Телефон: 8-800-350-22-65
WhatsApp: 8-800-350-22-65
Telegram: sibac
Прием заявок круглосуточно
График работы офиса: с 9.00 до 18.00 Нск (5.00 - 14.00 Мск)

Статья опубликована в рамках: XXVIII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы юриспруденции» (Россия, г. Новосибирск, 20 ноября 2019 г.)

Наука: Юриспруденция

Секция: Право зарубежных стран

Скачать книгу(-и): Сборник статей конференции

Библиографическое описание:
Николаев Б.В. ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ И РЕЛИГИОЗНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В США: МУСУЛЬМАНСКИЙ ФАКТОР // Актуальные проблемы юриспруденции: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 11(27). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 145-148.
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

ВОПРОСЫ РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ И РЕЛИГИОЗНОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ В США: МУСУЛЬМАНСКИЙ ФАКТОР

Николаев Борис Викторович

канд. ист. наук, доц. кафедры «Уголовное право» Пензенского государственного университета,

РФ, г. Пенза

Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ, грант «Государство, право и религия в США: законодательство и правоприменительная практика» 19-011-00559 А

 

АННОТАЦИЯ

Целью исследования является анализ современной государственной политики в США в сфере обеспечения религиозной свободы и равноправия. Исследуются как текущее законодательство США, так и практика Верховного cуда США в этой области. Особое внимание уделяется достаточно новому для США мусульманскому фактору правового регулирования религиозных вопросов и практики его применения. Изучение государственной политики и решений Верховного Суда США позволяет рассмотреть проблематику реализации религиозных прав граждан, их взаимодействие с другими фундаментальными правами, учесть зарубежный опыт в обеспечении таких прав в России.

 

Ключевые слова: религиозная свобода; религия; Верховный Суд США; конституционный принцип равноправия.

 

На всем протяжении развития североамериканской государственности вопросы религиозной свободы и равноправия традиционно рассматривались как важнейшие с точки зрения конституционного законодательства и судебной практики. В сравнении с большинством европейских стран религиозные убеждения выступают основой мировоззрения и социального бытия большинства американцев. Представители различных религиозных групп составляют 86,7 процента голосующих на выборах и 83,3 процента электората современных США. [4] В то же время, согласно исследованиям, происходит значительные изменения американского религиозного ландшафта: всего за семь лет  число американцев, относящих себя к христианам среди взрослого населения, сократилось почти на восемь процентов (с 78,4 процента до 70,6 процента), значительно выросло число  американцев, не относящих себя к какой-либо конфессии (с 16,1 процента  до 22, процента). Растет и число приверженцев нехристианских конфессий, особенно ислама и индуизма. [1] В 2016 г. именно мусульмане составили почти половину (46 процентов) из числа 63 тысяч беженцев. [3]

Несмотря на рост мусульман в структуре населения США, именно к ним, наряду с атеистами [2], в соответствии с данными общественных опросов, американское общество относится наименее терпимо (более четверти населения США), а более трети американцев не допускают брака своих детей с лицами, исповедующими ислам. В своем ежегодном отчете 2017 г. «Эспансия ненависти» Совет по американо-исламским  отношениям отметил значительное (свыше 57 процентов) увеличение случаев, связанных с дискриминацией в отношении мусульман, только в течение одного года. За тот же период на 44 процента увеличилось число преступлений против мусульман на почве ненависти, а за двухлетний период рост таких преступлений составил 584 процента. [9, с.2]

Ведущими раздражающими факторами в отношении мусульман являются национальное происхождение (35 процентов случаев), ношение женщинами закрытых головных уборов (16 процентов), различные виды мусульманских мероприятий (11 процентов), мусульманские имена (восемь процентов), религиозные учреждения (шесть процентов). При этом 62 процента дискриминационных  действий зафиксировано со стороны Федерального бюро расследования, 15 процентов – Администрации транспортной безопасности, 12 процентов  – Пограничной и таможенной службы США, четыре процента – Службы гражданства и иммиграции США. Дискриминационные действия, как правило, осуществлялись по месту жительства (385 случаев или 17 процентов), в школах и колледжах (273 случая или 12 процентов), в коммерческих зданиях (266 случаев или около 12 процентов), на автобусных, железнодорожных станциях, в аэропортах (213 случаев или 10 процентов), на дорогах, улицах (148 случаев или семь процентов). [9, с.6-9]

Данная проблема существенно обострилась после избрания президентом США Д. Трампа, который уже в ходе предвыборной кампании допустил ряд провокационных заявлений в отношении мусульман от утверждения «ислам ненавидит нас» до обещания ввести специальную систему идентификации личности мусульман в США в случае своего избрания на пост президента.

Политический климат и общественное мнение после событий 11 сентября 2001 г. уже были крайне неблагоприятны для мусульманcкого населения США. Масштабная кампания – так называемая «Война с террором» – превратила мусульман, с одной стороны, в «главную экзистенциальную угрозу», а, с другой стороны, «главного козла отпущения» в бессрочной войне с террором. [8] Исследователи отмечают сходный характер непропорционального уголовного преследования мусульман в рамках «Войны против террора» и афроамериканцев в рамках сходной кампании «Войны против наркотиков». [7] При этом исламское население находится в более сложном положении, рискуя в случае новых террористических актов стать объектом масштабных принудительных действий «вплоть до интернирования». [8]

Кульминацией данного процесса стало издание 27 января 2017 г. Д. Трампом Исполнительного приказа № 13769 «Защита нации от въезда иностранных террористов в Соединенные Штаты», который вводил жесткие ограничения на въезд на территорию США гражданам шести мусульманских стран – Ирана, Ирака, Йемена, Ливии, Сирии, Сомали. Радикальные высказывания Д. Трампа во время предвыборной кампании в отношении ограничения исламской иммиграции в США обусловили жесткую общественно-политическую реакцию на изданный приказ, что привело к затяжному судебному разбирательству и смягчению риторики последующих иммиграционных приказов Д. Трампа, наряду с изменением перечня стран, в отношении которых вводились ограничения.

В течение длительного времени практически все судебные случаи затрагивали вопросы защиты прав представителей различных христианских конфессий и сект. В то же время в последние годы появляются прецеденты и защиты других, менее традиционных  для США конфессий (индуизма или ислама). В 2006 г. Американский союз гражданских свобод инициировал иск относительно исключения из команды Университета штата Нью-Мексико студентов в связи с их мусульманским вероисповеданием [5, с.A37]. Активизируют деятельность и мусульманские общественные организации, наиболее влиятельной из которых является  Совет по исламскому образованию [6, с.268-272].

Важной в этой связи является позиция Верховного Суда США, имеющего  длительную практику рассмотрения дел  религиозного характера [10]. В деле Комиссия по обеспечению равных возможностей при трудоустройстве против Аберкромби энд Фитч Сторез Суд подавляющим большинством поддержал идею защиты от религиозной дискриминации в вопросах трудоустройства. Суд первого звена удовлетворил иск мусульманской девушки (Саманта Элауф,17 лет), которая была уволена в 2008 г. из магазина одежды торгового центра в г. Тузла в связи с ношением головного платка как атрибута религиозной веры, присудив ей компенсацию в размере 20 тысяч долл.  Однако данное решение было пересмотрено Апелляционным судом в пользу работодателя на том основании, что истец не информировал работодателя с определенностью о религиозном характере своих требований к головному убору. По мнению Суда,  Закон о гражданских правах 1964 г. применим даже при отсутствии прямого уведомления работника при наличии дискриминационной практики компании.

 

Список литературы:

  1. America’s Changing Religious Landscape, May 12, 2015 [http://www.pewforum.org/2015/05/12/americas-changing-religious-landscape, accessed on 25.07.2016]
  2. Cohen, C. L., Numbers, R. L. (ed.) (2013) Gods in America: religious pluralism in the United States. Oxford: Oxford university press, p. 50-51
  3. Connor, Ph. Nearly half of refugees entering the U.S. this year are Muslim, August 16, 2016 [http://www.pewresearch.org/fact-tank/2016/08/16/nearly-half-of-refugees-entering-the-u-s-this-year-are-muslim]
  4. Fowler, R.B. (2014) Religion and politics in America: faith, culture, and strategic choices. Boulder, Colorado: Westview press, p. 83
  5. Henig S. Muslim Former Players Sue New Mexico State University // Chronicle of Higher Education. – N. Y., 2006. – Vol. 53. – 3. – September 8. – A 37.
  6. Nation of Religion: the politics of pluralism in multireligious America. – Chapel Hill: The University of North CarolinaPress, 2006. – P. 268-272
  7. Saamer Ahmed Is History Repeating Itself? Sentencing Young American Muslims in the War on Terror // Yale Law Journal. 2017. Vol. 126. P.1520-1576
  8. Sahar F. Aziz A Muslim Registry: The Precursor to Internment? BYU Law Review.Vol. 2017. № 4. P. 782
  9. The Empowerment of Hate. Civil Rights Report 2017. Wash.: Council on American-Islamic Relations, 2017. 36 p.
  10. Емелин М.Ю. Свобода вероисповедания в решении Верховного Суда США. Рейнольдс против Соединенных Штатов // Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение: материалы Юбилейной Х-й Международной научно-практической конференции, посвященной 170-летию со дня рождения С.Ю. Витте. Апрель, 2019 г. / Под ред. О.С. Кошевого. – Филиал ЧОУВО «Московский университет им. С.Ю. Витте» в г. Пензе. – С. 25-29
Проголосовать за статью
Дипломы участников
У данной статьи нет
дипломов

Оставить комментарий

Форма обратной связи о взаимодействии с сайтом
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.