Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: I Международной научно-практической конференции «Вопросы современной юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 05 марта 2011 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Теория государства и права

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Баландина Н.В. ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. I междунар. науч.-практ. конф. № 1. – Новосибирск: СибАК, 2011.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ПРАВОВАЯ ПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ ФЕНОМЕНА

 

 

Баландина Надежда Викторовна

канд. юр. наук, старший преподаватель Астраханского государственного технического университета, г. Астрахань

E-mail: rudikova@rambler.ru

 

Термин «политика» употребляется в научной литературе в нескольких значениях: социологическом; экономическом; этическом, субстанциональном, институциональном; процессуальном (деятельностном) и др. Некоторые исследователи данной проблематики не различают эти значения в качестве обособленного понимания. Они включают деятельное, институциональное и иные начала в признаки политики, утверждая, что политика содержит в себе динамическое начало (выступает как политическая деятельность, совокупность рациональных действий, направленных на удовлетворение политических потребностей и интересов тех или иных социальных субъектов) и начало институциональное (отношения, совокупность теорий, идей, взглядов, концепций, точек зрения, имеющих политический характер) [11, с.15].

Большая советская энциклопедия определяет политику (греч. politika – государственные или общественные дела, от polls – государство) как сферу деятельности, связанную с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти [1, с.746].

С.И. Ожегов отмечает, что политика – деятельность органов государственной власти и государственного управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность партий и организаций, общественных группировок, определяемая их интересами и целями [9, с.553]. Схожее определение политики содержится в Политической энциклопедии: «сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти»[10, с.156].

В научной литературе многие ученые акцентируют внимание именно на деятельностном аспекте политики. Так, А.И. Демидов определяет политику как «объективно обусловленное и целенаправленное участие больших масс людей, организованных социальных групп в делах государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом, с помощью использования властных механизмов» [13, с.4]. Б.Т. Разгильдиев утверждает, что политика – это «основанная на нормах нравственности деятельность органов власти по сбалансированному обеспечению интересов личности, общества и государства либо отражение этой деятельности» [12, с.134]. А.В. Малько и К.В. Шундиков понимают политику как «сферу деятельности, связанную с реализацией потребностей и интересов различных групп людей, стержнем которой являются завоевание, удержание и использование государственной власти»[6, с.197].

По вопросу о соотношении понятий «политика» и «государственная политика» в научной литературе высказываются неоднозначные суждения. В основу каждого из них положено своеобразное понимание соотношения государственной и политической власти. По мнению одних исследователей (М.И. Байтин, В.А. Рудковский, К.С. Гаджиев и др.), государственная и политическая власти тождественны друг другу. Полюсная точка зрения (А.А. Галкин, Ф.М. Бурлацкий, Н.М. Кейзеров, Л.Т. Кривушин, В.Д. Перевалов, Ю.А. Дмитриев и др.) сводится к утверждению, что политическая власть шире государственной, так как субъектом ее осуществления могут быть и негосударственные образования – партии, движения, международные организации и т.д. На наш взгляд, более верна позиция В.А. Рудковского, подмечающего, что акценты при решении этого вопроса могут варьироваться в зависимости от понимания самого государства, однако «деятельность субъектов политики приобретает собственно политический смысл именно в результате ее (прямого или косвенного) соприкосновения с властью. Вне государства, вне связи с государственной властью политики нет» [14, с.24].

Видимо, это правильно. Термин «государственная политика» отсутствует в толковых философских, политологических, политических, юридических словарях и энциклопедиях, однако толкование понятия «политика» в конечном итоге сводится именно к государственной политике.

Принимая во внимание тождественность категорий «политика» и «государственная политика», отметим, что в юридической науке отчетливо сформировалось непротиворечивое убеждение о понимании правовой политики как особенного по отношению к общему [8, с.183] понятию государственной политики, которая существует наряду с экономической, социальной и прочими видами государственной политики [2, с.3].

Правовая политика как часть политики государственной также может быть рассмотрена в деятельностном аспекте. Деятельностный аспект преобладает в определении, сформулированном А.П. Коробовой, которая предлагает под правовой политикой понимать деятельность государства, индивидов и их объединений в сфере правового регулирования, состоящую в выработке и (или) реализации правовых идей стратегического характера [4, с.18]. Сходное определение правовой политики было сформулировано А.П. Мазуренко, по мнению которого правовая политика является научно обоснованной, последовательной и системной деятельностью государственных и негосударственных структур, направленной на создание необходимых условий для выработки и реализации стратегии и тактики правового развития страны [5, с.10].

А.В. Малько и К.В. Шундиков утверждают, что «правовая политика – это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность уполномоченных субъектов (прежде всего государственных и муниципальных органов власти) по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры, правовой жизни общества и личности» [6, с.213]. Видимо, данное определение нуждается в корректировке хотя бы потому, что законность, правопорядок и правовая культура охватываются более емким понятием «правовая жизнь» и не требуют самостоятельного отражения в определении.

Критически можно осмыслить и определение, содержащееся в проекте Концепции правовой политики в РФ, где под правовой политикой понимают целенаправленную планомерную деятельность субъектов гражданского общества и органов государственной власти в сфере правового регулирования социальных отношений, сущность которой заключается в выработке и практической реализации правовых идей стратегического характера [7, с.7]. К сожалению, несмотря на научную значимость такой трактовки, авторы определения не указывают среди возможных субъектов правовой политики органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государственной власти. С этих позиций более удачно определение О.Ю. Рыбакова, по мнению которого, правовая политика есть деятельность прежде всего государственных и муниципальных органов, а также общественных объединений, граждан, включающая систему идей, целей, мер и способов, обеспечивающих функционирование и воспроизводство правовых механизмов, перспектив развития законодательства, создание, поддержание и развитие условий для осуществления интересов, прав и свобод личности во взаимодействии с ее обязанностями [15, с.34].

Более точное определение правовой политики, учитывающее все ее необходимые признаки, дает С.А. Киреева: «Правовая политика – это управленческо-организационная и регулятивно-контрольная деятельность субъектов политики, опирающаяся на юридический инструментарий, охватывающая правовую жизнь государства, имеющая своей конечной целью становление устойчивых политико-правовых режимов законности и правопорядка»[3, с.182].

В целом следует подчеркнуть, что деятельностный подход к пониманию правовой политики имеет важное научно практическое значение. Деятельностный подход характеризует политику и правовую политику как динамические явления. Он позволяет с содержательной стороны четко определить их субъектный состав, формы, направления и средства деятельности субъектов политики, цели, принципы, задачи политической деятельности. Деятельностный подход отражает прагматическую сущность и государственной, и правовой политики, что имеет важное значение для оценки качества правотворчества, правоприменения, эффективности осуществления правосудия, а, следовательно, позволяет выработать предложения по совершенствованию правовой политики и государственной политики в целом, адресовав их конкретным субъектам.

 

Список литературы:

  1. Большая советская энциклопедия. Изд. 3-е. Т.20. – М.: Советская энциклопедия. 1972.
  2. Исаков Н.В. Правовая политика современной России: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. – 47 с.
  3. Киреева С.А. Межгосударственная интеграционная деятельность как выражение внешней функции Российского государства – Саратов: Изд-во Саратов. гос. акад. права, 2005. – 334 с.
  4. Коробова А.П. Правовая политика: понятие, формы реализации, приоритеты в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2000. – 27 с.
  5. Мазуренко А.П. Правотворческая политика в РФ: проблемы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2004. – 22 с.
  6. Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике. – Саратов: СГАП, 2003. – 293 с.
  7. Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Концепция правовой политики в РФ // Правовая политика и правовая жизнь, 2004. № 1. С. 7-27.
  8. Матузов Н.И. Научно-методологический семинар «Обсуждение Концепции правовой политики». Доклад // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 3. С. 182 – 185.
  9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., дополн. М., 2003. С. 553.
  10. Политическая энциклопедия в 2-х томах. М.: Мысль, 2000. Т. 2. С. 156.
  11. Политология: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – Изд. 2-е изд., М. 2002.
  12. Разгильдиев Б.Т. Уголовно-правовая политика: понятие и содержание // Правовая политика и правовая жизнь. 2000. № 11. С. 131-138.
  13. Российская правовая политика: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. 520 с.
  14. Рудковский В.А. Правоприменительная политика: сущность и содержание: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. Волгоград, 2001. – 48 с.
  15. Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. – Саратов: СГАП, 2003. – 189 с.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.