Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXX Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 22 января 2020 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Международное право

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Казакова Е.Г. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXX междунар. науч.-практ. конф. № 1(29). – Новосибирск: СибАК, 2020. – С. 74-80.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Казакова Елизавета Геннадьевна

студент пятого курса, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»,

РФ, г. Москва

INTERNATIONAL COOPERATION IN THE INTELLECTUAL PROPERTY FIELD

 

Elizaveta Kazakova

the fifth-year law student, National Research Nuclear University MEPhI,

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы международного сотрудничества в сфере защиты интеллектуальной собственности. Приводятся основные международные договоры и соглашения, регулирующие вопросы защиты авторских, смежных прав. Раскрываются основные положения указанных договоров в установленной сфере.

ABSTRACT

The article examines questions of international cooperation in the intellectual property protection field. Basic international agreements of copyright law are given.

 

Ключевые слова: авторское право; международное сотрудничество; интеллектуальная собственность; международные договоры; конвенции;

Keywords: copyright law; international cooperation; intellectual property; international agreements; conventions;

 

Авторское право сравнительно молодая подотрасль гражданского права, но, несмотря на это, ее значение нельзя умалять. В мире, где все покупается и продается, где зачастую деньги являются самоцелью, следует защищать авторов различных произведений, неважно, литературы, искусства или же науки. Поэтому главная цель авторского права закрепить права создателей и правопреемников, оградить указанных лиц от посягательств на принадлежащую им интеллектуальную собственность.

Важным моментом в развитии авторского права в Российской Федерации, является и тот факт, что согласно Конституции (п. 4. ст. 15), одной из составных частей нашей правовой системы являются и международные договоры. Российская Федерация присоединилась к ряду международных конвенций и соглашений, поэтому законодательство, охраняющее авторские права, соответствует международным стандартам [1].

Авторское право занимается регулированием отношений, которые возникают в связи с созданием, использованием, распространением результатов научной, творческой деятельности. Под охрану авторского права попадают произведения науки, искусства, литературы (регулируются непосредственно авторским правом), фонограммы, передачи эфирного или кабельного вещания, различные постановки (регулируются смежными правами, которые являются составной частью авторского права).

Объекты авторских и смежных прав обладают специфической особенностью. Эта особенность заключается в том, что они носят территориальный характер, то есть их возникновение регулируется законодательством определенного государства, и если между этим государством и другими не заключены никакие международные соглашения по охране авторских прав, то защищаться данный объект будет только в одной стране. 

Все основные международные договоры, которые ратифицированы в Российской Федерации, можно разделить на три группы:

  • международные договоры, которые защищают авторские права;
  • международные договоры, которые охраняют смежные права;
  • международные договоры, которые охватывают две вышеперечисленные группы прав, либо регулирующие более широкий круг правоотношений, либо двусторонние соглашения по вопросам охраны авторских прав. 

  В первую очередь стоит обратиться к Бернской конвенции 1886 года [2]. Данная конвенция является старейшей в области регулирования интеллектуальной собственности. Положения этой конвенции послужили фундаментом для многочисленных международных договоров, изданных позже. В настоящее время Бернская конвенция действует в редакции 1971 года (Парижский акт). 

Произведения науки, искусства, литературы охраняются Бернской конвенцией вне зависимости от того, какую форму выражения они имеют. Цель международного акта отражена в преамбуле, и она заключается в том, что создатели конвенции стремятся к достижению единообразной процедуры охраны различных произведений. В основе Бернской конвенции лежат следующие принципы:

  • национальный режим; Суть данного принципа можно описать следующим образом, что каждое из государств, ратифицировавших Бернскую конвенцию, обязано предоставлять такие же права по охране и авторам из иных государств, подписавших этот документ. 
  • автоматическая охрана; Охрана произведениям науки, искусства, литературы предоставляется не зависимо от того, были ли соблюдены какие-либо формальности (условия депонирования, регистрации и другие). 
  • минимальные стандарты; Имеются базовые пункты в охране авторских прав, которые каждое государство-участник должны гарантировать. 
  • ретроактивная охрана; Произведениям, не зависимо от того, были ли они созданы до ратификации Бернской конвенции государством, которое является местом происхождения данного произведения, либо после, получают охрану в иностранных государствах. 

Бернская конвенция гарантирует авторам следующие права:

  • право на то, чтобы произведение было переведено (статья 8 Конвенции);
  • произведение может быть воспроизведено в любой произвольной форме (звуковая, визуальная запись и иное) (статья 9 Конвенции);
  • право на изменение произведения (аранжировки и другое) (статья 12 Конвенции);
  • право на воспроизведение произведений с помощью кинематографии и иным способом (статья 14 Конвенции). [2]

Бернская конвенция предусматривает факультативную охрану. Данный вид охраны заключается в том, что для определенного круга произведений каждое государство-участник само решает, какой уровень охраны предоставлять. Среди таких произведений выделяют следующие:

  • законодательные, судебные, административные официальные тексты, официальный перевод текстов подобного рода;
  • рисунки, образцы промышленности, произведения прикладного искусства;
  • произведения, которые были произнесены публично (лекции, обращения, выступления);
  • произведения, которые относятся к народному творчеству;

В данный момент к Бернской конвенции присоединились более 160 государств, в том числе и Российская Федерация.  

Важное место в охране авторских прав занимает Всемирная конвенция об авторском праве (Женевская конвенция, редакции 1952, 1971 годов) [3]. Одним из принципов, лежащим в основе данной конвенции является принцип национального режима, но он имеет некоторые особенности в сравнении с Бернской конвенцией. Данная конвенция не требует соблюдения такого высокого уровня охраны авторских прав. Также эта конвенция позволяет допустить определенный ряд формальностей, когда охраняются авторские права (например, проставление знака охраны произведений авторского права). Данная  конвенция охраняет только те произведения, которые были созданы и опубликованы после ратификации этой конвенции. 

С научным прогрессом в области звукозаписи, видеозаписи, радио и телевещания необходимость с охран авторских прав возросла вдвойне. В связи с этим, была принята в 1961 году Римская конвенция или по-другому Конвенция об охране интересов исполнителей, производителей, фонограмм, вещательных организаций. В данной конвенции в основе лежат два принципа [4]: 

  • национальный режим охраны; Этот принцип заключает положение, согласно которому любая страна, ратифицировавшая Конвенцию, предоставляет одинаковый набор прав как своим гражданам, так иностранным субъектам. 
  • установление минимального допустимого уровня охраны прав; Этот принцип закрепляет положения, согласно которому есть минимальный набор прав, который гарантированно предоставляет каждое государство. 

Для Российской Федерации Римскую Конвенция вступила в силу 26 мая 2003 года. Римская конвенция не предполагает обязательного предоставления гарантированных прав лицам, создавшим свои произведения, до ратификации данной конвенции государством. Этот пункт является характерным и для других конвенций по охране смежных прав. 

Женевская конвенция по охране фонограмм считается своеобразным дополнением к Римской конвенции[5]. Эта конвенция, носящая также название Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения, была принята в 1971 году. В то время как Римская конвенция описывает и закрепляет права трёх групп смежных прав (исполнители, производители фонограмм, организации эфирного вещания), Женевская конвенция регулирует предоставления прав только создателям фонограмм. 

В отличие от всех предыдущих международных договоров, в этой конвенции нет принципа национального режима. Она предоставляет очень узкому кругу произведений стран-участниц определённые права, защищающие их интересы: 

  • запрещается производить копии фонограмм без согласия создателя или собственника в коммерческих целях и для распространения среди слушателей;
  • запрещается без согласия обладателей прав на фонограмму ввозить незаконные копии на территорию страны-члена конвенции;
  • запрещается распространять фонограмму среди слушателей без получения согласия со стороны правообладателя;

После детального анализа Женевской фонограммной конвенции, можно сделать вывод, что основное ее предназначение ˗˗ это борьба с распространением, копированием, производством контрафактных экземпляров фонограмм. 

Российская Федерация присоединилась к указанной конвенции с 13 марта 1995 г. 

Как отмечалось ранее, не все конвенции предоставляют ретроактивную охрану для произведений, в том числе и Женевская фонограммная конвенция. В связи с тем, что фонограммы защищаются ещё и Римской Конвенцией, а она предоставляет больший уровень защиты, чем Женевская конвенция, фонограммы, созданные с 13 марта 1995 года и до 26 мая 2003 года, охраняются только последней. 

В сфере охраны интеллектуальной собственности есть ряд договоров, которые считаются «интернет» договорами, например Договор ВОИС об авторском праве, принятый в 1996 году и Договор ВОИС об исполнениях и фонограммах, принятый в 1996 году. Такое название обусловлено тем, что указанные документы принимают во внимание компьютеризацию общественных отношений. 

Брюссельская конвенция была создана в 1974 году [6]. Ее основное содержание сводится к тому, что она предусматривает обязательство присоединяющихся к конвенции государств принимать меры для того, чтобы не допустить ситуации, когда несущие программы иностранных вещательных организации будут перехвачены и распространены на территории страны-участницы. 

В 1989 году Россия стала участником данной конвенции, как правопреемник СССР, который ратифицировал конвенцию в 1989 году. 

Для того чтобы обеспечить взаимное признание и охрану большей частью государств, которые образовались после распада СССР, авторских и смежных прав, которые принадлежат гражданам, юридическим лицам этих государств, в 1993 году было заключено Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав. 

Это соглашение было ведущим в данной сфере, пока большая часть этих государств не присоединилось к Бернской конвенции, и именно оно было основным документом, охранявшим и закреплявшим данные права. 

Создание Всемирной организации интеллектуальной собственности, которая со временем стала частью ООН, было закреплено в Конвенции об учреждении ВОИС в 1967 году [7]. Этот документ имеет по большей части организационный характер. В 1968 году данную конвенцию ратифицировал СССР и вошёл в число членов ВОИС. Российская Федерация является правопреемником СССР и также входит в число стран-участниц этой конвенции. 

Международное сотрудничество в сфере охраны авторских, смежных прав необходимый элемент политики любого государства, так как способствует созданию благоприятной среды для формирования и развития культурного, научного сообщества страны, ведь создатели произведений науки, литературы, искусства чувствуют себя защищёнными, т. к. любое нарушение их прав преследуется по закону не только в стране создания объекта интеллектуальной собственности, но и за ее пределами.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. [электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения 02.12.2019).
  2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. [электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL:  http://www. https://www.wipo.int// (дата обращения 04.12.2019).
  3. Всемирная конвенция об авторском праве [электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL:  http://www. https://www.wipo.int// (дата обращения 04.12.2019).
  4. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 1961 г. [электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL:  http://www. https://www.wipo.int// (дата обращения 02.12.2019).
  5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 1971 г. [электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL:  http://www. https://www.wipo.int// (дата обращения 04.12.2019).
  6. Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники от 1979 г. [электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL:  http://www. https://www.wipo.int// (дата обращения 20.11.2019).
  7. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности от 1979 г. [электронный ресурс] // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности. URL:  http://www. https://www.wipo.int// (дата обращения 20.11.2019).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.