купечества, коммерческих товариществ и их взаимоотношений,  прав и обязанностей. Представлены все виды купли и продажи, их порядок и принципы и т.д. Важное место в Судебнике отводится договору.

Судебником пользовались армянские суды Астрахани, Кизляра, Моздока и армянский магистрат Нор (Новой) Нахичева­ни. Оригинал текста Судебника сегодня храниться в Матенадаране г. Еревана.

И в заключение в качестве резюме отметим значение Судебника астраханских армян 1765 года и армянских судов. Будучи серьезным вкладом в историю армянского правоведения, они одновременно являются лучшими памятниками армянского права, отражающих вековую дружбу армянского и русского народов. Они ярко показывают, что положение армян, находившихся под владычеством России, было несравненно более благополучным, нежели армян, находившихся под владычеством Османской империи (Турции) и Персии.

  • в XIII - ом столетии на земле сегоднешней Астрахани, который является областным центром РФ с более чем 0.5 млн. населением (в самой области - более 1 млн.) стоял торговый город Сарай-Бату - столица Золотой орды. В татарских источниках город упоминается под назвабием Хаштархан, или Хаджи-Тархан. В 1556 году царь Иван Грозный присоединил к рубежам русского государства Нижнее Поволжье и столицу Астраханского царства. В 1558 году поднялся на левом берегу Волги деревянный кремль, от которого взял свое начало современный город Астрахань.

Стратегические интересы России в свое время потребовали строительство Астраханского Каменного кремля - выдающегося памятника русской архитектуры и фортификации XVI века, Успенского собора- каменного шедевра духовного укрепления русского государства (конец XVII в. - иачалоХVIII в.), Троицкого и других храмов (конец XVII в. и других веков).

Одним словом, после присоединения города Астрахани к России, он превращается в крупный торговый, военно-стратегический и научный центр на юго-востоке, посредством которого Россия осуществляет связь с Кавказом, Закавказьем, Ираном и Средней Азией. Заметим, что сам Петр Первый сильно повлиял на обустройства города, сделав его в 1717 году центром Астраханской губерни.

В истории город Астрахань известен также восстаниями стрельцов и жителей армян.

 

 

Список литературы:

  1. Авакян Р.О. Сокровищница  армянской правовой мысли в 2-х томах.-Ер., 2001- 2002. Т.1. - 672с.; Т.2.- 672с. (на арм. яз.).
  2. Авакян Р.О. Памятники армянского права.- Ер., 2000.-1019 с., илл.
  3. Акты армянского суда г. Каменец-Подольского (XVIв.) / Подготовка текста В. П. Григоряна.- Ер.: АН Арм. ССР, 1963.- 440 с. (на арм. яз.).
  4. Армянская книга канонов в 2-х т. / Пред., научно-критический текст и прим. В. Акопяна.- Ер.: АН Арм. ССР, 1964.- 951 с. (на арм. яз.).
  5. Документы на половецком языке XVI века (Судебные акты Каменец-Подольской армянской общины) / Транскрипция, перевод,, словарь и предисл. Грунина Т.И. / Под ред. Э.В. Севотяна. Вступительная статья Я. Р. Дашкевича.- М.: “Наука”, 1967.
  6. Институции Юстианина / Пер. с латинского Расснера Д. Под. ред. Л. Л. Кофанова, В.А. Томсинова.- М.: “Зерцало”, 1998.- 400 с.
  7. Мхитар Гош. Судебник (на кыпчакском яз. с армянскими буквами) / Пер. с латинской / / Рукопись N 1916 Оссолинской библиотеки.
  8. Хачатрян В.А. Административно-правовое положение астраханских армянов второй половине ХIII в. // “Известия” АН Арм. ССР,1963. - N 12.
  9. Юхт А. Правовое положение астраханских армян в первой половине XVIIIв. / / “Известия” АН Арм. ССР, 1960.- N 12.

 

Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.