Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2019 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Финансовое право и финансовая политика

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Андреева Л.А. К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(27). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 173-178.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

К ВОПРОСУ О ПУБЛИЧНОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доц. кафедры теории и истории государства и права АНО ВО «Открытый гуманитарно-экономический университет»,

РФ, г. Москва

ON THE ISSUE OF PUBLIC FINANCIAL STATEMENTS  

 

Lyubov Andreeva

candidate of juridical sciences, associate Professor of the Department of theory and history of state and law ANO "Open University of Humanities and Economics",

Russia, Moscow

 

АННОТАЦИЯ

В статье автор рассматривает вопросы финансово-правового регулирования частных, государственных и муниципальных предприятий как объектов денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются публичными правоотношениями. Автор исследовал законопроект о публичной нефинансовой отчетности и предлагает внести дополнения и изменения в федеральные нормативно-правовые акты.

ABSTRACT

In the article the author considers the issues of financial and legal regulation of private, state and municipal enterprises as objects of monetary relations associated with the formation, distribution and use of monetary income and savings of these entities. Being regulated by the rules of financial law, they are public relations. The author has studied the draft law on public non-financial reporting and proposes to make additions and changes to Federal regulations.

 

Ключевые слова: финансово-правовое регулирование, частные, государственные и муниципальные предприятия, публичность, нефинансовая отчетность.

Keywords: financial and legal regulation, private, state and municipal enterprises, publicity, non-financial reporting.

 

Законодатель к числу финансово-правовых отношений относит следующие правоотношения: по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю; уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, (части прибыли, свободного остатка прибыли); получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюд­жетных кредитов; формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия и другие.

Следует отметить, что, например, согласно ст. 2 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных пред­приятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ [2], а также ст.ст. 114, 115 ГК РФ [1], в правовом регулировании финансов государственных и муници­пальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеуказанных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно федеральному законодательству, а также уставу, утвержден­ному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью. Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который предусмотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ [1] "собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия". Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами федерации, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ. Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств [2]. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). Федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта федерации и муниципального образования – в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта и муниципального образования. В соответствии с Правилами создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий размер чистой прибыли федераль­ного казенного предприятия, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, определяется уполномоченным органом, в качестве которого выступают федеральные органы исполнительной власти, в непосред­ственном подчинении которых находятся казенные предприятия. Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему размера чистой прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во‑первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты, в том числе, порождающие правоотношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охваты­ваются подотраслью налогового права; по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, части прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государ­ственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов; в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов - институтом государственных и муниципальных расходов. Вместе с тем некоторые правовые нормы порождают финансовые правоотношения в сфере государственных и муниципальных финансов, которые не включаются ни в один из известных финансово-правовых институтов. Среди них нормы, порож­дающие правоотношения: между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему размера чистой прибыли, подле­жащей перечислению в бюджет; между государственным и муници­пальным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли; между собствен­ником и государственным или муниципальным предприятием на праве хозяйственного ведения по поводу формирования уставного фонда. Все отмеченное позволяет заключить, что финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий представляют собой комп­лексный финансово-правовой институт, который в то же время входит в иные финансово-правовые институты.

Вместе с тем, законодатель подготовил Проект федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" [3], обусловленный необходи­мостью установления правовых основ регулирования публичной нефи­нансовой отчетности, развитием нормативной базы, направленной на широкое внедрение и продвижение нефинансовой отчетности как мировой практики.

Целями законопроекта являются повышение инвестиционной привлекательности, информационной открытости, прозрачности деятель­ности предприятий и организаций, предполагалось, что это будут данные, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения стратегических целей, а также необходимости объединения или разграничения усилий раз­личных секторов общества.

При подготовке законопроекта, в том числе в части определения субъектов, на которых распространяется законопроект, учитывалась имеющаяся международная практика развития публичной нефинансовой отчетности. Публикация нефинансовых отчетов осуществляется боль­шинством транснациональных и крупных национальных компаний, а также рядом государственных и муниципальных организаций во многих странах мира.

Среди событий, влияющих на развитие публичной нефинансовой отчетности в последние годы, следует отметить принятие и введение в действие Европейским союзом директивы по раскрытию нефинансовой информации, действие которой распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках Европейского союза, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятель­ности, включая количество сотрудников. Похожие правовые инициативы реализуются в ряде стран БРИКС, а также в других странах, исполь­зующих публичную нефинансовую отчетность как источник информации о влиянии организаций на окружающую среду и общество. Финансовые рынки все активнее включаются в процесс формирования запроса на нефинансовые показатели. По заказу Всемирной федерации бирж разработаны и выпущены в 2015 году рекомендации для ее членов по использованию нефинансовых показателей в процессе оценки органи­заций, а также критерии такой оценки.

Индексы и рейтинги в сфере устойчивого развития и социальной ответственности, число которых в мире растет, являются еще одним существенным фактором, который способствует развитию публичной нефинансовой отчетности, ориентирует заинтересованные стороны, прежде всего инвесторов, государственные структуры и различные общественные организации, на принятие решений относительно оценки деятельности предприятий. Например, издание Forbes, при определении рейтинга компаний, применяет показатели нефинансовой публичной отчетности, в том числе по следующим показателям: зарплата, условия труда, социальный пакет, внутрикорпоративное обучение, создание рабочих мест, развитие инфраструктуры в регионах присутствия, востре­бованность, забота об экологии и благотворительность.

Однако, Проект федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" [3] не достиг своей цели, то есть не установил общие требования к составлению, утверждению, раскрытию публичной нефинансовой отчетности юридическим лицом. Выбранная терминология не обеспечивает правовое регулирование, так как представлена методом исключения – «нефинансовая». Публичная отчетность в любом случае обеспечивается в известных формах. В частности проект допускает замену нефинансовой отчетности – финансовой – в том числе законо­проект указывает, что выручка (или показатель, аналогичный выручке) и сумма активов бухгалтерского баланса определяются на основании консолидированной финансовой отчетности, а при отсутствии обязан­ности составления такой отчетности – на основании бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

Определения, указанные в законопроекте «расплывчаты», носят отсылочный характер, в том числе: публичная нефинансовая отчетность – совокупность сведений нефинансового характера и показателей, отра­жающих стратегию, цели, подходы к управлению, взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также результаты деятельности органи­зации в части социальной ответственности и устойчивого развития, предупреждения коррупции, включая экономические, социальные, экологические аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи; или другое определение - социальной ответственности, в том числе результатов деятельности на окружающую среду, экономику и общество; или опре­деление понятия «устойчивое развитие» – процесс, обеспечивающий взаимосвязанный инвестиционный, инновационный, технологический, социальный, институциональный и иной рост, рациональное использо­вание ресурсов и согласование такого роста и использования ресурсов с текущими и будущими целями и потребностями; или заинтересованная сторона – лицо или группа, заинтересованные в решениях или резуль­татах деятельности организации [3].

Упущены положения об обязанности исполнения закона для отдельных категорий организаций, однако законопроект предполагает распространение действия на отдельные категории хозяйствующих субъектов: корпорации, государственные компании, унитарные госу­дарственные предприятия и иные хозяйственные общества, тем самым нефинансовая публичная отчетность связывается с публичной финансо­вой отчетностью. Таким образом, законопроект о необходимости уста­новления правовых основ регулирования публичной нефинансовой отчетности, развитием нормативной базы, направленной на широкое внедрение и продвижение публичной финансовой и нефинансовой отчетности, а также гражданско-правовой и социальной ответственности хозяйствующих субъектов в России.

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации ль 30.11.1994 года № 51-ФЗ / [Электронный ресурс] – Режим доступа. –– http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (Дата обращения 20.11.2019).
  2. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ / [Электронный ресурс] – Режим доступа. ––(Дата обращения 20.11.2019).
  3. Проект федерального закона "О публичной нефинансовой отчетности" / [Электронный ресурс] – Режим доступа. https://regulation.gov.ru/p/71422 (Дата обращения 20.11.2019).
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.